Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является маркетинговый анализ рынка кондитерских изделий в России
В задачи курсовой работы входит:
рассмотреть понятие, цели, задачи маркетингового изучения рынка
провести анализ рынка кондитерских изделий в России
исследовать и проанализировать результаты анализа поведения потребителей на рынке кондитерских изделий в г.Барнауле
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы маркетингового анализа
1.1 Маркетинговое изучение рынка: понятие, цели, задачи…………………...5
1.2 Методы и виды анализа рынка……………………………………………….7
2 Маркетинговый анализ рынка кондитерских изделий
2.1 Структура и общие тенденции рынка кондитерских изделий……………..11
2.2 Анализ рынка кондитерских изделий в России……………………………18
3 Анализ поведения потребителей на рынке кондитерских изделий в г.Барнауле………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложение А …………………………………………………………………...37
2 Маркетинговый анализ рынка кондитерских изделий
2.1 Структура и общие тенденции рынка кондитерских изделий
В целом ассортимент кондитерских изделий можно разделить на три группы:
Далее дадим характеристику и рассмотрим общи тенденции рынка мучных кондитерских изделий.
Мучные кондитерские изделия – одни из немногих товаров на рынке продуктов питания и напитков, основным каналом продаж которых до сих пор остается традиционная торговля, где очень низок уровень концентрации и потребители отдают предпочтение продукции местных, региональных производителей.
Рынок мучных кондитерских изделий отличается предельно низкой концентрацией — одной из самых низких на российском рынке продуктов питания и напитков. И существенных подвижек к укрупнению и увеличению концентрации этого рынка, по мнению эксперта, нет. Объясняется это тем, что на рынке работает большое количество производителей. Причем данной категории присуща "локальность", то есть в каждом регионе или отдельном городе есть пул своих сильных производителей, чья продукция пользуется спросом в данном регионе.
Существует тенденция перехода к более премиальному продукту в категории мучных кондитерских изделий. Премиальный сегмент в настоящее время — наиболее быстро растущий и в Московском регионе и в ряде других регионов России и наиболее перспективный. Торты, кексы и рулеты составляют своеобразный "премиальный" сегмент рынка мучных кондитерских изделий, и развивается он по тем же законам, что и другие высококонкурентные рынки кондитерской отрасли, например, сегмент шоколадных изделий. Причем, основной объем продаж этих продуктов в настоящее время приходится на крупные города. С ростом благосостояния россияне стали более требовательны к продуктам: сегодня потребителя интересует качество, а уже потом цена
Тенденции рынка говорят о росте популярности среди потребителей более дорогих и качественных продуктов
Эксперты видят необходимость в постоянном расширении ассортимента производителями. Традиционные виды печенья составляют основу спектра продуктов, однако постоянно разрабатываются новые виды печенья и упаковки в соответствии с потребительскими запросами. Каждый год компания KelsenBisca выводит на рынок новую продукцию. Осенью появятся французские вафли – слоеное печенье с прослойкой", — комментирует ситуацию
Как показывают данные исследования TNS Gallup Media, наиболее узнаваемой является продукция компании "Большевик". Такие торговые марки как "Причуда" и "Торнадо" — абсолютные лидеры по узнаваемости кексов, рулетов, круассанов среди россиян старше 16 лет (данные за первую половину 2011 года), их знает 49,3 и 41,7% потребителей соответственно. Кексы "Юбилейный" также пользуются популярностью – знает 27,2% потребителей. Хорошая узнаваемость в категории кексов, круассанов и рулетов у круассанов 7 Days (компания Chipita) – 34,1%, у рулетов "Русский бисквит" (29,6%) и у рулетов Dan Cake (23,3%). В сегментах печенье, бисквиты и крекеры лидируют "Юбилейное" (55,9%) и "Причуда" (50,4%). Высокую узнаваемость имеет продукция "Слад&Ко" (31,4%) и Choco-Pie (30,3%). Dan Cake в категории печенье, бисквиты и крекеры знают 16,6% потребителей, Bisca – 6,2%.
В целом рынок мучных кондитерских изделий стабилен и показывает умеренные темпы роста по всем сегментам. По данным Nielsen, объемы продаж выпечки в натуральном выражении выросли в 2006 году (период февраль 2011 года – январь 2010года) на 5% по сравнению с предыдущим годом (февраль 2009 года – январь 2008 года), с 441 192 до 463 902 тыс. кг (здесь и далее – данные по городской национальной России, города с населением более 10 тыс. человек). Рост сладкого печенья и вафель (включая вафельные продукты) за данный период составил 6%, с 236 303 тыс. кг до 250 890 тыс. кг и с 69 483 тыс. кг до 73 901 тыс. кг соответственно. Мягкую выпечку стали покупать на 2% больше, чем в предыдущем году (с 54 469 тыс. кг до 55 561 тыс. кг), пряники – на 1% (с 70 847 тыс. кг до 71 838 тыс. кг).
И, судя по тенденциям, теперь рынок будет развиваться скорее качественно, чем количественно.
Ниже приведем краткий обзор рынка сахаристых кондитерских изделий.
В первой половине 2010 года ситуация на рынке сахаристых кондитерских изделий развивалась под влиянием тенденций, характерных для отрасли в течение последних нескольких лет. Обостряется конкурентная борьба между основными игроками, постепенно изменяется структура потребления кондитерской продукции, что в совокупности приводит производителей к необходимости активизировать действия, направленные на повышение конкурентоспособности. Основными игроками отечественного рынка сахаристых кондитерских изделий к настоящему моменту являются 6 компаний, которые, по данным агентства «Бизнес Аналитика», занимают в общей сложности 3/4 российского рынка шоколадных плиток и карамели. В составе этой шестерки 2 российские компании – холдинг «Объединенные кондитеры» и компания «СладКо», а также 4 зарубежные – Nestle, Kraft Foods, Mars, Dirol Cadbury.
Среди основных факторов, определяющих поведение игроков рынка, прежде всего следует отметить постепенное насыщение рынка шоколадных изделий и продукции из сахара, что находит отражение в предоставляемых производителями статистических показателях. По данным РБК, темпы роста объемов производства кондитерских изделий в последние годы стабильно снижаются на 2–3%: в прошлом году они составили 3–4%.
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что в России уровень личного потребления изделий из шоколада приближается к максимальной отметке в своем объемном выражении. Для изменения ситуации в лучшую сторону необходимо проведение комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на пропаганду потребления шоколадных изделий. Такого рода мероприятия могут существенно повлиять на предпочтения потребителей и привести к качественному скачку уровня потребления в сегменте. В 1996 году в Японии скоординированные маркетинговые действия производителей шоколадной продукции привели к росту потребления этого продукта на 27% по сравнению с предыдущим годом.
На рынок оказывает влияние
хотя и невысокий в абсолютных
цифрах, но стабильный рост доходов
населения, который приводит к постепенному
изменению структуры
Среди факторов, определяющих ценовую политику всех без исключения производителей сахаристых кондитерских изделий, важнейшим является рост мировых цен на какао-бобы – основное сырье шоколадного производства. Причиной 20%-го скачка цен за последние полгода стала нестабильная политическая ситуация в двух африканских странах – Кот д’Ивуар и Гане, крупнейших мировых экспортерах какао-бобов. Повышение цен на конечную продукцию коснулось всех потребителей шоколада и составило в среднем от 5 до 15%, однако не оказало существенного влияния ни на уровень потребления, ни на позиции основных производителей на рынке.
Рассмотренные факторы в целом позволяют сделать вывод об относительно высоком уровне стабильности рынка, при котором маловероятны резкие изменения, как с точки зрения потребления, так и с точки зрения производства. Желаемая позитивная динамика производства и продаж для основных игроков связывается, прежде всего, с осуществлением проектов, направленных на качественные изменения как в структуре производства, так и в стратегии маркетинговых коммуникаций. Такие изменения требуют соответствующих ресурсов, финансовых и технологических, борьба за которые становится содержанием рыночной политики, проводимой различными компаниями.
И в окончании этой части курсовой работы мы рассмотрим шоколадную группу рынка кондитерских изделий
В современном мире развитие технологий в изготовлении шоколада приводит все к более новым и разнообразным вкусам и видам.
В России производство шоколада и шоколадных изделий в 2009 году составило 232 тыс. тонн, снизившись в 2010 году на 1,4% до 229 тыс. тонн.
В 2011 году общий объем производства шоколада и кондитерских сахаристых изделий составил 1 411 тыс. тонн.
Основным отечественный
Так по официальным данным концерна «Бабаевский», в 2011 году предприятием было произведено 14,3 тыс. тонн шоколада, а также 25,3 тыс. тонн конфет. При этом по сравнению с 2008 годом снижение составило соответственно 17% и 20,7%.
ОАО «Красный Октябрь» в 2010 году произвел 6,47 тыс. тонн шоколада, при этом объемы снизились относительно 2009 года незначительно, всего на 0,2%, выпуск же предприятием конфет наоборот вырос практически на 5%, составив, по данным фабрики, 30 685 тонн.
Конкуренцию отечественным производителям на рынке также составляют и зарубежные компании, такие как Mars Inc., Kraft Foods, Nestle.
Маrs Incorporated является частной семейной фирмой, основанной в 1911 году. В структуру компании входит 135 предприятия в 68 странах мира. Общемировой объем продаж более компании составляет более $ 28 миллиардов в год.
Объемы продаж в мире компании Kraft Foods Inc., в состав которой входит «Крафт Фудс Рус», свыше 42 миллиардов долларов США. Kraft Foods является участником рынка в 155 странах мира.
Nestle также входит в список мировых производителей. В составе группы 456 производств в 84 странах мира. В 2010 году общий объем продаж корпорации «Nestle» составил 108 миллиардов швейцарских франков, а чистая прибыль - 15,7 миллиардов швейцарских франков.
Сегмент шоколадных батончиков и пакетированных шоколадных конфет довольно активно развивался в течение нескольких последних лет благодаря позиционированию этой продукции именно в качестве снеков, а не шоколадных сладостей. В 2010 году продажи штучных шоколадных снеков выросли на 14% в стоимостном выражении и достигли 20,2 млрд рублей. Этот вид шоколадных изделий широко рекламируется и хорошо представлен в рознице.
Российский рынок шоколада сильно консолидирован - в 2009 году 3 ведущих игрока контролировали 42% розничных продаж шоколадных кондитерских изделий в стоимостном выражении. Это достаточно высокий показатель по сравнению со средним уровнем концентрации 38%, характерным для Западной Европы.
Следует отметить, что в сегменте шоколадных конфет в коробках ожидаются наиболее высокие темпы роста - в период с 2010 по 2012 годы розничные продажи ежегодно будут увеличиваться на 7,2% в стоимостном выражении. Более высокие темпы роста в этом сегменте будут определяться растущей покупательной способностью средне- и высокодоходных групп потребителей в крупных городах, а также общей тенденцией премиумизации потребительских предпочтений, характерном для всех потребительских рынков России.
В последнее время российский рынок стал очень привлекательным для инвестиций. Растет активность и российских и иностранных производителей. «Россия является очень важным рынком для нас, – говорит Ежи Остапчук. – Как правило, в странах с более суровым климатом и более высоким уровнем доходов потребление шоколада выше, чем в менее богатых странах с жарким климатом. В России есть обе предпосылки для этого: и холодный климат – за исключением этого лета, и развитие среднего класса, который может позволить тратить больше денег на удовольствия и деликатесы». Потребление шоколада в России сейчас составляет 4,4 кг на душу населения в год. Для сравнения, в 2001 году - 2,9 кг. «Это даже больше, чем во Франции, которая традиционно считается страной любителей шоколада, – замечает эксперт. – По прогнозам аналитического агентства Euromonitor, к 2011 году потребление шоколада в России достигнет 5,8 кг».
2.2 Анализ рынка кондитерских изделий в России
По оценке экспертов, в среднем производство печенья в России растет на 1 - 1,5 процента в год. В 2010 году в РФ было произведено более 590 тыс. тонн печенья, что на 1, 38% больше в сравнении с 2009 годом. Затяжного печенья в 2010 было выпущено 7,52% от общего объема печенья, галет и крекеров – 16,25%, в 2009 г. – 7% и 16,14% соответственно. Всего в первом полугодии 2010 года было произведено чуть менее 400 тыс. тонн.
Производство печенья и
По данным ID-Marketing в 2010 году было экспортировано из России более 32 тыс. тонн печенья. При этом в I квартале 2011 года экспорт печенья сократился на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
По оценке ID-Marketing, импорт печенья в Россию превосходит его экспорт в 1,5 раза. В 2010 году его объем составил более 47 тыс. тонн. В I квартале 2011 года экспорт печенья вырос на 7,7% по сравнению с I кварталом 2009 года.
Страны – поставщики печенья в Россию в 2010 – I квартале 2011 гг.
Крупнейшим производителем печенья, импортируемого в Россию, является ЗАО "ПО "Конти". Производственной объединение "Конти" – один из крупных производителей кондитерских изделий в Украине. Оно входит в тройку лидеров отрасли и занимает долю в производстве 14%..