Характеристики товара, определяющие потребительский выбор

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому задачей этой курсовой работы является получение необходимых теоретических данных для изучения характеристик и параметров производимой продукции, которые интересуют потребителя, анализ аналогичной продукции конкурентов, характеристика положения товара на рынке.

В процессе работы, для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:

1. Рассмотреть понятие товара в маркетинге.

2. Определить характеристики товара, определяющие потребительский выбор.

3. Провести исследование характеристик выбранного товара.

4. Сделать вывод проведенного исследования.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

1.        широтой (числом ассортиментных групп);

2.        насыщенностью (общим количеством товарных единиц во всех ассортиментных группах);

3.        гармоничностью (степенью близости различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения).

Таким образом, понятия ассортимента и товарной номенклатуры близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров. Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь иное назначение — для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения.

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей.

По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.

Промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Промышленный ассортимент товаров разных организаций-изготовителей, в том числе и предприятий общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России.

Торговый ассортимент — это набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп видов, разновидностей, марок, типов, наименований.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

Простой ассортимент — это набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.

Сложный ассортимент — это набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.

Групповой ассортимент — это набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.

Видовой ассортимент — это набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента. Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных.

Развернутый ассортимент — это набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим.

Под укрупненным ассортиментом подразумевают ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров. Совокупностями, по которым объединяются товары, являются: классы товаров, группа, вид товаров;

Под структурой ассортимента товаров понимают соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе. Как правило, для наглядности структура ассортимента выражается в процентах. Так, видовой ассортимент является составной частью группового ассортимента.

Сопутствующий ассортимент – это набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.

Смешанный ассортимент – это набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.

По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент – это набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.

Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и других особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменения рационального ассортимента. Например, достижения научно-технического прогресса стимулируют разработку новых товаров и формируют новые потребности. Это отчетливо, проявляется при формировании рационального ассортимента современных видов отделки.

Оптимальный ассортимент – это набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

В этой связи следует отметить, что рациональный и оптимальный ассортимент характеризуют в основном его качественную сторону.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.

Реальный ассортимент – это действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент – это набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент – это перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.

 

2.2 Качественная характеристика товара

Качественная характеристика товаров – это совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности [7, c. 273].

Данная характеристика тесно связана с ассортиментной, так как им обеим присуще общее потребительское свойство – назначение. Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность

Нарушение установленных обязательных требований по безопасности и экологичности  приводит к тому, что все остальные характеристики товара  утрачивают для потребителя смысл, даже в случае, если они являются желаемыми.

Таким образом, качественная характеристика товаров имеет решающее значение для потребительских предпочтений.

Принимая решение о покупке продукта, потребитель обычно учитывает множество его свойств. Это могут быть материальные, физические свойства, а также свойства, связанные с его обслуживанием.

Подсчитано, что промышленная продукция имеет до восьми категорий качества: эксплуатационные характеристики, особые специфические свойства, надежность, соответствие качества изделия техническим требованиям, срок службы, удобство обслуживания, эстетичность и воспринимаемые (осязаемые) качества. В свою очередь, в индустрии обслуживания выявлено десять категорий: надежность, реакция, компетенция, доступность, вежливость, коммуникабельность, обоснованность доверия, безопасность, понимание клиента и материальный элемент. Примером материального элемента обслуживания является абонементная карточка или счет-фактура, которые используются данной сервисной службой.

Использование качественных характеристик продукта является особенностью широко используемого метода функции качества, который позволяет оптимизировать разработку нового продукта и модернизацию существующей продукции. Метод функции качества состоит в переводе качественных характеристик продукта (обозначаемых в данном методе как требуемые покупателями характеристики качества) в характеристики процесса производства и последовательность необходимой модернизации [8, c. 398].

В результате анализа требуемых покупателями характеристик качества производится отбор некоторых из них для проведения модернизации производства исходя из покупательского рейтинга, возможностей сбыта или возможностей копирования конкурирующего продукта.

Качественные характеристики продукта — это нечто большее, чем только физические или потребительские свойства. Чтобы учесть все аспекты, полезно расширить концепцию продукта, включив в нее все возможные качественные характеристики продукта — например, доступность и репутацию торговой марки. Доступность продукта может существенно повлиять на спрос: если продукт недоступен или имеются трудности с его приобретением, сбыт сокращается. В то же время расходы на сбыт, включая хранение необходимых запасов на складе, проценты на омертвленный капитал в виде товарно-материальных запасов, т.е. все виды расходов на ожидание продаж часто составляют существенную долю себестоимости и продажной цены.

 

2.3 Количественная характеристика товара

Количественная характеристика также относится к одной из основополагающих.

При ее определении следует различать следующие количественные градации: единичные экземпляры и их совокупность - товарные партии, комплексные упаковочные единицы и комплекты товаров.

Единичный экземпляр – это отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами.

Разные экземпляры с определенной степенью достоверности должен иметь одинаковые свойства. В качестве единичных экземпляров товара могут выступать промышленные изделия (автобус, бутылка вина, головка сыра), либо биологические объекты (яйцо, рыба), а также упаковочные единицы, товарная масса в которых характеризуется монолитностью и целостностью (блок сливочного масла, бутылка вина, банка с краской) [4, c. 167].

К единичным экземплярам не относятся упаковочные единицы, состоящих из отдельных изделий (ящик или пачка печенья, ящик гвоздей), так как они сами являются комплексными упаковочными единицами. Комплексная упаковочная единица – это совокупность единичных экземпляров одинаковых товаров, объединенных общностью упаковки. Такая единица отличается от товарной партии лишь меньшими размерами, чаще служит объектом мелкооптовой торговли.

Товарная партия – это совокупность единичных экземпляров товаров, или комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку.

В качестве признака объединения может выступать:

1) единая смена выработки;

2) наличие одного сопроводительного документа.

Все товары и единичные экземпляры, товарные партии имеют общие и специфические характеристики.

Общими характеристиками являются масса, длина, температура, объем, теплопроводность, теплоемкость.

Специфические характеристики – это объемная масса, прочность, твердость.

Физические свойства также бывают общими и специфическими. Общие физические свойства – это:

1) масса (количество товаров в определенном объеме в кг, гр). Различают абсолютную массу (индивидуальна для каждого единичного экземпляра) и среднюю массу (количество штук, для единичного экземпляра);

2) длина (показатель качества отдельных товаров);

3) объем (величина, характеристика для жидких товаров);

4) температура (зависит от температур окружающей среды);

5) теплоемкость (количество тепла, необходимое для повышения температур в объекте определенной массы). Теплоемкость зависит от хим. состава и температур;

6) теплопроводность (количество тепла, которое проходит через массу объекта определенной толщины).

Предполагается, что все товары в товарной партии как части целого обладают одинаковыми свойствами. Однако, даже имея в виду партию промышленных изделий с гарантированным качеством, можно говорить лишь об идентичности свойств отдельных экземпляров одного наименования, произведенного на одном и том же предприятии. Частные различия между ними обусловлены неоднородностью природного сырья, а так же рядом производственных факторов (степенью механизации и автоматизации технологических процессов, квалификацией персонала, качеством труда). Такая неоднородность требует установления определенного допустимого диапазона количественных характеристик. Еще сложнее обстоит дело с товарной партией, состоящей из природных объектов; биологических или минеральных. Степень неоднородности единичных экземпляров товаров в такой партии возрастает многократно, поскольку в природе не бывает двух совершенно одинаковых объектов [6, c. 30].

 

2.4 Стоимостная характеристика товара

Стоимостная характеристика товаров характеризует взаимосвязь остальных характеристик со стоимостью. Все характеристики товара непосредственно связаны со стоимостью, однако характер этих связей неодинаков. Наиболее выражена прямая пропорциональная зависимость между количественными и стоимостными характеристиками. Это обусловлено тем, что цена   как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара [6, c. 20].

Любые товары имеют меновую и потребительскую стоимости.

Информация о работе Характеристики товара, определяющие потребительский выбор