Государство и неправительственные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Во взаимоотношениях государства и неправительственными организациями отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования неправительственных организаций.
Сущность неправительственных организаций……………........................6
1.2. Исследование международных неправительственных организаций….8
ГЛАВА 2. Анализ состояния неправительственных организаций в России.
2.1. Становление неправительственных организаций в России…………......14
2.2. Взаимосвязь государства и общественных объединений ……………….18
2.3. Правовое регулирование деятельности общественных
объединений…………………………………………………………………...23
ГЛАВА 3. Совершенствование взаимодействия неправительственных организаций и государства в России.
3.1. Проблемы во взаимодействии неправительственных организаций и
государства…………..…………………………………………………………..28
3.2. Меры для взаимодействия неправительственных организаций и
государства…………………………………………………………………….. 32
Заключение……………………………………………………………………...36
Список используемых источников и литературы..............

Файлы: 1 файл

ЗАРИНА Курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     Как отмечают некоторые исследователи, «тенденция развития международного сотрудничества по негосударственной линии наметилась еще в глубокой древности, хотя в ту пору оно и имело весьма ограниченные масштабы: определялись места традиционных торговых ярмарок, происходили встречи ученых и т.д.». Как следствие, возрастающие потребности в международном общении привели к тому, что количество неправительственных контактов множилось, а формы их усложнялись и видоизменялись [6;с.34].

     Распространенной  формой неправительственного сотрудничества закономерно считаются конгрессы и конференции, которые и являются не только предысторией создания международных неправительственных организаций, но и широко используются в нынешней практике МНПО. Несмотря на то, что точные сведения о первых международных встречах такого характера не дошли до нас, однако некоторые документальные свидетельства, которые относятся к более позднему периоду, имеются. Так, первым конгрессом, документально подтвержденным, был встречей медиков, которая состоялась в Риме с 10 марта 1681 года по 8 июля 1681 года и собрала 46 ученых из разных стран.

     По  мнению же западных авторов, причины  возникновения международных неправительственных  организаций коренятся в частной  инициативе выдающихся личностей, которые  «прониклись духом времени». Бельгийский исследователь Л. Вернье писал: «В большей степени, чем дипломаты и другие правительственные чиновники, определенную потребность своего времени чувствовали люди, хотя и не имевшие на то каких-либо официальных мандатов или полномочий, но посвятившие себя созданию международных неправительственных ассоциаций. Это происходило с самых различных областях: научной, экономической, культурной и филантропической» [7;с.36].

     Развитие таких организаций происходило в контексте и под воздействием развития промышленной революции, углубления международного разделения труда, расширения сферы международных отношений и усовершенствования средств связи и коммуникации.

     Интересен вопрос о периодизации исторической эволюции международных неправительственных  организаций. Как правило, большинство авторов выделяет следующие этапы: процесс становления МНПО (с середины XIX века до начала первой мировой войны); возрождение МНПО с процессом становления Лиги Наций и кризис всех организаций (межвоенный период 1919-1939 гг.); так называемый «ренессанс» международных неправительственных организаций и их скачкообразное развитие (период после второй мировой войны и до настоящего времени).

     В процессе становления и развития МНПО выкристаллизовывались основные формы их деятельности, среди которых назовем международные встречи, публикацию отчетов и материалов о своих организациях, информационные материалы по различным вопросам деятельности, всемирные выставки, правовую экспертизу и другие.

     Анализируя  научную литературу, можно выделить определенные причины увеличению числа МНПО и изменению их роли в мире: появление новых глобальных проблем, для решения которых уже недостаточно возможностей государств и международных межправительственных организаций; многообразие возникших связей между народами, которые для своего адекватного выражения нуждаются в новых международных институтах; усиление демократических процессов в сфере внутренних и международных отношений государств, проявлением которых является желание сделать общество более открытым и демократичным.

     Другие  исследователи среди таких причин увеличения числа международных  неправительственных организаций  и тенденции их дальнейшего роста, называют:

     - трансформацию в сфере национальных интересов государств (переход от государственных интересов, суверенитета к общечеловеческим ценностям, таким как права человека, здравоохранение и защита окружающей среды;

     - возрастающее желание отдельных индивидуумов во всем мире увеличить контроль над процессами принятия решений в вопросах, которые затрагивают их жизненные интересы;

     - расширение возможностей трансграничных связей и деятельности общественности разных стран, а также возможностей технологического прогресса.

     Еще одним немаловажным фактором, влияющим на развитие современных международных  неправительственных организаций, является та роль, которую такие организации оказывают на мировые политические процессы. Это выражается, в том числе и в том, что Генеральная Ассамблея ООН нередко обращалась и обращается к МНПО с призывом содействовать усилиям ООН и ее государств-членов, направленным на разрешение разнообразных задач в политической области. Эта роль заключается в том, что «МНПО активно воздействуют на происходящие в мире процессы в качестве выразителей мирового общественно мнения».

     Уже сейчас известны достоинства, присущие НПО в системе международных отношений. Перечислим некоторые из них:

  • через НПО лучше оказывается помощь в тех областях, где невозможно применить рыночные механизмы. Помощь, например, стран-членов ОЭСР, оказываемая через НПО, за период с 1975 по 1999 гг. в процентном отношении выросла с 0,7 до 5,0% и составила в сумме 2,3 млрд. долл. США;
  • процедура оказания помощи со стороны НПО менее бюрократична, чем аналогичная процедура правительственных учреждений или межправительственных организаций, которая к тому же нередко характеризуется высокой политизированностью;
  • НПО выступают в качестве нового механизма, в противовес государственной власти, в демократизации общества, в деле защиты прав человека, открывая двери для широкого участия масс и способствуя плюрализму в обществе. Это привело, в частности, к созданию Всемирного союза за гражданское участие;
  • НПО являются лучшим средством мобилизации общества, однако степень мобилизации напрямую зависит от того, насколько деятельность НПО нацелена на демократизацию данного общества.

   Рост  влияния НПО в международных  отношениях чаще всего связывают  с окончанием «холодной войны». Это  действительно так, хотя и не является единственной причиной такого роста. В  этом большую роль сыграли и другие факторы. Во-первых, НПО являются альтернативой правительствам в решении сложных проблем (по сути, эти организации частные, однако по целям — публичные); во-вторых, НПО действуют более гласно (Интернет, электронная почта); и, в-третьих, в финансовом отношении они укрепились и стали работать более профессионально.

     Вопрос  об определении понятия «международной неправительственной организации» до сих пор активно обсуждается  в научной литературе. Сложности  выработки единого понятия «неправительственной организации» сопряжены с рядом факторов. Во-первых, в группу неправительственных организаций входят слишком разнообразные международные организации. Это не только организации, занимающиеся общественной деятельностью, но и такие организации, которые занимаются специальными вопросами. Во-вторых, национальные законодательства по-разному и неоднозначно определяют это явление, да и по-разному называют по сути одно и то же явление, не говоря уже о неоднозначном определении его правового статуса и правосубъектности.

     Отсутствие общепринятого понятия затрудняло долгие десятилетия введение этого термина в научный оборот. При этом в кругах самих международных неправительственных организаций, в их документах и информационных материалах этот термин прочно присутствует. Он также содержится в резолюциях и конвенциях международных межправительственных организаций.

     Таким образом, вопросы реализации права на объединение, правового регулирования и статуса общественных объединений актуальны не только с точки зрения национальных законодательств, но и принятых международно-правовых документов. Сравнительное исследование внутригосударственного и международно-правового содержания права на объединение позволяет правильно оценивать тенденции развития общественно-политической системы общества, воплощение демократических институтов.

     Мировая история наглядно показывает возрастающее значение общественных объединений, оказывающих  серьезное воздействие не только на внутреннюю и внешнюю политику государства, но и в целом на международные  отношения. Многие международно-правовые акты закрепили и тем самым признали важную роль общественных объединений в защите прав человека, в гуманитарной деятельности на национальном, региональном и международном уровнях и подчеркнули важность сотрудничества между правительствами и общественными объединениями. 
 
 
 
 
 

 

     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

     2.1. Становление неправительственных  организаций в  России

     В России термин неправительственные  организации (НПО) не получил широкого распространения и не вошел в  законодательную практику. В основном этим термином пользуются общественные объединения западного происхождения, занимающиеся правами человека и экологией. В отечественном лексиконе принято называть добровольные союзы граждан общественными или некоммерческими организациями и объединениями.

     Право на объединение закреплялось в Основном законе страны и ранее, Конституция  СССР 1977 г. определяла роль общественных организаций как важной составной части политической системы [8;с.62].

     Однако, в государстве, где существовала лишь одна правящая Коммунистическая партия о фактическом соблюдении права на объединение не приходится. В стране с одной правящей партией не нужны были равные ей по статусу, способные противостоять оппозиционные объединения. Поэтому не осуществлялось законодательной регламентации порядка их образования. Все общественные объединения в значительной мере были огосударствлены, действовали под руководством КПСС без какой-либо законодательной основы, руководствуясь лишь своими уставами.

     Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст.30 Конституции РФ) [9].

     На  сегодня в Российской Федерации  зарегистрировано несколько тысяч  общественных объединений, с помощью  которых граждане, выражают и осуществляют свои законные интересы: политические, экономические, хозяйственные, культурные и иные. Основа правового статуса общественных объединений закреплена Конституцией Российской Федерации. Более развернутая правовая регламентация общественных объединений содержится в Федеральном законе «Об общественных объединениях», также существуют специальные законы об отдельных видах общественных объединений.

     В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения  могут создаваться в одной  из следующих организационно-правовых форм [10]:

     - общественная организация;

     - общественное движение;

     - общественный фонд;

     - общественное учреждение;

     - орган общественной самодеятельности.

     Самостоятельным видом общественных объединений, требующим  отдельной регламентации в силу своей значимости, являются политические общественные объединения. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

     Общественной  организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное  на основе совместной деятельности для  защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 ФЗ «Об общественных объединениях»).

     Общественным  движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно  полезные цели, поддерживаемые участниками  общественного движения (ст. 9 ФЗ «Об общественных объединениях»).

     Общественный  фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее  членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (ст. 10 ФЗ «Об общественных объединениях»).

     Общественным  учреждением является не имеющее  членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ст. 11 ФЗ «Об общественных объединениях»).

     Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 ФЗ «Об общественных объединениях») [10].

Информация о работе Государство и неправительственные организации