Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:10, реферат
Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от французского franchir, которое значит "освобождать". Сегодня оно имеет несколько разных значений в зависимости от отрасли. Некоторые даже называют франчайзинг отраслью самой по себе, будь то товар или услуга. Однако, типичная франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем - который позволяет покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) продавать товар или услугу продавца (франшизера, франшизодателя). Международная франшизная ассоциация (international franchise association) дает следующее определение:
Введение
1.Понятия франчайзинга
1.1 Виды франчайзинга в торговле
2. Франчайзинг как особая форма организации бизнеса
3. Формы международной предпринимательской деятельности. Мотивация, процедура и этапы создания СП в международном бизнесе
4. Формы международной предпринимательской деятельности
5. Профессиональная культура предпринимательской деятельности. Предприниматель как определяющая фигура в бизнесе
Список литературы
Содержание
Введение
1.Понятия франчайзинга
1.1 Виды франчайзинга в торговле
2. Франчайзинг как особая форма
организации бизнеса
3. Формы международной предпринимательской
деятельности. Мотивация, процедура и
этапы создания СП в международном бизнесе
4. Формы международной предпринимательской
деятельности
5. Профессиональная культура предпринимательской
деятельности. Предприниматель как определяющая
фигура в бизнесе
Список литературы
Введение
Слово франчайзинг (
Франшиза представляет собой непрерывное взаимоотношение между франшизером и франчайзи, при котором все знания, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов. (3) Франчайзи получает таким образом готовое предприятие. И именно в этом главная привлекательность франчайзинга. Франчайзи не нужно создавать предприятие шаг за шагом, как должен это делать предприниматель, начинающий с нуля. И, вероятно, оно будет точной копией всех остальных предприятий во франшизной цепи. (7)
Мерчендайзинг - новое и популярное в настоящее время слово. Очень часто в крупных магазинах можно наблюдать промо-акции - мерчендайзеры компаний-производителей и поставщиков товаров, проводя специальные семинары, в лучших профессиональных изданиях публикуются статьи о мерчендайзинге тех или иных товарных групп.
Мерчендайзинг продукции так же важен, как разработка бренда товара, наружная реклама или проведение рекламных акций.
Раньше считалось, что покупателя в момент посещения магазина можно спровоцировать на покупку ограниченной группы товаров. Чаще всего имелось в виду парфюмерия, косметика и ряд других... Усиливающаяся конкуренция расширяет в наше время приемы мерчандайзинга на другие области рынка потребительских и промышленных товаров. На помощь приходят психологи, утверждающие, что привлечь внимание покупателя или изменить его отношение к товару, можно не затрачивая огромные средства на рекламы. Того же эффекта можно достигнуть путем создания условий, подталкивающих человека к совершению покупки в тот момент, когда тот непосредственно стоит напротив товара. Чаще всего окончательное решение принимается в самом магазине или бутике, а не за его порогом.
И инструменты мерчандайзинга должны стать последним аргументом для покупателя в пользу той или иной покупки.
Дав небольшое представление, что же такое франчайзинг и мерчендайзинг я перейду к основной части моей работы, в которой основной целью будет дать полное представление об этих понятиях и показать важность франчайзинга и мерчендайзинга в осуществлении коммерческой деятельности. (
1. Понятие франчайзинга
Франчайзинг это форма видения бизнеса при которой одна компания (франчайзор) представляет другой компании (франчайзи) проверенную и успешную бизнес-идею, поддержку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу. Компании-франчайзоры предлагают проверенные и испытанные "рецепты бизнесы", которые можно многократно применять в различных регионах. При этом у компании-франчайзи есть возможность начать новый бизнес, избежав большинства ошибок и сократить путь, по которому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело.
При этом франчайзинг - это действительно минимальные риски для обеих сторон. Франчайзор не вкладывает в развитие сети собственные средства, а значит, не рискует деньгами. Поэтому даже очень крупные компании предпочитают выходить на региональные рынки через деловых партнеров. В свою очередь, франчайзи получает продуманную и чаще всего проверенную схему бизнеса. В результате доля банкротств здесь в разы меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку более крупная организация защищает франчайзи, предоставляя партнеру свои рекомендации (по сути - консалтинг) и установления стандартов. Во всем мире франчайзинг считается одной из самых надежных систем бизнеса, благодаря чему банки охотно дают заемные средства под такие проекты. По статистике, из всех вновь образованных фирм в мире 85% прекращает свою деятельность в течение первых пяти лет. А из тех, кто работает по франчайзинговой схеме - лишь 14%, иными словами - одна из восьми.
Слово franchise обозначало во времена средневековой Франции времена особую привилегию или "вольность", даваемую французскими королями своим вассалам: это могло быть право охотиться в королевских лесах или эксклюзивное право торговать какими-то товарам, право держать рынки и ярмарки, право на содержание паромной переправы, на постройку дорог и пивоваренных заводов. В дальнейшем идея получила распространение по всей Европе и мэры многих городов стали давать franchise рыночным торговцам - исключительные права торговать чем-то в пределах того или иного рынка. (2) За последние 50 лет франчайзинг обрел такую популярность, что в США в объеме розничного товарооборота он составляет более 40%, а в странах Европы - от 5 до 30%.
В сущности, франчайзинг процветает потому, что совмещает стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А личная собственность представляет лучший стимул, когда-либо созданный для побуждения к работе.
Несомненно, от франчайзинга выгадывает не только франчайзи, но и франшизер, который быстро разрастается, используя денежные средства других людей (франчайзи). В большой степени именно поэтому такие гиганты, как "Макдоналдс" и "Баскин-Роббинс", стали крупнейшими предприятиями за такое короткое время. Кроме возможности быстрого расширения для франшизера франчайзинг позволяет также франшизеру внедряться в новые географические районы, которые, вероятно, в противном случае не были бы подходящими для расширения. Поскольку франшизеру требуется меньшее количество управляющих, затраты на заработную плату и проблемы с персоналом уменьшаются. Кроме того, франчайзи обладают более сильной мотивацией, чем наемные руководящие сотрудники компании.
Международная франчайзинговая ассоциация предсказывает, что вскоре франчайзинг будет преобладать в розничной торговле. Он занимает также сильные позиции в сфере услуг и в меньшей степени в производстве. (6)
1.2 Виды франчайзинга в торговле
Все типы франчайзинговых операций в торговле могут быть классифицированы по составу их участников, т.е. партнеров по соглашению. С этой точки зрения такие соглашения могут быть заключены:
между промышленными
предприятиями (производителями) и
предприятиями оптовой
между производителями
и предприятиями розничной
между оптовиками и розничными торговцами;
предприятиями розничной торговли между собой.
Производители и предприятия оптовой торговли
Этот вид операций
возник, когда производители
Производители
и предприятия розничной
Эта категория относится к "франчайзинговым системам первого поколения". Возникли они еще на заре автомобилестроения. Столкнувшись с трудностями, автомобилестроители создали дилерские сети на принципах франчайзинга. Также были заключены договора между компаниями по производству бензина и заправочными станциями.
Оптовики и розничная торговля.
Эта категория не очень четко определена. При первом рассмотрении она мало отличается от категории "производители и розница". Типы бизнеса, которые входят в эту категорию: магазины скобяных товаров, аптеки, супермаркеты и компании автокосметики.
Предприятия розничной торговли.
Большинство соглашений, заключаемых с "уличными торговцами", - именно такого рода, они возникают, когда крупная торговая фирма-франчайзер выбирает этот способ для развития своей системы сбыта.
Вышеназванные категории не охватывают некоторые традиционные методы или виды практической деятельности, которые дали жизнь предпринимательским формам франчайзинга, а именно агентства, дистрибьюторы, лицензионные соглашения и соглашения по ноу-хау.
Рассмотрим кратко эти формы и сравним их с франчайзингом.
Начнем с агентств. Агент действует не от своего собственного имени, он не продавец и не покупатель товаров своего патрона. Он действует по его поручению и от его имени. В глазах третьей стороны разделения между ними не существует. Между патроном и его агентом существуют определенные обязательства, до которых третьей стороне обычно нет никакого дела. Во всех типах франчайзинга стороны делают все возможное, чтобы их отношения не приняли характер таких, какие существуют в агентствах. В соглашении о франчайзинге специально оговаривается, что оператор не является агентом или партнером франчайзера, у него нет такого права. В договоре должно указываться, что оператор - это обладатель права на лицензию франчайзера, чтобы у потребителя не возникало сомнения в его статусе. (3)
Дистрибьютор - это оптовое предприятие, полностью финансово не зависимое по форме собственности, которому предоставлены определенные дистрибьюторские права по отношению к товару. Реально - это взаимоотношения между продавцом и покупателем. Дистрибьютор действует независимо. Он имеет дистрибьюторские договоры в отношении ряда товаров, у него могут возникать конфликтные и связанные с конкуренцией ситуации. Бизнес, которым он занимается, - это его собственный бизнес, и им руководят чисто коммерческие соображения, когда он решает принять или не принять какие-то ограничения, которые ему могут быть навязаны дистрибьюторским соглашением. Дистрибьютор все покупает за свой счет и принимает на себя полностью риск, будет ли он в состоянии перепродать товар с достаточной прибылью. Отношения типа "продавец-покупатель" могут присутствовать и во франчайзинге, но в большинстве случаев это будет только один из разделов договора, а не вся его суть.
Договоренности
по лицензированию и ноу-хау представляют
один и тот же тип соглашений.
Лицензия - это название характера
сделки, при которой одна сторона
разрешает другой выполнять определенные
функции. Договор по ноу-хау - это
особый тип лицензионного договора,
и, в основном, он имеет место в
отношении производственного
2. Франчайзинг как особая форма организации бизнеса
Организация частного предприятия
на основе франчайзинга представляет
собой осуществление совместного предпринимательства
крупного, давно и успешно работающего
предприятия и большого частного, только
начинающего. В этом случае крупное родительское
предприятие (франчайзер) предоставляет
частному предприятию (франчайзи) определенные
привилегии, например, возможность использования
технологии, торговой марки, товаров, рекламы,
площадей, части своего рынка. Франчайзер
выступает здесь в роли продавца опыта,
знаний и возможностей. Вы начинаете дело,
уже имея репутацию и имя, но ваш успех
будет зависеть только от вашей деятельности.
Франчайзинг объединяет элементы аренды,
купли-продажи, подряда, представительства,
но в целом остается самостоятельной формой
договорных отношений хозяйствующих субъектов,
имеющих статус юридического лица.
В экономической литературе, изданной
в России, франчайзинг чаще всего называют
коммерческой концессией. Однако в Украине
нет пока нормативно-правового акта, определяющего
франчайзинг, нет и методологической литературы,
посвященной особенностям его использования,
хотя на практике он уже применяется. Так
как коммерческая концессия не рассматривает
важнейшие элементы франчайзинга - вопросы
производства, то, видимо, целесообразно
сохранить понятие франчайзинга в том
виде, в котором оно используется во многих
странах Запада. Там под франчайзингом
подразумевается совместная деятельность
крупного предприятия с рядом небольших
предприятий и отдельными предпринимателями
по производству и реализации продукции,
работ, услуг на основе соглашения (договора).
Основными типами франчайзинга являются
товарный, производственный, деловой и
конверсионный.
Товарный франчайзинг представляет собой распределительную
систему сбыта товаров, произведенных
франчайзером. Для такого типа франчайзинга
в наибольшей степени подходит продукция,
которая имеет известную товарную марку
и требует комплекса предпродажных и послепродажных
услуг.
В этом случае франчайзи покупает у крупного
предприятия право на продажу его товаров
с его торговой маркой.
При производственном
франчайзинге крупные преуспевающие
предприятия в ряде случаев выдают лицензии
другим предприятиям на использование
их технологии, их товарного знака или
торговой марки продукции, которая запатентована
или производится с помощью патентованного
процесса.
Деловой франчайзинг имеет
многие общие черты с товарным франчайзингом
и является наиболее популярным. Он обычно
представляет собой выдачу лицензии на
товарный знак и способ ведения розничной
торговли товарами и (или) услугами и использование
соответствующего "ноу-хау".
Дочерний франчайзинг является сравнительно
новым и быстро развивающимся типом взаимоотношений
франчайзинга и предполагает организацию
независимого предпринимательства под
руководством франчайзера.
Конверсионный франчайзинг начал
развиваться с появлением в начале 70-х
годов франчайзинговых программ по операциям
с недвижимостью, а затем его в определенной
мере использовали в ряде других услуг
(финансовых, оформлении интерьеров, торговле
подержанными автомобилями, бухгалтерской
отчетности). Происходило превращение
(конверсия) так называемой неселективной
системы сбыта (при которой изготовитель
продает свою продукцию широкому кругу
оптовых и розничных торговцев) в селективные
системы сбыта. Последние характеризуются
тем, что продукция продается только оптовым
или розничным предприятиям, работающим
по системе франчайзинга.
Основными видами франчайзинга являются
индивидуальный франчайзинг и региональный
(территориальный).
Информация о работе Франчайзинг и его роль в продвежении продукции