Франчайзинг и его роль в продвежении продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:10, реферат

Краткое описание

Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от французского franchir, которое значит "освобождать". Сегодня оно имеет несколько разных значений в зависимости от отрасли. Некоторые даже называют франчайзинг отраслью самой по себе, будь то товар или услуга. Однако, типичная франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем - который позволяет покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) продавать товар или услугу продавца (франшизера, франшизодателя). Международная франшизная ассоциация (international franchise association) дает следующее определение:

Оглавление

Введение

1.Понятия франчайзинга

1.1 Виды франчайзинга в торговле

2. Франчайзинг как особая форма организации бизнеса

3. Формы международной предпринимательской деятельности. Мотивация, процедура и этапы создания СП в международном бизнесе

4. Формы международной предпринимательской деятельности

5. Профессиональная культура предпринимательской деятельности. Предприниматель как определяющая фигура в бизнесе

Список литературы

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 44.19 Кб (Скачать)

 
 
При индивидуальном франчайзинге, являющимся наиболее распространенным видом, лицензия (франшиза) продается на какой-либо один вид деятельности.

 
 
При региональном франчайзинге создаются 2-, 3-уровневые франчайзинговые структуры, действующие в определенном регионе (территории) и имеющие единое головное предприятие (единого франчайзера). 
 
Региональный франчайзинг подразделяется на различные подвиды: 
 
франчайзинг с владением многими предприятиями - развивается из индивидуального франчайзинга. В этом варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в определенном районе; 
 
субфранчайзинг - головное предприятие - имеет контракт с франчайзи, который одновременно является субфранчайзером. Последний привлекает других франчайзи на основе контрактных отношений; 
 
развивающийся франчайзинг отличается от субфранчайзинга тем, что низовые франчайзи связаны контрактными отношениями как с субфранчайзером, так и с франчайзером. В соответствии с условиями контракта субфранчайзер обязуется подобрать и соответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методическую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивидуальным франчайзи и имеет с ними прямые контрактные отношения. 
 
Система франчайзинга ориентирована на достижении успеха всеми ее участниками. Преимущества для франчайзера: 
 
выгоды от широкого и быстрого расширения предпринимательства без больших финансовых затрат; 
 
возможность осуществления эффективного контроля над условиями реализации своей продукции и услуг; 
 
получение дохода в виде платежей роялти; 
 
получение дополнительной прибыли за счет снижения издержек производства на единицу продукции или услуги в результате роста масштабов производства. 
 
Участие в системе франчайзинга дает преимущества и франчайзи, такие, как: 
 
возможность стать и оставаться самостоятельным предприятием; 
 
право вести свое дело под торговой маркой, имеющей хорошую репутацию на рынке; 
 
использование апробированной концепции предпринимательства и маркетинга; 
 
возможность получения квалифицированных управленческих консультаций от экспертов в соответствующей области; 
 
снижение затрат на рекламу за счет организации совместной. деятельности; 
 
получение услуг головного предприятия, организации начального и последующего обучения и повышения квалификации кадров. 
 
Однако возможности реализации этих преимуществ зависят от многих условий и в первую очередь от имиджа франчайзера на рынке, научно-технического уровня передаваемой франчайзи технологии, качества производимых товаров (работ, услуг), характера спроса на эти товары и состояния конкурентной среды. Во всех случаях для принятия решения об участии в системе франчайзинга или ее распространении на те или иные рынки и области предпринимательства необходима разработка бизнес-плана предполагаемой деятельности. 
 
Значительным отрицательным аспектом франчайзинга является тот факт, что, заключив юридическое соглашение (договор) с головным предприятием, вы утрачиваете полную самостоятельность в своих действиях и должны соблюдать принятые на себя обязательства, иногда жесткие стандарты, сковывающие инициативу, ограничивающие территориальный рынок, ассортимент, перечислять часть прибыли за услуги, которых нет. 
 
Не все названные аспекты франчайзинга можно отнести к недостаткам, некоторых вообще может не быть. Но тот, кто заранее предупрежден, заблаговременно вооружен. 
 
Для выбора в пользу франчайзинга некоторые страны издают специальные справочные пособия по франчайзингу, где подробно рассматриваются вопросы эффективности этого пути предпринимательства, как защитить свои интересы, что необходимо знать для вступления в эту сферу деятельности. 
 
Медленное становление рыночной экономики, тяжелый налоговый пресс, недостаточно развитая правовая база, неплатежи за продукцию и услуги, слабая государственная поддержка предпринимательства сдерживают развитие франчайзинга в Украине. Несмотря на это, западные франчайзеры начинают проявлять инициативу в заключении контрактов с франчайзи Украины. 
 
По существу франчайзинг у на представлен пока в одной форме: 
 
зарубежный франчайзер сотрудничает с украинским франчайзи. Так пришли на украинский рынок известные фирмы: "ИБМ" (компьютеры), "Кодак" (фотоаппараты и фотоматериалы), "Цейс" (оптика), "Самсунг" (телевизоры)"Форд" (автомобили) и др. 
 
Становление и развитие франчайзинга наряду с арендой и лизингом позволит быстрее решать проблему занятости населения, преодоления монополизма производства, развития конкуренции - движущей силы рыночной экономики. 
 
Масштабный франчайзинговый проект по созданию сети ресторанов предполагает реализовать известная американская фирма "Макдональдс". Она планирует открыть в разных городах Украины около 100 ресторанов, создать около пяти с половиной тысяч новых рабочих мест и вложить в экономику страны около 100 миллионов долларов.

 
 
Компания "Кока-кола" уже вложила  в производство и реализацию безалкогольных напитков в Украине более 100 миллионов  долларов и в ближайшие годы намерена вложить еще 250 миллионов долларов. 
 
Широкие возможности развития франчайзинга имеются и в самой Украине. Неудовлетворенный спрос на услуги по обслуживанию бытовой техники, магнитофонов, телевизоров, компьютеров, холодильников, швейных и вязальных машин, кухонных комбайнов, автомобилей мог бы значительно уменьшиться при активизации частных предприятий в этом направлении. Частные предприятия могли бы заключать договоры с крупными предприятиями - производителями этой продукции на послепродажное обслуживание и ремонт этих изделий, при условии гарантированного снабжения сменно-запасными деталями.

3. Формы международной предпринимательской деятельности. Мотивация, процедура и этапы создания СП в международном бизнесе

 
Современный этап развития мировой  экономики характеризуется интенсивным  расширением международной предпринимательской  деятельности т.е. деятельности осуществляемой путем научно-технического, производственного, торгового, сервисного и другого взаимополезного сотрудничества субъектов хозяйствования двух и больше стран (международных партнеров). Основным побудительным мотивом активизации и расширения участия партнеров в международном бизнесе является возможность увеличения масштабов и эффективности предпринимательства за счет интернационализации определенных сегментов рынка, использование новых дополнительных источников необходимых материальных (инвестиционных) ресурсов, диверсификации производственно-хозяйственной деятельности. 
 
Субъектами международной предпринимательской деятельности являются ее участники, которые способны эффективно работать, чтобы реализовывать собственные деловые интересы. Законом Украины " внешнеэкономической деятельности" субъектами такой деятельности признаются: 
 
1) физические лица граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства которые имеют дее - и правоспособность; 
 
2) юридические лица, зарегистрированы в Украине и постоянно пребывающие на ее территории; 
 
3) структурные единицы субъектов хозяйственной деятельности иностранных государств (дочерние фирмы, филиалы, отделения, представительства); 
 
4) совместные предприятия имеющие постоянное местонахождение в Украине. 
 
 

 

 

4. Формы международной предпринимательской деятельности

 
 
Теория и практика международного бизнеса предусматривают определенные уровни и формы интернационализации  различных субъектов внешнеэкономической деятельности. 
 
К первой и наиболее низкой по уровню интернационализации форме предпринимательской деятельности принадлежит выполнение отдельных внешнеэкономических операций - экспортно-импортных, лизинговых, посреднических, также консультационных и маркетинговых услуг Вторая форма предпринимательской деятельности международного характера охватывает разнообразную промышленную кооперацию - научно-техническую (научно-исследовательские, проектно-конструкторские и испытательные работы), производственную, сбытовую, сервисную (послепродажное техническое обслуживание и ремонт изделий длительного пользования). Она также характеризуется сравнительно невысоким уровнем интернационализации предприятий и организаций. 
 
Относительно высокий уровень интернационализации субъектов хозяйствования отражает совместное предпринимательство, которое осуществляется путем создания и функционирования совместных предприятий, лицензирования и управления по контракту. 
 
Четвертой формой международной предпринимательской деятельности с наивысшим уровнем интернационализации субъектов хозяйствования являются комплексы территориально-производственных и многосторонних экономических связей (приграничная и прибрежная торговля, формирование консорциумов, реализация концессионных договоров и т.п.). 
 
Практическая реализация отдельных форм международной предпринимательской деятельности достигается двумя способами: первый - без создания нового юридического лица - только на основе экономического соглашения (контракта); второй - учреждением нового совместного предприятия или зарубежного филиала (представительства) как субъекта международного бизнеса. 
 
Совместные предприятия. Международным совместным предприятием (МСП) считается организационно-правовая форма соединения усилий разнонациональных партнеров в сферах инвестирования, управления, производства продукции или предоставления услуг, торговли, использования отходов, распределения предпринимательских рисков и т.п. Мотивационный механизм учреждения МСП создается на макро - и микроуровне национальной системы хозяйствования. 
 
Необходимость формирования и функционирования МСП как формы реализации стратегии выхода на внутренний и внешний рынки объясняется: 
 
1) снижением удельных инвестиционных ресурсов и предпринимательского риска; 
 
2) развитием предпринимательского потенциала конкретного субъекта хозяйствования; 
 
3) реализацией преимуществ меньшей стоимости основных факторов производства и, главным образом, возможностью активизации маркетинга и использования новых каналов сбыта товаров, а также проникновения на новый территориальный сегмент отечественного и мирового рынков. 
 
Мотивация непосредственных партнеров базируется на согласовании их производственно-экономических, маркетинговых, экологических и имиджевых интересов. 
 
Предварительные переговоры относительно создания МСП, как правило, завершаются подписанием партнерами протокола о намерениях, в котором должны быть обозначены: 
 
а) общие объемы производства и поставок продукции на внутренний и внешний рынки; 
 
б) размер уставного фонда с выделением доли партнеров в нем; соотношение между собственными и заемными средствами, возможный банк-кредитор; 
 
в) наличие местной квалифицированной рабочей силы и потребность в привлечении иностранного персонала; 
 
г) организация продажи изделий, послепродажного технического обслуживания с указанием длительности последнего; 
 
д) порядок трансферта (репатриации) прибыли иностранного партнера. 
 
Договоренность партнеров об учреждении МСП обязательно детализируется в процессе составления технико-экономического обоснования. 
 
Основным учредительным документом для создания МСП может служить его устав, который обычно определяет: предмет и цели деятельности, местонахождение, состав учредителей; размер уставного фонда и долей партнеров в нем, порядок его формирования; состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений; процедуру прекращения деятельности (ликвидации). 
 
После завершения переговоров и подписания учредительных документов осуществляется регистрация МСП в соответствующем органе общегосударственного управления. Для регистрации МСП представляются такие документы: 
 
1) письменноезаявление установленного образца; 
 
2) согласие областной (городской) госадминистрации и руководящего органа отечественного участника на создание МСП; 
 
3) нотариально удостоверенные копии учредительных документов; 
 
4) обоснование эффективности и валютной окупаемости деятельности нового МСП; 
 
5) документы, подтверждающие регистрацию иностранного партнера как юридического лица. 
 
В Украине уже наметились определенные тенденции, касающиеся развития МСП. Основными из них нужно считать: 
 
активизацию количественного развития разнопрофильных совместных предприятий с частичным или полным иностранным капиталом; 
 
преобладание партнёров из промышленно развитых стран, что объясняется, прежде всего, стратегической ориентацией таких стран, а также достаточностью и мобильностью их капитала экспортного направления - создание МСП преимущественно на двухсторонней основе и для осуществления промышленной деятельности; 
 
слишком осторожное отношение иностранных партнеров к вложению крупных по размеру инвестиций в совместное предпринимательство из-за отсутствия надежных гарантий их правовой защиты; 
 
относительно более активное участие в учреждении МСП малых зарубежных фирм (компаний) отдающих предпочтение быстрой отдаче небольших инвестиций или коммерческому риску от разовых операций; 
 
сосредоточение МСП прежде всего в научно-технических и производственно-промышленных центрах (регионах) Украины. 

5. Профессиональная культура предпринимательской деятельности. Предприниматель как определяющая фигура в бизнесе

 
 
 
Профессиональная культура предпринимательства  не только обеспечивает высокий имидж  предприятия, но и способствует повышению  эффективности производства, конкурентоспособности  продукции и услуг, а, следовательно и увеличению прибыли. 
 
Понятие "профессиональная культура предпринимательства" также не отличается единством мнений. Так, Р. Роюттингер считает, что культура предпринимательства - это система реальных убеждений и представлений о ценностях персонала предприятия особого типа хозяйствования рыночной экономики, возглавляемого предпринимателемНаиболее полное и развернутое определение дает В.Д. Козловотмечая, что профессиональная культура предпринимательства "есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, особенностей поведения персонала предприятия, стиля руководства предприятием, материальных и духовных ценностей, результатов деятельности, а также труда, взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития". 
 
Сущность культуры предпринимательской фирмы выражается в предписаниях, принятых формах и правилах поведения и общения, которые составляют фирменный стиль. Культура предпринимательства предполагает особый стиль управления, который позволяет так организовать производственную и коммерческую деятельность, чтобы эффективность экономического процесса, выраженная в реальных показателях прибыли, сочеталась с созданием таких условий для деятельности персонала, которые приносили бы удовлетворение. 
 
Основные факторы, влияющие на культуру предприятия: цели предприятия; его система ценностей и идей; принятые на предприятии стандарты и правила; система информационно-интеллектуальных технологий и т.д. Элементы предпринимательской культуры формируются как под воздействием опыта деятельности данного предприятия, так и в результате установок его лидеров. Вместе с тем не следует думать, что культурой предпринимательства можно манипулировать. Она складывается годами, отличается динамикой изменений, постоянно совершенствуется. Так, например, Б. Карлоф выделил десять основных признаков культуры организации предпринимательской организации: 
 
социальная направленность управления предприятия, так как она влияет на формирование всех или большинства работников фирмы; 
 
нормы культуры осознанно или неосознанно принимаемые всеми работниками; 
 
незыблемость соблюдения традиций и обычаев; 
 
познаваемость; 
 
способность изменяться; 
 
многогранность культуры, то есть неприемлемость постижения с помощью одного какого-либо подхода; 
 
·постоянство и непрерывность развития. 
 
Формирование и развитие предпринимательской культуры осуществляется, во-первых, естественным путем, когда предприятия на основе изучения опыта прошлого и настоящего поддерживают те культурные традиции, которые связаны с наиболее результативными итогами в достижении поставленных целей; во-вторых, волевым путем при помощи силового давления со стороны лидера в соответствие с его программой управления фирмой. Однако, чтобы стимулировать внедрение передовых комплексов поведения в культуре предпринимательской деятельности, влиять на формирование национальных традиций, необходимо представлять основные закономерности развития предпринимательской культуры. И хотя развитие норм и требований культуры предпринимательских отношений во многом определяется характером условий общественного производства, эти нормы культуры обладают относительной самостоятельностью и подчиняются своим внутренним законам развития. 
 
Прогресс в области предпринимательской культуры - это не только высокое мастерство производственной деятельности, но это: 
 
новые корпоративные ценности широкого общественного значения; 
 
новая система распределения и потребления этих ценностей; 
 
прогрессивная направленность экономической деятельности; 
 
подъем социальной и предпринимательской активности народа; 
 
совершенствование экономических и культурных интересов; 
 
новый уровень взаимодействия национальных и общечеловеческих взаимоотношений в процессе предпринимательской интеграции. 
 
Предприниматель как определяющая фигура в бизнесе 
 
Исследования нравственных качеств предпринимателя позволили определить наиболее важные черты характера преуспевающего субъекта предпринимательской деятельности: инициативность, способность рисковать, целеустремленность, независимость, ориентированность на эффективность и качество, способность убеждать и устанавливать цели, стремление к знаниям, систематическое планирование и наблюдение. 
 
Как подтверждает деловая практика, главной характеристикой современного предпринимателя является честность и порядочность. Так, например, десятки тысяч акций и других ценных бумаг продаются на биржах Запада на основе устных сделок; товары на многие миллиарды долларов реализуются с оформлением контрактов спустя некоторое время, поэтому честность и порядочность являются неотъемлемой чертой делового мира цивилизованного общества. 
 
Профессиональная ценность предпринимателя основывается на его умении организовать и рационально вести дело, его бережливости, инициативности, стремлении к постоянному обновлению производства и выпускаемой продукции. Особое значение имеет нацеленность предпринимательской деятельности на потребителей, удовлетворение потребностей людей. Будучи заинтересованными в увеличении покупательской способности потребителей, предприниматели в развитом обществе активно включаются в совершенствование социальной политики, способствуют развитию культуры, науки. 
Учредительный договор - письменный документ, который свидетельствует волеизъявление физических или юридических лиц о создании новой организационно-правовой структуры. 
 

Список литературы

 
 
 
1. Экономика предприятия. Под  общ. Ред. С.Ф. Покропивного. - К.: КНЭУ, 2006 - 608с. 
 
2. Организация частного предприятия в Украине. Бревнов А. А.2изд. - Х.: ООО Одиссей, 2006. - 504с. 
 
3. Курс предпринимательства. Учебник для вузов. Узунов В.Н. Узунов Ф.В. - С.: - Таврия, 2003. - 299с.

 


Информация о работе Франчайзинг и его роль в продвежении продукции