Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:07, курсовая работа
Торговля - это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.
Розничная продажа товаров осуществляется в следующих формах:
самообслуживание;
продажа крупногабаритных товаров по образцам;
продажа продовольственных товаров по предварительным заказам
покупателей;
продажа товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, в том числе с открытой выкладкой.
Самообслуживание - это форма продажи, при которой покупатель самостоятельно производит осмотр, отбор, доставку отобранных товаров к узлу расчета.
Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания или взвешивания продавцами, при условии, если прилавки находятся в зале самообслуживания и товары отпускаются без предварительной оплаты их стоимости в кассе.
Продавец оказывает помощь покупателям, дает соответствующую консультацию, особенно при осмотре и выборе одежды, трикотажных изделий и других товаров сложного ассортимента.
Продажа крупногабаритных товаров по образцам - это форма продажи, при которой покупатель самостоятельно или с помощью продавца выбирает нужный ему товар по выставленным в демонстрационном (торговом) зале образцам. После оформления и оплаты покупки товары, соответствующие образцам, доставляются на дом покупателям непосредственно от производственных объединений, предприятий-изготовителей, со складов оптовых торговых предприятий (организаций), различных торговых организаций и магазинов.
В магазинах, торгующих по образцам, могут применяться и другие формы продажи (самообслуживание, продажа товаров с индивидуальным обслуживанием). Объем доставки товаров на дом покупателям без завоза в магазин устанавливается местными органами управления торговлей.
Продажа продовольственных товаров по предварительным заказам -это форма продажи, при которой покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже в специализированных магазинах заказов, отделах заказов продовольственных магазинов с универсальным ассортиментом товаров, пунктах приема и выдачи заказов на промышленных предприятиях, стройках, в учреждениях и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы.
Продажа товаров по форме индивидуального обслуживания, в том числе с открытой выкладкой - это форма продажи, при которой ознакомление покупателей с имеющимся ассортиментом товаров осуществляется самостоятельно или с помощью продавца, а проверка качества, консультация, упаковка и отпуск товаров производятся продавцом [11,с.88-89].
Формы продажи товаров
- это специфические условия
В зависимости от места
организации продажи формы
Магазинные формы применяются торговыми объектами, осуществляющими розничную продажу товаров в стационарных магазинах. По объему товарооборота, количеству торговой площади эта форма является преобладающей. Она позволяет организовать торговое обслуживание населения на высшем организационном и культурном уровне.
К внемагазинным формам относятся мелкорозничная торговля, продажа товаров через автоматы.
Вывод: Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:
- самообслуживание;
- через прилавок обслуживания;
- по образцам;
- с открытой выкладкой
и свободным доступом
2.АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННО-
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОДО «Дембой» является торговой организацией г. Смолевичи в сфере розничной торговли строительными материалами.
Цель деятельности Общества - хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, Предметом деятельности общества согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОК РБ 005-96 "Виды экономической деятельности" является:
-Розничная торговля непродовольственными товарами
-Эксплуатация и сдача в наём собственного имущества:
-Предоставление прочих видов услуг.
Деятельность, подлежащая лицензированию, осуществляется только на основании специального разрешения (лицензии), получаемой в установленном порядке.
В 2007 году предприятие получило лицензию на торговую и торгово-посредническую деятельности.
В ассортименте ОДО «Дембой» с точки зрения товарной номенклатуры представлены: отделочные стройматериалы (гидроизоляция, пароизоляция, гипсокартон, грунтовка, затирка швов плитки (фуга), клей для плитки, утеплителя, комплектующие к панелям ПВХ, компьютерная колеровка красок, краска фасадная и декоративная, лак и пропитка для дерева, лента,серпянка,сетка,паутина, маяк штукатурный, уголок, метизы и др.
Помимо этого ассортимент продукции ОДО «Дембой» можно разделить на следующие группы: сухие строительные смеси, железобетонные изделия, кровельные материалы, сайдинг, монтажные материалы, краски, сантехника и др.
ОДО «Дембой» реализует строительные материалы как отечественных производителей, так и импортные.
ОДО «Дембой» сотрудничает с отечественными и зарубежными компаниями - производители строительной продукции. Это ОАО «Керамин», ОАО «Гомельстекло», ОАО «Забудова», СП ОАО «Кровля», СП «Беккер- Систем», зарубежные компании Paroc, Isover, Rehau, VEKA, Caparol.
Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.
Соотношение численности персонала по категориям функционального разделения труда:
а) управленческий персонал (генеральный директор, бухгалтер, ст. продавец).
б) основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале – продавцы, кассиры.
в) вспомогательный персонал – уборщица (рис. 2.1).
В обязанности директора входят: разработка стратегии и тактики фирмы, маркетинговые исследования, представительские функции, взаимодействие с партнерами, получение необходимых лицензий, планирование рекламной компании и анализу отдачи от рекламы, управленческие функции, формирование имиджа фирмы, деловая переписка.
Старший продавец – работает непосредственно с коллективом магазина, следит за ассортиментом и качеством продукции, составляет штатное расписание.
Бухгалтер – ведет бухгалтерскую документацию, составляет отчеты (квартальные, годовые), выполняет функции завхоза.
Директор | ||||||||
Ст. продавец |
Бухгалтер | |||||||
Продавцы |
Кассиры |
|||||||
Уборщица |
Рис. 2.11. Организационная структура магазина ОДО «Дембой»
В торговом зале размещается торгово-технологическое оборудование, расчетно-кассовые узлы, обеспечивающие продажу товаров.
Проведем анализ розничного товарооборота за 2009 г.
Таблица 2.1. Анализ розничного товарооборота ОДО «Дембой» за 2008-2009 г.
Кварталы |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Динамика, % | ||
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах | ||
1 |
856,2 |
1052,1 |
1031,5 |
122,9 |
120,5 |
2 |
912,0 |
1125,6 |
1098,1 |
123,4 |
120,4 |
3 |
915,0 |
1156,2 |
1122,5 |
126,4 |
122,7 |
4 |
832,9 |
794,9 |
768,0 |
95,4 |
92,2 |
ИТОГО |
3516,1 |
4128,8 |
4020,2 |
117,4 |
114,3 |
Таким образом, за 2008-2009 гг.
объем товарооборота в
Структура розничного товарооборота по кварталам представлена ниже.
Рис. 2.2 Структура розничного товарооборота в 2009 г. в действующих ценах
Рис. 2.3 Структура розничного товарооборота в 2008 г.
Наибольший удельный вес в 2009 г. имела реализация во 2 и 3 кварталах.
Далее рассмотрим показатели по труду и заработной плате за 2008-2009 г. Таблица 2.2. Показатели по труду и заработной плате за 2009
Показатели |
Фактически за 2008 г. |
Фактически за 2009 г. |
Отклонение | |
Сумма |
% | |||
Розничный товарооборот |
3516,1 |
4128,8 |
612,7 |
17,4 |
Численность работников |
26 |
32 |
6 |
23,1 |
Расходы на оплату труда, млн. руб. |
230,6 |
305 |
74,4 |
32,3 |
Уровень расходов на оплату труда, % |
6,56 |
7,39 |
0,83 |
- |
Производительность труда, млн. руб./чел. |
135,2 |
129,0 |
-6,2 |
-4,6 |
Среднемесячная заработная плата, млн. руб. |
0,739 |
0,794 |
0,05 |
7,5 |
Таким образом, уровень расходов на оплату труда за 2008-2009 гг. вырос на 0,83%. Производительность труда снизилась на 6,2 млн. руб./чел (-6,2%). Среднемесячная заработная плата выросла на 0,05 млн. руб. (+7,5%).
Данные факты свидетельствуют о негативном явлении: темп роста заработной платы опережают темпы роста производительности труда.
Рассмотрим расходы на реализацию товаров в 2008-2009 гг.
Таблица 2.3. Анализ расходов на реализацию товаров
Статьи расходов |
Фактически за 2008 г. |
Фактически за 2009 г. |
Отклонение | |||
Сумма |
Уровень,% |
Сумма |
Уровень,% |
Сумма |
% | |
Материальные затраты |
155,0 |
4,4 |
215,0 |
5,2 |
60 |
0,8 |
Проценты за пользование кредитами банка |
15,7 |
0,4 |
16,5 |
0,4 |
0,8 |
0,0 |
Расходы на оплату труда |
215,5 |
6,1 |
265,5 |
6,4 |
50 |
0,3 |
Амортизация основных средств и НМА |
22,5 |
0,6 |
23,5 |
0,0 |
1 |
-0,6 |
Отчисления в фонды |
22,3 |
0,6 |
39,5 |
1,0 |
17,2 |
0,3 |
Инновационный фонд |
11,4 |
0,3 |
11,5 |
0,3 |
0,1 |
0,0 |
Другие расходы |
118,9 |
3,4 |
185,6 |
4,5 |
66,7 |
1,1 |
Всего расходов на реализацию |
561,3 |
16,0 |
733,6 |
17,8 |
- |
1,8 |
Розничный товарооборот |
3516,1 |
- |
4128,8 |
- |
- |
- |