- грузовые перевозки;
- пассажирские перевозки в дальнем следовании;
- пассажирские перевозки в пригородном
сообщении;
- содержание и эксплуатация инфраструктуры;
- предоставление услуг локомотивной тяги
(в пассажирском и грузовом движении);
- ремонт подвижного состава;
- строительство объектов инфраструктуры;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы;
- содержание социальной сферы;
- прочие услуги.
Структура управления ОАО «РЖД»:
Высшим органом управления
ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров.
Единственным акционером Компании является
Российская Федерация, от имени которой
полномочия осуществляются правительством
Российской Федерации. Решения акционера
оформляются в форме распоряжения правительства
Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации
единолично принимает решение и оформляет
письменно численный и персональный состав
Совета директоров ОАО «РЖД». Состав Совета
директоров ОАО «РЖД», избранный в соответствии
с распоряжением правительства Российской
Федерации утвержден из наиболее квалифицированных
и компетентных специалистов. Председателем
Совета директоров ОАО «РЖД» избран Жуков
А.Д. – заместитель председателя правительства
Российской Федерации. Членом Совета директоров
является Якунин В.И. – президент ОАО «РЖД» [3, с. 87].
Схематично структура управления
изображена на рисунке 1. На данном рисунке
подробно описан механизм управления
данной организацией.
Рисунок 1 – Структура управления
ОАО «РЖД»
Организационная структура
ОАО «РЖД»:
Организационная структура
холдинга «РЖД» состоит из материнской
компании ОАО «РЖД», дочерних и зависимых
обществ (рисунок 2).
Рисунок 2 – Организационная
структура ОАО «РЖД»
Филиалы,
входящие в состав ОАО «РЖД», формируют
позитивный имидж железной дороги в регионах,
что влияет на деловую репутацию компании
в целом. Каждый филиал имеет Дорожный
центр научно-технической информации
(ДЦНТИ), издания которого раскрывают роль
компании в социокультурном развитии
территорий.
2.2 Анализ мнения респондентов об организации
Радикальным событием в деятельности
ОАО «РЖД» стала реформа железнодорожного
транспорта, согласно которой все хозяйственные
функции на железной дороге должны быть
переданы акционерному обществу со стопроцентным
участием государства.
В целях повышения качества
услуг компания проводит работы по оптимизации
процесса оформления грузовых перевозок
и связанных с ними услуг, такие как внедрение
технологии единого лицевого счета плательщика,
юридически значимого электронного документооборота
с использованием электронной цифровой
подписи при оформлении документов в процессе
организации перевозок грузов. В целях
минимизации рисков потребителей, связанных
с качеством перевозок и их безаварийностью,
санитарно - эпидемиологической и экологической
безопасностью, в компании действуют функциональная
стратегия управления качеством и стратегия
обеспечения гарантированной безопасности
и надежности перевозочного процесса,
неразрывно связанные с рядом других функциональных
стратегий в системе стратегического
управления ОАО «РЖД». К взаимодействию
компании с потребителями также относится
информирование потребителей о предлагаемых
Компанией услугах, доведение до них правил
пользования железнодорожным транспортом,
а также деятельность в сфере маркетинговых
коммуникаций.
За время деятельности произошла
одна смена фирменного стиля. В мае 2007 года руководство компании
объявило о смене корпоративного имиджа,
вследствие которой изменился логотип
организации.
В связи с изменениями в ОАО
«РЖД» было решено опросить пользователей
услугами данной организации. Респондентами
стали студенты третьего курса Сибирского
Государственного Университета Путей
Сообщения факультета Управления Персоналом.
Опрашиваемые имеют непосредственное
отношение к данной теме, поскольку по
окончании учебной деятельности в их обязанности
будет входить формирование имиджа ОАО
«РЖД».
Было задано несколько вопросов:
- оцените по пятибалльной шкале уровень имиджа ОАО «РЖД»;
- на сколько, по вашему мнению, наличие музея ОАО «РЖД» влияет на формирование имиджа.
Отвечая на первый вопрос
анкеты, практически единогласно был выставлен
высший балл организации, тогда как вопрос
о влиянии музейной деятельности на формирование
имиджа организации вызвал споры. 30 процентов
отвечающих решили, что музейная деятельность
повышает имидж, а так же предоставляет
интересующие данные. Тогда как большинство
ответили, что наличие музеев для железной
дороги не приносит большой пользы имиджу,
так как это уже давно забытый способ получения
информации, а в следствии и не лучший
способ поднятия имиджа.
Подводя итоги, можно сделать
вывод о том, что у ОАО «РЖД» сформирован
положительный имидж, но музейная деятельность
нуждается в разработке и доработке.
2.3 Анализ музея ОАО «РЖД» как средство
формирования имиджа
В ОАО «Российские железные дороги» в
2003 году имелось более 240 музеев, музейных
формирований, комнат боевой и трудовой
славы, в которых сконцентрированы уникальные
предметы историко-технического наследия
в области железнодорожного транспорта.
Кроме этого на каждой дороге – филиале
ОАО «РЖД» находятся недвижимые памятники,
представляющие культурно-историческую
ценность.
Для конструирования
успешного имиджа ОАО «РЖД» в современном
обществе необходимо определить ценности,
которые были бы общими для всех россиян,
объединяли их. Такой ценностью должно
стать историко-культурное наследие российских
железных дорог [7, с. 43].
Историко-культурные традиции коренятся
в глубинах народной памяти. Историческая
память заложена в коллективном бессознательном
каждого народа. С коллективным бессознательным
человек рождается, это глубинный слой
психики каждого человека. Структурные
элементы коллективного бессознательного
– архетипы – древние прообразы исторического
прошлого. Архетип обладает непреодолимой
принуждающей силой: как только возникает
подходящая ситуация, архетип активизируется
и заставляет человека действовать именно
так, а не иначе. Задействуя архетипы исторического
прошлого, мы активизируем интерес к истории
на уровне коллективного бессознательного.
Интерес к нашей истории, который будет
оживлять имидж ОАО «РЖД», использующий
историко-культурное наследие, будет автоматически
повышать интерес к компании со стороны
как всей целевой аудитории, так и отдельных
ее сегментов.
ОАО «РЖД» – крупнейшая компания страны
со стопроцентным государственным капиталом.
Железная дорога «сшивает» российское
пространство, отсюда ее значимость для
сохранения экономической целостности
России, и, следовательно, приоритет государственных
интересов [14, с. 97]. Русскому человеку важно
ощущать себя наследником истории Российской
империи, а ведь именно тогда начался великий
железнодорожный путь. Имидж железнодорожной
компании должен ассоциироваться с гордостью
за нашу историю.
За 170 лет истории российских железных
дорог сложились глубокие традиции по
сохранению памятников культуры. Железнодорожные
меценаты С. И. Мамонтов и К. Ф. фон Мекк
внесли огромный вклад в развитие отечественной
культуры. Социальная ответственность
бизнеса – это та черта, которая всегда
была присуща ОАО «РЖД» и по сей день остается
отличительной чертой ОАО «Российские
железные дороги».
Пласт развития транспортной науки, техники
и архитектуры тесно взаимосвязан с общей
историей государства и даже его культурой.
История железных дорог России имеет общенациональное
значение, потому что она неотделима от
всего исторического пути развития государства,
народной жизни [11, с. 63]. Для успеха деятельности
по сохранению памятников истории и культуры,
связанных с железной дорогой, необходимо,
чтобы в каждом регионе России эти объекты
воспринимались как часть наследия местной
общественности. Человеку всегда важно
ощущать причастность к великой истории,
гордиться державой, гражданином которой
он является: наконец-то мы вспомнили,
что у нас есть своя родная история, и история
великая.
Музей истории ЗСЖД имеет значительный
фонд, сформированный сотрудниками в результате
изучения архивных материалов и планомерных
поисков в ходе специальных экспедиций.
В составе фонда уникальные экспонаты:
шкаф и умывальник служебного вагона,
рубки рельсов периода строительства
Западно-Сибирского участка Транссиба,
жезловый аппарат Д. Треггера, телеграфные
аппараты Морзе, первый компьютер «Роботрон».
Экспозиции Музея истории ЗСЖД
размещены в Центре научно-технической
информации и библиотек, расположенном
по адресу: г. Новосибирск, ул. Дмитрия
Шамшурина,39.
Основными задачами Музея Западно-Сибирской
железной дороги являются:
- обеспечение информационно-аналитического,
справочно-библиографического и
библиотечного обслуживания работников
ОАО «РЖД», а также иных юридических и
физических лиц;
- освещение деятельности ОАО «РЖД», путей
решения актуальных научно-технических,
экономических, производственных и социальных
проблем отрасли, активное содействие
взаимодействию ОАО «РЖД» с субъектами
РФ, пропагандно-инвестиционной политики, обобщение передового отечественного и зарубежного результатов работы железнодорожного транспорта, результатов научных исследований и создание и распространение информационной продукции;
- повышения имиджа ОАО «РЖД»
в обществе в целом, а так же непосредственно
пользователей услуг данной компании.
В соответствии с возложенными на музей
задачами осуществляются следующие функции:
- проводить мониторинг научно-технической отечественной и зарубежной информации по основным направлениям инновационной деятельности и тенденциям развития железнодорожного транспорта;
- подготавливать информационно-аналитические
и справочные материалы об отечественных
и зарубежных достижениях в области науки
и техники для подразделения аппарата
управления ОАО «РЖД», его филиалов и других
структурных подразделений;
- обеспечивать руководство ОАО «РЖД» обзорно-аналитическими
материалами;
- организовывать проведение школ передового
опыта по научно-технической информации
и библиотечной деятельности, курсов повышения
квалификации рабочих дорожных центров
научно-технической информации, кабинетов
технической информации, технических
библиотек в установленном ОАО «РЖД» порядке;
- изучать, анализировать и распространять
передовой опыт работы железнодорожных
музеев и детских железных дорог;
- развивать и совершенствовать информационные
технологии, формировать информационные
банки данных научно-технической информации
в области железнодорожного транспорта;
- осуществлять международное сотрудничество
в установленном ОАО «РЖД» порядке в области
научно-технической информации и библиотечной
деятельности;
- подготавливать презентационные
материалы для проводимых руководством
ОАО «РЖД» мероприятий;
- обеспечивать функционирование выставочного
комплекса, зала перевозок;
- осуществлять депозитное хранение книг
и документов по железнодорожной тематике;
- создавать электронные коллекции в библиотечном
фонде Центра научно-технической информации
и библиотек;
- осуществлять деятельность, требующую
лицензирования, только на основании лицензии,
полученной ОАО «РЖД» на данный вид деятельности;
- организовывать и проводить работу по
обеспечению безопасных условий труда
и охраны труда в музее Западно-Сибирской железной дороге;
- вести делопроизводство и обеспечивать
хранение документов в порядке, установленном
ОАО «РЖД»;
- музей Западно-Сибирской железной дороги осуществляет интересы, не противоречащие федеральным законам и иным нормативным актам виды деятельности, предусмотренные уставом и другими внутренними документами ОАО «РЖД».
Не многие из дорожных музеев имеют специального
штатного работника – главного хранителя
фондов, не имеют компьютерной техники
с работающем на ней специалистом, тогда
как музей ЗСЖД имеет все для полноценной
работы и пропаганды деятельности ОАО
«РЖД».
3 Направления формирования положительного
имиджа ОАО «РЖД»
- Общие рекомендации повышения положительного
имиджа
Как бы ни масштабна была деятельность
музеев ОАО «РЖД» в конструировании имиджа
компании, есть необходимость в новых
идеях продвижения идеологии в общественность.
Цель данного комплекса: способствовать
укреплению положительного имиджа ОАО
«РЖД» как компании мирового уровня у
всех групп целевой аудитории.
Комплекс включает пять основных направлений:
- организация специальных мероприятий;
- привлечение известных людей;
- активизация работы со средствами массовой
коммуникации регионального и федерального
уровня;
- деятельность по продвижению в интернет;
- использование скрытой рекламы.
- организация специальных мероприятий. Первым направлением концепции
должно стать расширение деятельности
кампании по проведению специальных мероприятий,
связанных с конкретными объектами историко-культурного
наследия. Это важнейший инструмент продвижения.
В практике связей с общественностью как специально подготовленное событие,
которое чувственно переживается участниками
на месте и используется для дальнейшего
развития коммуникаций. Деятельность
по продвижению через специальные события
носит название ивент-маркетинг. Если событие позволило испытать положительные эмоции, человек уже не может безразлично относиться к мероприятию.
Важно создать такую ситуацию, чтобы представитель
аудитории почувствовал себя соучастником
события, начиная от совместного участия
в мероприятии и обсуждения до обычного
принятия к сведению.
К специальным мероприятиям относятся
праздники, фестивали, форумы (в том числе
молодежные), церемонии, корпоративные
события (в том числе вечеринки), пресс-туры,
конференции, другие события.
ОАО «РЖД» может более широко использовать
мероприятия, связанные с историко-культурным
наследием, чтобы привлечь общественность.
Это способствует тому, что общество будет
ассоциировать важность мероприятий с
организацией, а ассоциации повлияют на
укреплении имиджа «РЖД» в глазах общественности.