Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование эффективной ценовой политики ОАО «Дальрыбтехцентр». Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты ценообразования;
исследовать реальную практику политики ценообразования на примере производителя рыбообрабатывающего оборудования ОАО «Дальрыбтехцентр»;
проанализировать порядок формирования цен на товары предприятия, выявить достоинства и недостатки ценообразования;
сформировать конкурентоспособную политику ценообразования для исследуемого предприятия.
Введение 3
1. Аналитическая часть 5
1.1. Теоретико-методические основы разработки ценовой стратегии предприятия 5
1.2. Анализ внутренней среды предприятия 9
1.2.1. Общая характеристика ОАО «Дальрыбтехцентр» 9
1.2.2. Описание услуг ОАО «Дальрыбтехцентр» 9
1.2.3. Ассортиментная политика предприятия 11
1.2.4. Сбытовая деятельность 11
1.2.5. Рекламная деятельность 13
1.2.6 Структура цен 13
1.2.7. Ценовая политика предприятия ОАО «Дальрыбтехцентр» 14
1.3. Анализ внешней среды предприятия 16
1.3.1. Структура спроса на услуги ОАО «Дальрыбтехцентр» 16
1.3.2. Структура предложения ОАО «Дальрыбтехцентр» 17
1.3.3. Внешние факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия 19
1.4. SWOT-анализ 21
2. Проектная часть 23
2.1. Разработка основных мероприятий 23
2.1.1. Разработка общих рекомендаций по формированию эффективной ценовой политики ОАО «Дальрыбтехцентр» 23
2.1.2. Основные этапы формирования ценовой политики предприятия 23
3. Экономическая часть 30
3.1. Расчет экономического эффекта предлагаемых мероприятий 30
Заключение 31
Библиографический список 33
Поле «СЛУ»: 1. Оптимизировать систему закупки сырья, совместно с совершенствованием ценовой политик. Это позволит выставить среднерыночную цену, которая позволит получить высокий уровень дохода.
Для формирования ценовой политики предприятия ОАО «Дальрыбтехцентр» был выбран стандартный процесс разработки ценовой политики.
Цели
ценовой политики формируются на
основании общих целей
Для
предприятия ОАО «
-
Максимизация прибыли в
- Лидерство (для фирм с высокой репутацией);
Цель, преследующая удержание рынка, предполагает сохранение предприятием существующего положения на рынке и благоприятных условий для своей деятельности, что требует принятия различных мер для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.
Определение спроса
Основное назначение этого этапа - изучение спроса и построение кривой спроса. Спрос показывает количество продукта, которое может быть куплено при данной цене.
В
таблице 2.1 приводится динамика производства
и реализации оборудования для мойки
и разделки рыбы, а именно устройство головоотрезающее,
выпускаемого предприятием, за 2009-2010 гг..
Таблица 2.1 - Динамика производства и реализации устройства головоотрезающего
Годы | Выручка от продаж , руб. | Себестоимость, руб. | Объем продаж, шт. | Цена товара, руб. | Себестоимость единицы товара, руб. |
2009 | 1261700 | 1201610 | 25 | 50468 | 48064,4 |
2010 | 1208190 | 1150657,8 | 23 | 52530 | 50028,6 |
Как видно из табл. 2.1, в 2010 г. произошло увеличение цены товара (с 50468 руб. до 52530 руб. за единицу) при одновременном падении объема продаж (с 25 до 23 единицы).
Рассчитаем коэффициент эластичности для анализируемого товара по формуле (1).
,
где
D Q/ Q1 - относительное изменение объема спроса;
DP / P1 - относительное изменение цены;
D Q - изменение объема спроса при изменении цены с Р1 до Р2;
DP - изменение цены.
Так как коэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен, а значит, при снижении цены спрос на товар увеличивается.
Так
же спрос на данный товар подвержен
сезонности на технологическое оборудование
для предприятий
Анализ цен конкурентов
Рассмотрим
Таким
образом, из данных таблицы 2.2 можно
сделать вывод о том, что цены
главных конкурентов
Таблица 2.2 - Ориентировочные цены на изготовление устройства головоотрезающего
Предприятие | Ориентировочная цена, руб. |
ОАО «Дальрыбтехцентр» | 52530 |
ОАО «Дальреммаш» | 70840 |
ООО «Технологическое оборудование» | 68680 |
Для анализируемого предприятия был выбран метод, ориентированный на спрос.
Суть
данного подхода к
Определение цены.
На основе выбранного метода определим возможный уровень цены. При определении цены необходимо учитывать различные методологические подходы, и прежде всего в цене должны быть учтены интересы производителя и потребителя.
Определим влияние эластичности спроса на цены предприятия (см. табл. 2.1)
Как видно из табл. 2.1 , в 2010 г. произошло увеличение цены товара (с 50468 руб. до52530 руб. за единицу) при одновременном падении объема продаж (с 25 до 23 единицы (рис.2.1)).
Если предполагать, что зависимость объема продаж у(х) от цены является линейной, то можно составить следующую функцию:
у(х)
= kx + b,
Рисунок 2.1 - Зависимость объема продаж товара от цены
где
у(х) - объем продаж товара (шт.);
x - цена товара (тыс. руб. за единицу товара);
k и b — коэффициенты уравнения, значения которых требуется установить.
С помощью данных, составляется система линейных уравнений:
Решение системы уравнений дает искомую зависимость (она изображена также на рис.2.1):
у(х)
= –0,001х + 75,5.
На самом деле зависимость (2) по мере роста цен или, наоборот, их снижения будет обладать свойством насыщения. При достижении определенного уровня цены как снизу, так и сверху данная зависимость станет нелинейной, когда объем продаж или очень мало зависит, или практически уже не зависит от изменения цены (впрочем, это вовсе не означает, что эффекта не будет — на линейном участке зависимости он сохранится, и вот на него-то и нужно делать ставку).
Кроме того, из табл. следует, что в 2010 г. произошло также увеличение себестоимости единицы товара (с 48064,4 до 50028,6 руб. за единицу) при одновременном падении объема продаж (с 25 до 23 единиц). Зависимость себестоимости единицы товара от объема продаж формируется как функция переменных затрат (variable cost) и постоянных затрат (fixed cost), а потому данная зависимость будет выглядеть так:
где
z(y) — себестоимость единицы товара ( руб. на единицу товара);
FС — постоянные затраты (в руб.);
VС — переменные затраты (в руб.);
vc — удельные переменные затраты (руб. на единицу товара).
Опять же с помощью данных из табл. 2.1 составляется еще одна система уравнений:
Из этого следует, что FС = 564650 руб. и vc = 25478 руб. на единицу продукции. Знание величин постоянных затрат и удельных переменных затрат, а также цены товара позволяет установить так называемую точку безубыточности. Для условий 2010 г. минимальный объем продаж ymin, при котором прибыль равна нулю, составит:
(5)
Таким образом, достигнутый в 2008 г. объем продаж (23 единицы) всего на 2 единицы превышает безубыточный объем (21 единица). Разница очень маленькая. Дело в том, что в условиях эластичного рынка снижение цен сопровождается ростом объема продаж, приводящим к росту выручки и прибыли и наоборот [15, c. 215].
Далее
составим функцию зависимости
(6)
Рисунок 2.2 - Зависимость себестоимости единицы товара от объема его продаж
Если в выражение (6) подставить вместо у(х) выражение (2), то получается уже зависимость себестоимости единицы товара z(y) от цены товара х:
где z(x) — себестоимость единицы товара (тыс. руб. на единицу товара).
Далее, зная зависимость объема продаж у(х) от цены товара х, а также зависимость себестоимости единицы товара z(х) от цены х, выводится уже функция зависимости валовой прибыли P(х) от цены товара x:
(8)
где P(x) — валовая прибыль от продажи товаров (в тыс. руб.).
Графическая интерпретация выражения (8), представленная на рис.2.3, имеет отчетливо выраженный максимум, означающий, что есть некоторая цена, обеспечивающая максимум прибыли для предприятия на рынке продаваемых им товаров [12, с 56].
Рисунок 2.3 - Зависимость валовой прибыли предприятия от цены товара
В итоге получаются следующие значения цены x, себестоимости z(x) и объема продаж y(x), обеспечивающие максимум валовой прибыли P(x) от реализации товара:
Сопоставим полученные значения показателей с данными предприятия за 2010 г. (таблица 3.1).
Таблица
3.1 - Сравнение эффекта
Показатели | До внедрения мероприятий | После внедрения мероприятий | Изменение |
Выручка от продаж, тыс. руб. | 1208,9 | 1815 | 606,1 |
Цена, тыс. руб. | 52,5 | 60,5 | 8 |
Объем продаж, шт. | 23 | 30 | 7 |
Себестоимость ед. продукции, тыс. руб. | 48 | 44 | -4 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 57 | 495 | 438 |