Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование понятия, приемов и составных частей банковского маркетинга.
В соответствии с выделенной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1) изучить материал по данной теме.
2) рассмотреть основы банковского маркетинга.
3) показать виды деятельности и приемы банковского маркетинга, стратегии.
4) провести анализ развития банковского маркетинга в РК.
5) охарактеризовать банковский маркетинг на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………….….……………………..3
1 ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА………….….………………….…5
1.1 Необходимость и сущность банковского маркетинга….………………….....5
1.2 Виды деятельности и приемы банковского маркетинга……..…..……….….7
1.3 Стратегия маркетинга банка……………………………………………….....10
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА В РК…………..…13
2.1 Этапы развития банковского маркетинга………………………………..…..13
2.2 Развитие банковского маркетинга на примере маркетинговой стратегии развития АО «БТА»………………………………..……………………………...15
3 РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………..…………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………….….……………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…………………….……………33
Рисунок 2 – Какие программы предпочитают смотреть
По результатам опроса прайм-тайм для представителей данной целевой группы приходится как в будние, так и в выходные дни на вечерний эфир. Среди программ, представленных в рисунке 2, лидерство по рейтингу занимают
новости, которые предпочитают смотреть 74% респондентов, затем следуют
художественные фильмы- 64% респондентов.
Среди газет, в которые обращаются за коммерческой информацией, занимает Рекламный дайджест, на страницы которой обращаются за информацией – 70% опрошенных.
На основе полученных данных выбираются наиболее эффективные СМИ и составляется рекламный бюджет по размещению рекламных материалов и распределению денежных средств, а именно: еженедельная рекламно - информационная газета «Рекламный Дайджест», телеканалы «КТВ», «НТВ», «РТР» и радиостанции «Европа+», «Русское Радио» [9].
3 РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО
МАРКЕТИНГА НА СОВРЕМЕННОМ
Проведенный нами анализ развития банковского маркетинга позволил разработать ряд следующих рекомендаций по организации маркетинга в местных региональных коммерческих банках:
- автоматизировать не только свои финансовые системы, но и основной процесс, так как все традиционные способы извлечения прибыли уже исчерпаны и испробованы, корпоративные клиенты поделены, а конкуренция высока и сконцентрирована в основном на розничном обслуживании. Тем более, что большинство региональных банков стремятся перейти из разряда специализированных в универсальные – все это требует внедрения информационных технологий, базирующихся на применении методов маркетинга, т.е. ориентирования на потребности индивидуального клиента.
- внедрить функциональный блок CSS (автоматизация службы поддержки и обслуживания клиентов), т.к. слабыми местами региональных местных банков, как показало наше исследование, является низкий уровень обслуживания клиентов. Внедрение именно этого функционального блока позволит банкам снизить издержки на службу поддержки, улучшить качество предоставляемого сервиса, повысить удовлетворенность клиентов.
Формировать модель банковского маркетинга с учетом следующих условий и аспектов:
- ориентация маркетинговых
исследований на конкретную
- учет перспективных
экономических планов
- особенности работы
региональной власти (политическая
ориентация, стиль руководства,
- отсутствие специализированных маркетинговых (консалтинговых) фирм, обеспечивающих профессионально высокой по качеству информацией о состоянии регионального рынка банковских услуг;
- отсутствие профессионалов - маркетологов в региональной банковской сфере;
- низкая массовая банковская культура в регионе, непросвещенность широких слоев населения о новых банковских технологиях;
- отсутствие «маркетинговой
культуры» у руководителей
- недостаточность
- изменение в конкурентном соотношении сил в связи с уходом филиалов московских и иных крупных банков
Другим направлением развития региональных банков, как показало исследование, должны стать современные маркетинговые подходы, касающиеся применения технологий Интернет, так как региональные банки имеют ограниченные финансовые ресурсы и не могут конкурировать с инорегиональными банками в одной ресурсно-финансовой нише.
Основным их преимуществом, может стать разработка программ привлечения потенциальных клиентов и повышение лояльности уже существующих, применяя элементы маркетинга, ориентированного на конкретного клиента. Данная программа, позволит создать сегмент высоко лояльных и приверженных к банку клиентов, тем самым повысит конкурентоспособность и имидж региональных банков на финансовом рынке.
Развитие банковского маркетинга, как показало исследование, связано с применением данной концепции в сети Интернет, используя банковские Интернет - технологии и сетевой ресурс банка. Преимущества и недостатки региональных коммерческих банков представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Преимущества и недостатки региональных коммерческих банков
Преимущества |
Недостатки |
- возможность получения кредита при наличии кредитной истории; оптимальная процентная ставка; - срочность кредитования; - возможность получить запрашиваемую сумму кредита; - возможность последующего долгосрочного кредитования и пролонгация кредита; - действует гибкой системы погашения кредита; - каждый работник имеет навыки работы с Интернетом и Интернет банковскими технологиями; - приемлемый подбор кредитного инструментария; - возможность изучения потребностей конкретного региона на месте и более детально учитывать их при разработке маркетинговых мероприятий; - возможность изучать потребности клиентов и формировать банковские продукты с учетом этих потребностей |
- необходимость большого размера залоговой суммы; - длительный период рассмотрения кредитной заявки; - погашение кредита без учета сезонности продаж (сезонность является наиважнейшим фактором - ее пик приходится на лето в связи с активизацией туристического бизнеса); - «бумажный бюрократизм»; - проблема нехватки знаний в привлечении и удержании клиентов; - отсутствие методов оценки лояльности клиентов; - отсутствие современных подходов к управлению клиентской базой; - ограниченные источники инвестиций, направляемые на разработку и внедрение банковских технологий. |
В свете вышеизложенных особенностей развития банковских Интернет - технологий на отечественном рынке необходимо решение вопроса выбора модели развития Интернет- банка и расширения спектра его услуг. На наш взгляд, казахстанским коммерческим банкам, целесообразно обратиться к стратегии, объединяющей преимущества виртуального и традиционного (многоканального банка). В расчет должен приниматься ряд факторов, в том числе требования клиентов к банковскому обслуживанию, особенности отечественной банковской системы. Казахстанские компании не привыкли общаться со своим банком на виртуальном уровне, поэтому на этапе становления Интернет - банкинга не следует забывать об индивидуальном подходе к клиенту. Здесь весьма полезным с практической точки зрения, является внедрение методов социального маркетинга, который позволит адаптировать возможности Интернет услуг под индивидуальные потребности клиента, что тем самым обеспечит удержание старых, а также привлечение новых потенциальных клиентов.
Будущее Интернет - банкинга в Казахстане связано с развитием розничного банковского обслуживания путем применения элементов маркетинга, ориентированного на потребности клиентов.
Маркетинг в сети Интернет повышает эффективность банковского бизнеса. Постепенный перенос ведения банковского бизнеса в среду Интернет сопровождается пересмотром традиционных подходов к ведению бизнеса, реинжинирингом сложившихся технологий, разработкой принципиально новой маркетинговой интернет политики и необходимости организации маркетинговой службы банка, включающее обоснование эффективности нового сегмента, себестоимость реализации услуг через новые каналы доступа, эффективность маркетинговых мероприятий.
Для региональных банков оказание ими электронных услуг, позволит им:
- значительно повысить свою конкурентоспособность;
- внедрить в региональные банки Интернет – банкинга и развитие этой услуги для этих банков будет способствовать:
- расширению банковского рынка за счет отдаленных пользователей услугами банка в сети интернет;
- обеспечению небольшого вложения средств на содержание маленького штата сотрудников банка;
- удерживать низкий уровень расходов на содержание филиалов за счет того, что операции проводимые банкам будут полностью автоматизированы за счет процессов Интернет – банкинга;
- расширять спектр оказываемых ими банковских услуг и повысить качества обслуживания клиентов;
С дальнейшим перемещением бизнеса в Интернет у региональных банков должны появиться дополнительные возможности по привлечению клиентов и применения социально-ориентированного подхода к их привлечению и удержанию. Анализ эффективности работы сайта банка, особенности ее ведения, маркетинга и мониторинга информации на нем, позволит разработать банкам, имеющим подобные сайты принципиально новую маркетинговую политику, ориентированную на клиента, тем самым, сформировав новый сегмент рынка «сетевых» - клиентов. Приоритеты маркетинга в повышении удовлетворенности своих клиентов представлены в таблице 4 [10,c. 15].
Таблица 4 - Приоритеты маркетинга в повышении удовлетворенности своих клиентов
Ситуация |
Результаты мониторинга клиентов |
Стратегические действия |
1 |
2-3 (неудовлетворенные) |
Обеспечение базовых характеристик и составляющих банковского продукта, т.е. того, что ожидается от каждого конкурента в отрасли. |
2 |
3-4 (нейтральные) |
Обеспечение соответствующего уровня сопутствующих услуг, разработка политик гарантий возврата денежных средств при возникновении кризисных ситуаций |
3 |
4-5 (удовлетворенные) |
Удовлетворение конкретных потребностей клиента значимых для него персонально. Повышение ожиданий клиента. |
В итоге можно сделать вывод, что банковский маркетинг нуждается в новой организационной технологии на основе открывшихся информационных возможностей применения рыночных механизмов и инструментов. В частности, рост рыночных возможностей коммерческих банков находится именно в плоскости созданных информационных технологий и позволяет улучшать качество, доступность, развитие рейтинга, распространение секьютиризации.
Одним из перспективных направлений развития банковского маркетинга в региональной системе коммерческих банков являются Интернет - технологии, которые позволяют установить с клиентами более тесные и доверительные отношения, снизить риски бизнеса и повысить качество предоставляемых банками услуг. Развитие Интернет-технологий, усиление межбанковской конкуренции и изменение предпочтений и ожиданий клиентов относительно качества обслуживания обуславливает актуальную потребность выработки адекватных научных клиентоориентированных подходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в заключение данной работы можно сделать вывод, что банковский маркетинг направляется на осуществление единой цели: рациональное использование доходов и временно высвобождающихся денежных средств.
В рамках маркетинга в банке должны реализовываться следующие принципы:
Основными задачами маркетинга в банке можно назвать:
банка как надежной, ориентированной на потребности клиента организации.
В соответствии с этими задачами банковский маркетинг ориентируется на достижение высоких количественных, качественных и социальных показателей, таких как количество клиентов банка и их счетов, объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций, размеры совершаемых банком операций и услуг, показателей доходов-расходов банка, сроки обработки документов, степень удовлетворения клиентов по объему, количеству и качеству услуг.
Итак, банковский маркетинг можно определить как поиск наиболее выгодных (существующих и будущих) рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Процесс этот предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.
Реальный банковский маркетинг может развиваться в Казахстане, если банки будут прежде всего учитывать общепринятые методы маркетинга, связанные с кредитными вложениями в сферы экономики.
Информация о работе Банковский маркетинг в Республике Казахстан