Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 22:44, курсовая работа
В рамках курсовой работы будет проведен анализ рынка железнодорожных колес, путем сегментирования рынка будут выявлены ключевые игроки на данном рынке, а так же определены основные потребители. Анализ конкурентоспособности позволит определить сильные и слабые стороны анализируемых предприятий на рынке, при помощи SWOT-анализа и построения лепестковой диаграммы. На основании полученных результатов для предприятия будет предложен комплекс маркетинговых мер, позволяющих увеличить влияние предприятия на рынке.
Аннотация 3
Введение 4
1 Краткое описание предприятия 5
2 Маркетинговые цели предприятия 6
3 Краткое описание продукции 7
3.1 Назначение продукции 7
3.2 Классификация 7
3.3 Марки стали и химический состав 9
3.4 Механические свойства 9
3.5 Геометрические размеры 9
3.6 Маркировка колес 10
4 Анализ финансового состояния предприятия на рынке 11
4.1 Анализ динамики объема реализации 11
4.2 Анализ динамики объема прибыли предприятия 13
4.3 Текущие затраты к выручке от реализации 13
4.4 Прибыльность продаж 15
5 Анализ рынка продукции 17
5.1 Сегментирование рынка по объему поставок и рейтинг основных конкурентов 17
5.2 Сегментирование рынка по объему потребления и рейтинг основных потребителей в РФ 17
5.3 Сегментирование рынка и рейтинг по основным регионам 18
5.4 Расчет ж./д. тарифа от всех основных поставщиков до всех потребителей 19
6 Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке продукции 22
6.1 Сравнительный анализ показателей конкурентоспособности основных производителей продукции 22
6.2 Оценка сильных и слабых позиций предприятия на рынке - SWOT анализ 23
6.3 Расчет конкурентных зон на рынке продукции 24
7 Разработка конкурентной стратегии предприятия 27
7.1 Разработка сценария поведения предприятия на рынке продукции и выбор комплекса маркетинга, направленного на повышение конкурентоспособности предприятия 27
8 Расчет экономической эффективности мероприятий конкурентной стратегии 29
9 Оценка конкурентоспособности предприятия на рынке продукции после реализации разработанной маркетинговой стратегии 31
Заключение 33
Сегментирование рынка железнодорожных колес по основным регионам осуществляется с целью выявления основных областей сбыта продукции. На основе использования базы РЖД были выбраны основные регионы - потребители железнодорожных колес на территории РФ. Полученные результаты представлены в таблице 8.
Таблица 8 – Основные регионы-потребители железнодорожных колес
Регион |
Суммарный объем потребления, т |
Доля, % |
Нижегородская область |
112653,7 |
41,7 |
Свердловская область |
63147,2 |
23,4 |
Тверская область |
24453,8 |
8,9 |
Архангельская область |
19076,3 |
7,1 |
Прочие |
51087,6 |
18,9 |
Итого |
270418,6 |
100 |
Согласно полученным данным Нижегородская область является самым крупным потребителем колес на территории РФ, ее доля составляет 41,7%, а суммарный объем поставок равен 112653,7 тонн. Свердловская область – второй крупнейший потребитель с долей рынка 23,4% в общем объеме поставок и объемом потребления 63147,2 тонн. На долю Тверской и Архангельской области приходится 24453,8 и 19076,3 тыс. тонн. Их рыночные доли 8,9% и 7,1% соответственно.
В качестве основных поставщиков потребителей для расчета ж./д. тарифа принимались те предприятия, которые в суммарных объемах поставок и потребления занимали 80 % согласно правило Парето. Сам ж/д тариф рассчитан с использованием онлайн ресурса. Базовая цена для ОАО «Евраз НТМК» принята равной 39607 руб./т., для ОАО «ВМЗ» равной 40152 руб.
Результаты расчета ж/д тарифа и затрат потребителя на приобретение чугуна представлены в таблице 9.
Таблица 9 - Расчет ж./д. тарифа и издержек потребителя
Поставщик |
Получатель |
Итого по поставщику | |||||
Наименование поставщика |
Показатель |
ОАО "РЖД" |
ФГУП "ПО "Уралвагонзавод им. Дзержинского" |
ОАО "Алтайское вагоностроение" |
ЗАО "Промтракторвагон" |
ОАО "Тверской вагоностроительный завод" | |
ОАО "Выксунский металлургический завод" |
Объем поставки, т |
117972,7 |
18177,4 |
2025,0 |
7083,4 |
- |
145258,4 |
Расстояние до получателя, км. |
1152 |
1301 |
2152 |
465 |
2630 |
||
Ж/Д тариф, руб./т |
1688 |
1213 |
2133 |
986 |
2458 |
||
Базовая цена поставщика, руб./т |
40152 |
40152 |
40152 |
40152 |
40152 |
||
Затраты получателя (Ж/Д тариф + базовая цена) |
41840 |
41365 |
42285 |
41138 |
42510 |
||
ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" |
Объем поставки, т |
44677,2 |
14429,2 |
8714,1 |
- |
6252,0 |
74072,6 |
Расстояние до получателя, км |
2765 |
1652 |
963 |
1700 |
1486 |
||
Ж/Д тариф, руб./т |
2780 |
1785 |
1086 |
1915 |
1369 |
||
Базовая цена поставщика, руб./т |
39607 |
39607 |
39607 |
39607 |
39607 |
||
Затраты получателя (Ж/Д тариф + базовая цена) |
42387 |
41392 |
40639 |
41522 |
40966 |
||
Итого |
162649,9 |
32606,6 |
10739,1 |
7083,4 |
6252,0 |
219331,0 |
Согласно данным таблицы крупнейшим потребителем является ОАО «РЖД», суммарный объем потребления которого составляет 162649,9 т. Основным поставщиком колес для нужд данного предприятия является ОАО «ВМЗ», объем его поставок 117972,7 т. Анализируемое предприятие ОАО «Евраз НТМК» поставляет только 44677,2 т продукции. Основной причиной, по которой доля в поставка ОАО «ВМЗ» является более высокой – разница в затратах для потребителя. Стоимость одной тонны колес с учетом тарифа ОАО «НТМК» на 1,3% выше, что в общем объеме поставок может иметь большое значение при выборе поставщика.
Так же одним из
крупнейших потребителей
Основным поставщиком ОАО «Алтайское вагоностроение» является ОАО «Евраз НТМК» с объемами поставок 8714,1 т. Затраты потребителя составляют 40639 руб./т, что на 3,8% ниже, чем у конкурента. Так же одним из предприятий, с высоким объемом поставок со стороны ОАО «Евраз НТМК» является ОАО «Тверской вагоностроительный завод», объем потребления которого 6252 т.
Среди крупнейших потребителей колес есть предприятие, куда ОАО «Евраз НТМК» не поставляет свою продукцию, которым является ЗАО «Промтракторвагон».
Вывод:
В процессе сегментирования рынка колес были выявлены крупнейшие производители на территории РФ, которыми являются ОАО «ВМЗ» и ОАО «Евраз НТМК». Среди основных потребителей данного вида продукции железнодорожного назначения можно выделить: ОАО «РЖД», ФГУП «ПО «Уралвагонзавод им. Дзержинского», ОАО «Алтайское вагоностроение», ЗАО «Промтракторвагон», а так же ОАО «Тверской вагоностроительный завод».
С учетом рассчитанного ж./д. тарифа основными потребителями продукции ОАО «Евраз НТМК» являются все предприятия, за исключением ЗАО «Промтракторвагон», затраты для этого потребителя с учетом ж./д. тарифа выше, чем у конкурирующего предприятия.
Для проведения анализа конкурентоспособности были выбраны следующие показатели: доля на рынке в процентах, объем реализации, рентабельность продаж, чистая прибыль, основные фонды. Абсолютные значения этих показателей были использованы для расчета относительных значений, по которым можно построить лепестковую диаграмму. Абсолютные значение показателей представлены в таблице 10.
Таблица 10 – Абсолютные значения показателей конкурентоспособности предприятия
Предприятия-конкуренты |
Показатель | ||||
Доля на рынке, % |
Объем реализации, млн. руб. |
Рентабельность продаж, % |
Чистая прибыль, млн. руб. |
Основные фонды, млн. руб. | |
ОАО "ВМЗ" |
67,9 |
127152,0 |
16,2 |
9671 |
63785 |
ОАО «Евраз НТМК» |
32,1 |
109113,0 |
19,6 |
11393 |
61503 |
Согласно данным в таблице 10 наибольшую долю на рынке, а так же объем реализации имеет ОАО «ВМЗ». Тем не менее, итоговые финансовые результаты, такие как рентабельность продаж и чистая прибыль выше на ОАО «Евраз НТМК». Стоимость основных фондов ан предприятиях несколько выше у ОАО «ВМЗ».
В таблице 11 итоги расчета относительных показателей конкурентоспособности для построения диаграммы.
Таблица 11 – Относительные значения показателей конкурентоспособности предприятия
Предприятия-конкуренты |
Показатель | ||||
Доля на рынке, % |
Объем реализации, млн. руб. |
Рентабельность продаж, % |
Чистая прибыль, млн. руб. |
Основные фонды, млн. руб. | |
ОАО "ВМЗ" |
1 |
1 |
0,85 |
0,89 |
1 |
ОАО «Евраз НТМК» |
0,47 |
0,86 |
1 |
1 |
0,96 |
Наиболее высокий показатель конкурентоспособности на рынке колес имеет ОАО «ВМЗ», поскольку относительные показатели для данного предприятия выше ОАО «Евраз НТМК» по ряду таких факторов как доля на рынке, объем реализации и стоимость основных фондов.
Итогом анализа является построение диаграммы конкурентоспособности. На рисунке 9 представлена лепестковая диаграмма, полученная исходя из рассчитанных показателей.
Рис. 9 – Показатели конкурентоспособности на рынке колес
Результаты SWOT-анализа для ОАО «Евраз НТМК» представлены в таблице 12.
Таблица 12 – Результаты SWOT-анализа
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 Ведущее предприятие России по производству металлопроката широкого сортамента для железнодорожного транспорта |
1 Наличие оборудования с высоким коэффициентом износа |
2 Один из крупнейших производителей железнодорожных колес на территории РФ |
2 Снижение объемов чистой прибыли и выручки от реализации, несмотря на увеличение отгрузки продукции |
3 Цена реализации несколько ниже, чем у основного конкурента |
3 Рыночная доля меньше, чем у основного конкурента |
4 Введение в строй |
|
5 Расположенность в промышленно насыщенном регионе, имеющем значительные финансовые ресурсы | |
6 Наличию долгосрочных соглашений с крупнейшими вагоностроителями, позволяющими полностью загружать производственные мощности | |
7 Участие в разработке
и внедрении совместных | |
8 Широкий рынок сбыта продукции | |
9 Наличие профессиональных кадров | |
10 Снижение себестоимости производимой продукции | |
Возможности |
Угрозы |
1 Концентрация на выпуске
продукции с высокими |
1 Усиление конкуренции со стороны ОАО «ВМЗ» |
2 Участие в региональных и государственных проектах |
2 Наличие экономических факторов, способных оказать негативное воздействие на объем реализации продукции |
3 Привлечение значительного
объема инвестиций для |
3 Риск увеличения цен на сырье |
4 Увеличение выпуска колес и продукции железнодорожного назначения |
4 Рост внутренних цен на электроэнергию |
5 Разработка совместных
инновационных проектов и |
5 Рост тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом; ограничения со стороны транспортной инфраструктуры |
6 Освоение выпуска колес с повышенными эксплуатационными свойствами из специальных сталей |
|
6 Расширение присутствия на рынке в соответствующем сегменте |
Определение конкурентных зон предприятия начинается с расчета отклонения цен. Анализ цен представлен в таблице 13.
Таблица 13 – Анализ цен предприятий-конкурентов, руб.
Поставщик |
Потребители | ||||
ОАО "РЖД" |
ФГУП «ПО «Уралвагонзавод им. Дзержинского» |
ОАО «Алтайское вагоностроение» |
ЗАО «Промтракторвагон» |
ОАО «Тверской вагоностроительный завод» | |
ОАО "ВМЗ" |
41840 |
41365 |
42285 |
41138 |
42250 |
Отклонение |
1,00 |
1,00 |
1,041 |
1,00 |
1,037 |
ОАО "Евраз НТМК" |
42387 |
41392 |
40639 |
41522 |
40966 |
Отклонение |
1,013 |
1,001 |
1,00 |
1,009 |
1 |
Проведенный анализ показал, что ОАО «Евраз НТМК» имеет наиболее привлекательную для потребителя цену поставки для ОАО «Алтайское вагоностроение» и ОАО «Тверской вагоностроительный завод». Отклонения цен для других предприятий не столь значительны от конкурента, следовательно есть возможность увеличить объемы поставки.
В рамках работы строятся конкурентные зоны 0-3 %, 3-5 %, 5 % и более на основе разницы в ценах. Результат представлен в таблице 14.
Таблица 14 – Конкурентные зоны
Конкурентные зоны |
Предприятие-потребитель | ||
0-3 % |
ОАО «РДЖ» (+1,3%) |
ФГУП «ПО «Уралвагонзавод им. Дзержинского» (+0,1%) |
ЗАО «Промтракторвагон» (+0,9%) |
3-5 % |
ОАО «Алтайское вагоностроение» (+4,1) |
ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (+3,7%) |