Анализ рынка железнодорожных колес

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

В рамках курсовой работы будет проведен анализ рынка железнодорожных колес, путем сегментирования рынка будут выявлены ключевые игроки на данном рынке, а так же определены основные потребители. Анализ конкурентоспособности позволит определить сильные и слабые стороны анализируемых предприятий на рынке, при помощи SWOT-анализа и построения лепестковой диаграммы. На основании полученных результатов для предприятия будет предложен комплекс маркетинговых мер, позволяющих увеличить влияние предприятия на рынке.

Оглавление

Аннотация 3
Введение 4
1 Краткое описание предприятия 5
2 Маркетинговые цели предприятия 6
3 Краткое описание продукции 7
3.1 Назначение продукции 7
3.2 Классификация 7
3.3 Марки стали и химический состав 9
3.4 Механические свойства 9
3.5 Геометрические размеры 9
3.6 Маркировка колес 10
4 Анализ финансового состояния предприятия на рынке 11
4.1 Анализ динамики объема реализации 11
4.2 Анализ динамики объема прибыли предприятия 13
4.3 Текущие затраты к выручке от реализации 13
4.4 Прибыльность продаж 15
5 Анализ рынка продукции 17
5.1 Сегментирование рынка по объему поставок и рейтинг основных конкурентов 17
5.2 Сегментирование рынка по объему потребления и рейтинг основных потребителей в РФ 17
5.3 Сегментирование рынка и рейтинг по основным регионам 18
5.4 Расчет ж./д. тарифа от всех основных поставщиков до всех потребителей 19
6 Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке продукции 22
6.1 Сравнительный анализ показателей конкурентоспособности основных производителей продукции 22
6.2 Оценка сильных и слабых позиций предприятия на рынке - SWOT анализ 23
6.3 Расчет конкурентных зон на рынке продукции 24
7 Разработка конкурентной стратегии предприятия 27
7.1 Разработка сценария поведения предприятия на рынке продукции и выбор комплекса маркетинга, направленного на повышение конкурентоспособности предприятия 27
8 Расчет экономической эффективности мероприятий конкурентной стратегии 29
9 Оценка конкурентоспособности предприятия на рынке продукции после реализации разработанной маркетинговой стратегии 31
Заключение 33

Файлы: 1 файл

зачетная работа по маркетингу продолжение.docx

— 776.28 Кб (Скачать)

 

5.3 Сегментирование рынка и рейтинг по основным регионам

 

Сегментирование рынка железнодорожных колес по основным регионам осуществляется с целью выявления основных областей сбыта продукции. На основе использования базы РЖД были выбраны основные регионы - потребители железнодорожных колес на территории РФ. Полученные результаты представлены в таблице 8.

 

Таблица 8 – Основные регионы-потребители железнодорожных колес

Регион

Суммарный объем потребления, т

Доля, %

Нижегородская область

112653,7

41,7

Свердловская область

63147,2

23,4

Тверская область

24453,8

8,9

Архангельская область

19076,3

7,1

Прочие

51087,6

18,9

Итого

270418,6

100


 

Согласно полученным данным Нижегородская область является самым крупным потребителем колес на территории РФ, ее доля составляет 41,7%, а суммарный объем поставок равен 112653,7 тонн. Свердловская область – второй крупнейший потребитель с долей рынка 23,4% в общем объеме поставок и объемом потребления 63147,2 тонн. На долю Тверской и Архангельской области приходится 24453,8 и 19076,3 тыс. тонн. Их рыночные доли 8,9% и 7,1% соответственно.

 

5.4 Расчет  ж./д. тарифа от всех основных поставщиков до всех потребителей

 

В качестве основных поставщиков потребителей для расчета ж./д. тарифа принимались те предприятия, которые в суммарных объемах поставок и потребления занимали 80 % согласно правило Парето. Сам ж/д тариф рассчитан с использованием онлайн ресурса. Базовая цена для ОАО «Евраз НТМК» принята равной  39607 руб./т., для ОАО «ВМЗ» равной 40152 руб.

Результаты расчета ж/д тарифа и затрат потребителя на приобретение чугуна представлены в таблице 9.

 

 

Таблица 9 - Расчет ж./д. тарифа и издержек потребителя

Поставщик

Получатель

 

Итого по поставщику

Наименование поставщика

Показатель

ОАО "РЖД"

ФГУП "ПО "Уралвагонзавод им. Дзержинского"

ОАО "Алтайское вагоностроение"

ЗАО "Промтракторвагон"

ОАО "Тверской вагоностроительный завод"

ОАО "Выксунский металлургический завод"

Объем поставки, т

117972,7

18177,4

2025,0

7083,4

-

145258,4

Расстояние до получателя, км.

1152

1301

2152

465

2630

 

Ж/Д тариф, руб./т

1688

1213

2133

986

2458

 

Базовая цена поставщика, руб./т

40152

40152

40152

40152

40152

 

Затраты получателя (Ж/Д тариф + базовая цена)

41840

41365

42285

41138

42510

 

ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат"

Объем поставки, т

44677,2

14429,2

8714,1

-

6252,0

74072,6

Расстояние до получателя, км

2765

1652

963

1700

1486

 

Ж/Д тариф, руб./т

2780

1785

1086

1915

1369

 

Базовая цена поставщика, руб./т

39607

39607

39607

39607

39607

 

Затраты получателя (Ж/Д тариф + базовая цена)

42387

41392

40639

41522

40966

 

Итого

 

162649,9

32606,6

10739,1

7083,4

6252,0

219331,0


 

 

Согласно данным таблицы крупнейшим потребителем является ОАО «РЖД», суммарный объем потребления которого составляет 162649,9 т. Основным поставщиком колес для нужд данного предприятия является ОАО «ВМЗ», объем его поставок 117972,7 т. Анализируемое предприятие ОАО «Евраз НТМК» поставляет только 44677,2 т продукции. Основной причиной, по которой доля в поставка ОАО «ВМЗ» является более высокой – разница в затратах для потребителя. Стоимость одной тонны колес с учетом тарифа ОАО «НТМК» на 1,3% выше, что в общем объеме поставок может иметь большое значение при выборе поставщика.

  Так же одним из  крупнейших потребителей является  ФГУП «ПО «Уралвагонзавод им. Дзержинского» его объем потребления составляет 32606,6 т. ОАО «ВМЗ» поставляет для данного предприятия 18177,4 т колес, а ОАО «Евраз НТМК» 14429,2 т.

Основным поставщиком ОАО «Алтайское вагоностроение» является ОАО «Евраз НТМК» с объемами поставок 8714,1 т. Затраты потребителя составляют 40639 руб./т, что на 3,8% ниже, чем у конкурента. Так же одним из предприятий, с высоким объемом поставок со стороны ОАО «Евраз НТМК» является ОАО «Тверской вагоностроительный завод», объем потребления которого 6252 т.

Среди крупнейших потребителей колес есть предприятие, куда ОАО «Евраз НТМК» не поставляет свою продукцию, которым является ЗАО «Промтракторвагон».

Вывод:

В процессе сегментирования рынка колес были выявлены крупнейшие производители на территории РФ, которыми являются ОАО «ВМЗ» и ОАО «Евраз НТМК». Среди основных потребителей данного вида продукции железнодорожного назначения можно выделить: ОАО «РЖД», ФГУП «ПО «Уралвагонзавод им. Дзержинского», ОАО «Алтайское вагоностроение», ЗАО «Промтракторвагон», а так же ОАО «Тверской вагоностроительный завод».

С учетом рассчитанного ж./д. тарифа основными потребителями продукции ОАО «Евраз НТМК» являются все предприятия, за исключением ЗАО «Промтракторвагон», затраты для этого потребителя с учетом ж./д. тарифа выше, чем у конкурирующего предприятия.

 

 

 

 

 

 

6 Анализ конкурентоспособности  предприятия на рынке продукции

 

6.1 Сравнительный  анализ показателей конкурентоспособности  основных производителей продукции

Для проведения анализа конкурентоспособности были выбраны следующие показатели: доля на рынке в процентах, объем реализации, рентабельность продаж, чистая прибыль, основные фонды. Абсолютные значения этих показателей были использованы для расчета относительных значений, по которым можно построить лепестковую диаграмму. Абсолютные значение показателей представлены в таблице 10.

 

Таблица 10 – Абсолютные значения показателей конкурентоспособности предприятия

Предприятия-конкуренты

Показатель

Доля на рынке, %

Объем реализации, млн. руб.

Рентабельность продаж, %

Чистая прибыль, млн. руб.

Основные фонды, млн. руб.

ОАО "ВМЗ"

67,9

127152,0

16,2

9671

63785

ОАО «Евраз НТМК»

32,1

109113,0

19,6

11393

61503


 

Согласно данным в таблице 10 наибольшую долю на рынке, а так же объем реализации имеет ОАО «ВМЗ». Тем не менее, итоговые финансовые результаты, такие как рентабельность продаж и чистая прибыль выше на ОАО «Евраз НТМК». Стоимость основных фондов ан предприятиях несколько выше у ОАО «ВМЗ».

В таблице 11 итоги расчета относительных показателей конкурентоспособности для построения диаграммы.

 

Таблица 11 – Относительные значения показателей конкурентоспособности предприятия

Предприятия-конкуренты

Показатель

Доля на рынке, %

Объем реализации, млн. руб.

Рентабельность продаж, %

Чистая прибыль, млн. руб.

Основные фонды, млн. руб.

ОАО "ВМЗ"

1

1

0,85

0,89

1

ОАО «Евраз НТМК»

0,47

0,86

1

1

0,96


 

Наиболее высокий показатель конкурентоспособности на рынке колес имеет ОАО «ВМЗ», поскольку относительные показатели для данного предприятия выше ОАО «Евраз НТМК» по ряду таких факторов как доля на рынке, объем реализации и стоимость основных фондов.

Итогом анализа является построение диаграммы конкурентоспособности. На рисунке 9 представлена лепестковая диаграмма, полученная исходя из рассчитанных показателей.

 

Рис. 9 – Показатели конкурентоспособности на рынке колес

 

 

6.2 Оценка сильных  и слабых позиций предприятия  на рынке - SWOT анализ

 

Результаты SWOT-анализа  для ОАО «Евраз НТМК» представлены в таблице 12.

 

Таблица 12 – Результаты SWOT-анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

1 Ведущее предприятие России по производству металлопроката широкого сортамента для железнодорожного транспорта

1 Наличие оборудования с высоким коэффициентом износа

2 Один из крупнейших производителей железнодорожных колес на территории РФ

2 Снижение объемов чистой  прибыли и выручки от реализации, несмотря на увеличение отгрузки продукции

3 Цена реализации несколько ниже, чем у основного конкурента

3 Рыночная доля меньше, чем у основного конкурента

4 Введение в строй высокоскоростного стана «10-60» мощностью 50 тыс. тонн

 

5 Расположенность в промышленно насыщенном регионе, имеющем значительные финансовые ресурсы

6 Наличию долгосрочных соглашений с крупнейшими вагоностроителями, позволяющими полностью загружать производственные мощности

7 Участие в разработке  и внедрении совместных проектов  с ОАО «РЖД»

8 Широкий рынок сбыта продукции

9 Наличие профессиональных  кадров

10 Снижение себестоимости  производимой продукции 

Возможности

Угрозы

1 Концентрация на выпуске  продукции с высокими показателями  рентабельности и потенциала  рыночного спроса

1 Усиление конкуренции со стороны ОАО «ВМЗ»

2  Участие в региональных и государственных проектах

2 Наличие экономических факторов, способных оказать негативное воздействие на объем реализации продукции

3 Привлечение значительного  объема инвестиций для дальнейшего  усовершенствования качества производимой продукции

3 Риск увеличения цен на сырье

4 Увеличение выпуска колес и продукции железнодорожного назначения

4 Рост внутренних цен на электроэнергию

5 Разработка совместных  инновационных проектов и программ  с постоянными партнерами и  потребителями

5 Рост тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом; ограничения со стороны транспортной инфраструктуры

6 Освоение выпуска колес с повышенными эксплуатационными свойствами из специальных сталей

 

6 Расширение присутствия  на рынке в соответствующем  сегменте


 

 

 

6.3 Расчет конкурентных зон на рынке продукции

Определение конкурентных зон предприятия начинается с расчета отклонения цен. Анализ цен представлен в таблице 13.

 

Таблица 13 – Анализ цен предприятий-конкурентов, руб.

Поставщик

Потребители

ОАО "РЖД"

ФГУП «ПО «Уралвагонзавод им. Дзержинского»

ОАО «Алтайское вагоностроение»

ЗАО «Промтракторвагон»

ОАО «Тверской вагоностроительный завод»

ОАО "ВМЗ"

41840

41365

42285

41138

42250

Отклонение

1,00

1,00

1,041

1,00

1,037

ОАО "Евраз НТМК"

42387

41392

40639

41522

40966

Отклонение

1,013

1,001

1,00

1,009

1


 

Проведенный анализ показал, что ОАО «Евраз НТМК» имеет наиболее привлекательную для потребителя цену поставки для ОАО «Алтайское вагоностроение» и ОАО «Тверской вагоностроительный завод». Отклонения цен для других предприятий не столь значительны от конкурента, следовательно есть возможность увеличить объемы поставки.

В рамках работы строятся конкурентные зоны 0-3 %, 3-5 %, 5 % и более на основе разницы в ценах. Результат представлен в таблице 14.

 

Таблица 14 – Конкурентные зоны

 Конкурентные зоны

Предприятие-потребитель

0-3 %

ОАО «РДЖ» (+1,3%)

ФГУП «ПО «Уралвагонзавод им. Дзержинского» (+0,1%)

ЗАО «Промтракторвагон» (+0,9%)

3-5 %

ОАО «Алтайское вагоностроение» (+4,1)

ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (+3,7%)

 

Информация о работе Анализ рынка железнодорожных колес