Анализ рынка железнодорожных колес

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

В рамках курсовой работы будет проведен анализ рынка железнодорожных колес, путем сегментирования рынка будут выявлены ключевые игроки на данном рынке, а так же определены основные потребители. Анализ конкурентоспособности позволит определить сильные и слабые стороны анализируемых предприятий на рынке, при помощи SWOT-анализа и построения лепестковой диаграммы. На основании полученных результатов для предприятия будет предложен комплекс маркетинговых мер, позволяющих увеличить влияние предприятия на рынке.

Оглавление

Аннотация 3
Введение 4
1 Краткое описание предприятия 5
2 Маркетинговые цели предприятия 6
3 Краткое описание продукции 7
3.1 Назначение продукции 7
3.2 Классификация 7
3.3 Марки стали и химический состав 9
3.4 Механические свойства 9
3.5 Геометрические размеры 9
3.6 Маркировка колес 10
4 Анализ финансового состояния предприятия на рынке 11
4.1 Анализ динамики объема реализации 11
4.2 Анализ динамики объема прибыли предприятия 13
4.3 Текущие затраты к выручке от реализации 13
4.4 Прибыльность продаж 15
5 Анализ рынка продукции 17
5.1 Сегментирование рынка по объему поставок и рейтинг основных конкурентов 17
5.2 Сегментирование рынка по объему потребления и рейтинг основных потребителей в РФ 17
5.3 Сегментирование рынка и рейтинг по основным регионам 18
5.4 Расчет ж./д. тарифа от всех основных поставщиков до всех потребителей 19
6 Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке продукции 22
6.1 Сравнительный анализ показателей конкурентоспособности основных производителей продукции 22
6.2 Оценка сильных и слабых позиций предприятия на рынке - SWOT анализ 23
6.3 Расчет конкурентных зон на рынке продукции 24
7 Разработка конкурентной стратегии предприятия 27
7.1 Разработка сценария поведения предприятия на рынке продукции и выбор комплекса маркетинга, направленного на повышение конкурентоспособности предприятия 27
8 Расчет экономической эффективности мероприятий конкурентной стратегии 29
9 Оценка конкурентоспособности предприятия на рынке продукции после реализации разработанной маркетинговой стратегии 31
Заключение 33

Файлы: 1 файл

зачетная работа по маркетингу продолжение.docx

— 776.28 Кб (Скачать)

 

Примечания:

1. В стали допускается  отклонение от массовой доли  углерода ±0,02%.

2. Массовая доля никеля, хрома и меди не должна быть  более 0,30% каждого элемента,

молибдена – более 0,08%.

3. При использовании непрерывно-литой  заготовки массовая доля серы не должна превышать 0,020%.

4. В готовых колесах: предельные  отклонения по массовой доле  ванадия – не более

±0,02%.

3.4 Механические свойства

 

В таблице 4 представлены механические свойства.

 

Таблица 4 – Механические свойства

Марка стали

Временное сопротивление , Н/

Относительное удлинение

Относительное сужение ѱ, %

Твердость на глубине 30 мм от поверхности катания, HB

Не менее

1

880 – 1080

12

21

248

2

910 – 1110

9

14

248

«Т»

980 – 1130

8

14

255

«Л»

970 – 1120

8

13

285

«Б»

950 – 1110

8

13

290


 

3.5 Геометрические размеры

 

В таблице 5 представлены основные параметры производимых колес, производимых на анализируемом предприятии.

Таблица 5 – Параметры колес

Диаметр колеса, мм

Диаметр отверстия ступицы, мм

Масса, кг

957

190

391

957

175

398


 

Примечание: в соответствии с особенностями заказа потребителя параметры колес могут быть изменены.

 

3.6 Маркировка колес

 

В соответствии с требованиями ГОСТ 10791-2004 установлен следующий порядок маркировки колес. На  боковой  поверхности обода  в  горячем  состоянии  с наружной  стороны  колеса  на  расстоянии  3  -  10  мм  от  кромки внутренней   поверхности  до  основания  знаков  (цифр)  маркировки наносят  знаки  (цифры) высотой 10 - 12 мм и глубиной  до  4  мм  в   следующем порядке:

  1. год изготовления (две последние цифры);
  2. марку стали;
  3. номер плавки;
  4. условный номер предприятия-изготовителя;
  5. при содержании углерода в стали более 0,63% после марки стали колеса наносят букву "Г";
  6. порядковый  номер  колеса по системе нумерации  предприятия - изготовителя;

По   согласованию   изготовителя  с  потребителем   допускается наносить дополнительные знаки маркировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Анализ финансового состояния предприятия на рынке

4.1 Анализ динамики  объема реализации

 

На основании данных из годовых отчетов ОАО «Евраз НТМК» динамика изменения объемов реализации с построением линии тренда по всем вида продукции представлена на рисунке 1.

 

Рис. 1 – Динамика объема реализации продукции ОАО «Евраз НТМК»

 

 

Как следует из данных представленных на рисунке можно заметить положительные тенденции на протяжении всего анализируемого периода. Объем реализации ОАО «Евраз НТМК» увеличивался в период с 2009 по 2012 гг. В 2013 году этот показатель увеличился незначительно и составил 4471 тыс. т, что на 0,3% больше чем в предыдущем году. На рисунке 2 представлена расшифровка объемов реализации по основным видам продукции.

 

Рис. 2 – Объем реализации по основным видам продукции

 

По данным диаграммы, представленной на рисунке 2 можно заметить тенденцию к увеличению объемов реализации по всем видам продукции, за исключение рельс. Объектом анализа в курсовой работе является производство и реализации колес. На рисунке 3 представлен объем реализации данного вида продукции с построением тренда.

 

Рис. 3 – Объем  реализации колес на ОАО «Евраз НТМК»

 

Согласно имеющимся данным можно отметить тенденцию к увеличению объемов реализации колес на протяжении всего периода. Однако в 2012 и 2013 году он оставался неизменным на уровне 178 тыс. тонн. Тем не менее, согласно полученному уравнению тренда можно спрогнозировать увеличение объемов реализации данного вида продукции в дальнейшей перспективе.

 

Объемы реализации в стоимостном выражении представлены на рисунке 4.

 

 

Рис. 4 – Выручка от реализации ОАО «Евраз НТМК» за 2009-2013 гг.

 

Объем реализации в стоимостном выражении с 2009 по 2012 гг. значительно увеличивается. Тем не менее, в 2013 году наблюдается снижение этого показателя на 3,5%. Подобные изменения связаны со снижением цен на реализуемую продукцию.

4.2 Анализ динамики объема прибыли предприятия

 

Анализ результативных показателей деятельности предприятия является одним из наиболее важных в процессе финансового анализа. Объемы прибыли от реализации продукции и чистой прибыли ОАО «Евраз НТМК» за период с 2009 по 2013 гг. представлены на рисунке 5.

 

 

 

Рис. 5 – Прибыль от продаж и чистая прибыль ОАО «Евраз НТМК» в 2009-2013 гг.

 

Период с 2009 по 2011 год показатели незначительно увеличивались, в 2012 году наблюдается резкий рост объемов прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. Так же следует отметить, что для ОАО «Евраз НТМК» доля чистой прибыли является весьма значительной. В 2013 году, несмотря на рост прибыли от реализации продукции, чистая прибыль снижается на 20,3%. Однако уравнения тренда, построенные для этих показателей, свидетельствую о тенденции их дальнейшего увеличения.

 

4.3 Текущие затраты  к выручке от реализации

 

Полная себестоимость реализованной продукции в 2013 году составила 87 775 млн. руб., что ниже аналогичного показателя прошлого года на 7 286 млн. руб. или -7,7%. Наибольший удельный вес в общей смете эксплуатационных затрат комбината занимают затраты основных цехов, как наиболее материалоемкие и энергоемкие производства металлургического предприятия.  Сырье и основные материалы, расходуемые в коксохимическом, доменном и сталеплавильном производствах, составляют 42,7% в структуре себестоимости; уголь на кокс – 17,7%; затраты на энергоресурсы – 8,4%; прочие материальные затраты (вспомогательные материалы, запасные части, сменное оборудование) – 7,7%; заработная плата с начислениями – 11,0%, налоги в себестоимости – 0,7%, затраты на услуги сторонних и дочерних организаций – 6,3%; амортизация – 4,9%.

Динамика изменения себестоимости производимой продукции представлена на рисунке 6.

 

Рис. 6 – Себестоимость продукции ОАО «Евраз НТМК» в 2009-2013 гг.

 

Согласно данным на рисунке 6 себестоимость продукции увеличивалась в период с 2009 по 2011 гг. В дальнейшем наблюдается снижение этого показателя. В 2013 году себестоимость продукции снижается на 7,7% по сравнению с 2012 годом. Подобные положительные тенденции обусловлены в первую очередь модернизаций производства, снижением издержек на сырье и основные материалы, сокращением простоев оборудования.

Одним из основных показателей, характеризующим эффективность затрат на производство продукции являются затраты на рубль реализованной продукции. Динамика их изменения для ОАО «Евраз НТМК» представлена на рисунке 7.

 

Рис. 7 – Затраты на рубль реализованной продукции ОАО «Евраз НТМК»

 

Затраты на рубль реализованной продукции имеют стабильную тенденцию к снижению, согласно представленным данным и полученному уравнению тренда. В 2013 году этот показатель достигает наименьшего значения. Подобные изменения означают, что прибыль предприятия будет в дальнейшем увеличиваться при относительном снижении издержек.

 

4.4 Прибыльность  продаж

 

Обобщающими показателями, характеризующими финансовый результат и эффективность деятельности предприятия, являются показатели рентабельности. Рентабельность продаж - коэффициент равный отношению прибыли от реализации продукции к выручке. Динамика этого показателя для ОАО «Евраз НТМК» представлена на рисунке 8.

Рис. 8 – Рентабельность продаж ОАО «Евраз НТМК» за 2009-2013 гг.

Согласно анализируемым данным, рентабельность продаж на предприятии увеличивается на протяжении анализируемых периодов. Наиболее заметный рост произошел в 2012 году. В 2013 году показатель вновь увеличивается на 3 п.п. Уравнение тренда для данного показателя прогнозирует дальнейший рост в будущих периодах.

Выводы:

В результате проведенного анализа финансового состояния предприятия можно сделать вывод о том, что для основных показателей, характеризующих результаты деятельности ОАО «Евраз НТМК» наблюдается положительная динамика. Объем реализации в натуральном выражении, прибыль от продаж, а так же показатель рентабельности стабильно увеличиваются, следовательно, эффективность деятельности предприятия возрастает. Так же следует отметить при этом снижение себестоимости и затрат на рубль реализованной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Анализ рынка продукции

 

5.1 Сегментирование рынка по объему поставок и рейтинг основных конкурентов

 

Сегментирование – один из важнейших приемов маркетингового исследования рынка. Оно подразумевает разбивку потребителей или потенциальных потребителей на рынке на различные группы (или сегменты), в рамках которых потребители имеют схожие или аналогичные запросы, удовлетворяемые определенным комплексом маркетинга.

В рамках данной работы сегментирование рынка железнодорожных колес по объему поставок осуществляется на основе базы перевозок РЖД, из которой были выбраны только производители колес и их суммарный вес поставок. После чего была определена доля каждого из заводов в общем объеме поставок. Результаты приведены в таблице 6.

Таблица 6 – Основные игроки на рынке железнодорожных колес

Предприятие

Суммарный объем поставок, т

Доля, %

ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат"

86856,5

32,1

ОАО "Выксунский металлургический завод"

183562,1

67,9

Итого

270418,6

100


 

Согласно данным таблицы 5 основную долю на рынке колес в России имеет ОАО «ВМЗ» (67,9%), объем поставок данного завода составил 183562,1 тонн. ОАО «Евраз НТМК» занимает 32,1% рынка и объем поставок равный 86856,5 тоннам. Суммарный объем поставок составил 270418,6 тонн.

 

5.2 Сегментирование рынка по объему потребления и рейтинг основных потребителей в РФ

 

Сегментирование рынка по основным потребителям проводится с целью определения наиболее перспективных предприятий. На основе использования базы РЖД были выбраны основные потребители железнодорожных колес на территории РФ, которые согласно принципу Парето составили 80% от общего объема поставок анализируемых предприятий на рынке. Полученные результаты представлены в таблице 7.

 

Таблица 7 – Сегментирование рынка по основным потребителям

Предприятие

Суммарный объем потребления, т

Доля, %

ОАО "РЖД"

162649,9

60,1

ОАО "ФГУП ПО Уралвагонзавод им. Дзержинского"

32606,6

12,1

ОАО «Алтайское вагоностроение»

10739,1

4,0

ЗАО «Промтракторвагон»

7083,4

2,6

ОАО «Тверской вагоностроительный завод»

6252,0

2,3

Прочие

51087,6

18,9

Итого

270418,6

100


 

По итогам, представленным  в таблице 6 можно сделать вывод о том, что ОАО «РЖД» является крупнейшим потребителем колес на территории РФ, объем его потребления составляет 162649,9 тонн (60,1%). На втором месте находится ОАО «ФГУП ПО Уралвагонзавод им. Дзержинского», на его долю приходится 12,1% колес производимых в России, что составляет 32606,6 тонн. ОАО «Алтайское вагоностроение» потребляет 4% продукции (10739,1 тонн). ЗАО «Промтракторвагон» и ОАО «Тверской вагоностроительный завод» имеют примерно равные доли, которые составили соответственно 2,6 и 2,3% объема поставок колес.

Информация о работе Анализ рынка железнодорожных колес