Анализ организации маркетинговой деятельности на ОАО «Мордовцемент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 05:23, курсовая работа

Краткое описание

Задачами исследования являются:
- рассмотрение сущности и значения маркетинга в современных условиях;
- изучения видов организационных структур маркетинга на предприятии;
- изучения процесса управления маркетингом;
- анализ маркетинговой деятельности ОАО «Мордовцемент»;
- исследование организационной структуры и оценка деятельности службы маркетинга на предприятии;
- разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности на ОАО «Мордовцемент»;
- разработка предложений по организации и повышения эффективности отдела маркетинга на предприятии.

Оглавление

Введение 5
1 Теоретические аспекты организации маркетинга на предприятии 8
1.1 Сущность и значение маркетинга на предприятии 8
1.2 Виды организационных структур маркетинга на предприятии 11
1.3 Процесс управления маркетингом на предприятии 18
2 Практика организации маркетинга на ОАО «Мордовцемент» 28
2.1 Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Мордовцемент» 28
2.2 Исследование организационной структуры управления маркетингом на предприятии 37
2.3 Оценка деятельности службы маркетинга на предприятии ОАО «Мордовцемент» 42
3 Совершенствование организации маркетинга на ОАО «Мордовцемент» 44
3.1 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности на ОАО «Мордовцемент» 44
3.2 Предложения по организации маркетинга на ОАО «Мордовцемент» 45
3.3 Повышение эффективности службы маркетинга на ОАО «Мордовцемент» 49
Заключение 52
Список использованных источников 54

Файлы: 1 файл

курсач 3 курс.doc

— 374.50 Кб (Скачать)

 

Основным видом продукции, при реализации которого компания получает более 90% прибыли, является цемент различных марок.

На многие виды продукции получены престижные международные сертификаты. Так,  например,  проведена сертификация шести видов цемента в испытательном центре "Цемискон" на соответствие российским и европейским стандартам. Цемент марки 400 и 500 просертифицирован как класс 42,5Н (нормальнотвердеющий) по новому международному стандарту.

ОАО «Мордовцемент» выпускает следущие виды цемента:

  • Портландцемент с минеральными добавками ПЦ 400 Д20;
  • Портландцемент без минеральных добавок ПЦ 400 Д20;
  • Портландцемент без минеральных добавок ПЦ 500 Д20;

Основными характеристиками продукции  ОАО «Мордовцемент» является:

  1. высокое качество
  2. надежность и долговечность
  3. оптимальное соотношение цены и качества
  4. соответствие государственным стандартам

Весь ассортимент продукции  завода отличается приемлемыми ценами и отличным качеством, что в первую очередь очень ценится потребителями. На протяжении всей истории развития предприятия строительная продукция завоевала доверие у потребителей. И теперь продукция торговой марки «Мордовцемент» узнаваема не только в Мордовии, но и за ее пределами.

ОАО «Мордовцемент» проводит гибкую ценовую политику, которая в соответствии с качеством продукции устраивает потребителей. Качество, а отнюдь не низкая цена цемента - один из главных критериев его выбора и приобретения. Правильный выбор портландцемента на этапе покупки сродни закладке надёжного фундамента. Ведь от этого зависит прочность и долговечность всей конструкции, будь то бетонная плита или оштукатуренная стена.

С июня 2009 года предприятие снижает цены на свою продукцию. Причина в следующем. На протяжении последних полутора кризисных лет, ощутимо обострилась конкуренция между дилерами цементных заводов. Производство и продажа цемента резко пошли на спад. Упавший спрос внес коррективы в объемы продаж и снизил отпускную стоимость портландцемента.

В настоящее время предприятие ОАО «Мордовцемент» предлагает свою продукцию потребителям по приемлемым ценам. Цены на портландтцемент варьируются от 2500 руб. до 3300 руб. за тонну в зависимости от марки цемента.

ОАО «Мордовцемент» использует активную ценовую стратегию, т.е. не придерживается пассивному следованию за лидером в  ценах, а разрабатывает свою стратегию, учитывая собственные интересы.

Для увеличения числа продаж и заинтересованности потребителей продукцией действует система скидок (постоянным покупателям, за количество покупаемых товаров). Таким образом, предприятие разрабатывает систему цен, которая бы обеспечивала получение максимальной прибыли.

Предприятие придерживается стратегии  средних цен. Стоит также отметить, что такая стратегия характерна для большинства предприятий, она  предполагает получения средней  нормы прибыли на вложенный капитал. Стратегия высоких цен не возможна, так как предприятие занимает рыночную нишу, где покупатели весьма чувствительны к повышению цены, и это может привести к потере значительной части покупателей и переходом их к конкурентам.

План продвижения продукции  «Мордовцемент» состоит в рекламе своей продукции и стимулировании спроса. Акционерное общество пользуется телевизионной рекламой, рекламой в интернете. Также использует другие виды рекламы, такие как: наружная городская реклама (рекламные щиты), участие во всех выставках, конференциях и мероприятиях, на которых собираются крупные заказчики и др. 

Предприятие имеет отличную профессиональную репутацию на рынке строительных материалов.

В таблице 5 представлены основные виды рекламы, используемые фирмой, выявлены их преимущества и недостатки.

Таблица 5 – Виды рекламы, применяемые компанией «Мордовцемент»

Средство рекламы

Преимущества

Недостатки

Газеты

Гибкость; своевременность; хороший охват местного рынка; широкое  признание и принятие; высокая  достоверность

Кратковременность существования; незначительная аудитория “вторичных читателей”

Телевидение

Сочетание изображения, звука и движения, чувственное  воздействие, высокая  степень привлечения  внимания, широта охвата аудитории

Высокая стоимость; перегруженность  рекламой; мимолетность рекламного контакта; меньшая степень избирательность аудитории

“Директ Мейл”

(почтовая реклама)

Избирательность аудитории; гибкость, отсутствие рекламы конкурентов  в отправлении; личностный характер

Относительно высокая  стоимость; образ “макулатурности”

Радио

Массовость использования; высокая географическая и демографическая избира-тельность;низкая стоимость

Представление только зву-ковыми средствами; степень привлечения  внимания ниже чем  у телевидения

Журналы

Высокая географическая и демографическая избирательность; достоверность; высокое качество воспроизведения; длительность существования; значительное число “вторичных читателей”

Длительный временной  разрыв между покупкой места и  появления рекламы

Наружная реклама

Гибкость; высокая частота  повторных контактов; невысокая  стоимость; слабая конкуренция

Отсутствие избирательности  аудитории; ограничения творческого  характера.

Интернет

Удобность, мобильность, высокая доступность, актуальность, эффективность, большой объем информации

Высокая стоимость, требует  привлечения профессиональных сотрудников


 

Своим весьма успешным шестидесяти  летним стажем работы общество показало качество своих товаров и сама марка Мордовцемент говорит сама за себя.

 «Мордовцемент» заказывает  различные канцелярские товары  со своим логотипом (ручки,  календари, пакеты, брелки и т.д.), на визитках своих работников ставиться значок торговой марки, выпускаются подарочные наборы, брошюры и т.п.

Ежегодно на продвижение своей  продукции компания тратит от 0,5% до 2% от общей себестоимости продукции.

Охарактеризуем потребителей продукции предприятия и основные рынки сбыта.

Предлагаемый товар является товаром  промышленного назначения. У фирмы  строго определённые потребители (рисунок 3).

Рис.3 – Группы потребителей ОАО  «Мордовцемент»

 

ОАО «Мордовцемент»  предоставляет качественный цемент различных марок по доступной цене. Для того чтобы была возможность сотрудничать с самым широким кругом покупателей, а не только с крупными оптовиками, фирма создала по регионам России сеть компаний, максимально приближенных к потребителю. Всегда можно обратиться в одну из них: ЗАО «Волгострой» в городе Кстово Нижегородской области, ЗАО «Цеммаркет» в Казани, ООО «СтройГарант» в Москве и ТД «Вектор-С» в Саранске.

Таким образом видно, что основной потребитель товаров ОАО «Мордовцемент» – это большие компании, занимающиеся разным родом деятельности, в основном связанной со строительством различных объектов и проведением строительно  – монтажных работ. Требования у всех заказчиков всегда одинаковы: качество продукции, долговечность, практичность и т.д.

Основными рынками сбыта являются: г. Москва и Московская обл., наиболее крупный и динамично развивающийся рынок строительных материалов России (крупный потребитель ООО ТД ОАО “Мордовцемент”), Республика Чувашия, Нижегородская обл., Республика Татарстан и др. области.

Одной из составляющих при формировании конечной цены продукции на месте  является железнодорожный тариф, доля которого в производстве цемента  составляет около 60% .

Основная продукция  Общества «цемент» реализуется:

- в г. Москву и Московскую область – 28,0% от общего объема реализованной продукции в натуральном выражении (34,1% в 2009 году, 36,7% в 2008 году),

- в пределах Мордовии – 9,0% (10,5% в 2009 году, 10,0% в 2008 году),

- в Нижегородскую область - 13,0% (17,0% в 2009 году, 17,0% в 2008 году),

- в Республику Чувашия - 5,0%  (7,2% в 2009 году, 7,0% в 2008 году),

- в Республику Татарстан - 10,0% от общего объема реализации портландцемента (5,9% в 2009г., 6,0% в 2008 г)

В другие регионы Российской Федерации реализуется до 31,0 % основной продукции (до 26,0% в 2008 году, до 27,0% в 2007 году).

В целом цемент производства ОАО «Мордовцемент» реализуется в 51 регион России  (в 43 региона в 2009г. и в 52 в 2008 году).

На рисунках 4, 5, 6 представлена схематично структура рынка сбыта за 2008-2010 г.

 

 

 

Рис.4 - Реализация продукции по регионам 2008г, %

 

Рис.5 – Реализация продукции по регионам 2009г, %

 

 

Рис.6 – Реализация продукции по регионам 2010г, %

Основные конкуренты ОАО «Мордовцемент» по основному виду деятельности – производство цемента: среди российский крупнейших компаний Евроцемент, а среди крупнейших зарубежных компаний - Интеко,  Лафарж, Холсим.

Факторы,  влияющие на конкурентоспособность  эмитента:

-Экономически выгодное расположение  завода к основным строительным  рынкам

-Использование собственного высококачественного  сырья

-Наличие европейского сертификата  на продукцию серии ENV 197-1:1992

Таким образом, можно отметить, что  акционерное общество успешно действует на Российском рынке и принимает пока еще малое участие в сотрудничестве со странами ближнего зарубежья и странами СНГ.

 

2.2 Исследование организационной  структуры управления маркетингом  на предприятии

 

Отдел маркетинга и снабжения является самостоятельным подразделением и подчиняется непосредственно заместителю директора ОАО «Мордовцемент».

В отделе маркетинга и снабжения работают 3 человека, структура отдела маркетинга относится к функциональному типу. Штатное расписание бюро представлено в таблице 6.

Таблица 6 - Отдел маркетинга и снабжения на ОАО «Мордовцемент»

Должность

Количество

Оклад

Начальник отдела

1

20000

Инженер

1

15000

Экономист

1

12000

Итого

3

 47000


 

Организационная структура отдела маркетинга и снабжения ОАО «Мордовцемент» представлена на рисунке 7

 

Рис. 7 – Организационная структура отдела маркетинга и снабжения

Возглавляет отдел начальник отдела маркетинга и снабжения, назначаемый на должность приказом директора предприятия.

В своей деятельности отдел руководствуется законодательными и нормативными документами, регламентирующими организацию работы отдела маркетинга и снабжения, уставом предприятия, положением об отделе маркетинга и снабжения, документами системы менеджмента качества.

Структуру отдела утверждает директор предприятия, исходя из условий и особенностей закупок, производства, сбыта и других работ, возложенных на отдел. Распределение обязанностей между работниками осуществляется начальником в соответствии с должностными инструкциями.

По существующему на ОАО «Мордовцемент» «Положению об отделе маркетинга и снабжения» на данный отдел возложено выполнение следующих задач:

- разработка и реализация долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной стратегии поведения на рынке;

- ориентация закупок, производства и сбыта на выполнение требований потребителей к предоставляемым предприятием товарам;

- организация и менеджмент товаропроводящей и товаросопровождающей сетей;

- планирование и осуществление рекламно-информационного продвижения на рынок товаров;

- обеспечение стимулирования покупок и продаж;

- реализация ценовой политики предприятия;

- организация и контроль своевременной подготовки и заключения договоров на поставку товаров;

- организация, планирование и осуществление снабжения материальными ресурсами для обеспечения выполнения плана производства предприятия.

В соответствии с вышесказанным  положением на отдел маркетинга и снабжения ОАО «Мордовцемент» возложены следующие функции:

- реализация товарной политики предприятия;

- обеспечение своевременного заключения договоров, квартальных графиков поставки продукции;

- организация сбыта продукции в соответствии с заключенными договорами;

- участие в разработке ценовой политики предприятия;

- организация работы по рекламе выпускаемой продукции, изучению рынка сбыта;

- контроль за выполнением экспортных заказов, расширение внешнеэкономических связей;

Отдел маркетинга и снабжения взаимодействует с другими структурными подразделениями предприятия, получает и передает документы, это взаимодействие отражено в таблице 7.

Таблица 7 - Взаимодействие отдела маркетинга и снабжения с другими подразделениями предприятия

Наименование структурного подразделения

Получаемые документы

Передаваемые документы

Производственно-технический  отдел

1. Заявки на приобретение технологического оборудования и инструмента.

2. Нормы расхода материалов.

3. Разрешение на замену  материалов.

4. Потребность материалов  на замену.

5. Производственная программа  в натуральном выражении (на  год, квартал, месяц).

6. Сведения о выполнении заказа.

1. Сведения об остатках, и поступлениях материалов.

2. Сведения о поступлении  нового технологического оборудования.

3. Сведения об остатках  готовой продукции на складе.

Планово-экономический  отдел

1. Прейскурант действующих  цен на продукцию завода.

2. Прогнозные цены  на новую продукцию для проведения  маркетингового анализа.

3. Расцененные заявки  потребителей продукции предприятия.

1. Информацию о спросе  на выпускаемую продукцию.

2. Сведения о конкурентной  среде по вопросам ценовой  политики, объемов оборота, конкурентоспособности продукции предприятия, скорости реализации продукции.

3. Данные об изменении  цен на материалы.

4. Прогнозные цены  на материалы.

Бухгалтерия

1.Доверенности на получение  материалов.

2.Остатки готовой продукции  и товарно-материальных ценностей.

3.Товарно-транспортные  накладные по отгрузке на экспорт.

1. Протоколы согласования  цен на поставляемые материалы.

2.Ведомость инвентаризации  материалов.

3.Договора с потребителями  продукции предприятия.

Энерго-экономический  отдел

1.Заявки на материалы.

2.Нормы расхода ГСМ  на автотранспорт.

1.Заявки на автотранспорт.

2.Заявки на ремонт  электросети.

3.Заявки на ремонт  телефонных линий.

Информация о работе Анализ организации маркетинговой деятельности на ОАО «Мордовцемент»