Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:37, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;
-активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;
Введение
I. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции…………..
1.Понятие конкурентоспособности продукции и ее основные показатели…..
2. Оценка конкурентоспособности
3.Конкурентоспособность. Её место в стратегии маркетинга.
4.Анализ конкурентоспособности в системе маркетинга………………………..
II. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «АвтоДом»……………
1.Организационно – экономическая характеристика предприятия
ОАО «АвтоДом»……………………………………………………………………....
2.Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной
деятельностью ОАО «АвтоДом»…………………………………………………..…
3.Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции
на ОАО «АвтоДом»………………………………………………………….…….….
4.Выявление резервов для повышения конкурентоспособности
ОАО «АвтоДом»……………………………………………………………….……...
Заключение
Список использованной литературы
Независимо
от целей исследования, основой оценки
конкурентоспособности является изучение
рыночных условий, которое должно проводиться
постоянно, как до начала разработки
новой продукции, так и в ходе
ее реализации. Задача стоит в выделении
той группы факторов, которые влияют на
формирование спроса в определенном секторе
рынка:
Вышеизложенное
подразумевает “комплексное исследование
рынка”. Особое место в изучении
рынка занимает долгосрочное прогнозирование
его развития, связанное с длительностью
осуществления разработки и производства
товаров.
На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.
Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмотрена на рис. 1.1 (приложение).
Для
оценки конкурентоспособности
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели ( ) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов ( ), определяемых экспертным путем:
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам( ) к групповому показателю по экономическим параметрам( ):
Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Изучение
конкурентоспособности товаров
важно для предприятий-
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.
Качество продукции – совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только обьёма продаж, но и более высоких цен.
Различают единичные показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
- средневзвешенный балл продукции;
- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
- удельный вес сертифицированной продукции;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
-
удельный вес экспортируемой продукции,
в том числе в высоко
развитые промышленные страны.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
-
оценивается технический
- выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
-
анализируется структура
- выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукцией;
-
обосновываются возможности
Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т. Д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытании, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной опенки.
К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.
Анализ
отступлений от норм по качеству изготовления
осуществляется по данным о внутризаводском
браке и внешних рекламациях на продукцию.
В зависимости от действующей на предприятии
системы представления информации о браке
анализируются потери от брака как по
предприятию, цехам, участкам, рабочим
местам, так и по конкретным изделиям и
причинам. Основными причинами брака могут
быть: недостаточный уровень квалификации
рабочих, работа на неисправном оборудовании,
использование несовершенных приспособлений
и инструментов, средств измерительной
техники, отступление от технологического
процесса, использование материалов и
полуфабрикатов со скрытыми дефектами,
несовершенство упаковки, маркировки,
нарушения условий хранения, перевозки,
погрузки.
Анализ конкурентоспособности.
Анализ
конкурентоспособности начинается с оценки
нормативных параметров. Если хотя бы
один из них не соответствует уровню, который
предписан действующими нормами и стандартами,
то дальнейшая оценка конкурентоспособности
продукции нецелесообразна, независимо
от результата сравнения по другим параметрам.
В то же время, превышение норм и стандартов
и законодательства не может рассматриваться
как преимущество продукции, поскольку
с точки зрения потребителя оно часто
является бесполезным и потребительской
стоимости не увеличивает. Исключения
могут составить случаи, когда покупатель
заинтересован в некотором превышении
действующих норм и стандартов в расчете
на ужесточение их в будущем.
Производится
подсчет групповых показателей,
которые в количественной форме
выражают различие между анализируемой
продукцией и потребностью по данной
группе параметров и позволяет судить
о степени удовлетворения потребности
по этой группе. Рассчитывается интегральный
показатель, который используется для
оценки конкурентоспособности анализируемой
продукции по всем рассматриваемым группам
параметров в целом.
Результаты
оценки конкурентоспособности
Однако,
факт высокой конкурентоспособности
самого изделия является лишь необходимым
условием реализации этого изделия
на рынке в заданных объемах. Следует
также учитывать формы и методы технического
обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические
отношения между странами и т.д.
В
результате оценки конкурентоспособности
продукции могут быть приняты
следующие решения:
Принципы
и методы оценки конкурентоспособности
могут быть использованы для обоснования
принимаемых решений при:
Оценка
конкурентоспособности
Номенклатура
параметров, используемых при оценке
конкурентоспособности, включает две
обобщающие группы:
К
группе технических относятся