Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 20:13, реферат
Начальный период обучения детей в школе занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11. Этот период является очень важным как для становления личности ребёнка, так и для последующего обучения в средней школе. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач возрастной педагогической психологии.
Примеры предметов:
Зашифрованное слово.
А) автомобиль, тормоз
Б) колос, рота, ваза
В) молоко, нерест, таракан мо-не-та
Г) кора, лото, боксёр
Д) баран, рана, банщик
Логические цепочки.
Например:
. . . . . . 5 7 9 . . . . . . (1 3 5 7 9 11 13)
. . . . . 5 6 9 10 . . . . . (1 2 5 6 9 10 13 14)
. . . . . 21 17 13 . . . . . (29 25 21 17 13 9 5 1)
0 1 4 5 8 9 . . . . . . . . (0 1 4 5 8 9 12 13 16 17)
На уроках математики в начальной школе могут быть использованы такие логические задачи:
1) На верёвке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?
2) Коля ростом выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?
3) Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров разного цвета купила мама?
4) Чтобы сварить 1 кг. мяса, требуется 1 час. За сколько часов сварятся 2 кг. такого мяса? (Ответ: 1 час.)
5) Какая буква в ряду лишняя?
Р, А, Б, М, Ж, Ц.
Ответ: А - лишняя.
6) Какое число лишнее?
9, 7, 4, 1, 3, 5.
Ответ: лишнее число - 4.
7) Алёша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдёт вдвоём с сестрой?
Ответ: 5 минут.
8) Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый из них?
9) Запиши двузначные числа, где сумма десятков и единиц равна 5.
Ответ: 14, 23, 32, 50, 41.
Числа вокруг нас.
Например:
1 - единица, единство, одинокий, однажды.
2 - вторник, двойник, двойка, двойняшки, двойник, дуэт, двушка.
3 - тройка, тройник, трио, трезубец, треножник.
4- четверг, четверть, четырёхугольник.
5 - пятница, пятидневка, пятачок, пятилетка, пятиугольник.
6 - шестигранник, шестёрка, шестиугольник.
7 - цветик-семицветик, семёрка, семиструнная гитара.
8 - осьминог, восьмёрка.
9 - «девятый вал», девятилетний, девятиэтажный.
10 - десятина, десятка, десятиугольник.
Пример диагностики № 1.
Задание 1.
Выдели два слова, наиболее существенных для слова перед скобками.
Задание 2.
Даны пять слов. Одно из них не подходит к остальным четырём. Найди это слово.
Задание 3.
Найди зашифрованное здесь слово.
Задание 4.
Напиши слева – черты сходства, а справа – черты различия этих предметов.
Пример диагностики № 2
Задание 1.
Выдели два слова, наиболее существенных для слова перед скобками.
Задание 2.
Даны пять слов. Одно из них не подходит к остальным четырём. Найди это слово.
Задание 3.
Найди зашифрованное здесь слово.
Задание 4.
Напиши слева – черты сходства, а справа – черты различия этих предметов.
Пример диагностики № 3
Задание 1.
Выдели два слова, наиболее существенных для слова перед скобками.
Задание 2.
Даны пять слов. Одно из них не подходит к остальным четырём. Найди это слово.
Задание 3.
Найди зашифрованное здесь слово.
Задание 4.
Напиши слева – черты сходства, а справа – черты различия этих предметов.
(диагностика из 20 вопросов)
Вопросы:
1. Какое животное больше: лошадь или собака?
Классный час.
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Подготовительная работа.
а) ребусы.
б) вводная беседа.
3. Основная часть.
а) задание на анализ.
б) задание на синтез.
в) задание на сравнение.
г) задание на обобщение.
4. Подведение итогов.
5. Организационный конец.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Проверьте, чтобы у вас на партах ничего не лежало. Всё уберите в портфель. Садитесь.
Сейчас у нас с вами будет непростое занятие. Мы будем все вместе решать разные интересные задания. Иногда они будут простые, а иногда не очень. Вы готовы?
(Да.)
2. Подготовительная работа.
а) ребусы.
- А первым заданием я предлагаю вам решить ребусы. Вы уже умеете их решать, и знаете, по каким правилам они составляются. Итак, посмотрите на доску и догадайтесь, что за слово зашифровано здесь.
Ответы: колокольня, мост, музей, шпиль.
Давайте вместе посмотрим на картинки и объясним, как мы догадались, что на них зашифровано, как нашли слово.
(Дети объясняют ход своих рассуждений.)
б) вводная беседа.
(Нужно было подумать.)
(различные ответы детей.)
(размышлять, мыслить.)
На доску вешаются таблички с этими словами.
- А может быть, кто-нибудь из вас знает, как называется процесс, который происходит в наших мыслях, когда мы думаем? Посмотрите на слово «мыслить». Этот процесс называется похоже: он называется мышление.
На доске – карточка со словом «мышление».
(Да, у всех.)
- Конечно! Просто
у некоторых людей оно развито
больше, а у некоторых меньше.
Поэтому некоторые учатся
а) задание на анализ.
На доску вешается плакат с изображением животного, собранного из разных отдельных частей всевозможных зверей, птиц и рыб (хвост лисицы, уши зайца, плавники рыбы, клюв пеликана и т. д.). Детям необходимо найти эти части и определить, какому животному они принадлежат.
(Мы разделили это животное на части и определили, какая часть кому принадлежит.)
б) задание на синтез.
На доску вывешиваются части одной разрезанной картинки. Детям предлагается восстановить картинку, соединив её части. Учащиеся выходят к доске по одному и совмещают по две части каждый так, что, в конце концов, получается целая картинка.
(Мы соединяли отдельные части картинки друг с другом.)
в) задание на сравнение.
На доске – две почти одинаковые картинки. Детям предлагается найти в них отличия. Учащиеся по одному выходят к доске и показывают отличие. Названные отличия записываются рядом на доске. Отличий всего десять, но детям не называется их число. Задание выполняется до тех пор, пока дети не смогут найти больше различий.
(Мы сравнивали две картинки и так находили, чем они отличаются.)
г) задание на обобщение
На доску вешаются геометрические фигуры разной формы, размера и цвета. Детям нужно разделить их по группам по тому или иному признаку. Учащиеся по очереди выходят к доске и составляют группы, объясняя, по какому принципу они разделили фигуры.
(Мы определяли, чем похожи фигуры, и по этим признакам объединяли их в группы.)
4. Подведение итогов.
(Нам нужно думать.)
- А как называется процесс, происходящий в мыслях, когда мы думаем?
(Мышление.)
(Нужно развивать мышление.)
Информация о работе Развитие логического мышления младшего школьника в процессе учебной деятельности