Развитие логического мышления младшего школьника в процессе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 20:13, реферат

Краткое описание

Начальный период обучения детей в школе занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11. Этот период является очень важным как для становления личности ребёнка, так и для последующего обучения в средней школе. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач возрастной педагогической психологии.

Файлы: 1 файл

logicheskoe_myshlenie.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

 

 

  • Сравнение предметов по памяти.
  • Примеры предметов:

    • муха и бабочка,
    • дом и избушка,
    • стол и стулья,
    • книга и тетрадь,
    • вода и молоко,
    • топор и молоток,
    • пианино и скрипка,
    • шалость и драка,
    • щекотать и гладить,
    • город и деревня.

    Зашифрованное слово.

    А) автомобиль, тормоз                           ав-тор

    Б) колос, рота, ваза                                 ко-ро-ва

    В) молоко, нерест, таракан                    мо-не-та

    Г) кора, лото, боксёр                              ко-ло-бок

    Д) баран, рана, банщик                          ба-ра-бан

    Логические цепочки.

    Например:

    . . . . . . 5 7 9 . . . . . . (1 3 5 7 9 11 13)

    . . . . . 5 6 9 10 . . . . . (1 2 5 6 9 10 13 14)

    . . . . . 21 17 13 . . . . .  (29 25 21 17 13 9 5 1)

    0 1 4 5 8 9 . . . . . . . .  (0 1 4 5 8 9 12 13 16 17)

     

  • Логические задачи.
  • На уроках математики в начальной школе могут быть использованы такие логические задачи:

    1) На верёвке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?

    2) Коля ростом выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?

    3) Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров разного цвета купила мама?

    4) Чтобы сварить 1 кг. мяса, требуется 1 час. За сколько часов сварятся 2 кг. такого мяса? (Ответ: 1 час.)

    5) Какая буква в ряду лишняя?

    Р,  А, Б, М, Ж, Ц.

    Ответ: А - лишняя.

    6) Какое число лишнее?

    9, 7, 4, 1, 3, 5.

    Ответ: лишнее число - 4.

    7) Алёша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдёт вдвоём с сестрой?

    Ответ: 5 минут.

    8) Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый из них?

    9) Запиши двузначные числа, где сумма десятков и единиц равна 5.

    Ответ: 14, 23, 32, 50, 41.

     

    Числа вокруг нас.

    Например:

    1 - единица, единство, одинокий, однажды.

    2 - вторник, двойник, двойка, двойняшки, двойник, дуэт, двушка.

    3 - тройка, тройник, трио, трезубец, треножник.

    4- четверг, четверть, четырёхугольник.

    5 - пятница, пятидневка, пятачок, пятилетка, пятиугольник.

    6 - шестигранник, шестёрка, шестиугольник.

    7 - цветик-семицветик, семёрка, семиструнная  гитара.

    8 - осьминог, восьмёрка.

    9 - «девятый вал», девятилетний, девятиэтажный.

    10 - десятина, десятка, десятиугольник.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • Приложение 3 .

  •  

     

     

     

     

     

    Пример диагностики № 1.

    Задание 1.

    Выдели два слова, наиболее существенных для слова перед скобками.

    • САД (растение, садовник, собака, забор, земля)
    • РЕКА (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
    • ИГРА (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)

     

    Задание 2.

    Даны пять слов. Одно из них не подходит к остальным четырём. Найди это слово.

    • Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
    • Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
    • Дождь, снег, осадки, иней, град.
    • Запятая, точка, двоеточие, тире, союз.

     

    Задание 3.

    Найди зашифрованное здесь слово.

    • Ошкак
    • Лопрдае
    • Рсогоно

     

    Задание 4.

    Напиши слева – черты сходства, а справа – черты различия этих предметов.

    • КНИГА - ТЕТРАДЬ

    Пример диагностики № 2

    Задание 1.

    Выдели два слова, наиболее существенных для слова перед скобками.

    • ЛЕС (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
    • ГОРОД (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
    • ПЕНИЕ (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)

     

    Задание 2.

    Даны пять слов. Одно из них не подходит к остальным четырём. Найди это слово.

    • Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.
    • Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.
    • Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.
    • Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.

     

    Задание 3.

    Найди зашифрованное здесь слово.

    • Обкаса
    • Редлвюб
    • Еунрукг

     

    Задание 4.

    Напиши слева – черты сходства, а справа – черты различия этих предметов.

    • ЛОШАДЬ – КОРОВА

     

    Пример диагностики № 3

    Задание 1.

    Выдели два слова, наиболее существенных для слова перед скобками.

    • БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)
    • ЛЮБОВЬ (розы, чувство, человек, город, природа)
    • СПОРТ (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион)

     

    Задание 2.

    Даны пять слов. Одно из них не подходит к остальным четырём. Найди это слово.

    • Секунда, год, час, вечер, неделя.
    • Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.
    • Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
    • Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

     

    Задание 3.

    Найди зашифрованное здесь слово.

    • Ацикру
    • Гометеб
    • Бязоньеа

     

    Задание 4.

    Напиши слева – черты сходства, а справа – черты различия этих предметов.

    • ОЗЕРО - РЕКА

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • Приложение 4 .

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     (диагностика из 20 вопросов)

    Вопросы:

    1. Какое животное больше: лошадь или собака?

    1. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днём и вечером?
    2. Днём на улице светло, а ночью…?
    3. Небо голубое, а трава…?
    4. Черешня, груша, слива и яблоко – это…?
    5. Почему, когда идёт поезд, опускают шлагбаум?
    6. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?
    7. Который сейчас час? (ребёнку даются часы).
    8. Молодую корову называют тёлкой. А как называют молодую собаку и молодую овцу?
    9. На кого больше похожа собака, на кошку или на курицу? (Ответ обосновать).
    10. Для чего нужны автомобилю тормоза?
    11. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
    12. Что есть общего между белкой и кошкой?
    13. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп?
    14. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание?
    15. Какие ты знаешь виды транспорта? (минимум два).
    16. Чем отличается старый человек от молодого? (два признака).
    17. Для чего физкультура и спорт людям?
    18. Почему считается плохо, если кто-то не хочет работать?
    19. Для чего на письма необходимо наклеивать марку

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • Приложение 5 .

  •  

     

     

     

     

     

     

     

    Классный час.

    План занятия.

    1. Организационный момент.

    2. Подготовительная работа.

    а) ребусы.

    б) вводная беседа.

    3. Основная часть.

    а) задание на анализ.

    б) задание на синтез.

    в) задание на сравнение.

    г) задание на обобщение.

    4. Подведение итогов.

    5. Организационный конец.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    - Проверьте, чтобы у вас на  партах ничего не лежало. Всё  уберите в портфель. Садитесь.

    Сейчас у нас с вами будет непростое занятие. Мы будем все вместе решать разные интересные задания. Иногда они будут простые, а иногда не очень. Вы готовы?

    (Да.)

    2. Подготовительная работа.

    а) ребусы.

    - А первым заданием я предлагаю  вам решить ребусы. Вы уже умеете  их решать, и знаете, по каким  правилам они составляются. Итак, посмотрите на доску и догадайтесь, что за слово зашифровано здесь.

    Ответы: колокольня, мост, музей, шпиль.

    Давайте вместе посмотрим на картинки и объясним, как мы догадались, что на них зашифровано, как нашли слово.

    (Дети объясняют ход своих  рассуждений.)

    б) вводная беседа.

    • Молодцы! Вы очень быстро, а главное, правильно решили эти ребусы. А теперь, давайте подумаем, что вам нужно было сделать, чтобы найти правильный ответ?

    (Нужно было подумать.)

    • Действительно, нужно было подумать. А когда вам ещё приходится думать?

    (различные ответы детей.)

    • Посмотрите, как часто нам в жизни приходится думать. А как мы ещё можем это назвать. Подберите синонимы к слову «думать».

    (размышлять, мыслить.)

    На доску вешаются таблички с этими словами.


    - А может быть, кто-нибудь из  вас знает, как называется процесс, который происходит в наших мыслях, когда мы думаем? Посмотрите на слово «мыслить». Этот процесс называется похоже: он называется мышление.

    На доске – карточка со словом «мышление».


     

    • А как вы думаете, мышление есть у всех людей?

    (Да, у всех.)

    - Конечно! Просто  у некоторых людей оно развито  больше, а у некоторых меньше. Поэтому некоторые учатся лучше, а некоторые хуже. А ещё мышление  можно развивать, и тогда это  поможет вам в учёбе, вам будет  проще выполнять разные задания.

    1. Основная часть.
    • И сейчас мы с вами будем выполнять интересные задания. И при решении их вам нужно будет думать, использовать своё мышление.

    а) задание на анализ.

    На доску вешается плакат с изображением животного, собранного из разных отдельных частей всевозможных зверей, птиц и рыб (хвост лисицы, уши зайца, плавники рыбы, клюв пеликана и т. д.). Детям необходимо найти эти части и определить, какому животному они принадлежат.

    • Что мы с вами сейчас делали? Как мы находили части разных животных?

    (Мы разделили  это животное на части и определили, какая часть кому принадлежит.)

    б) задание на синтез.

    На доску вывешиваются части одной разрезанной картинки. Детям предлагается восстановить картинку, соединив её части. Учащиеся выходят к доске по одному и совмещают по две части каждый так, что, в конце концов, получается целая картинка.

    • А сейчас, что мы делали? Как получили целую картинку?

    (Мы соединяли отдельные части  картинки друг с другом.)

    в) задание на сравнение.

    На доске – две почти одинаковые картинки. Детям предлагается найти в них отличия. Учащиеся по одному выходят к доске и показывают отличие. Названные отличия записываются рядом на доске. Отличий всего десять, но детям не называется их число. Задание выполняется до тех пор, пока дети не смогут найти больше различий.

    • Итак, что помогло вам найти отличия? Что вы делали?

    (Мы сравнивали две картинки  и так находили, чем они отличаются.)

    г) задание на обобщение

    На доску вешаются геометрические фигуры разной формы, размера и цвета. Детям нужно разделить их по группам по тому или иному признаку. Учащиеся по очереди выходят к доске и составляют группы, объясняя, по какому принципу они разделили фигуры.

     

     





     

     

    • Как же вы выполняли это задание?

    (Мы определяли, чем похожи фигуры, и по этим  признакам объединяли их в  группы.)

    4. Подведение итогов.

    • Итак, что же нам необходимо делать, чтобы выполнять задания и упражнения?

    (Нам нужно думать.)

    - А как называется процесс, происходящий  в мыслях, когда мы думаем?

    (Мышление.)

    • Понравились вам задания? Сложно было их выполнять?
    • А что нужно делать, чтобы было легче решать такие задания?

    (Нужно развивать мышление.)

    1. Организационный конец.
    • Спасибо за внимание. Наше занятие закончено. До свидания

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  •  

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  •  

  •  

  •  

  •  

     

     

     

     

     

    Информация о работе Развитие логического мышления младшего школьника в процессе учебной деятельности