Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 20:13, реферат
Начальный период обучения детей в школе занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11. Этот период является очень важным как для становления личности ребёнка, так и для последующего обучения в средней школе. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач возрастной педагогической психологии.
III уровень - найдены все три группы в полном объёме, в каждой из которых в словах имеется одна и та же гласная буква. [ 36.181-182].
2. Задание «Поиск».
Ребятам предлагается поработать со словарём и найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова. С большим интересом они ищут слова, в которых встречаются три, четыре, пять гласных. В игре дети быстрее запоминают редкие, ранее им не встречавшиеся слова. Таким образом, легче воспринимаются трудные для написания слова. [36.183].
3. Задание «Родственные слова».
Детям предлагается попробовать объяснить родство некоторых слов. Например: диктор – диктант, цирк – циркуль, огород - город [ 36. 187-188].
4. Задание «Числа вокруг нас». (приложение 2)
Детям предлагается назвать как можно больше слов, в состав которых входит какое-либо число.
Это задание также способствует расширению кругозора и помогает объяснить значение слов.
Все эти и многие другие задания, представленные в трудах многих психологов и педагогов, а также в многочисленной методической литературе, помогут учителям начальной школы не только развить все психические процессы мышления детей, но и расширить их кругозор, заинтересовать в учебной деятельности и, что немаловажно, подготовить к обучению в средней школе и в последствии облегчить для детей этот процесс. Кроме того, многие из этих заданий, направленных на развитие мышления могут быть использованы и в качестве диагностик, позволяющих определить уровень развития процессов мышления учащихся.
Таким образом, развитие мышления крайне важно и даже необходимо в младшем школьном возрасте. Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Оно поднимается на более высокую ступень и тем самым влечёт за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов. Мышление младших школьников находится на переломном этапе развития. В это время происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Основу словесно-логического мышления составляет оперирование понятиями. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений. Словесно-логическое мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста.
Для того чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо на этом сложном этапе развития помочь ему в развитии всех его психических процессов, становлении психических функций. А для того, чтобы помощь была полноценной и квалифицированной, педагоги начальной школы должны хорошо знать особенности мышления детей младшего школьного возраста.
Но не следует забывать и об индивидуальных особенностях мышления каждого ребёнка. Чтобы выявить эти особенности необходимо воспользоваться различными диагностическими методиками, направленными на исследование различных процессов мышления. На основе этих исследований можно будет подобрать наиболее целесообразные игры, задания и упражнения для развития и совершенствования мышления данного конкретного ребёнка. Делать это необходимо, иначе ребёнок будет неподготовлен к обучению в средней школе.
Однако важно построить процесс предложения и выполнения этих заданий с детьми интересно, естественно, так, чтобы ребёнок ни в коем случае не уставал от таких заданий и не тяготился ими. В случае целенаправленной и правильно организованной работы с ребёнком по предложенным заданиям они обеспечат развитие и совершенствование мышления и всех его операций и, следовательно, облегчат для него процесс обучения в среднем звене школы.
Глава 2. Создание условий для развития мышления в учебной деятельности.
2.1. Цели, задачи, методы исследования.
Итак, как уже говорилось, целью данного исследования является создание системы заданий, способствующих развитию мышления младших школьников на уроках.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Для реализации данных задач были подобраны следующие методы:
Экспериментальная работа будет проводиться на базе 3 «а» и 3 «б» классов средней общеобразовательной школы № 448 Фрунзенского района.В экспериментальном 3 «А» классе учится 18 человек, 10 девочек и 8 мальчиков. В контрольном классе 17 человек, 9 девочек и 8 мальчиков. В классах достаточно высокий уровень успеваемости, несмотря на то, что для есть дети, для которых русский язык не является родным. Классы обучаются по стандартной государственной программе.
Мы посчитали наиболее подходящей для данного исследования диагностику, представленную в трудах педагога-психолога Тихомировой Л. Ф. Была выбрана методика, включающая в себя несколько заданий, которые позволят определить, умеют ли дети выделять существенное, выявить умение детей обобщать, сравнивать, определить наличие или отсутствие у них теоретического анализа и синтеза. Всё это операции мышления, оценивая которые можно судить о степени развитости у ребёнка интеллектуальных процессов.
Методика № 1. (приложение 3)
Детям предлагается четыре листа с заданиями, которые им необходимо выполнить. Вот эти задания:
Это задание позволяет определить, умеют ли дети выделять существенное, т. е. способны ли они к абстрагированию, выделению главного, могут ли отвлечься от второстепенного.
Эта методика выявляет умение детей обобщать, строить обобщение на отвлечённом материале.
Цель: выявить наличие или отсутствие у школьников теоретического анализа.
Это задание позволит выяснить уровень сформированности навыка сравнения, умение выделять существенные и сходные черты различных предметов.
Методика № 2. (приложение 4)
Также учащимся предлагалась методика, основанная на серии из 20-ти вопросов, которые позволяют установить уровень сформированности некоторых особенностей мышления, таких как определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах.
В результате проведения этих диагностик мы сможем получить представление о том, какие процессы мышления необходимо развивать у учащихся данного класса в первую очередь. На основе этих данных можно будет выбрать те или иные методы работы с детьми на уроках, которые будут способствовать развитию и совершенствованию необходимых процессов и операций мышления. По истечение работы с классом будет проведён контрольное исследование, по итогам которого можно будет судить об эффективности проделанной работы. Для контрольного исследования будет использована те же диагностики, что и в первоначальном исследовании. Это позволит судить о произошедших изменениях наиболее полно и объективно. Соответственно, возможно будет понять, была ли проведённая работа эффективной и результативной, и, если она была таковой, то насколько.
Методика № 3.(приложение 6).
Культурно-свободный тест на интеллект.(CFIT).Предложен Р. Кеттелом.
Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды. Может применяться как для индивидуального, так и для группового исследования. Тест состоит из двух частей, каждая из которых имеет 4 субтеста. Все задания имеют графическую форму, время выполнения каждого субтеста ограничено. В каждой группе заданий задачи расположены в порядке возрастания их сложности.Все задачи имеют только одно правильное решение. Если ребенку не удается правильно решить все задачи, то нужно постараться решить как можно больше задач, лучше выбрать то решение, которое покажется более вероятным, чем ничего не решить.
Все ответы необходимо заносить на специальный бланк.
На уроках математики.
1. Большой интерес и воодушевление у детей всегда вызывало проведение задания «математические бусы». Дети с удовольствием искали решения задания, размышляли, считали, и, наконец, находили верный ответ. Обычно это задания использовалось на уроке в качестве устного счёта, таким образом, выполняя две функции: подготовка детей к восприятию материала урока и развитие их навыков анализа и синтеза.
2. Задание «логические цепочки» детям было уже знакомо, т. к. программа «Гармония» широко использует это задание в учебнике математики. Тем не менее, детям оно очень нравится. Цепочки чисел были построены по самым разным принципам, что обеспечивало не использование детьми какого-то одного общего правила выполнения задания, а постоянного поиска нового решения.
3. Также в учебнике математике часто использовалось задание «лишнее число». Иногда учащиеся затруднялись найти больше, чем одно решение данного задания. В этом случае проводилась коллективная работа, разбирались предложенные числа, выделялись их признаки и находились новые варианты решения. Это задание позволяет повышать уровень развития таких операций мышления, как сравнение, обобщение и абстрагирование.
4. Достаточно часто на уроках использовались логические задачи. Эти задания вводились в качестве дополнительных, и оценки за них не ставились.
5. В качестве занимательного задания на уроках математики использовалось задание «заполни пропуски». Детям необходимо было восстановить ряд рисунков в зависимости от принципа их расположения. Это задание направлено на развитие сравнения, анализа, синтеза.
Кроме этих заданий, на уроках выполнялись задания учебника, также способствующие развитию элементов мышления:
На уроках русского языка.
1. . Задание «Родственные слова», в котором нужно было объяснить происхождение некоторых слов, первоначально вызывало у детей замешательство. Они не всегда могли правильно определить значение слова и связать его со значением однокоренных слов. Но, со временем, эти трудности исчезли, и дети стали достаточно быстро и с интересом выполнять это задание. Целью задания было развитие у учащихся навыков анализа и синтеза.
2. «Запиши каждую семью слов в свой столбик». Задание давалось на уроках закрепления темы «однокоренные слова». Это позволило в игровой форме закрепить и систематизировать имеющиеся знания детей, одновременно закрепляя навыки классификации, обобщения.
3. «Найди лишнее слово». Необходимо записать группу слов, определить в них корень и найти лишнее слово, не являющееся однокоренным с остальными. Это задание не только способствует развитию у детей фонематического слуха, но и закрепляет навыки обобщения и абстрагирования.
4. В ходе изучения темы «антонимы» детям предлагалось задание: на доску вывешивались предметные картинки, которые нужно было разобрать по парам так, чтобы рядом оказались предметы, которые обозначаются словами-антонимами. Данное задание имеет целью научить детей определению понятий и сравнению их.
5. Задание «Разбери синонимы по парам» давалось в качестве домашней работы в ходе закрепления темы «синонимы». Задание также имело целью развитие навыков классификации и обобщения. Трудностей при выполнении этого задания дети не испытывали, и результаты показали высокие.
6. Также на уроках русского языка широко использовались разнообразные кроссворды (например, включающие словарные слова), ребусы и задания на смекалку. Эти задания были направлены на развитие всех элементов логического мышления учащихся.
Кроме этого, на уроках выполнялись задания учебника, также способствующие развитию элементов мышления младших школьников.
На уроках литературного чтения.
1. Задание «Составление предложений» использовалось в работе над произведениями. Выбирались три любых слова из текста, и учащиеся составляли с ними разнообразные предложения. Это упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить.
Информация о работе Развитие логического мышления младшего школьника в процессе учебной деятельности