Развитие логического мышления младшего школьника в процессе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 20:13, реферат

Краткое описание

Начальный период обучения детей в школе занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11. Этот период является очень важным как для становления личности ребёнка, так и для последующего обучения в средней школе. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач возрастной педагогической психологии.

Файлы: 1 файл

logicheskoe_myshlenie.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

Эти новообразования – внутренний план действий и рефлексия – формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности. В условиях специально организованного развивающего обучения эти новообразования будут складываться быстрее, чем в условиях традиционного обучения. При традиционном обучении они складываются в основном стихийно и у многих детей не достигают необходимого уровня развития к концу младшего школьного возраста. Т.О., именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности и по развитию всех психических процессов. Помощь в этом могу оказать разнообразные психолого-педагогические методики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Способы развития мышления  младших школьников.

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления учащихся – одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Главная же задача школы – обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом, а также развивать полноценную личность подростка. Считается, что главный путь решения этой задачи – рациональная организация всего учебного процесса. В качестве дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемые пути развития мышления, предлагаемые, как правило, в игровой форме.

Прежде, чем пытаться развивать мышление младших школьников, необходимо выяснить, на каком уровне развития оно находится  у данного конкретного ученика. Сделать это можно в ходе первичного исследования с помощью различных методик. Вот некоторые из них.

1. Способность выделять существенное. (приложение 2)

Школьникам предлагается ряд слов, в каждом из которых пять даётся в скобках, а одно – перед ними. Ребята должны за 20 секунд выделить два слова наиболее существенных для слова перед скобками

Обработка полученных результатов: дети, которые правильно выполняют задания, умеют выделять существенное, т. е. способны к абстрагированию, выделению главного и могут отвлечься от второстепенного. Те же, кто допускают ошибки, не умеют выделять существенные и несущественные признаки. [36. 131].

2. Сравнение.

Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета или понятия. Каждый ученик на листе бумаги должен написать слева – черты сходства, а справа – черты различия названных предметов.

На выполнение задания по одной паре слов даётся 4 минуты.

Обработка полученных результатов: составляется общий список черт сходства и различия названных предметов, затем устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать ученик. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в % - это уровень развития учащегося умения сравнивать. [ 36, 223-224].

3. Обобщение.

Предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего.

Время выполнения 3-4 минуты.  [36,224].

4. Классификация. (приложение 2)

Эта методика также выявляет умение обобщать, строить обобщение на отвлечённом материале.

Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Найдите это пятое слово. Учащимся можно предложить пять заданий. Время- 3 минуты. [36. 224-225].

5. Анаграмма.

Цель: выявить наличие или отсутствие у школьников теоретического анализа.

Учащимся предлагают анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв). Нужно по данным анаграммам найти исходные слова. Учащиеся в результате выполнения разделяются на две группы.

1 группа – решают каждую задачу, как новую. У них отсутствует теоретический анализ (способность мысленно выделять свойства предметов).

2 группа – учащиеся быстро находят ответы, обнаружив общее правило.   [36,  225-226].

6. Отнесение фраз к пословицам. (приложение 2)

Цель: выявить степень сформированности операции абстрагирования.

На бланке записано 5 пословиц и 10 фраз. Детям предлагается подчеркнуть те фразы, которые передают смысл пословиц. Работать нужно в такой последовательности:

  • прочитай первую пословицу, найди фразу, передающую её смысл
  • поочерёдно  разбери другие пословицы, объясни свой выбор
  • все полученные данные фиксируются в таблице.

Обработка данных: анализируется правильный подбор фраз к пословицам, подсчитав число правильно выполненных заданий, количественный показатель. Показателем недостаточного развития функций отвлечения и обобщения является наличие выбранных фраз, включающих в себя слова, входящие в состав пословиц, изменяющие её смысл.

7. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах. (приложение 2)

Всё это операции мышления, оценивая которые можно судить о степени развитости у ребёнка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по ответам ребёнка на серию из 20 вопросов.

Обработка результатов: за каждый правильный ответ ребёнок получает по 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 10.

10 баллов – очень высокий уровень..

8-9 баллов – высокий уровень.

5-7 баллов – средний уровень.

2-4 баллов – низкий уровень.

0-1 балл – очень низкий уровень.

8. Оканчивание слов.

Ребёнку предлагается поиграть в игру: взрослый будет начинать слово, а он – его договаривать. «Отгадай, что я хочу сказать.  По…», - начинается игра. Если ребёнок упорно молчит, несмотря на повторение данного слога, или механически повторяет сказанное, не пытаясь завершить слово, переходите к следующему слогу. Неважно, какое именно слово получается в результате угадывания, главное, чтобы ребёнок сумел завершить его.

Всего предлагается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.

Если ребёнок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Важно фиксировать не только правильные ответы, но и время, которое ребёнок затрачивает.

Хорошие результаты: отгадывание слов по всему набору слогов (9-10).

Плохие результаты: отгадывание слов по неполному набору слогов (1-3). [15,  18].

9. Сравнивание предметов по памяти. (приложение 2)

Для сравнения ребёнку предлагаются пары представлений, Чтобы ребёнок сосредоточился на сравнении, можно предложить ему представить то, что он будет сравнивать. Ответы детей лучше записывать (можно и на магнитофон), чтобы позже проанализировать. [36..227].

  • Обработка результатов:
  • - Если сравнение производится  правильно, выделены и черты сходства, и различия, то за одну пару  слов выставляется 5 баллов.

    - Если сравнение неполное, выделяются только черты сходства, или только черты различия, выставляется 4 балла.

    - Если сравнение проводится  по случайным, несущественным признакам, а главные признаки ребёнок  не называет, ставится 3 балла.

    - Если сравнение затруднено, ребёнок не отвечает на вопрос, чем похожи и различаются предметы, ставится 2 балла.

    - Если есть затруднения  не только со сравнением, но  и с представлением каждого  слова в отдельности – 1 балл.

    39-50 баллов – хорошие результаты.

    27-38 баллов – средние результаты.

    10-26 баллов – плохие результаты. [15.17-18].

    10. Последовательность картинок.

    Учитель использует иллюстративный материал к сказкам или повествовательным сюжетам на бытовые темы. Необходимо подобрать несколько серий картинок так, чтобы можно было составить по ним рассказ, разложив их в определённой последовательности. Начните с простой серии из 3 картинок, увеличивая каждую последующую серию на одну картинку.

    Предложите ребёнку первые 3 картинки, проследив, чтобы они лежали в случайном порядке. Попросите подумать и разместить картинки одну за другой, чтобы вышла занимательная история. После того, как он завершит работу, проведите с ним беседу, уточняя, почему картинки разложены так, а не иначе. Отметьте, сумел ли ребёнок установить логические связи, понял ли ситуацию, насколько быстро справился с заданием. [15.22].

    На основе выводов, сделанных в ходе проведения диагностики мышления младших школьников, можно выбрать комплекс упражнений для его развития, который был бы наиболее эффективным для данного учащегося.

     

     

     

     

     

     

     

    II. Для развития мышления детей можно использовать комплекс интеллектуальных игр. Такие игры полезны всем учащимся, а в особенности тем, которые испытывают заметные трудности в выполнении различных видов учебной работы. Предлагаемый комплекс интеллектуальных игр позволяет развивать и совершенствовать мышление. [36. 220].

    1) Игра «Составление предложений».

    Ребёнку предлагается 3 слова, не связанные между собой по смыслу, например «озеро», «карандаш», «медведь». Задание: составь как можно больше предложений, которые бы обязательно включали  все эти три слова. Надо предупредить ребёнка, что время выполнения задания ограничено - 15-20 минут.

    Эта игра развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов. [36, 201-202].

    2) Игра «Что лишнее?»

    Ребёнку предлагаются любые три слова:

    Задание: из предложенных трёх слов надо оставить только те два, которые имеют в чём-то сходные свойства, а одно слово - «лишнее», оно не обладает этим общим признаком, поэтому его следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - как можно больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не свойственных исключённому лишнему слову.

    Эта игра развивает способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между разрозненными явлениями, а также легко переходить от одних связей к другим.[36, 203-205].

    .3) Игра «Поиск предметов по заданным признакам».

    Перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы.

    Таким перечислением свойств может быть какая-либо загадка («Не портной, а всю жизнь с иголками ходит»), вопрос («У кого рога длиннее хвоста?») или просто задание: «Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций. (Например, дверь»).

    Задание: назвать как можно больше предметов, с этими свойствами.

    Игра формирует способность находить предметы по признакам, быстро переключать мышление с одного объекта на другой, искать похожие предметы, находить аналоги между непохожими предметами. [36.207-208].

    4) Игра «Сокращение рассказа».

    Ребёнку зачитывается короткий несложный рассказ.

    Задание: передать содержание этого рассказа максимально сжато, используя лишь 2-3 предложения. Основное содержание должно сохраниться.

    Эта игра формирует чёткость мышления. Она особенно полезна детям, мышление которых не отличается высокой организованностью. К тому же это упражнение позволяет подготовить детей к обучению в средней школе, дать им навыки краткого изложения. [36. 212].

    5) Игра «Поиск аналогов».

    Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолёт».

    Задание: выписать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались.

    Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам. [31.74].

    6) Игра «Зашифрованное слово». (приложение 2)

    Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное слово (например, ав-то-мо-биль). Возможны и такое, когда из первого слова берётся первый слог, из второго - второй, из третьего - третий.

    Эти задания позволяют формировать мыслительные операции анализ и синтез. Упражнение закрепляет умение учащихся делить слова на слоги и составлять из них новые слова

    Также на уроках можно использовать нетрадиционные задания и упражнения для развития мышления. Такие упражнения направлены на развитие всех мыслительных операций. Их можно использовать и родителям во время занятий с детьми, и учителям на уроках по разным дисциплинам. [36.183-185].

    Уроки математики.

    1. Задание «Математические бусы».

    Инструкция дается в стихах:

    Из разных цифр я сделал бусы,

    А в тех кружках, где чисел нет,

    Расставьте минусы и плюсы,

    Чтоб данный получить ответ. [36, 177-180].

    2. Задание «Логические цепочки». (приложение 2)

    Детям предлагаются цепочки чисел, которые нужно продолжить вправо и влево, если такое возможно. Чтобы выполнить задание, необходимо установить закономерность в записи чисел.

    3. Задание «Лишнее число».

    Даны числа: 1, 10, 6. Какое из них лишнее?

    Лишним может быть 1, т.к. это нечётное число, а 10 и 6 - чётные. Также лишним может быть 10, т.к. оно двузначное, а 1 и 6 - однозначные. Даже число 6 может быть лишним, т.к. для написания двух других используются единицы..

    4. Логические задачи (приложение 2)

    Логические задачи позволяют продолжить занятия с ребёнком по овладению такими понятиями, как слева, справа, выше, ниже, больше, меньше, шире, уже, раньше, позже, ближе, дальше. Кроме того, они позволяют развивать и совершенствовать логическое мышление детей.

     

     

    Уроки русского языка.

    1. Ребёнку даётся ряд слов. Например: сон, сын, сад, рак, рот, дом, дым, дал, вал, выл, вол, рыл. Необходимо распределить слова на три равные группы и записать каждую группу в отдельный столбик. Задание это достаточно сложное, т. к. основание классификации ребёнок должен выбрать самостоятельно.

    Уровни выполнения данного задания:

    I уровень - слова распределены по их значению или по начальным или конечным буквам. Ребёнок владеет первыми навыками классификации, но не может соотнести свои действия с условием задачи.

    II уровень - слова распределены по наличию одинаковых гласных, т. е. основание классификации выбрано правильно, но составлены неполные группы. То есть ребёнок не в силах довести начатое дело до конца.

    Информация о работе Развитие логического мышления младшего школьника в процессе учебной деятельности