Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 20:13, реферат
Начальный период обучения детей в школе занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11. Этот период является очень важным как для становления личности ребёнка, так и для последующего обучения в средней школе. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач возрастной педагогической психологии.
2. «Узнай героя». Это задание также проводилось достаточно часто и очень нравилось детям. Учитель описывает какого-либо героя, называя лишь некоторые его признаки, а задача детей – угадать, о каком герое идёт речь. Задание направлено на развитие навыков анализа, синтеза, абстракции.
3. «Составление характеристики героя» направлено на развитие тех же навыков, что и предыдущее задание.
4. Задание «определение главных и второстепенных героев» использовалось редко (если в произведении большое количество героев). Это задание, направленное на развитие навыков обобщения и классификации всегда выполнялось детьми с большим энтузиазмом. Нередко возникали споры, разногласия, что давало возможность следить за ходом мыслей учащихся, за их определением понятий, нахождением доказательств и опровержений.
5. «Сравнение героев». Как правило, сравнивались похожие герои двух или трёх различных произведений разных авторов. Это задание позволяло развивать навыки сравнения и абстрагирования.
6. «Игра в рифмы». Детям предлагались слова, к которым нужно было подобрать рифмы. Задание направлено на повышение уровня развития анализа, синтеза и сравнения.
7. Упражнение «сокращение рассказа» использовалось как подготовка к пересказу текстов. Это задание формирует чёткость и организованность мышления. К тому же это упражнение позволяет подготовить детей к обучению в средней школе, в частности дать им навыки краткого изложения.
На уроках знакомства с окружающим миром.
1. Упражнение «подбор ассоциаций» чаще всего использовалось в начале урока. Для выполнения задания детям предлагалось слово – тема занятия. Это задание направлено на определение понятий, нахождение признаков предметов.
2. Использовались ребусы, кроссворды, загадки по теме занятия, которые позволяли развивать различные элементы логического мышления.
3. «Создание герба». Детям предлагалось, прослушав короткое сообщение о каком-либо городе России, придумать и нарисовать его герб, в котором бы отражалось самое главное из того, о чём они услышали. Данное задание направлено на развитие навыков абстракции, анализа и синтеза.
4. «Подпиши названия праздников к картинкам». Это задание позволяло повысить уровень абстракции и обобщения у детей.
Глава 3 . Описание и анализ результатов исследования.
После проведения описанных выше упражнений на развитие мышления, было проведено контрольное исследование и в экспериментальной и в контрольной группе, в которой, соответственно не проводилась работа на развитие мышления. Исследование имело своей целью выявить повысился ли уровень развития процессов мышления учащихся 3 «А» класса, и, если повысился, то насколько, а также сравнить уровень мышления в экспериментальной и контрольной группах.
В ходе контрольного исследования были использованы те же диагностики, что и в первоначальном исследовании. Это позволило судить о произошедших изменениях наиболее полно и объективно. Для проведения контрольного исследования были выбраны те же ученики третьих классов , которые ранее участвовали в первичном исследовании. Необходимо отметить, что, в отличие от первичного исследования, учащиеся экспериментальной группы затратили меньше времени на выполнение заданий. У них практически не возникало вопросов при выполнении, так как они уже сталкивались с подобными заданиями на уроках.
Список использованной литературы.
1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология.- М., “Просвещение”, 1988
2. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. Гамезо М. В. - М., 1984
3. Волков Б. С. Психология младшего школьника. - М.,2002
4. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М.,1972
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986
6. Детская психология. / Под ред. Коломинского Я. Л. - Минск, 1985
7. Дубровина И. В., Данилова Е. Е. Психология. - М., “Academia”, 2001
8. Зак А. З. Диагностика мышления детей 6-10 лет - М., 1993
9. Кузьмина Н. В. Развитие познавательной деятельности на уроках. // Начальная школа 1995, № 6.
10. Крутецкий В. А. Психология. - М., “Просвещение”, 1986
11. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., “Просвещение”, 1976
12. Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. Практическая психология для воспитателя. - Киев, 1992
13. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М., 1971
14. Леонтьева М. Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования. // Начальная школа 1997, № 4.
15. Люблинская А. А. Детская психология - М., “Просвещение”, 1971
16. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972
17. Мухина В. С. Возрастная психология - М., “Academia”, 2002
18. Мухина В. С. Детская психология - М., “Просвещение”, 1985
19. Немов Р. С. Психология - М., “Просвещение”, 1994
20. Овчарова Е. М. Практическая психология в начальных классах. - М., 1990
21. Пиаже Ж. Генетические формы мышления и речи. М., “Мысль”, 1967
22. Пономарёв Я. А. Знание, мышление, умственное развитие. М., 1967
23. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной И. В. - М., “Academia”, 1998
24. Психология младших школьников. / Под ред. Давыдова В. В. - М., 1990
25. Раев А. И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. - Л., 1976
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1989
27. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, “Гринго”, 1995
28. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль, “Гринго”, 1995
29. Управление познавательной деятельностью учащихся. / Под ред. Гальперина П. Я., Талызиной Н. Ф. - М., 1989
30. Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1985
31. Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. Возрастные способности усвоения знаний - М., “Просвещение”, 1966
32. Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М., “Педагогика”, 1979
Словарь основных понятий.
Абстракция – выделение какой-либо существенной стороны или аспекта явления при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
Анализ – расчленение предмета или явления (мысленное или практическое) на составляющие их элементы с последующим их сравнением.
Конкретизация – операция, обратная обобщению, т. е. мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.
Наглядно-действенное мышление – заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.
Наглядно-образное мышление – такое мышление, в котором мысленный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может.
Обобщение – соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений.
Определение понятий – система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки.
Синтез – мысленное соединение отдельных элементов в единое целое.
Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Результатом сравнения часто бывает классификация.
Суждение – высказывание, содержащее определённую мысль.
Теоретическое образное мышление – такое мышление, при котором материалом, который использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения ли умозаключения, а образы. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства.
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Такое мышление характерно для научных теоретических исследований.
Умозаключение – серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.
Способы диагностики и развития логического мышления.
Способность выделять существенное.
Задание |
Ответы | |
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля) |
Растение, земля | |
№ |
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода) |
Берег, вода |
Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево) |
Углы, сторона | |
4 |
Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово) |
Глаза, печать |
5 |
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания) |
Игроки, правила |
6 |
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник) |
Дерево, кустарник |
7 |
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) |
Здание, улица |
8 |
Кольцо (диаметр, проба, округлость, печать, алмаз) |
Диаметр, округлость |
9 |
Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты) |
Голос, мелодия |
Больница (сад, врач, помещение, радио, больные) |
Помещение, больные | |
Любовь (розы, чувство, человек, город, природа) |
Чувство, человек | |
1 |
Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья) |
Сражения, солдаты |
Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион) |
Состязание, стадион |
Классификация.
Отнесение фраз к пословицам.
Пословицы:
1) Куй железо, пока горячо.
2) Не садись не в свои сани.
3) Нет дыма без огня.
4) Не всё то золото, что блестит.
5) Шило в мешке не утаишь.
Фразы:
Таблица.
|
|
|
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
Информация о работе Развитие логического мышления младшего школьника в процессе учебной деятельности