Полемика как искусство убеждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:10, реферат

Краткое описание

Многолетняя, богатая блестящими идеями переписка между А. Эйнштейном и Н. Бором – быть может, наиболее изученный пример полемики. Один из лучших, но далеко не единственный пример продуктивного интеллектуального поединка.

Файлы: 1 файл

логика.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

  Что нужно посоветовать полемисту, желающему добиться не своекорыстных, но диалектических целей? Быть может, какой-то поворот спора обернулся неожиданной или, того хуже, обидной для него стороной. И вот уже амбиции, чувство оскорбленного достоинства, жажда мести... Тут уж не до истины.

  Выдержка  и хладнокровие. Не следует думать, что этот словесный поединок –  последний, самый главный в жизни. Будет новый день, будут новые  проблемы, прибавится знаний, опыта. Завтра будет лучше, чем вчера. Сохраняй выдержку, не делай слишком больших ставок, не клянись рукой, головой, женой и детьми, не разрывай отношений, не выгоняй поспорившего с тобой гостя из дома. Сохраняй его и собственное достоинство. Оставайся человеком, личностью. Будь хладнокровен, сохраняй выдержку.

  Этот  призыв особенно актуален для случая дипломатической (деловой, коммерческой) полемики. Ведь именно здесь морально нечистоплотный или просто невыдержанный в какой-то момент (а то и постоянно) может выплеснуть наружу свои эмоции, свое подлинное отношение к собеседнику. Вот тогда-то, откажи выдержка и хладнокровие, – сорвешься на тот же тон, не останешься в долгу, «Давать умейте сдачи», как в песне. И не как в песне «удачи не видать».

  Выдержка  должна иметь под собой психологическое  обоснование. Для познающего субъекта таковым служило убеждение «я – личность». Для дипломатического диалога подобным внутренним убеждением могло бы стать следующее «я – миротворен.» (не опущусь до обмена кулачными ударами. Я – дипломат).

  Если  спор – в основном спорт, только спорт, и тогда: выдержка и хладнокровие. Пусть противник переходит границы дозволенного, намеки его дерзки, выпады оскорбительны. Он намерен навязать обмен грубостям. Ни за что! Его нападки – показатель его слабости. Он боится. Следует сохранить выдержку и не опускаться до обмена унизительными кличками.

  Я выиграю в честном поединке просто потому, что я полемист более высокого класса. Психологическая основа моего  хладнокровия в том, что я сильнее.

  Существует  относительно приемлемый способ нарушения  уровня спокойствия партнера – это  прием «Повышение ставок».

  – «Хватит тасовать слова. В этом ты мастер. Давай заключим пари с серьезными ставками. Окажешься неправ, проиграешь – побреешься наголо».

  – «Пусть будет по-твоему. Сделаем именно так, как хочешь ты.

  Естественно, что и отвечать за последствия в полной мере будешь только ты». Отметим, что после такой постановки вопроса многие велеречивые спорщики снимают свои притязания. Однако приведенный прием встречается в реальном споре не часто. Инстинктивно соперников раздражают обычно более грубыми приемами. Прежде всего это оскорбительные «ярлыки». В более изощренных случаях – оскорбления в модификации «Карлсон», «приманка», унизительные напоминания служебного или физического неравноправия («Что может сказать хромой об искусстве Герберта фон Караяна, если ему сразу сказать, что он хромой» М. М. Жванецкий). Наглая навязчивая ложь «я это говорил», «я этого не говорил», «ты это сказал», ...нарушение равенства по регламенту с помощью грубого приема «брать горлом» и выводящего из равновесия «мимо ушей» (вспомните Печорин о Грушницком:

  «...спорить  с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас  не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы. сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи»).

  В зависимости от устройства нервной  системы, от крепости отстаиваемой позиции  выводить из себя, раздражать может  многое, почти все. В том числе  и безупречность логических построений соперника, убедительность его аргументации. Помнить о принципе «выдержка и хладнокровие» следует при встрече с косноязычием, неумением ясно и определенно выражать свои мысли. Но все-таки особенно важен этот императив против полемистов, сознательно и многократно использующих такие приемы, как:

  «переспрашивание» (когда имеется в виду не совершенно правомерное уточнение позиций, а именно раздражающее приставание), «повторы» (по существу, обратный вариант, когда оппонент в пятый, шестой раз, выводя из себя, бесконечно повторяет и повторяет уже усвоенную формулировку, свой удачный аргумент, чью-то понравившуюся реплику, напоминает вашу случайную оговорку...), «перебивание» (иной раз в споре можно и перебить соперника, если ваша реплика способна сократить перебор анализируемых в полемике вариантов. Но если это делается постоянно... Если перебивают в основном для того, чтобы путь рассуждении не выглядел столь убедительно гадким.)

    3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  История логики насчитывает около двух с  половиной тысячелетий и разделяется  на два основных этапа. Первый начался  с IV в. до н.э. и продолжался до второй половины XIX в. - начала XX в., второй - с  этого времени до наших дней. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н.э.). В своих логических трудах, получивших общее название «Органон» (греч. «орудия познания»), Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, исследовал дедуктивное (силлогистическое) умозаключение. Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики – логики предикатов.

  Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков, дополнившая аристотелевскую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений. Логика стоиков – основа другого направления математической логики – логики высказываний.

  Среди других античных мыслителей, развивавших и комментирующих логическое учение Аристотеля, следует назвать Галена, именем которого названа 4-я фигура категорического силлогизма; Порфирия, известного разработанной им наглядной схемой , отображающей отношения подчинения между понятиями («древо Порфирия»); Боэция, сочинения которого длительное время служили основным логическими пособиями.

  Логика  развивалась и в средние века , однако схоластика исказила учение Аристотеля , приспособив его для обоснования  религиозной догматики.

  Важнейшим этапом в развитии логики явилась  теория индукции, разработанная английским философом Ф. Бэконом (1564- 1626). Бэкон  подверг критике извращенную  средневековой схоластикой дедуктивную  логику Аристотеля , которая , по его  мнению , не может служить методом научных открытий. Таким методом должна быть индукция , принципы которой изложены в его сочинении «Новый Органон». Однако он неправомерно противопоставил индуктивный метод методу дедукции; в действительности эти методы не исключают , а дополняют друг друга. Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Дж. С. Миллем (1806 – 1873).

  Дальнейшее  развитие логики связано с именами  Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.

  Французский философ Р. Декарт (1569 – 1650) развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования.

  Немецкий  философ Г. Лейбниц (1646 - 1716) сформулировал  закон достаточного основания, выдвинул идею математической логики, которая  получила развитие лишь в XIX – XX вв.

  На  первых порах современная логика ориентировалась почти всецело  на анализ только математических рассуждений. В 20-е годы XX в. предмет логических исследований существенно расширился. Начали складываться символическая  логика включающая множество разделов: логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и т.д.); модальная логика, рассматривающая понятия необходимо, возможно, случайно и т.п.; деонтическая логика, изучающая логические связи нормативных высказываний; диалектическая логика, изучающая законы развития человеческого мышления, и др. Некоторые эти новые разделы не были непосредственно связаны с математикой, в сферу логического исследования вовлекались уже естественные и гуманитарные науки.

  Логика - интенсивно развивающаяся наука  и по сей день, включающая множество разделов, или, как их принято называть, «логик».

    4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. А. Ивин. Логика. Учебное пособие. Второе издание, - М., Знание, 1998.
  2. Поварнин С.И. Спор. - М.: Флинта; Наука, 2002. - 120с.
  3. Михалъская А.К. Основы риторики. - М.: Просвещение, 2006. - 416с.
  4. Левин Г.Д. В споре рождается истина? //Вопросы философии. - 2002. - № 11. - С.48-59
  5. Щербинина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учебное пособие. - М., 2004. - 435с
  6. Введение в философию[Текст]: учеб.пособие для вузов.-Изд. 4-е, перераб. и доп.-М.: Культурная революция; 2008.-623с.
  7. Введенская Л.А. Деловая риторика. - Ростов Н/Д: Мари, 2008. - 511с
  8. Лехциер В.Л. Спор как экзистенциал (наброски к онтологии черновых состояний) //Вопросы философии. - 2002. - № 11. - С.36-47

Информация о работе Полемика как искусство убеждения