Логика нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:21, реферат

Краткое описание

Термин «логика» происходит от древнегреческого слова «логос», основные значения которого связаны с понятиями «мышление» и «язык», «слово». Тогда мышление еще не осознавалось как относительно самостоятельный феномен.
«Логос» в понятии древнегреческого мыслителя Гераклита, который первым обратился к этому термину, - это то, что упорядочивает мир, вековая объективная, всеобщая закономерность. В полной мере такое значение термин «логика» сохраняется и в наше время.

Файлы: 1 файл

история логики.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Письменные памятники  второй половины 15 в. (среди которых  были и книги научно – естественного  содержания: трактаты по метафизики и  логики, астрономическая и астрологическая  литература) свидетельствуют про  культурно-литературное пробуждение в Украине. Именно в это время благодаря стараниям киевских книжников-вольнодумцев появляются переводы книг научно-энциклопедического характера под общим названием «Аристотельские врата», или «Тайная тайных», логических трактатов арабского философа 11-начала 12 в.в. Аль-Газали («Логика Авиасафа»). Тогда же в Киеве была осуществлена компиляция древне украинским языком логических работ средневекового европейского ученого Моисея Маймонида. Она известна под разными названиями «Речи Моисея Египтянина», «Словесница Моисея Египтянина», «Книга, глаголемая логика» и т.д. «Логика Авиасафа» и «Речи Моисея Египтянина» отыграли важную роль в расширении логических знаний, поскольку обосновано знакомили читателя с основным содержанием «Органона» Аристотеля. Кроме этих работ, в Украине на то время был известный трактат И. Дамаскина «Диалектика» (где рассматривались такие логические вопросы: соотношения универсального и единичного; определения рода, вида и индивида; собственного и случайного признака; определения аристотелевских категорий; диалектические методы: подразделение, определение, решение (анализ) и (доказательство).

В 16 в. Украина испытала влияние Реформации. Возрастала граница  протестантских научных заведений. Особенное влияние имела Раковская  академия, где обучалось около тысячи студентов, среди которых было немало украинцев. Логику и метафизику там читали известные ученые Х.Стегман и Х.Остородт.

Курс диалектики и  риторики читали в братских школах на рубеже 15-17 веков, в частности  во Львовской школе, организованной Львовским Успенским братством. В это время наблюдалось  негативное отношение к «языческим любо мудрецам» и их произведениям, особенно философских и логических. Это проявилось в советах И. Вишенского Львовского братства, в «Алфавите духовном» И.Копинского и др. их современных авторов.

Негативное отношение к философии  и логике постепенно изменилось на лучшее. Так, М.Смотрицкий, который в  значительной мере еще придерживался  этой традиции, выражая негативное отношение к использованию философии  и логики во время решения теологических проблем, содержанием своих работ противоречит этих традиций. Он обратился к логико-индуктивному исследованию логических операций и методов, разработанных западноевропейской схоластикой усовершенствованных в дальнейшем развитии философии. Подобное можно сказать и про З.Купистенского, который тоже, в противоречие традициям для аргументации своих взглядов в процессе изложения богословско-догматических проблем, обратился к философским понятиям, логическим приемам и операциям, разработанных западноевропейской философией.

Расширение логических знаний содействовала  деятельность ученого кружка печати Киево-Печерской лавры. В это время  наблюдалось движение от патристики к схоластики и гуманистическим  идеям. Схоластику не нужно рассматривать как единое негативное явление, поскольку она была в «Гимнастикой разума», обеспечивала то развитие абстрактного мышления и логического заключения, без которого невозможно было перейти до высших этапов историко-философского прогресса, в том числе и гуманизму.

Логика была обязательным предметом  изучения в Киево-Могилянской академии. Поскольку она скомпрометировала  себя в средние века служением  теологии, как в западной Европе, так и в Украине некоторое  время было модно подчинять логику риторике. Причем, каждый преподаватель риторики имел собственный курс. И постепенно логика заняла одно из главенствующих мест в системе лекционных философских курсов Киево-Могилянской академии. Про ее высокий авторитет в этом научном заведении свидетельствует многочисленные высказывания в философских курсах, а логику называли «Глазами разума», «Звездой мышления», «Оракулом истины», и «Дорогой к мудрости». Большое значение придавали логике отечественные просветители. Они различали логику «Природную» и «Искусственную», т.е. логику как науку.

В конце 18-нач. 19 века проблемы логики изучал П.Лодий, который опубликовал  результаты своих исследований в  работах «Логические наставления» и «Теориях общих правил». Значительный внос в развитие логики сделал О.Потебня.

В период советской власти в Украине  формальную логику долгое время игнорировали, а то и критиковали как основу метафизического метода. Только во второй половине 40-х годов по таинственным обстоятельствам ее было реабилитировано («молча»), и курс формальной логики введено в программы не только ВУЗов, но и средних школ и некоторых специальных средних учебнвх заведений образования ( крайности тогда были нормой жизни). А через некоторое время курс логики исключили из программ средних учебных заведений и большинства ВУЗов. Современную логику, в частности логику выражений и логику предикатов, неуважительно называли логистикой. Только в 1961 г. Е. Войшвилло прочитал в Киевском государственном университете для преподователей логики высказываний и логики предикатов. В это самое время в Институте философии АН УРСР начинали свою работу М.Попович и ЯС.Крымский (а в Одессе – А.Уйомов). Эти киевские ученые и их ученики – С.Васильев и Е.Ледников – сделали значительный внос в развитие символической логики, логической семантики и разбудили интерес к этой сфере знаний.

 

 

 

 

ВЫВОД

 

Некоторые категории людей (а среди них и известные  мыслители) склонные недооценивать, а  то и игнорировать значение формальной логики. Одни из них считали, что  мышление людей может быть идеальным  и без знания логики, поэтому ее изучение – излишне или, по крайней мере, малоэффективно. Подобные взгляды, конечно, имеют некоторые, хотя и недостаточные, основания.

На самом деле, каждый человек владеет более или  менее совершенной стихийно сформированной, интуитивной логикой. Без нее он вообще не мог бы правильно мыслить, общаться с людьми и т.д. Логика в жизни человека играет огромную роль, в решении жизненных вопросов, логика, как наука, должна развиваться. Необходимость знания логики объясняется уже тем обстоятельством, что она исследует общечеловеческие законы мышления, которые действуют во всех областях науки. Высокая логическая культура гражданина страны способствует ее прогрессу во всех сферах жизни.

В последние десятилетия в Украине  выросла целая армия ученых, которые плодотворно работают над проблемами современной логики. Это в первую очередь А.Ишмуратов, В.Омельянчик и др.

 


Информация о работе Логика нового времени