Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:22, контрольная работа
Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой. Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.
1. Введение. 3
2. Логика, как наука. 6
3. Основные этапы развития логики и её виды. 8
4. Неклассические логики и проблемы их
построения 15
5.Заключение 18
6. Библиография 21
В дальнейшем сложились и нашли интересные приложения логика времени, описывающая логические связи высказываний, у которых временной параметр включается в логическую форму; паранепротиворе-чивая логика, не позволяющая выводить из противоречия все что угодно; эпистемическая логика, изучающая понятия «опровержимо», «неразреши-мо», «доказуемо», «убежден», «сомневается» и т.п.; логика предпочтений, имеющая дело с понятиями «лучше», «хуже» и «равноценно»; логика изменения, говорящая об изменении и становлении; логика причинности, изучающая утверждения о детерминизме и причинности, и др. Экстенсивный рост логики не завершился и сейчас. Более того, следует заметить, что именно аристотелевская логика дала толчок для развития современных неклассических логик, которые сегодня насчитывают десятки относительно самостоятельных направлений. К ним относятся логики: интуиционистская, конструктивная, модальная, деонтическая, прагматическая, многозначная, паранепротиворечивая, логика решений и другие.
В.С. Меськов выделяет принципы классической логики:
1) область исследования составляют обыденные рассуждения;
2) допущение о разрешимости любой проблемы;
3) отвлечение от содержания высказываний и от связей по смыслу между ними;
4) абстракция двузначности высказываний.
Существует логика диалектическая, предметом специального изучения которой являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и так далее, такие методы познания как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез.
В процессе познания методы формальной логики дополняются методами диалектической логики и наоборот. В развитие диалектической логики внесли определенный вклад Платон и Аристотель, отдельные идеи высказывались средневековыми философами и философами Нового времени. Классические формы придали ей Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Диалектическая логика Гегеля является систематическим учением, хотя она и разработана с позиций объективного идеализма. Диалектическую логику на материалистической основе разработали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект – человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.
Логика занимается не только связями высказываний в правильных выводах, но и многими иными проблемами: смыслом и значением выраже-ний языка, различными отношениями между терминами, операциями определения и логического деления понятий, вероятностными и статисти-ческими рассуждениями, парадоксами и логическими ошибками и т. д. Но главные темы логических исследований – анализ правильности рас-суждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых является необходимым условием получения истинных заключений в процессе вывода.
В правильном рассуждении заключения вытекает из посылок с логической необходимостью, общая схема такого рассуждения выражает логический закон. Рассуждать логически правильно – значит рассуждать в соответствии с законами логики. Диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления. К ним относятся объективность и всесторон-ность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны и так далее. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.
Проблематика современной логики сложна и многообразна.Научное и познавательное значение имеет спектр проблем, которые изучаются многозначной логикой. Она исследует логические модели сложных высказываний. Если в алгебре логики принимаются во внимание два высказывания (да - нет), то здесь рассматриваются суждения с модальным исходом (да, нет, может быть, и, или, если ... то и т.д.). Такие суждения являются проблематичными, вероятностными, в них выражаются уверенность или неуверенность. При этом допускается бесконечное множество истинных оценок, степеней подтверждения правдоподобия, вероятности.
В развитие многозначной логики внесли свой вклад Я. Лукасевич, А. Гейтинг, С. Клини, Г. Рейхенбах, Д.А. Бочвар. Обобщенным вариантом многозначной логики является n-значная система (бесконечная логика), разработанная Э.Л.Постом.
Новые неклассические направления в развитии логики позволяют формулировать и решать многие научные проблемы нетрадиционными способами. К ним относятся проблемы управления, эвристического программирования, прогнозирования, реферирования, разработки информационно-поисковых систем и специальных языков для них, создания лингвистики для космических коммуникаций и т.д.
Вместе с тем следует учитывать, что существуют объективные ограничения в применении логических средств. Например, не могут быть адекватно описаны в терминах логики долг, честь, совесть, достоинство, любовь, красота и т.д. Логика нередко бессильна также там, где властвует интуиция. В последние годы сильно расширяется понимание статуса доказательства. Все больше внимания уделяется субъективным, этическим, выразительным аспектам его убедительности. Остаются по сей день неразрешимыми логические парадоксы и антиномии, дошедшие до нас с древних времен. Конструирование ЭВМ и роботов новых поколений требует разработки качественно нового логического аппарата.
Неклассические логики - это обобщенное название ряда направлений в развитии современной логики, основанных на том, что для отражения различных областей действительности здесь применяются иные аксиомы и принципы рассудочной деятельности, символы, а также категориальный аппарат и методы других наук (этики, эстетики, права, лингвистики, психологии и др.)
Одним из распространенных ветвей науки о мышлении представляет интуитивизм.
Интуиционистская
логика - это направление в
Интуиционистская логика возникла в связи с невозможностью решения логических парадоксов и антиномий (логических противоречий), сформулированных на рубеже XIX - XX веков. Представители данного направления считают, что в процессе повседневной практики и в научных исследованиях вполне достаточно здравого смысла, естественной способности человека правильно рассуждать, интуитивных представлений. Только в современной логике оказалось возможным реализовать сомнения в универсальности принципа двузначности в форме логических систем. Этому способствовало широкое использование ею методов, не препятствующих формальному подходу к логическим проблемам.
Первые многозначные логики построили независимо друг от друга польский логик Я. Лукасевич в 1920 г. и американский логик Э. Пост в 1921 г. С тех пор построены и исследованы десятки и сотни таких «логик».
Я. Лукасевичем была предложена трехзначная логика, основанная на предположении, что высказывания бывают истинными, ложными и возможными, или неопределенными. К последним были отнесены высказывания наподобие: «Я буду в Москве в декабре будущего года». Событие, описываемое этим высказыванием, сейчас никак не предопределено ни позитивно, ни негативно. Значит, высказывание не является ни истинным, ни ложным, оно только возможно.
Все законы трехзначной логики Лукасевича оказались также законами и классической логики; обратное, однако, не имело места. Ряд классических законов отсутствовал в трехзначной логике. Среди них были закон противоречия, закон исключенного третьего, законы косвенного доказательства и др. То, что закона противоречия не оказалось в трехзначной логике, не означало, конечно, что она была в каком-то смысле противоречива или некорректно построена.
Э. Пост подходил к построению многозначных логик чисто формально. Пусть 1 означает истину, а 0 — ложь. Естественно допустить тогда, что числа между единицей и нулем обозначают какие-то уменьшающиеся к нулю степени истины. '
Такой подход вполне правомерен на первом этапе. Но чтобы построение логической системы перестало быть чисто техническим упражнением, а сама система — сугубо формальной конструкцией, в дальнейшем необходимо, конечно, придать ее символам определенный логический смысл, содержательно ясную интерпретацию. Вопрос о такой интерпретации — это как раз самая сложная и спорная проблема многозначной логики. Как только между истиной и ложью допускается что-то промежуточное, встает вопрос: что, собственно, означают высказывания, не относящиеся ни к истинным, ни к ложным? Кроме того, введение промежуточных степеней истины изменяет обычный смысл самих понятий истины и лжи. Приходится поэтому не только придавать смысл промежуточным степеням, но и переистолковывать сами понятия истины и лжи.
Ситуации
такого типа, когда приходится иметь
дело не с двумя возможностями,
а с тремя , где третья возможность
есть отрицание двух других , складываются
не только в сфере сложной и утонченной
науки , но и на примитивном житейском
уровне. Один человек спрашивает другого:
"Перестал ли ты бить своего отца? "
Согласно двузначной логике, другой должен
ответить либо "да", либо "нет".
И тот и другой ответ будет
означать, что отвечающий раньше бил своего
отца. А как быть, если он раньше не делал
этого? Оперируя только одним отрицанием,
проблему решить нельзя. Дело в том,
что сложившаяся ситуация предполагает
не только две возможности : "Я перестал
бить своего отца " (X) и "Я не перестал
бить своего отца " (Y), но также третью
возможность "Я вообще (раньше) не бил
своего отца " (Z). И верным будет не утверждение
"либо X, либо Y" , а "либо X , либо
Y , либо Z" .
Было много попыток содержательно обосновать многозначные логические системы. Однако до сих пор остается спорным, являются ли такие системы просто «интеллектуальным упражнением» или они все же говорят что-то о принципах нашего мышления.
Многозначная
логика никоим образом не отрицает
и не дискредитирует двузначную. Напротив,
первая позволяет более ясно понять
идеи, лежащие в основе второй, и
является в определенном смысле ее обобщением.
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать практического значения этой науки.
Задача логики в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить, правиль-но сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышле-ния, вырабатывает навык мыслить “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Логика – необходимый инструмент, освобождающий от личных, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна “любому специалисту, будь он математик, медик, биолог”. (Анохин Н.К.).
Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логичес- кие ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста.
Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях и так далее. Ведь все это направленно на укрепление законности и правопорядка.
Логика — тот особый, самобытный мир со своими законами, условностями, традициями, спорами и т.д. То, о чем говорит эта наука, знакомо и близко каждому. Но войти в ее мир, почувствовать его внутреннюю согласованность и динамику, проникнуться его своеобразным духом непросто. Но стоит обратить внимание и на тот факт, что логика всё больше и больше превращается в изолированную науку, замыкается в себе и становится непонятной для многих. Особенно настораживает то обстоятельство, что в среде самих логиков обнаруживается своеобразная слепота по отношению к элементарным логическим ошибкам в основополагающих работах классиков логики Г. Кантора, Д. Гильберта, Б. Рассела, Дж. Пеано и др. , на что обращал внимание ещё Анри Пуанкаре (см. на сайте работ сотрудников ИФРАН: Кулик Б.А.- « С чем идёт современная логика в XXI век?» ). А негативные следствия чрезмерной формализации сказываются даже на математике. Приходится постоянно модифицировать методы их построения и исследования, прибегая к всё более обобщённым конструкциям для того, чтобы найти и выделить хоть что-то общее, что есть у всех логических систем. Вместо металогики появляются описательные и классифицирующие такие дисциплины, как «философская логика», «абстрактная алгебраическая логика» или «универсальная логика». И, тем не менее, математическая логика немало способствовала бурному развитию информационных технологий в ХХ веке, компьютеризации, построению искусственного интеллекта, она стала неотъемлемой частью многих прикладных наук.
Информация о работе Логика и ее виды. Проблемы построения неклассических (неаристотилевских) логик