Логика и ее виды. Проблемы построения неклассических (неаристотилевских) логик

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой. Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.

Оглавление

1. Введение. 3

2. Логика, как наука. 6

3. Основные этапы развития логики и её виды. 8

4. Неклассические логики и проблемы их

построения 15

5.Заключение 18

6. Библиография 21

Файлы: 1 файл

контрольная_логика.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ

РОССИЙСКАЯ  ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

     Кафедра социальных и гуманитарных дисциплин. 
 

     Контрольная работа 

     по  дисциплине «Логика»

     на  тему: 
 

«Логика и ее виды. Проблемы построения неклассических   (неаристотилевских) логик» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Тула - 2010 год.  

                     С О Д Е Р Ж А Н И Е.

 
 
 

     1. Введение.                                                   3

     2. Логика, как наука.                                         6

     3. Основные этапы развития логики  и её виды.   8

     4. Неклассические логики и проблемы  их     

         построения                                                    15

     5.Заключение                                                     18               

     6. Библиография                                               21 

    1.Введение

         Каждый человек  применяет в своей практике мышления так или иначе логические операции: определение и деление, обобщение и ограничение понятий; преобразование суждений; построение умозаключений; доказательство и опровержение и т.п.  Но применяет неосознанно и нередко с погрешностями, без отчетливого представления о всей глубине и сложности тех процедур рассудочной деятельности, с которыми связан всякий, даже самый элементарный акт мышления.

         Что же избавляет  нашу рассудочную деятельность от погрешностей, ошибок, недостатков? Подобно тому, как грамматика исправляет стихийно сложившееся умение говорить, язык людей, для нужд которого она создана, наука логики исправляет разум, чтобы мышление протекало правильно всякий раз, когда существует возможность возникновения ошибки. Говоря словами английского экономиста, философа и логика Д.С.Милля, логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления. Она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, будто мы понимаем предмет в то время, когда мы его не понимаем.

           Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности. Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.

           Логика систематизирует  правильные способы рассуждения, а  также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой. Знание логики является  неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.

     Знаменитые  юристы всегда использовали знание логики. В суде они обычно не ограничивались простым несогласием, например с доводами обвинения, если видели в них логическую ошибку. Они объясняли, какая ошибка допущена, говорили, что эта ошибка специально рассматривается в логике и имеет особое название. Такой довод оказывал воздействие на всех присутствующих, даже если присутствующие никогда не изучали логики.

     Истина  и логика взаимосвязаны, поэтому  значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий. Знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в процессе мышления.

  Наряду  с другими науками логика своими специфическими приемами и методами образовывает, воспитывает ум, развивает способность мыслить о единичным факте с высоты общей культуры и формулировать выводы с учетом индивидуальных особенностей человека. Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном — о человеческом мышлении — то, что может показаться на первый взгляд без необходимости усложненным. К тому же основное ее содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.

        Итак, логика  - это  наука о формах, в которых протекает  человеческое мышление, и о законах, которым она подчиняется. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами.

     2. Логика как наука

     Слово “логика” происходит от древнегреческого слова «логос», которое можно перевести как «мысль», «понятие», «разум», «рассуждение». В настоящее время оно употребляется в следующих основных значениях.

     Во-первых, этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира, которые называют объективной логикой.

     Во-вторых, словом “логика” обозначают особые закономерности в связях и развитии мыслей. Эти закономерности называют субъективной логикой. Они являются отражением объективных закономерностей.

     Логикой называют также науку о закономерностях  в связях и развитии мыслей.

     Наука логика - сложный, многогранный феномен духовной жизни человечества. В настоящее время существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они делятся на науки о природе - естественные науки и науки об обществе - общественные науки. В сравнении с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление.

     В чем же специфика логики по сравнению  с другими науками, изучающими мышление?

  • Философия исследует мышление в целом. Она решает фундаментальный философский вопрос, связанный с отношением человека и его мышления к окружающему миру.
  • Психология изучает мышление как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т. д. Она раскрывает взаимодействие с ними мышления в ходе практической деятельности  и научного познания, анализирует побудительные мотивы мыслительной деятельности человека, выявляет особенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с отклонениями.
  • Физиология раскрывает материальные, физиологи-ческие процессы, исследует их закономерности и физико-химические  и биологические механизмы.
  • Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве и в мышлении человека, связанном, прежде всего с его управленческой деятельностью.
  • Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с языком, их единство и различие, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.

              Своеобразие же логики, как науки о мышлении, как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, то есть роли и значения в познании и практической деятельности, и в то же время с точки зрения составляющих его элементов, а также связей и отношений между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики. Поэтому она определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине. 

     3. Основные этапы развития логики и ее виды.

 

     Современная логика как наука о законах  и формах человеческого мышления включает в себя две относительно самостоятельные науки: логику формальную (классическую) и логику современную (неклассическую).

     Формальная  логика - это наука о формах мышления, о формально-логических законах  и других связях между мыслями по их логическим формам. Формальная логика является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, то есть типичные алогизмы. При применении средств, вырабатываемых формальной логикой, можно отвлекаться от развития знания. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая понятия, она изучает не конкретное содержание различных понятий, а понятия как форму мышления. Изучая суждения, логика выявляет общую структуру для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность. Поэтому изучение мышления, его законов  и форм нужно начинать с формальной логики.

     Формальная  логика в своем развитии прошла два  основных этапа.

         Первый этап - это  связь с работами Аристотеля, в  которых дано систематическое изложение  логики. Основным содержанием логики Аристотеля является теория дедукции, также содержаться элементы математической логики. Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное умозаключение. Учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики - логике предикатов. Дополнением к этому учению была логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и других). Логика стоиков - основа другого направления математической логики  - логики высказываний. Следующими, кто развил учение Аристотеля, следует назвать Галена; Порфирия, который разработал схему, отображающую отношения между понятиями; Боэция, сочинения которого были логическими пособиями. Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики. Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная Ф. Беконом. Он подверг критике дедуктивную логику, которая не может служить методом научных открытий.

         Методом должна быть индукция. Индукция - разновидность умозаключения, в котором мысль движется от частного к общему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

       Разработка индуктивного  метода - огромная  заслуга Бекона. Методы дедукции и индукции не исключают друг друга, а дополняют. Дж.С.Милль систематизировал методы научной  индукции. Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бекона - Милля составили основу общеобразовательной дисциплины и составляют основу логического образования в настоящее время.

       Классическая логика  ориентировалась  главным образом  на анализ математических  рассуждений. С  этими связаны  многие ее особенности,  нередко расценивающиеся  теперь как ее  недостатки. В процессе  развития она оказалась одной из многих логических теорий. Но это не означает, что она представляет теперь только исторический интерес. Классическая логика по-прежнему остается ядром современной логики, сохраняющим как теоретическую, так и практическую значимость. Разнообразные неклассические направления, возникшие позднее, составляют в совокупности то довольно неопределенное и разнородное целое, которое принято объединять под именем неклассической логики. Некоторые из этих направлений формировались в оппозиции к классической логике, другие - в полемике с нею. Но для всех она была образцом подхода к логическому анализу мышления, первой теорией, последовательно и полно реализовавшей программу математизации логики.

     Второй  этап - это появление математической логики. Философ Г. В. Лейбниц считается её основоположником. Он пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было разрешить посредством вычисления. Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного вывода. Для выявления структуры вывода строят различные математические исчисления.

Другим  основанием деления логики служит различие применяемых в ней принципов, на которых базируются исследования. В результате такого деления имеем  классическую логику и неклассические логики. На рубеже 20-х гг. К.И.Льюисом и Я.Лукасевичем были построены первые в современной логике модальные логики, рассматривавшие понятия необходимости, возможности, случайности и т.п. Тем самым была возрождена тема модальностей, которой активно занимались еще Аристотель и средневековые логики. В 20-е гг. начали складываться также многозначная логика, предполагающая, что утверждения являются не только истинными или ложными, но могут иметь и другие истинностные значения; деонтическая логика, изучающая логические связи нормативных понятий; логика абсолютных оценок, исследующая логическую структуру и логические связи оценочных высказываний; вероятностная логика, использующая теорию вероятностей для анализа проблематичных рассуждений, и др. Все эти новые разделы логики не были непосредственно связаны с математикой, в сферу логического исследования вовлекались уже естественные и гуманитарные науки.

Информация о работе Логика и ее виды. Проблемы построения неклассических (неаристотилевских) логик