Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
- Транспортные аспекты в коммерческой логистике…………………….4
- Виды транспортных систем……………………………………………6
- Материально-техническая база различных видов транспорта……..10
- Управление системой доставки продукции …………………………14
- Пример сервисного транспортного обслуживания потребителей и предприятий……………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………23
Введение
Транспорт в экономике
страны играет весьма важную самостоятельную
роль именно как единая национальная
транспортная система, которая выполняет
перевозочные функции, осуществляет поставки
средств производства на предприятия,
участвует в цеховых, межцеховых
перевозках и, наконец, доставляет готовую
продукцию (уже товарную) к месту
потребления.
В логистике транспорт
выступает в виде одного из звеньев
(в общей системе продукция - товар
- груз - товар) логистических цепей
и не играет самостоятельную роль.
Но в логистических издержках
транспортная доля весьма существенна
и достигает в среднем 65-70%.
В процессе товародвижения
используются все виды транспорта.
Наряду с железнодорожным и водным
также широко применяется автомобильный
транспорт. От рациональной организации
товародвижения зависит время товарного
обращения, величина товарных запасов,
совокупный уровень издержек обращения.
Цель данной работы –
рассмотреть транспортные аспекты коммерческой
логистики.
- Транспортные аспекты в коммерческой логистике
Транспорт — это отрасль
материального производства, осуществляющая
перевозки людей и грузов. В структуре
общественного производства транспорт
относится к сфере производства материальных
услуг.
Структурно транспорт
можно представить как систему,
состоящую из двух подсистем:
- транспорт общего пользования;
- транспорт не общего пользования
При этом обе
части системы могут быть представлены
предприятиями федеральной (государственной),
муниципальной или частной форм
собственности.
Транспорт общего
пользования – это транспорт,
который в соответствии с действующим
законодательством обязан осуществлять
перевозки грузов и пассажиров, кем
бы эти перевозки ни были предъявлены:
государственным предприятием или
учреждением, общественной организацией,
акционерным обществом, фирмой или
частным лицом.
Транспорт общего пользования
выступает как самостоятельная
отрасль материального производства.
Он обслуживает сферу обращения,
обеспечивая связь между сферой
производства и сферой потребления.
В отличие от транспорта
общего пользования, транспорт не общего
пользования выполняет перевозки продукции
внутри сферы производства, т.е. для конкретного
предприятия, организации или фирмы. Перевозки,
которые он выполняет, являются внутрипроизводственными,
или технологическими. Ведомственный
транспорт промышленных предприятий называется
промышленным транспортом.
Автомобильные или
железные дороги (как правило, небольшой
длины), принадлежащие тому или иному
предприятию, называются подъездными.
В транспортной системе страны имеется
густая сеть таких дорог. Суммарная
протяженность железнодорожных
подъездных путей превышает протяженность
железных дорог общего пользования.
Более половины судов речного
флота (в основном небольшой грузоподъемности
и мощности) принадлежат различным ведомствам
(предприятиям нефтяной и газовой промышленности,
лесного, коммунально-бытового хозяйства
и т.п.). В отличие от транспорта общего
пользования, промышленный транспорт
представлен также специальными транспортными
средствами, такими как канатные и подвесные
дороги, пневмотранспорт и др.
Кроме деления на транспорт
общего и не общего пользования, в некоторых
случаях его подразделяют на магистральный
транспорт и немагистральный транспорт.
С одной стороны, магистральный – синоним
транспорта общего пользования, а немагистральный
– не общего (например, промышленный транспорт
– это транспорт немагистральный). С другой
стороны, термин «магистральный транспорт»
применяется для обозначения путей сообщения,
связывающих крупные города и промышленные
центры страны или крупного региона. В
этом случае небольшие ответвления от
основных магистралей, несмотря на то,
что они входят в состав сети общего пользования,
не считаются звеньями магистрального
транспорта и обычно именуются линиями
местного значения.
В зависимости от целей
экономического анализа транспорт
общего пользования группируется следующим
образом:
- Универсальный транспорт (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный транспорт;
- Внутренний транспорт (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний транспорт (выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);
- Круглогодичный транспорт (железнодорожный, автомобильный и т.д.) и сезонный транспорт (например, внутренний водный).
- Виды транспортных систем
Различные виды транспорта,
вместе с тем, имеют и свои отличительные
особенности. В основном это касается
технических и экономических
отличий, характеризующих специфичность
транспортных систем.
- Железнодорожный транспорт - этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны.
Основными особенностями железнодорожного
транспорта являются:
- неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами и т.д. На подъездных путях зарождается и погашается до 90% всех грузов, перевозимых по железным дорогам;
- возможность строительства железнодорожных сообщений практически на любой сухопутной территории страны и обеспечение устойчивых связей между районами;
- высокая провозная и пропускная способность железных дорог. Двухпутная железнодорожная линия, оборудованная автоматической блокировкой, может обеспечить перевозки более 100 млн. т в каждом направлении в год, а однопутка — 20 млн. т и более в каждом направлении в год.
- возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании с относительно низкой стоимостью перевозок;
- возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозок во все времена года и периоды суток;
- сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов и пассажиров;
- доставка грузов и пассажиров по более короткому пути следования;
- относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.
- Морской транспорт - является самым крупным перевозчиком в международных перевозках.
Преимущества
морского транспорта:
- возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота России. Порядок перевозки внешнеторговых грузов устанавливается специальными правилами и положениями;
- сравнительно небольшие капиталовложения;
- практически неограниченная пропускная способность;
- сравнительно малый расход топлива и энергии;
- при перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок.
К недостаткам
морского транспорта относятся:
- зависимость от естественно-географических и навигационных условий. Этим определяется продолжительность навигационного периода и сложность ледового режима;
- необходимость строительства на морских побережьях сложного портового хозяйства. Морской транспорт экономичнее использовать на больших расстояниях, так как на коротких расстояниях не реализуется одно из важных преимуществ морского транспорта — возможность использования судов большой грузовместимости;
- ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях. Морские пути проходят на окраинах России, поэтому прямые сообщения могут быть организованы только между отдельными предприятиями, расположенными в этих районах.
- Речной транспорт - транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире).
Преимуществами
речного транспорта, являются:
- большая провозная способность на глубоководных реках;
- сравнительно невысокая себестоимость перевозок;
- относительно меньшие капитальные затраты.
К недостаткам
использования речного транспорта
относятся:
- извилистость пути и судового хода, ступенчатость глубин на всем его протяжении, что в ряде случаев затрудняет прохождение судов большой грузоподъемности;
- ограничение в использовании подвижного состава, связанное с сезонностью работы;
- удлинение маршрутов следования грузов;
- небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов и пассажиров.
- Автомобильный транспорт - традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ — высокая маневренность. Обладает рядом технико-экономических особенностей, определяющих его преимущества и широкое использование во всех отраслях хозяйства:
- большая маневренность и подвижность. Грузы автомобилями могут перевозиться непосредственно из пункта производства в пункт потребления без перегрузки и промежуточного складирования, т.е. «от двери до двери»;
- высокая скорость доставки грузов и пассажиров. По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному транспорту;
- в ряде случаев более короткий путь движения грузов и пассажиров. Целесообразно доставлять грузы и перевозить пассажиров автомобильным транспортом в тех случаях, когда расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным.
К недостаткам автомобильного транспорта относятся:
- сравнительно высокая себестоимость, которая значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте;
- относительно большая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей;
- недостаточная протяженность и плохое техническое состояние имеющихся автомобильных дорог.
- Воздушный транспорт - понятие, включающее как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские и технические службы
Основными преимуществами
воздушного транспорта в пассажирских
перевозках являются:
- высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда в подвижном составе;
- маневренность в организации пассажирских перевозок. Новые воздушные линии могут создаваться в короткие сроки и с небольшими капиталовложениями;
- большая беспосадочная дальность полета (до 10 тыс. км). Беспосадочные полеты повышают скорость доставки пассажиров;
- кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта;
- экономия времени пассажиров;
- достаточно высокая культура обслуживания пассажиров во время полетов.