Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является выявление проблем организации транспортного хозяйства торгового предприятия, и разработка путей ее совершенствования.
Исходя из цели, можно определить следующие задачи:
1 изучение теоретических аспектов и проблем транспортного хозяйства
2 проведение анализа организации транспортного процесса и использования транспортных средств
3 разработка мероприятий по снижению транспортных издержек
4 обоснование рационального состава автопарка.
Стр.
Введение 3
Глава I. Транспортное хозяйство и распределение
1.1. Роль и задачи транспортного хозяйства 5
1.2. Структура транспортного комплекса 7
1.3. Выбор вида транспортировки 9
1.4. Выбор перевозчика 12
1.5. Совершенствование транспортной системы России 14
Глава II. Анализ транспортного хозяйства торгового предприятия
ЧП Иванова
2.1. Организация транспортного хозяйства ЧП Иванова 17
Глава III. Пути совершенствования перевозки товаров в торговом предприятии
3.1. Обоснование рационального выбора транспортных средств 22
3.2. Планирование маршрутов движения автомобилей 29
3.3 Мероприятия по снижению транспортных расходов 33
Заключение 38
Список используемой литературы
Наименьшей универсальностью обладает трубопроводный транспорт, так как трубопроводы имеют узкую специализацию. Но этот вид транспорта характеризуется высоким уровнем сохранности груза и экологической безопасностью.
Речной транспорт характеризуется сравнительно низким уровнем затрат по перевозке, так как содержание речного пути не требует крупных издержек.
Недостатками этого транспорта являются сезонность, низкая скорость перевозки и удлинение маршрутов следования грузов.
Морской транспорт наиболее эффективен для внешней торговли и для перевозок товаров на значительные расстояния, особенно в районах Дальнего Востока, Чукотки, Охотского побережья.
К недостаткам этого вида транспорта следует отнести необходимость строительства на морских побережьях сложного, дорогостоящего портового хозяйства и ограниченное использование его из-за ледового режима в российских широтах.
Авиационный транспорт используется для доставки скоропортящихся товаров (цветы, ранняя зелень и др.) Недостатком его является высокая стоимость перевозки.[4]
Таким образом, в России, с ее огромной территорией находят применение все виды транспорта, однако самым массовым и наиболее применимым в коммерческой деятельности является автомобильный.
Его популярность обусловлена не только высокой маневренностью и универсальностью использования, но и тем, что он хорошо вписывается в рыночную экономику.
1.3. Выбор вида транспортировки
Общий алгоритм организации транспортировки представлен в виде схемы:
-Выбор вида транспортировки
-Выбор вида транспорта
-Выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке
Основными видами транспортировки являются:
1.Унимодальная (одновидовая) транспортировка:
Осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункт транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки.
Критериями выбора вида транспортировки в такой перевозке являются вид груза, объем отправки, время доставки груза, затраты на перевозку груза.
Например, при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкопартийных отправках на короткие расстояния – автомобильный.
2.Смешанная транспортировка:
Осуществляется обычно двумя видами транспорта, например, железнодорожно-автомобильный, речной-автомобильный, морской-железнодорожный. При этом груз доставляется с первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского, речного порта транспортного узла.
Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов и последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса.
3.Комбинированная транспортировка:
Эта транспортировка отличается от смешанной наличием более чем двух видов транспорта. Ее использование обусловлено структурой логистических каналов снабжения. Например, когда отправка крупных партий производится с завода изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли осуществляется автомобильным транспортом.
4.Интермодальная транспортировка:
Суть данной транспортировки заключается в том, что перевозка груза осуществляется несколькими видами транспорта, при котором один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов назначения и в зависимости от деления ответственности за перевозку выдаются различные виды транспортных документов.
5.Мультимодальная транспортировка:
В этом случае есть лицо, которое организует перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.
Признаками интермодальной и мультимодальной перевозок являются: наличие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи, единая сквозная система Фрахта, единый транспортный документ, единая ответственность за груз и исполнение договора перевозки.
Итак, к основным критериям при выборе способа перевозки и вида транспорта относятся:
-Минимальные затраты на транспортировку;
-Заданное время транзита (доставки груза);
-Максимальная надежность и безопасность;
-Минимальные затраты (ущерб), связанные с запасами в пути;
-Мощность и доступность вида транспорта;
-Продуктовая дифференциация;
Таким образом, ранжирование критериев при выборе вида транспорта можно представить в следующем виде [5]
Таблица 1 – Ранжирование критериев при выборе показателей транспорта
Критерий (показатель) | Вид транспорта | |||
Ж/Д | водный | Авто | воздушный | |
Затраты, связанные с транспортировкой | 2-3 | 1-2 | 4 | 5 |
Время доставки | 3 | 4 | 2 | 1 |
Надежность | 2 | 4 | 1 | 3 |
Мощность | 1 | 4 | 2 | 3 |
Доступность | 2 | 4 | 1 | 3 |
Безопасность | 3 | 4 | 1 | 2 |
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее применимым в коммерческой деятельности видом транспортировки является унимодальная (одновидовая) транспортировка. Поскольку перевозка товаров осуществляется одним видом транспорта – автомобильным, и заданы начальный и конечный пункт транспортировки.
1.4. Выбор перевозчика
Центральное место среди многих логистических процедур принятия решений по транспортировке занимает процедура выбора перевозчика (или нескольких перевозчиков).
Потребитель транспортных услуг, может осуществлять выбор перевозчика по множеству критериев. Каждый критерий будет иметь определенный удельный вес при определении рейтинга компаний. Чем больше критериев будет учтено при осуществлении выбора, тем точнее будет этот выбор.
Основными критериями выбора перевозчика являются:
-Стоимость услуг. Этот показатель является одним из основных показателей, по которому большинство потребителей осуществляет свой выбор. Это, безусловно, связано с тем, что в условиях жесткой конкуренции каждая фирма стремится минимизировать свои издержки, чтобы товар, который она предложит покупателю, мог конкурировать с другими аналогичными товарами. Таким образом, потребитель заинтересован в выборе того перевозчика, который предоставит ему услуги за минимальную цену.
-Время перемещения груза. Данный критерий наряду со стоимостью услуги практически всегда учитывается потребителями при решении вопроса о выборе перевозчика. Это связано с тем, что в большинстве контрактов оговариваются сроки доставка товара, которые необходимо четко выполнять. Кроме того, многие грузы имеют лимитированный срок хранения или подвержены в процессе перевозки убыли. Поэтому продавец стремиться точно, соблюсти сроки доставки с целью избежания убытков и возможных конфликтов с покупателем.
-Качество предоставляемых услуг. Этот показатель, на мой взгляд, необходимо учитывать при решении любых вопросов связанных с выбором той или иной услуги, так как погоня за низкими цена очень часто может обернуться значительными потерями в качестве и убытками, связанными с оплатой неустоек. На сегодняшний день в мире большинство фирм выдвигают на первое место именно этот параметр, поскольку именно с качеством предоставляемых услуг связан авторитет фирмы у покупателей.
-Надежность времени прибытия. Это показатель, который характеризует компанию с точки зрения выполнения сроков доставки. Минимальные сроки доставки, которые будут определены по времени рейса еще не являются гарантией того, что они будут выполнены. Поэтому следует обратить внимание и на надежность времени прибытия.
-Опыт работы. Данный показатель является неоднозначным, так как наличие опыта не всегда свидетельствует о лучшей работе компании, молодые перспективные компании могут работать гораздо эффективнее, тех, которые уже упрочили свое положение на рынке. Однако опыт показывает, что компании с большим стажем работы лучше знают рынок, более прочно держат тот сегмент его, который завоевали, и могут предложить клиенту наилучшие варианты оказания услуг. Основываясь на этом положении, я принимаю опыт работы как один из критериев выбора перевозчика.
-Финансовая независимость. Этот критерий характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Он не оказывает прямого воздействия на осуществление перевозки, но обращает на себя внимание потребителя, так как чем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Компания, которая является финансово зависимой в большей степени, чем другие, вызывает меньшее доверие потребителя. Финансовая независимость оговорит о возможности стабильной работы компании в различных кризисных ситуациях, когда необходимо погашать кредиты. Поэтому данный критерий можно использовать для более полной оценки компаний.[6]
Таким образом, существует большое множество критериев, по которым можно выбрать перевозчика транспортных услуг.
1.5. Совершенствование транспортной системы России
Транспорт является важнейшим фактором эффективного развития экономики. Становление рыночных экономических отношений усиливает эту роль транспорта, так как при его непосредственном участии формируются региональные товарные рынки. Становится более актуальной главная задача транспорта - ускорение оборота материальных ценностей, доставки готовой продукции, перевозки людей, Ибо это прямо затрагивает экономические интересы, как производителей, так и потребителей.
Дорожно-транспортный комплекс России - одно из крупнейших звеньев ее экономики. Если старая экономика мирилась с несовершенством транспортной отрасли, то новую экономику такое ее состояние удовлетворить не может. Новые экономические структуры не доверяют существующей транспортной отрасли, поскольку государственный транспорт объективно не может работать так, как это нужно новым клиентам.
Специалисты считают, что на данном этапе государственного строительства новой России любые усовершенствования в сфере производства, распределения, реализации, потребления, в финансово - кредитной системе и др. к реальным успехам не приведут, если с опережением не будет усовершенствована транспортная отрасль экономики Российской Федерации.
В соответствии с Программой социально - экономического развития России предусмотрено уделять особое внимание опережающему развитию транспортного комплекса как фактора, играющего ключевую роль в снижении транспортных издержек в экономике, а также в обеспечении социальной стабильности и международной экономической интеграции.
С этой целью необходимо создание условий для улучшения социально - экономического положения страны и освоения новых территорий, укрепления обороноспособности и экономической безопасности государства, повышения конкурентоспособности отечественных товаров за счет снижения транспортных издержек при перевозках автомобильным транспортом и поэтапного развития автомобильных дорог в соответствии с темпами автомобилизации страны. Выполнение основной цели Программы осуществляться путем проведения согласованной государственной дорожной политики, направленной на:
- содействие обеспечению территориальной транспортной доступности, освоению и развития территорий, решению социальных проблем населения, экономической и политической интеграции страны, развитию федеральных принципов государственного устройства;
- содействие обеспечению оптимальных транспортных условий для внешней торговли;
- усиление координации в развитии транспортной инфраструктуры, содействие интеграции транспортных и производственно - распределительных процессов, созданию мультимодальных перевозочных систем и систем товарораспределения, основанных на принципах логистики.
Основными задачами по реализации дорожной политики настоящей Программой предусмотрены:
- приоритетное финансирование совершенствования, модернизации и развития опорной дорожной сети, ремонта и содержания дорог;
- совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования, решение социальных проблем сельского населения:
- повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающего развитие, отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в том числе с привлечением к этой проблеме предприятий оборонной промышленности;
- совершенствование рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов.[7]
Таким образом, в настоящее время продолжается наращивание общей протяженности дорожной сети с твердым покрытием, минимальная потребность которой составляет 1,5 млн. км, соединение населенных пунктов с сетью дорог общего пользования подъездами, обеспечивающими круглогодичную всепогодную связь. Сеть многополосных и скоростных дорог требует существенного развития, а трассы автодорожных направлений, обеспечивающих пропуск транспортных потоков требуют формирования и рационализации прохождения, существенная доля участков, входящих в состав федеральных и основных территориальных дорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи, требуют повышения технических и транспортно-эксплуатационных характеристик. Эти, а также новые задачи, которые будут возникать по мере экономического и социального развития страны, намечено решать на последующих этапах реализации дорожной программы.