Роль складского хозяйства в функционирование логистических ситем

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

Обычно склад рассматривают как место хранения запасов. Но во многих логистических системах роль его заключается не столько в хранении, сколько в распределении продуктов, обеспечивая тем самым демпфирование (сглаживание) несоответствий на различного рода стыках между темпом и характером поступления этих продуктов, с одной стороны, и потребления – с другой. На складах выполняются также погрузочно-разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и некоторые специфические технологические операции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Общие сведения о складской логистике 5
1.1. Понятие и сущность складской логистики. Понятия склада и складской логистики 5
1.2. Роль и необходимость складирования в логистической цепи. Назначение склада, необходимость в складах, складские операции 5
1.3. Роль складского хозяйства при материально-техническом обеспечении предприятия. Состав складского хозяйства, материальные, производственные, сбытовые склады 6
1.4. Роль службы материально-технического обеспечения в управление складским хозяйством. Функциональная структура управления МТО. Централизованное и децентрализованное управление 7
1.5. Складское хозяйство в логистической цепи. Требования к складской системе, проблемы при создании складского хозяйства 9
1.6. Организация материальной ответственности складского хозяйства. Правовые отношения, материально ответственные лица. 9
1.7. Организация складского хозяйства. Складские помещения, размещение материальных ценностей 11
2. Основные функции и задачи складов в логистической системе 13
2.1. Общее представление о функциях складов в логистической системе 13
2.2. Функции склада (Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Складирование и хранение) 14
2.3. Функции склада (унитизация и транспортировка грузов, предоставление услуг) 14
3. Проблемы эффективного функционирования склада 16
3.1. Собственный склад фирмы или склад общего пользования? 16
3.2. Количество складов и размещение складской сети 17
3.3. Выбор места расположения склада 17
3.4. Разработка системы складирования 18
4. Логистический процесс на складе 19
4.1. Общее представление о логистическом процессе на складе 19
4.2. Снабжение запасами 19
4.3. Контроль за поставками 20
4.4. Разгрузка и приемка грузов 20
4.5. Внутрискладская транспортировка 20
4.6. Складирование и хранение 21
4.7. Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка 21
4.8. Транспортировка и экспедиция заказов 22
4.9. Сбор и доставка порожних товароносителей 23
4.10. Информационное обслуживание склада 23
4.11. Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания клиентов 24
5. Особенности системы складирования. Система складирования как основа рентабельности работы склада 26
5.1. Общее представление о системе складирования 26
5.2. Порядок рациональной системы складирования 27
5.3. Определение места склада в логистической системе и общая направленность его технической оснащенности 27
5.4. Задача разработки системы складирования 29
5.5. Определение элементов складских подсистем «Здание» 29
5.6. Складская грузовая единица 30
5.7. Виды складирования 31
5.8. Оборудование по обслуживанию склада 32
5.9. Комиссионирование, или система комплектации 32
5.10. Обработка информации 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Реферат - Организация складского хозяйства.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

 

  1. Логистический процесс  на складе

    1. Общее представление о логистическом процессе на складе

Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает:

• снабжение запасами;

• контроль за поставками;

• разгрузку и приемку грузов;

• внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов;

• складирование и хранение грузов;

• комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку;

• транспортировку и экспедицию заказов;

• сбор и доставку порожних товароносителей;

• контроль за выполнением заказов;

• информационное обслуживание склада;

• обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).

Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться  во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами.

Условно весь процесс можно разделить  на три части:

1) Операции, направленные на координацию службы закупки;

2) Операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией;

3) Операции, направленные на координацию службы продаж.

    1. Снабжение запасами

Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок.

Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей.

Поэтому определение потребности  в закупке запасов должно согласовываться со службой продаж и имеющейся мощностью склада.

    1. Контроль за поставками

Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.

    1. Разгрузка и приемка грузов

При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «Базис поставки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках.

Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения. Проводимые на данном этапе операции включают:

• разгрузку транспортных средств;

• контроль документального и физического  соответствия заказов поставки;

• документальное оформление прибывшего груза через информационную систему;

• формирование складской грузовой единицы.

    1. Внутрискладская транспортировка

Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов.

Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной  протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам.

Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.

    1. Складирование и хранение

Процесс складирования заключается  в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования – эффективное использование объема зоны хранения Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования, и в первую очередь складского оборудования.

Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов.

Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования.

Процесс складирования и хранения включает:

• закладку груза на хранение;

• хранение груза и обеспечение  соответствующих для этого условий;

• контроль за наличностью запасов  на складе, осуществляемый через информационную систему.

    1. Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка

Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают:

• получение заказа клиента (отборочный лист);

• отбор товара каждого наименования по заказу клиента;

• комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;

• подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товаро-носитель);

• документальное оформление подготовленного  заказа и контроль за подготовкой заказа;

• объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;

• отгрузку грузов в транспортное средство.

Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации осуществляются через информационную систему. Адресная система хранения позволяет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать отпуск товара со склада.

При комплектации отправки благодаря  информационной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный маршрут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (требования к проведению эффективной отгрузки аналогичны требованиям к разгрузке).

    1. Транспортировка и экспедиция заказов

Транспортировка и экспедиция заказов  могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком.

Последний вариант оправдывает  себя лишь в том случае, когда  заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы потребителя не увеличиваются.

Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складом.

В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам  доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.

    1. Сбор и доставка порожних товароносителей

Сбор и доставка порожних товароносителей  играют существенную роль в статье расходов.

Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю.

Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график их обмена с потребителями.

    1. Информационное обслуживание склада

Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада.

В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах).

Информационное обслуживание охватывает:

• обработку входящей документации;

• предложения по заказам поставщиков;

• оформление заказов поставщиков;

• управление приемом и отправкой;

• контроль наличия товаров на складе;

• прием заказов потребителей;

• оформление документации отправки;

• диспетчерскую помощь, включая  оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки;

• обработку счетов клиентов;

• обмен информацией с оперативным  персоналом и верхним иерархическим уровнем организации;

• различную статистическую информацию.

    1. Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания клиентов

На обеспечение координации  деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания. Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов. Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных, так и послепродажных услуг.

К продажным услугам относят:

• сортировку товаров;

• полную проверку качества поставляемых товаров;

• фасовку и упаковку;

• замену заказанного товара (изменение заказа);

• экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки;

• информационные услуги;

• заключение договоров с транспортными агентствами.

Послепродажные услуги охватывают спектр услуг, оказываемых потребителям продукции:

• установку изделий;

• гарантийное обслуживание;

• обеспечение запасными частями;

• временную замену товаров;

• прием дефектной продукции и замену ее.

Рациональное осуществление логистического процесса на складе – залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:

1) рациональной планировки склада  при выделении рабочих зон,  способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;

2) эффективного использования пространства  при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;

3) использования универсального  оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;

4) минимизации маршрутов внутрискладской  перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;

5) осуществления унитизации партий  отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;

6) максимального использования  возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информацией, и т.д.

Иногда резервы рациональной организации  логистического процесса, пусть и  не столь значительные, заключаются  в весьма простых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении освещения, организации рабочего места. В поиске резервов эффективности функционирования склада нет мелочей, все должно анализироваться, а результаты анализа – использоваться для улучшения организации логистического процесса.

 

  1. Особенности системы складирования. Система складирования как основа рентабельности работы склада

    1. Общее представление о системе складирования

Общая концепция решения складской  системы в первую очередь должна быть экономичной. Экономический успех обеспечивается в случае, если планирование и реализация складской системы рассматриваются с точки зрения интересов всей фирмы, являясь лишь частью общей концепции склада. А рентабельность склада и будет, в конечном счете, основным критерием выбранной общей концепции.

Система складирования предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т. д.). Разработка системы складирования основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем. Итак, система складирования включает следующие складские подсистемы:

Информация о работе Роль складского хозяйства в функционирование логистических ситем