Преобразование спроса производственных потребителей в условия поставок

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть этапы преобразования спроса производственных потребностей, роль рынка и заключение условий поставок. Для этого были рассмотрены следующие вопросы:
Рынок как место реализации производственных потребностей;
Понятие и взаимосвязь потребностей и производства;
Определение потребности в материальных ресурсах.

Файлы: 1 файл

Преобразование спроса производственных потребителей в условия поставок.doc

— 168.00 Кб (Скачать)
gn="justify">     Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий  по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и  промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций.

     Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые  нельзя получить другим путем. Поэтому  при изучении конъюнктуры рынка  особое внимание надо уделять получению  обширной специальной информации.

     При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния  рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера  дальнейшего его развития по крайней  мере на один - два квартала, но не более  чем на полтора года, то есть прогнозирование.

     Прогноз рынка – это научное предвидение  перспектив развития спроса, товарного  предложения и цен, выполненное  в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с  оценкой его возможной ошибки.

     Прогноз рынка базируется на учете закономерностей и тенденций его развития, основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой объективности и научной добросовестности при оценке данных и результатов прогнозирования.

     В общем виде разработка прогноза рынка имеет четыре этапа:

    • установление объекта прогнозирования;
    • выбор метода прогнозирования;
    • процесс разработки прогноза;
    • оценка точности прогноза;

     Установление  объекта прогнозирования – важнейший  этап научного предвидения. Например, на практике часто идентифицируют понятия продажи и спроса, поставок и товарного предложения, рыночных цен и цен реализации.

     В определенных условиях такие замены возможны, но с соответствующими оговорками и последующей корректировкой результатов  прогнозных расчетов.

     Выбор метода прогнозирования зависит от цели прогноза, периода его упреждения, уровня детализации и наличия исходной (базисной) информации. Если прогноз возможной продажи товара делается для определения перспектив развития розничной торговой сети, то могут применяться более грубые, оценочные методы прогнозирования. Если же он выполняется для обоснования закупки конкретных товаров на ближайший месяц, то должны использоваться более точные методы.2

     Процесс разработки прогноза заключается в  проведении расчетов, выполняемых либо в ручную, либо с использованием ЭВМ с последующей корректировкой их результатов на качественном, профессиональном уровне.

     Оценка  точности прогноза выполняется путем  расчета его возможных ошибок. Поэтому результаты прогноза практически  всегда приводятся в интервальном виде.

     Прогнозы  рынка классифицируются по нескольким признакам.

     По  времени упреждения выделяются: краткосрочные  прогнозы (от нескольких дней до 2 лет); среднесрочные прогнозы (от 2 до 7 лет); долгосрочные прогнозы (более 7 лет). Естественно, что они различаются не только периодом упреждения, но и уровнем детализации и применяемыми методами прогнозирования.

     По  товарному признаку различают прогнозы рынка: конкретного товара, виды товара, товарной группы, комплекса товаров, всех товаров.

     По региональному признаку делают прогнозы рынка для: конкретных потребителей, административных районов, крупных регионов, страны, всего мира.

2. Понятие и взаимосвязь потребностей и производства

     Теория  потребления изучает принципы рационального  поведения покупателя на рынке потребительских товаров и услуг и объясняет, как осуществляется выбор рыночных благ, необходимых для удовлетворения его потребностей. Изучение теории потребительского выбора позволяет понять процесс формирования спроса на конкретные товары и услуги.

     Конечной  целью любого общественного производства является удовлетворение потребностей. Потребности можно определить как  всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или как некое  состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить.

     Теория  производства раскрывает его экономическую  сущность, методы и роль в системе  воспроизводства и общества в  целом. Согласно экономической теории, целью производства является создание продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей людей. В рыночной экономике в центре теории производства на микроуровне находятся фирма и ее поведение, индивидуальное и рыночное предложения.

     При определении стратегии фирмы  изучаются производственные возможности  и осуществляется экономический выбор: что производить и какие ресурсы производства использовать. В качестве ресурсов выступают земля, труд, капитал и предпринимательская деятельность. Соединение факторов производства предполагает формирование капитала, коммерческую деятельность предприятий (фирм).

2.1 Классификация потребностей

     Потребности весьма многообразны. Выделим из общей классификации потребностей те из них, которые связаны с формированием спроса и фактическим удовлетворением потребностей - потреблением. Эта взаимосвязь особенно четко прослеживается в делении потребностей на абсолютные, действительные, подлежащие удовлетворению и фактически удовлетворяемые.

     Абсолютные  потребности определяются максимальным объемом освоенных производством  благ, которые могли бы быть потреблены обществом, если бы они были в наличии.

     Действительные  потребности - это потребности, которые  могут быть удовлетворены в условиях достигнутого уровня производства, оптимальном  ходе производства. Соотношение абсолютных и действительных потребностей характеризует степень удовлетворения обществом своих максимальных потребностей при данном уровне развития и эффективности производства. Подлежащие удовлетворению потребности - это потребности, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума. Другими словами, подлежащие удовлетворению потребности - это платежеспособный спрос - совокупность денежных доходов и ресурсов, предъявляемых на рынок.

     В зависимости от роли в воспроизводстве  рабочей силы человека потребности подразделяются на материальные (в пище, одежде, жилище и т. п.), социальные (в общении и т. п.) и духовные (в образовании, искусстве, развлечениях и т. п.). В современной экономической литературе они чаще всего называются первичными, самыми насущными потребностями человека, и вторичными, связанными преимущественно с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Их особенность по отношению к спросу состоит в том, что первичные потребности не могут быть замещены одни другими, удовлетворяется каждая в отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой, от некоторых из них можно временно воздержаться. Отсюда еще происходит разделение потребностей на эластичные и неэластичные. Первые быстро сменяются всякий раз, как только появляются средства, необходимые для их удовлетворения (например. Потребность в питании). Вторые изменяются в течение более продолжительного времени.

     Потребности бывают также экономические и  неэкономические. Экономические - это  те потребности, для удовлетворения которых необходимо производство. Неэкономические - потребности, которые могут быть удовлетворены без приложения труда (например, потребность в воздухе, чтобы дышать). Почти все потребности современного человека выступают как экономические.

2.3 Экономические возможности удовлетворения потребностей

     Как ясно, главная задача экономики (хозяйства) состоит в использовании экономических  ресурсов (земля, труд, капитал, знания) в целях получения экономического продукта (продукция, товары, работы, услуги). Экономический продукт необходим человеку, семье, социальным группам, народу, обществу, государству для удовлетворения их многочисленных потребностей, нужд, интересов.

     Потребности обладают печальной особенностью: в  целом они не ограничены, не насыщаемы и к тому же непрерывно возрастают в количественном и в качественном отношении. Конечно, некоторые потребности отдельного потребителя вполне можно удовлетворить полностью, насытить. Потребность человека в операции аппендицитавполне удовлетворяются одной операцией. Даже самому большому любителю пива достаточно десятка бутылок для насыщения. Вряд ли семье понадобится больше трех холодильников в квартире. Но индивидуальные желания в отношении богатства, денег не имеют явно выраженного предела. То же самое касается стремления людей приобрести те ценности, которых у них просто нет. Если же говорить от коллективных, общественных, государственных потребностях, то они воистину во многом, если не во всем, практически беспредельны в том смысле, что трудно назвать четкие, конкретные пределы, уровни их полного удовлетворения.

     Итак, люди, население, страны нуждаются, желали бы потреблять весьма значительное, практически  неограниченное количество конечного  экономического продукта в виде потребительских  товаров и услуг. Для их производства необходимо еще большее количество и разнообразие промежуточных продуктов (факторов производства), получение которых требует изначального использования экономических ресурсов: природных, трудовых, основных и оборотных средств, информации. И вот здесь - то возникает неизбежное противоречие между желаемым и возможным, между потребностями и ресурсами.

     Дело  в том, что все виды экономических  ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных  стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов. 

3. Определение потребности в материальных ресурсах

     Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового пе- ' риода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

     При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие  средств для их покрытия. Источниками  покрытия могут быть собственные  или заемные средства. Потребность  в материальных ресурсах планируется  по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие определяются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов.3

     Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса материально-технического обеспечения предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.

     Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами: детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды; оценочным - на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.

     Общая стратегия планирования закупок  материальных ресурсов на предприятии  складывается в процессе взаимодействия финансового, операционного и логистического менеджмента. Координация и увязка требований перечисленных сфер по организации производства и общей логистической стратегии предприятия является задачей закупочной логистики.

     В зависимости от сложности выпускаемой  продукции, состава комплектующих изделий и материалов происходит обоснование и выбор метода закупок.

     В закупочной логистике выделяют три  основных метода закупок:

     1. Оптовые закупки. 

     2. Регулярные закупки мелкими партиями.

     3. Закупки по мере необходимости. 

     Охарактеризуем перечисленные методы закупок.

     Оптовые закупки. Данный метод предполагает поставку товаров большой партией  за один раз (оптовые закупки). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

Информация о работе Преобразование спроса производственных потребителей в условия поставок