Преобразование спроса производственных потребителей в условия поставок

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть этапы преобразования спроса производственных потребностей, роль рынка и заключение условий поставок. Для этого были рассмотрены следующие вопросы:
Рынок как место реализации производственных потребностей;
Понятие и взаимосвязь потребностей и производства;
Определение потребности в материальных ресурсах.

Файлы: 1 файл

Преобразование спроса производственных потребителей в условия поставок.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

     Проблемы  логистики уже более 25 лет в нарастающих масштабах привлекают внимание ученых, специалистов, руководителей фирм, предприятий и корпораций развитых стран мира. Этот острый интерес проявляется в научном и практическом планах. Проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления. В действительности мы имеем дело с быстро развивающейся инфраструктурой в сфере экономики и организации производства и с новым научным направлением. Эта инфраструктура основывается на современных достижениях науки и техники. В России имеются некоторые удачные примеры логистических систем, хотя в своей повседневной практике мы не относим их к области логистики.

     Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую  актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.

     Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

     Деятельность  в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Принципиальная новизна логистического – органическая взаимосвязь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему.

     В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами. Наиболее важно сейчас правильно и быстро производить распределение материальных потоков между поставщиками и потребителями.

     В настоящее время логистика рассматривается как направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

     Объектом  исследования являются производственные потребности и пути их удовлетворения. Предметом данной работы является рыночные отношения по удовлетворению потребностей потребителя и условия поставок.

     Цель  работы – рассмотреть этапы преобразования спроса производственных потребностей, роль рынка и  заключение условий поставок. Для этого были рассмотрены следующие вопросы:

    • Рынок как место реализации производственных потребностей;
    • Понятие и взаимосвязь потребностей и производства;
    • Определение потребности в материальных ресурсах.

  1. Рынок как место реализации производственных потребностей

1.1 Понятие, классификация и структура рынков.

     Рынок как экономическое явление возник давно (примерно в VII в. до н.э.) – с появлением общественного разделения труда и товарного производства. Как только люди стали специализироваться в своей деятельности, т.е. одни заниматься охотой, другие – рыбной ловлей, одни – скотоводством, а другие – земледелием, возникла объективная необходимость в обмене продуктами. Можно считать, что в момент первого такого обмена объективно возник рынок.

     Обращаясь к понятию “рынок”, можно выделить два основных подхода к его  трактованию.

     Первое  основано на выделении политико-идеологического  и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

    • рынок как способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства и в этом своем качестве противостоящий способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования. В данном случае подчеркивается противостояние принципов, лежащих в основе этих двух способов, хотя в реальной жизни можно наблюдать формы хозяйственного управления, основанные на сочетании тех или иных методов;
    • рынок как способ поведения хозяйственных субъектов, определяющий критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами (“рыночное поведение”);
    • рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности (“рыночное мышление”).

     Второй  подход к трактовке понятия рынка  основан на выделении его конкретно-экономического содержания. В этом случаи рынок рассматривается, прежде всего, как механизм, позволяющий определитьсоотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

     Ну  что же такое “рынок”? Рынок –  система экономических (хозяйственных) отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров, услуг и других объектов, система связей между отдельными самостоятельно принимающими решения участниками хозяйственного оборота. По мнению Ф. Котлера, рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. По образным замечаниям американских авторов Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельное решение, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать. По мнению Р.Пиндайка и Д. Рубильфельда, рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итогек возможности обмена. Рынок развивается на основе действия экономических законов стоимости, спроса и предложения и конкуренции.1

     Структура рынка – это способ организации  рынка, оказывающий наибольшее влияние на поведение фирм и потребителей. 

     Рынки подразделяются по различным признакам: в зависимости от объектов купли-продажи  рынок делится на:

    • рынки товаров и услуг
    • рынки факторов
    • финансовый рынок

     Рынок товаров и услуг по экономическому назначению объектов купли- продажи подразделяется на:

    • рынок потребительских товаров и услуг (товаров широкого потребления). Специфика исследования рынка потребительских товаров, связана с тем, что эти товары рассчитаны на индивидуальных потребителей; Большое внимание в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, желаний, поведения потребителей.
    • рынок товаров производственного назначения - рынок, на котором покупаются и продаются товары и услуги, используемые в дальнейшем при производстве товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям. Характерной особенностью этого рынка является их тесная связь с производственным процессом. Особое внимание здесь уделяетсявзаимосвязи потенциальных покупателей и производителей товара.
    • рынок сырьевых ресурсов распространяет свое действие на все материально-технические объекты,непосредственно участвующие в общественном производстве, используемые в процессе изготовления продукции, выполнения работ, осуществления услуг. Этот огромный по масштабам объектов и их стоимости рынок состоит из двух взаимодействующих частей.

1.2 Исследование рынка

     Что значит “исследовать рынок того или  иного товара”? Это значит, что  необходимо оценить объем и структуру  предложения этого товара, объем  и структуру спроса на него и сопоставить эти величины на данном уровне цен. Затем нужно рассчитывать зависимости спроса и товарного предложения от цены и подобрать такой ее уровень, при котором спрос и предложения уравновесятся. То есть определить конъюнктуру рынка. Можно обеспечить сбалансированность спроса и предложения за счет изменений последнего в ту или иную сторону.

     Проблема  изучения рынка – это информационная проблема. Чтобы оценить объем  и структуру товарного предложения, нужно получить информацию о том, сколько икаких товаров имеется на рынке (в магазинах, на складах), сколько и каких товаров готовится к поставке и что уже конкретно поставлено. По данным о продаже товаров можно судить лишь о реализованной части спроса.

     Объектами рыночного исследования являются тенденции  и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.

       Для того чтобы принимать обоснованные решения на любом рынке, необходимо располагать достоверной, обстоятельной и своевременной информацией. Систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с функционированием рынка, составляют содержание маркетинговых исследований. Чтобы быть эффективными, эти исследования, во-первых, должны носить систематический характер; во-вторых, опираться на специально отобранную информацию; в-третьих, осуществлять определенные процедуры сбора, обобщения, обработки и анализа данных; в-четвертых, использовать специально разработанные для целей анализа инструменты. Таким образом, маркетинговая деятельность строится на основе специальных рыночных исследований и сборе необходимой для их проведения информации. Потоки этой информации упорядочиваются определенными исследовательскими процедурами и методами.

1.3.Конъюнктура и прогнозирование рынка

     Общая цель рыночных исследований состоит  в определении условий, при которых  обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного  вида и создаются предпосылки  для эффективного сбыта произведенной  продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

     Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры  рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

     Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает:

    • использование различных, взаимодополняющих источников информации;
    • сочетание ретроспективного анализа с прогнозом покупателей, характеризующих конъюнктуру рынка;
    • применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

     Сбор  информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого  источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

     Общая информация включает данные, характеризующие  рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного  производства. Источниками ее получения  являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

     Коммерческая  информация – это данные, извлекаемые  из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции  и получаемые от партнеров в порядке  информационного обмена. К ним относятся:

    • заявки и заказы торговых организаций;
    • материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).

Информация о работе Преобразование спроса производственных потребителей в условия поставок