Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:31, курсовая работа
Цель работы – исследовать основные пути снижения издержек при осуществлении операций по складированию.
Основные задачи логистики складирования:
1. размещение складской сети;
2. складирование и подготовка груза к поставщикам;
3. управление товарными запасами;
4. организация складских поставок;
5. эффективное использование транспортных средств при доставке или отгрузке продукции;
Размещение технологического оборудования должно обеспечивать максимальное использование площади и высоты склада. Выделяются следующие основные виды складирования:
В качестве преимуществ различных видов складирования рассматриваются:
На современных складах чаще всего используют комбинации различных видов складирования, в особенности на складах оптовой торговли распределительной логистики. Объясняется это разнообразием хранимой продукции со своими специфическими особенностями.
3) Оборудование по обслуживанию склада
Для обслуживания складов
используют различные виды подъемно-транспортных
машин и механизмов. Выбор их тесно
связан с уже перечисленными подсистемами
и зависит от характеристик самих
технических средств и общей
направленности технической оснащенности
склада. При этом высокий уровень
механизации и автоматизации
складских работ, а значит, использование
высокопроизводительных технических
средств целесообразны на крупных
складах с большой складской
площадью и устойчивым однородным материальным
потоком. На складах, задействованных
на снабжении различных розничных
предприятий, могут использоваться
и средства малой механизации, в
особенности при комплектации заказа.
Наиболее распространены на механизированных
такие виды подъемно-транспортных средств,
как электропогрузчики и
4) Комиссионирование, или система комплектации
В процессе переработки груза процесс комплектации проходит три этапа: 1) отборка товара по заказам покупателя; 2) комплектация полного заказа покупателя в соответствии с его заявкой; 3) комплектация партий отправки покупателям для централизованной или децентрализованной доставки.
Система комиссионирования определяется независимо от того, где будет осуществляться отбор товара – с мест хранения (в зоне основного складирования) или в зоне комплектации. Существует несколько схем системы комиссионирования, которые включают различное сочетание следующих позиций:
Управление перемещением груза определяется возможностями технологического и обслуживающего оборудования:
2.1 Основные технико-
Среди поддерживающих комплексных
логистических активностей
Технико-экономические
Первая группа – показатели объёма складского комплекса:
- складской товарооборот (количество реализованной продукции за соответствующий период времени – месяц, квартал, год);
- складской грузооборот (количество отпущенных материально-технических ресурсов в течение определённого времени);
- грузопоток (количество грузов, проходящих через производственный участок склада в единицу времени – час, смену, сутки, месяц, квартал, год);
- грузопереработка (количество перегрузок и перевалок по ходу перемещения груза в объёме грузопотока);
- коэффициент неравномерности поступления (отпуска) груза со склада (отношение максимального поступления или отпуска груза в тоннах за определённый период времени к его среднему поступлению или отпуску);
- коэффициент оборачиваемости материалов (отношение годового или квартального оборота материалов к их среднему остатку на складе за тот же период времени).
Вторая группа – показатели эффективности использования складских площадей и объёмов:
- использование площади складских помещений (отношение полезной площади, занятой хранимыми материалами, к общей площади склада);
- средняя нагрузка, приходящаяся на 1 м2 складской площади (отношение количества хранимого материала на складе в тоннах к общей площади склада);
- коэффициент использования объёма склада (отношение полезного объёма, занятого материалом, к общему объёму склада);
- грузонапряжённость (произведение показателя использования площади складских помещений и коэффициента оборачиваемости материалов, измеряется в т/м2).
Третья группа – показатели использования подъёмно-транспортного оборудования:
- коэффициент использования по грузоподъёмности (отношение веса поднимаемого и перемещаемого груза к номинальной грузоподъёмности механизма);
- коэффициент использования по времени (отношение времени нахождения механизма в работе к общему времени работы складского комплекса);
- фактическое время простоя подвижного состава под грузовыми операциями (отношение количества груза в одной подаче, подлежащего переработке, погрузке и выгрузке, к часовой производительности механизма).
Четвёртая группа – показатели производительности труда складского персонала:
- количество перерабатываемых материалов одним рабочим за смену (отношение количества переработанных материалов в тоннах за определённый период времени – месяц, квартал, год к числу человеко-смен);
- степень охвата рабочих механизированным трудом (отношение числа рабочих, занятых механизированным трудом, к общему числу рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работах);
- уровень механизации складских работ (отношение объёма механизированных работ к общему объёму выполняемых работ в тонно-перевалках).
Пятая группа – показатели сохранности материальных ценностей и качества обслуживания потребителей:
- размер естественной убыли материально-технических ресурсов (отношение суммы расхода материалов за отчётный период и остатка материалов на данное число, умноженной на средний период хранения и норму естественной убыли в процентах, к сроку хранения);
- бесперебойность обеспечения потребителей материально-техническими ресурсами; уровень централизованной доставки материалов со склада (отношение количества материалов в тоннах, доставляемых централизованно за определённый период времени – месяц, квартал, год, к общему количеству отпущенных со складов грузов в тоннах).
Шестая группа – показатели размера капиталовложений и себестоимости переработки грузов:
- абсолютные данные о размере капиталовложений;
- коэффициент удельных капиталовложений по отдельным вариантам механизации складских работ (отношение размера капиталовложений к годовому грузообороту);
- себестоимость складской переработки 1т материалов (отношение общей величины годовых эксплуатационных расходов к общему количеству переработанных за год материалов в тоннах).
При принятии решения о выборе места размещения распределительного склада (центра) пользуются двумя подходами:
1) Подход на основе
бесконечного числа вариантов
– для отыскания лучшего
2) Подход на основе
реально доступных вариантов
– считается, что существует
только небольшое число
Рассмотрим подробнее представленные подходы.
Подход на основе бесконечного числа вариантов. Одним из вариантов нахождения оптимального месторасположения распределительного центра является метод определения центра тяжести поставок и спроса.
;
где (Х0, У0) координаты центра тяжести, который определяет место расположения распределительного центра;
(Хi,Уi) – координаты каждого поставщика и заказчика.
Qi – ожидаемый спрос от i-го заказчика или ожидаемые поставки от i-го поставщика.
Замечание. Если затраты на получение продукции от поставщика не зависят от места расположения распределительного склада, то его следует располагать в месте самого большого спроса.
Подход на основе реально доступных вариантов. Подходы на основе реально доступных вариантов выявляют доступные места, сопоставляют их характеристики и выбирают из них лучший вариант.
Одна из очевидных разновидностей
такого анализа — вычисление общих
затрат на ведение деятельности для
каждого возможного места и отыскание
из них самого дешевого варианта. На
практике многие расходные статьи,
связанные с работой
Общие переменные затраты = операционные издержки + затраты на поступающий транспортный поток + затраты на исходящий транспортный поток
Для мест, расположенных возле заказчиков, характерны более высокие затраты на поступающий транспортный поток, а для расположенных рядом с поставщиками – на исходящий, поэтому лучшее место размещения (с точки зрения затрат), скорее всего, находится где-то между ними. Следует, правда, указать очевидную трудность: мы не знаем реальных затрат до тех пор, пока не начнем фактически действовать. Однако даже на уровне оценивания можем ли мы знать затраты на исходящий транспортный поток, если не знаем заранее своих будущих заказчиков или сколько продукции им потребуется? Даже если у нас хорошие прогнозы по спросу, со временем затраты могут измениться, и проведенный анализ устареет. Поэтому можно сделать вывод, что подобные вычисления затрат полезны для сопоставления, однако полученные данные нельзя считать затратами, которые будут фактически понесены, когда начнется реальная деятельность.
Если использовать полученные данные только для сопоставления, то можно максимально упростить вычисления. Например, операционные издержки в рядом расположенных местах могут быть фактически одинаковыми, поэтому мы можем удалить их из приведенного выше уравнения и сосредоточиться только на затратах на перевозку. Установить точные затраты на доставку продукции к любому конкретному заказчику трудно, и поэтому мы можем исходить из предположения, что эти затраты пропорциональны расстоянию до этого заказчика. На практике, конечно, затраты зависят не только от расстояния; на них также влияет тип транспортного средства, частота доставок, выбранный маршрут, способы комбинирования заказов потребителей, организация работы водителей, типы заказов и т.д. Тем не менее, поскольку мы используем эти данные только для сравнения, то можем вполне обоснованно прибегать к упрощениям. В связи с этим можно воспользоваться картой или координатами и считать расстояния между любыми точками по прямой.