Основные пути снижения издержек при осуществлении операций по складированию продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать основные пути снижения издержек при осуществлении операций по складированию.
Основные задачи логистики складирования:
1. размещение складской сети;
2. складирование и подготовка груза к поставщикам;
3. управление товарными запасами;
4. организация складских поставок;
5. эффективное использование транспортных средств при доставке или отгрузке продукции;

Файлы: 1 файл

курсовая работа по логистике.docx

— 83.29 Кб (Скачать)

Перемещение материальных потоков  в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для  хранения которых предназначены  соответствующие склады. Движение через  склад связано с затратами  живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные  с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.

Современный крупный склад –  это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет  определенную структуру и выполняет  ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке  и распределению грузов между  потребителями. При этом в силу многообразия параметров, технологических решений, конструкций оборудования и характеристик  разнообразной номенклатуры, перерабатываемых грузов склады относят к сложным  системам. В то же время склад  сам является всего лишь элементом  системы более высокого уровня –  логистической цепи, которая и  формирует основные и технические  требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует  условия переработки груза.

Поэтому склад должен рассматриваться  не изолированно, а как интегрированная  составная часть логистической  цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности. При этом необходимо иметь в виду, что в каждом отдельно взятом случае, для конкретного склада, параметры складской системы  значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи  этих элементов. При создании складской  системы нужно руководствоваться  следующим основным принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать  ее рентабельной. Предпосылкой этого  является четкое определение функциональных задач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Любые затраты  должны быть экономически оправданными, т.е. внедрение любого технологического и технического решения, связанное  с капиталовложениями, должно исходить из рациональной целесообразности, а  не из модных тенденций и предлагаемых технических возможностей на рынке.

 

 

 

 

1.3 Логистический процесс на складе

 

Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения  запасами, переработки груза и  физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс  на складе гораздо шире технологического процесса и включает (рис. 2):

  • снабжение запасами;
  • контроль за поставками;
  • разгрузку и приемку грузов;
  • внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов;
  • складирование и хранение грузов;
  • комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку;
  • транспортировку и экспедицию заказов;
  • сбор и доставку порожних товароносителей;
  • контроль за выполнением заказов;
  • информационное обслуживание склада;
  • обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).


 

Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части: 1) операции, направленные на координацию службы закупки; 2) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией; 3) операции, направленные на координацию службы продаж.

  1. Снабжение запасами. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно согласовываться со службой продаж и имеющейся мощностью склада.
  2. Контроль за поставками. Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
  3. Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора. Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное погрузо-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи, с чем сокращаются простои транспортных средств, а, следовательно, и снижаются издержки обращения. Проводимые на данном этапе операции включают:
  • разгрузку транспортных средств;
  • контроль документального и физического соответствия заказов поставки;
  • документальное оформление прибывшего груза через информационную систему;
  • формирование складской грузовой единицы.
  1. Внутрискладская транспортировка. Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов. Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.
  1. Складирование и хранение. Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования – эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования, и в первую очередь складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономического его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования. Процесс складирования и хранения включает:
  • закладку груза на хранение;
  • хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий;
  • контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.
  1. Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают:
  • получение заказа клиента (отборочный лист);
  • отбор товара каждого наименования по заказу клиента;
  • комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
  • подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
  • документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа;
  • объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;
  • отгрузку грузов в транспортное средство.

Комиссионирование заказов  клиентов проводится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации осуществляется через информационную систему. Адресная система хранения позволяет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время  отборки и помогает отслеживать  отпуск товара со склада. При комплектации отправки благодаря информационной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в  экономичную партию отгрузки, позволяющую  максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный  маршрут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (требования к проведению эффективной отгрузки аналогичны требованиям к разгрузке).

  1. Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправдана централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.
  2. Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график их обмена с потребителями.
  3. Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах). Информационное обслуживание охватывает:
  • обработку входящей документации;
  • предложения по заказам поставщиков;
  • оформление заказов поставщиков;
  • управление приемом и отправкой;
  • контроль наличия товаров на складе;
  • прием заказов потребителей;
  • оформление документации отправки;
  • диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки;
  • обработку счетов клиентов;
  • обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем организации;
  • различную статистическую информацию.
  1. Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания клиентов. На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания. Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов. Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных, так и послепродажных услуг. К продажным услугам относят:
    • сортировку товаров;   
    • полную проверку качества поставляемых товаров;
    • фасовку и упаковку;
    • замену заказанного товара (изменение заказа);
    • экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки;
    • информационные услуги;
    • заключение договора с транспортными агентствами.

Послепродажные услуги охватывают спектр услуг, оказываемых потребителям продукции:

  • установку изделий;
  • гарантийное обслуживание;
  • обеспечение запасными частями;
  • временную замену товаров;
  • прием дефектной продукции и замену ее.

Информация о работе Основные пути снижения издержек при осуществлении операций по складированию продукции