Перемещение материальных потоков
в логистической цепи невозможно
без концентрации в определенных
местах необходимых запасов, для
хранения которых предназначены
соответствующие склады. Движение через
склад связано с затратами
живого и овеществленного труда,
что увеличивает стоимость товара.
В связи с этим проблемы, связанные
с функционированием складов, оказывают
значительное влияние на рационализацию
движения материальных потоков в логистической
цепи, использование транспортных средств
и издержек обращения.
Современный крупный склад –
это сложное техническое сооружение,
которое состоит из многочисленных
взаимосвязанных элементов, имеет
определенную структуру и выполняет
ряд функций по преобразованию материальных
потоков, а также накоплению, переработке
и распределению грузов между
потребителями. При этом в силу многообразия
параметров, технологических решений,
конструкций оборудования и характеристик
разнообразной номенклатуры, перерабатываемых
грузов склады относят к сложным
системам. В то же время склад
сам является всего лишь элементом
системы более высокого уровня –
логистической цепи, которая и
формирует основные и технические
требования к складской системе,
устанавливает цели и критерии ее
оптимального функционирования, диктует
условия переработки груза.
Поэтому склад должен рассматриваться
не изолированно, а как интегрированная
составная часть логистической
цепи. Только такой подход позволит
обеспечить успешное выполнение основных
функций склада и достижение высокого
уровня рентабельности. При этом необходимо
иметь в виду, что в каждом отдельно
взятом случае, для конкретного склада,
параметры складской системы
значительно отличаются друг от друга,
так же как ее элементы и сама
структура, основанная на взаимосвязи
этих элементов. При создании складской
системы нужно руководствоваться
следующим основным принципом: лишь
индивидуальное решение с учетом
всех влияющих факторов может сделать
ее рентабельной. Предпосылкой этого
является четкое определение функциональных
задач и основательный анализ
переработки груза как внутри,
так и вне склада. Любые затраты
должны быть экономически оправданными,
т.е. внедрение любого технологического
и технического решения, связанное
с капиталовложениями, должно исходить
из рациональной целесообразности, а
не из модных тенденций и предлагаемых
технических возможностей на рынке.
1.3
Логистический процесс на складе
Логистический процесс на складе весьма
сложен, поскольку требует полной
согласованности функций снабжения
запасами, переработки груза и
физического распределения заказов.
Практически логистика на складе
охватывает все основные функциональные
области, рассматриваемые на микроуровне.
Поэтому логистический процесс
на складе гораздо шире технологического
процесса и включает (рис. 2):
- снабжение
запасами;
- контроль
за поставками;
- разгрузку
и приемку грузов;
- внутрискладскую
транспортировку и перевалку грузов;
- складирование
и хранение грузов;
- комплектацию
(комиссионирование) заказов клиентов
и отгрузку;
- транспортировку
и экспедицию заказов;
- сбор
и доставку порожних товароносителей;
- контроль
за выполнением заказов;
- информационное
обслуживание склада;
- обеспечение
обслуживания клиентов (оказание услуг).
Функционирование всех
составляющих логистического процесса
должно рассматриваться во взаимосвязи
и взаимозависимости. Такой подход позволяет
не только четко координировать деятельность
служб склада, он является основой планирования
и контроля за продвижением груза на складе
с минимальными затратами. Условно весь
процесс можно разделить на три части:
1) операции, направленные на координацию
службы закупки; 2) операции, непосредственно
связанные с переработкой груза и его
документацией; 3) операции, направленные
на координацию службы продаж.
- Снабжение
запасами. Координация службы закупки
осуществляется в ходе операций по снабжению
запасами и посредством контроля за ведением
поставок. Основная задача снабжения запасами
состоит в обеспечении склада товаром
(или материалом) в соответствии с возможностями
его переработки на данный период при
полном удовлетворении заказов потребителей.
Поэтому определение потребности в закупке
запасов должно согласовываться со службой
продаж и имеющейся мощностью склада.
- Контроль
за поставками. Учет и контроль за поступлением
запасов и отправкой заказов позволяет
обеспечить ритмичность переработки грузопотоков,
максимальное использование имеющегося
объема склада и необходимые условия хранения,
сократить сроки хранения, сократить сроки
хранения запасов и тем самым увеличить
оборот склада.
- Разгрузка
и приемка грузов. При осуществлении этих
операций необходимо ориентироваться
на условия поставки заключенного договора.
Соответственно подготавливаются места
разгрузки под указанное погрузо-разгрузочное
оборудование. Разгрузка на современных
складах осуществляется на разгрузочных
автомобильных или железнодорожных рампах
и контейнерных площадках. Специальное
оснащение мест разгрузки и правильный
выбор погрузочно-разгрузочного оборудования
позволяют эффективно проводить разгрузку
(в кратчайшие сроки и с минимальными потерями
груза), в связи, с чем сокращаются простои
транспортных средств, а, следовательно,
и снижаются издержки обращения. Проводимые
на данном этапе операции включают:
- разгрузку
транспортных средств;
- контроль
документального и физического соответствия
заказов поставки;
- документальное
оформление прибывшего груза через информационную
систему;
- формирование
складской грузовой единицы.
- Внутрискладская
транспортировка. Внутрискладская транспортировка
предполагает перемещение груза между
различными зонами склада: с разгрузочной
рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения,
комплектации и на погрузочную рампу.
Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных
машин и механизмов. Транспортировка грузов
внутри склада должна осуществляться
при минимальной протяженности во времени
и пространстве по сквозным «прямоточным»
маршрутам. Это позволит избежать повторного
возвращения в любую из складских зон
и неэффективного выполнения операций.
Число перевалок (с одного вида оборудования
на другое) должно быть минимальным.
- Складирование
и хранение. Процесс складирования заключается
в размещении и укладке груза на хранение.
Основной принцип рационального складирования
– эффективное использование объема зоны
хранения. Предпосылкой этого является
оптимальный выбор системы складирования,
и в первую очередь складского оборудования.
Оборудование под хранение должно отвечать
специфическим особенностям груза и обеспечивать
максимальное использование высоты и
площади склада. При этом пространство
под рабочие проходы должно быть минимальным,
но с учетом нормальных условий работы
подъемно-транспортных машин и механизмов.
Для упорядоченного хранения груза и экономического
его размещения используют систему адресного
хранения по принципу твердого (фиксированного)
или свободного (груз размещается на любом
свободном месте) выбора места складирования.
Процесс складирования и хранения включает:
- закладку
груза на хранение;
- хранение
груза и обеспечение соответствующих
для этого условий;
- контроль
за наличностью запасов на складе, осуществляемый
через информационную систему.
- Комплектация
(комиссионирование) заказов и отгрузка.
Процесс комплектации сводится к подготовке
товара в соответствии с заказами потребителей.
Комплектация и отгрузка заказов включают:
- получение
заказа клиента (отборочный лист);
- отбор
товара каждого наименования по заказу
клиента;
- комплектацию
отобранного товара для конкретного клиента
в соответствии с его заказом;
- подготовку
товара к отправке (укладывание в тару,
на товароноситель);
- документальное
оформление подготовленного заказа и
контроль за подготовкой заказа;
- объединение
заказов клиентов в партию отправки и
оформление транспортных накладных;
- отгрузку
грузов в транспортное средство.
Комиссионирование заказов
клиентов проводится в зоне комплектации.
Подготовка и оформление документации
осуществляется через информационную
систему. Адресная система хранения
позволяет указывать в отборочном
листе место отбираемого товара,
что значительно сокращает время
отборки и помогает отслеживать
отпуск товара со склада. При комплектации
отправки благодаря информационной
системе облегчается выполнение
функции объединения грузов в
экономичную партию отгрузки, позволяющую
максимально использовать транспортное
средство. При этом выбирается оптимальный
маршрут доставки заказов. Отгрузка
ведется на погрузочной рампе (требования
к проведению эффективной отгрузки аналогичны
требованиям к разгрузке).
- Транспортировка
и экспедиция заказов могут осуществляться
как складом, так и самим заказчиком. Последний
вариант оправдывает себя лишь в том случае,
когда заказ осуществляется партиями,
равными вместимости транспортного средства,
и при этом запасы потребителя не увеличиваются.
Наиболее распространена и экономически
оправдана централизованная доставка
заказов складом. В этом случае благодаря
унитизации грузов и оптимальным маршрутам
доставки достигается значительное сокращение
транспортных расходов и появляется реальная
возможность осуществлять поставки мелкими
и более частыми партиями, что приводит
к сокращению ненужных страховых запасов
у потребителя.
- Сбор
и доставка порожних товароносителей
играют существенную роль в статье расходов.
Товароносители (поддоны, контейнеры,
тара-оборудование) при внутригородских
перевозках чаще всего бывают многооборотные,
а потому требуют возврата отправителю.
Эффективный обмен товароносителей возможен
лишь в тех случаях, когда достоверно определено
их оптимальное количество и четко выполняется
график их обмена с потребителями.
- Информационное
обслуживание склада предполагает управление информационными
потоками и является связующим стержнем
функционирования всех служб склада. В
зависимости от технической оснащенности
управление информационными потоками
может быть как самостоятельной системой
(на механизированных складах), так и составной
подсистемой общей автоматизированной
системы управления материальными и информационными
потоками (на автоматизированных складах).
Информационное обслуживание охватывает:
- обработку
входящей документации;
- предложения
по заказам поставщиков;
- оформление
заказов поставщиков;
- управление
приемом и отправкой;
- контроль
наличия товаров на складе;
- прием
заказов потребителей;
- оформление
документации отправки;
- диспетчерскую
помощь, включая оптимальный выбор партий
отгрузки и маршруты доставки;
- обработку
счетов клиентов;
- обмен
информацией с оперативным персоналом
и верхним иерархическим уровнем организации;
- различную
статистическую информацию.
- Контроль
за выполнением заказов и обеспечение
обслуживания клиентов. На обеспечение координации деятельности
службы продаж в первую очередь направлены
операции контроля за выполнением заказов
и оказание услуг клиентам, от выполнения
которых зависит уровень обслуживания.
Успешно осуществляемое логистическое
обслуживание покупателей может легко
стать важнейшим, к тому же стратегическим
признаком, выгодно отличающим данную
фирму от конкурентов. Выделяют три основные
категории элементов обслуживания: допродажное,
во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг
занимается служба продаж (маркетинговая
служба). Склад обеспечивает выполнение
как продажных, так и послепродажных услуг.
К продажным услугам относят:
- сортировку
товаров;
- полную
проверку качества поставляемых товаров;
- фасовку
и упаковку;
- замену
заказанного товара (изменение заказа);
- экспедиторские
услуги с осуществлением разгрузки;
- информационные
услуги;
- заключение
договора с транспортными агентствами.
Послепродажные услуги
охватывают спектр услуг, оказываемых
потребителям продукции:
- установку
изделий;
- гарантийное
обслуживание;
- обеспечение
запасными частями;
- временную
замену товаров;
- прием
дефектной продукции и замену ее.