Логистический процесс складирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение совершенствования логистических процессов складирования в ОАО «Лидагидромаш». Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы логистического управления складским хозяйством;
- провести анализ организации системы складской логистики в ОАО «Лидагидромаш»;
- изучить пути совершенствования складской логистики в ОАО «Лидагидромаш».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ СКЛАДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ…………………………….5
1.1 Основные функции и задачи складов в логистической системе………5
1.2 Количество складов и размещение складской сети……………………..6
1.3 Логистические процессы и операции на складе………………………....8
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СКЛАДСКОЙ
ЛОГИСТИКИ В ОАО «ЛИДАГИДРОМАШ»……………………………….13
2.1 Организационно-экономическая
характеристика ОАО «Лидагидромаш»……………………………………...13
2.2 Анализ организации складской логистики ОАО «Лидагидромаш»….18
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКЛАДОВ В ОАО «ЛИДАГИДРОМАШ»……………30
3.1 Оптимизация потребности в складских площадях…………………......30
3.2 Расчет необходимого подъемно-транспортного оборудования…..........32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....38
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 739.00 Кб (Скачать)

При определении складских мощностей необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения конкретного вида сырья, материалов, готовой продукции и т.д. Для хранения таких видов сырья, как уголь или песок, требования к складским мощностям могут быть удовлетворены предоставлением открытой площадки, содержание которой связано с незначительными затратами.

При этом учитывается, что ущерб, который может быть нанесен сырью, оценивается в соответствии с тем, что стоимость самого сырья ниже стоимости готовой продукции. В то же время для хранения комплектующих, незаконченной и готовой продукции, стоимость которых высока, требуются специальные складские здания и сооружения, обеспечивающие их сохранность от внешних атмосферных воздействий, порчи, кражи. Естественно, что эксплуатация таких площадей обходится во много раз дороже.

Точность в расчетах складского пространства во многом зависит от правильного прогноза спроса на продукцию данного склада и определения необходимых запасов (выраженных в натуральных величинах). Эта задача достаточно просто решается с помощью существующих компьютерных программ, которые анализируют множество возможных ситуаций. [17, c.124]

При выборе места расположения склада из числа возможных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов. При увеличении мощности и размеров складов удельные капитальные затраты на 1т грузооборота и запасы хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако, с другой стороны, это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а, следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке.

 

1.3 Логистические процессы и операции на складе

 

Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает (рис. 2): [19, c.132]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • снабжение запасами;
  • контроль за поставками;
  • разгрузку и приемку грузов;
  • внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов;
  • складирование и хранение грузов;
  • комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку;
  • транспортировку и экспедицию заказов;
  • сбор и доставку порожних товароносителей;
  • контроль за выполнением заказов;
  • информационное обслуживание склада;
  • обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг). [26, c.83]

Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части: 1) операции, направленные на координацию службы закупки; 2) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией; 3) операции, направленные на координацию службы продаж.

  • Снабжение запасами. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно согласовываться со службой продаж и имеющейся мощностью склада.
  • Контроль за поставками. Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
  • Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора. Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное погрузо-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи, с чем сокращаются простои транспортных средств, а, следовательно, и снижаются издержки обращения.
  • Внутрискладская транспортировка. Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов. Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.
  • Складирование и хранение. Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования – эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования, и в первую очередь складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. [22, c.94]

При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономического его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования. Процесс складирования и хранения включает:

  • закладку груза на хранение;
  • хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий;
  • контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.
  • Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают:
  • получение заказа клиента (отборочный лист);
  • отбор товара каждого наименования по заказу клиента;
  • комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
  • подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
  • документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа;
  • объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;
  • отгрузку грузов в транспортное средство. [6, c.72]
  • Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправдана централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.
  • Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график их обмена с потребителями.
  • Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах). [14, c.156]

Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания клиентов. На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания. Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов. Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных, так и послепродажных услуг.

Иногда резервы рациональной организации логистического процесса, пусть и не столь значительные, заключаются в весьма простых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении освещения, организации рабочего места. В поиске резервов эффективности функционирования склада нет мелочей, все должно анализироваться, а результаты анализа – использоваться для улучшения организации логистического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ

В ОАО «ЛИДАГИДРОМАШ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика

ОАО «Лидагидромаш»

 

ОАО «Лидагидромаш» – это крупное предприятие по производству насосного оборудования для всех отраслей промышленности внутреннего и внешнего рынка. Общество имеет уставной капитал 27715300 рублей, который распределен на 138579 штук обыкновенных акций.

В состав акционеров входят:

  • фонд имущества, владеющий 20% акций;
  • юридические и физические лица, владеющие 80% акций.

Все они внесены в список лиц, имеющих право на участие в годовом собрании акционеров.

В составе ОАО “Лидагидромаш” находится:

  • производство №1
  • производство №2
  • научно-технический центр

Производство включает в себя: 7 цехов и 3 участка основного производства, 6 цехов и 4 участка вспомогательного производства.

Предприятие занимается выпуском основной продукции и дополнительно производством товаров народного потребления.

К основной продукции относятся насосы: горизонтальные, погружные, артезианские, химические, питательные, бензиновые, нефтяные, маслонасосы, вихревые, фекальные, секционные, консольные, конденсатные, вакуумные.

В настоящее время анализу хозяйственной деятельности на ОАО «Лидагидромаш» отводится важная роль. Являясь одной из функций стратегического управления, анализ хозяйственной деятельности даёт возможность вырабатывать стратегию и тактику развития предприятия, выявлять резервы эффективности производства, оценивать результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики, не допустить банкротства предприятия, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заёмные, а также учитывать данные о финансовой устойчивости, платёжеспособности, деловой активности, рентабельности и других показателях. Главная цель анализа – выявление и устранение недостатков финансово-экономической деятельности ОАО «Лидагидромаш» и нахождение резервов улучшения его финансового состояния.

Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Лидагидромаш» проведём на основании данных бухгалтерской отчётности за 2009-2011 годы. Товарная продукция представляет собой стоимость всей произведённой продукции и выполненных работ, исключая остатки незавершённого производства и внутрихозяйственный оборот. В 2009 году объём товарной продукции в ОАО «Лидагидромаш составил 708065,9 тыс. руб.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом объём товарной продукции повысился на 225481,0 тыс. руб. и составил 1142926 тыс. руб. В процентном отношении рост составил 24,6% (124,6-100). Более наглядно динамика товарной продукции видна на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Динамика товарной продукции за 2009-2011 годы

На рисунке 3 отчётливо подтверждены данные анализа об изменении объема товарной продукции. Наряду с изменением объёма товарной продукции в ОАО «Лидагидромаш» естественно менялась её себестоимость. Под себестоимостью понимается выраженные в денежной форме суммарные затраты на производство продукции. В 2010 году себестоимость товарной продукции составила 596438,0 тыс. руб. В 2011 году произошел рост этого показателя на 146304,0 тыс. руб. (742742,0-596438,0) или на 24,5% (124,5-100). В связи с ростом в 2010 году объема товарной продукции её себестоимость так же выросла на 135976,0 тыс. руб. (878717-135976,0), что составило 18,3% (878717-742742). На рисунке 4 представлено изменение себестоимости товарной продукции.

Рисунок 2.2 – Динамика себестоимости товарной продукции во взаимосвязи с объёмом товарной продукции

На рисунке 2.2 видно, что в 2011 году увеличение объема товарной продукции вызвало и увеличение себестоимости. Выручка от реализации продукции – это сумма денежных средств, фактически поступившая на счёта предприятия в банке, кассу ОАО «Лидагидромаш» и другие поступления в оплату реализованной продукции (работ, услуг) за этот период.

Информация о работе Логистический процесс складирования