Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:58, курс лекций
Транспортировка – физическое перемещение груза во времени и в пространстве.
Перевозка – это процесс включающий начальные операции, движенческую составляющую, конечные операции и является одним из элементов доставки.
Факторы | Вес.
коэф-т |
Железнодорожный | Мор
ской |
Автомобильный | Внутр. водный | Воздуш. | Трубопров |
1. Надежность доставки | |||||||
2. Время доставки | |||||||
3. Частота отправок | |||||||
4. Стоимость доставки | |||||||
5. Территориальная доступность | |||||||
6. Технологическая
универсальность (Возможность |
|||||||
7. Провозная способность | |||||||
8. Маневренность перевозок (от двери до двери) | |||||||
9. Размер транспортной партии | |||||||
10. Дальность
перевозок |
|||||||
11. Сезонность эксплуатации (Независимость от погодных условий) | |||||||
12. Фондоемкость вида транспорта | |||||||
13. Риск несвоевременной доставки | |||||||
14. Потери груза при перевозке | |||||||
Итого,
сумма
баллов |
Самым
важным факторам выставляется максимальный
весовой коэффициент, например, 1. Второстепенным
факторам даются весовые коэффициенты
меньше единицы. Весовой коэффициент умножается
на балл оценки вида транспорта, а затем
определяется сумма баллов по каждому
виду транспорта с учетом весовых коэффициентов.
Максимальная сумма позволит определить
тот вид транспорта или транспортного
средства, которые целесообразно использовать
в данном случае доставки товаров.
1.12.
Выбор типа транспортного
средства
При выборе типа транспортных средств учитываются технические, технологические, организационные и экономические факторы:
Как правило, стремятся использовать специализированные транспортные средства. Они имеют более высокие показатели по производительности и меньшую себестоимость перевозок, т.к. лучше приспособлены к определенному грузу и имеют меньшее стояночное время.
Железнодорожный вагон подбирается по роду груза (вагон, полувагон, хоппер, цистерна, платформа).
При выборе типа судна учитывают род груза, транспортные характеристики грузовых единиц, величину транспортной партии.
Автомобиль подбирается по роду груза и в зависимости от расстояния перевозок, а также по количеству и размерам грузовых единиц.
Для обоснования типа подвижного состава используют метод равноценного или паритетного расстояния.
Этот метод заключается в расчете расстояния перевозки, при котором производительность различных типов ПС будет одинаковой.
Например:
1. Сравнение
выгодности применения бортовог
Производительность тягача с прицепом:
При условии равенства производительности бортового автомобиля и тягача с полуприцепом можно определить величину равноценного расстояния:
где: индекс «а» –
относится к бортовому
β – коэффициент использования пробега;
γ – коэффициент
использования
V – техническая скорость подвижного состава;
q – грузоподъемность ТС;
tа – время погрузо-разгрузочных работ для бортового автомобиля;
tп – время перецепки для тягача с полуприцепом;
Если расстояние перевозки больше равноценного, следует применять бортовой автомобиль, если расстояние перевозки меньше равноценного, следует использовать тягач с полуприцепом.
Такое решение обусловлено тем, что тягач со сменными прицепами рациональнее использовать на меньших расстояниях перевозок, так как время на перецепку меньше времени простоя бортового автомобиля под погрузкой и выгрузкой.
С увеличением расстояния перевозки преимущество автомобиля по сравнению с тягачами возрастает, так как первые имеют большую скорость движения.
При определении равноценного расстояния может быть получено отрицательное значение, как в числителе, так и в знаменателе. Если в числителе получилось отрицательное число, то следует выбирать автомобиль, а если знаменатель отрицательный, то лучше выбирать тягач с прицепом.
Это обусловлено тем, что произведение gV представляет собой часовую производительность, а при отрицательном значении знаменателя часовая производительность тягача больше часовой производительности автомобиля.
2. Выбор бортового автомобиля или самосвала. Выбор ТС в данном случае следует производить по формуле:
где: ∆t – выигрыш во времени на разгрузку самосвала;
∆q – разность между грузоподъемностью бортового автомобиля и самосвала;
tп-р – время погрузо-разгрузочных работ автомобиля.
0,5*50 (10*1.5\3 - 2) = 75 км
Сравнивая
самосвал с бортовым автомобилем, определяют
равноценное расстояние и, если расстояние
перевозки будет меньше равноценного,
следует использовать самосвал, если больше,
то бортовой автомобиль.
1.11.
Выбор перевозчика
1. Постановка задачи.
Вопрос о выборе перевозчика возникает тогда, когда задача МОВ решена в пользу доставки арендованным транспортом, а не собственным.
Перевозчик – индивидуальный предприниматель или другое юридическое лицо, фактически перемещающее грузы или пассажиров, либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.
Алгоритм:
1
Задача МОВ – выбор варианта
перевозить собственным
решена воспользоваться услугами специализированной компании (аренда), тогда возникает задача выбора транспортной компании.
2. Методы выбора перевозчика [Соврем Гуманит Ун-т]:
3. Механизм выбора перевозчика. Заключается в следующем:
1. Поиск и отбор потенциальных перевозчиков. Источники информации:
На выходе должна быть база данных о потенциальных перевозчиках.
2. Оценивание перевозчиков по установленным критериям:
1)
надежность перевозчика и
2) уровень транспортного тарифа, прозрачность расчетов, удобная форма оплаты перевозки;
4) качество
обслуживания и оформления
5) условия страхования доставки;
6) возможность выполнения срочных перевозок;
7) кредитоспособность и финансовое положение фирмы перевозчика;
8) психологический
климат в компании перевозчика,
3. Принятие решений. Метод матриц или метод весовых коэффициентов:
1)
Задают несколько критериев,
Матричный метод:
Критерии | Важность
критерия
(весовой показатель) |
Варианты перевозчиков | ||
1 | 2 | 3 | ||
Стоимость | 3 | 5 | 3 | 2 |
15 | 9 | 6 | ||
Срок доставки | 4 | 4 | 5 | 2 |
16 | 20 | 8 | ||
Надежность | 5 | 3 | 4 | 5 |
15 | 20 | 25 | ||
Сумма | 12 | 12 | 9 | |
46 | 49 | 39 |