Лекция
№ 1
Транспортировка
– физическое перемещение груза во времени
и в пространстве.
Перевозка
– это процесс включающий начальные операции,
движенческую составляющую, конечные
операции и является одним из элементов
доставки.
Начальные
операции:
-
подача подвижного состава под погрузку
(швартовка судна в порту);
-
подготовка подвижного состава
для приема груза;
-
открытие люков, дверей;
-
очистка грузовых помещений;
-
погрузка груза (стивидорные работы
в порту;
-
вывод загруженного состава из
грузового фронта (отшвартовка судна);
-
документарное оформление перевозки;
-
формирование составов ( сборные
поезда или маршрутные отправки
на железной дороге, морские караваны,
автомобильные колонны).
Движенческая
составляющая.
-
перемещение транспортных средств
с грузом или без него по путям сообщения;
-
сортировка подвижного состава;
-
переформирование сборных поездов;
-
смена тяговых устройств;
-
информационное слежение за продвижением
груза и транспортных средств.
Конечные
операции.
-
расформирование транспортного маршрута;
-
подача подвижного состава на
грузовой фронт;
-
подготовка транспортных средств
к грузовым работам;
-
разгрузка подвижного состава;
-
проверка качества доставки;
-
документарное оформление перевозки.
Доставка – обеспечение
перемещения грузов от двери отправителя
до двери получателя в кратчайшие сроки
с минимальными издержками и с гарантированным
качеством. В понятие «доставка» включает,
кроме транспортировки, погрузо-разгрузочные
работы, обеспечение сохранности грузов,
перевалка груза с одного вида транспорта
на другой, информационное обеспечение
грузопотока, таможенное и другое оформление,
вручение груза грузополучателю. Иными
словами, доставка – это логистическое
понятие, состоящее из многих операций.
Лекция
№ 2
Грузовая
база перевозок
1.
Определение
Планирование
перевозок любого вида начинается с
выявления грузовой базы (грузового
потока), анализа различных условий
внешней и внутренней среды, позволяющих
реализовать грузовую базу (грузовой
поток) перевозок в фактический
грузопоток.
Грузовая
база перевозок – это некоторое количество
грузов (материальных, товарных ресурсов),
перевозимое отдельными видами транспорта
в определенном направлении от пункта
отправления до пункта назначения за определенный
период. Она обусловлена взаимными и согласованными
интересами грузоотправителей и грузополучателей
и предполагает наличие грузов и товаров,
в той или иной степени готовых к отправке.
2.
Классификация грузовой
базы:
1.По
уровню достоверности
– фактическая и перспективная. Фактическая
грузовая база основана на договорных
документах. Она может быть заявочной
или контрактной. Заявочная ГБ оформляется
протоколом о намерениях. Перспективная
или ожидаемая грузовая база основана
на аналитических прогнозах.
2.По
районам зарождения – местная, региональная,
внешнеторговая, транснациональная.
3.По
видам и родам груза (соответствует
транспортной классификации грузов).
4.По
направлениям внешнеэкономической
деятельности – экспортная, импортная,
транзитная.
3.
Источники формирования
грузовой базы
1.Месторождения полезных
ископаемых и источники сырья.
2.Производственные
предприятия.
3.Предприятия торговли
и снабжения.
4.Внешнеторговые
организации.
5.Иностранные фрахтователи.
6.Вооруженные силы.
7.Районы нового
освоения.
8.Частные лица.
4.
Характеристики
грузовой базы:
На
различных этапах формирования грузовой
базы и ее трансформации в реальные
грузопотоки используют различный
набор характеристик грузовой базы.
1.9.
Характеристика различных
видов транспорта
Вопрос
1. Особенности РВТ.
Каждый
вид транспорта обладает особенностями,
которые определяются характеристиками
путей сообщений и транспортных средств.
1.
Железнодорожный
транспорт.
- устойчивые
транспортные связи между регионами
и регулярность перевозок независимо
от времени года, климата и периода суток;
- высокая провозная
и пропускная способность железных дорог;
- возможность
проложить пути сообщения на любой территории,
под проливами в туннелях и паромных переправ;
- связь с большинством
крупных предприятий и организаций;
- возможность
перевозить практически любые виды грузов;
- низкая энергоемкость
и себестоимость перевозок;
Недостатки:
- большие капвложения
на сооружение путей и постоянных устройств;
- различная
ширина железнодорожного пути в разных
странах;
2.
Автомобильный транспорт.
- большая маневренность
и подвижность;
- связь со
всеми предприятиями (практически все
перевозки начинаются и заканчиваются
автомобильным транспортом);
- возможность
перевозки без перегрузки и промежуточного
складирования непосредственно из пункта
производства в пункт потребления, т.е.
«от двери до двери»;
- высокая скорость
доставки грузов;
- возможность
доставки грузов малыми партиями в соответствии
с потребностями грузополучателя;
- сравнительно
высокая себестоимость, связанная с малой
грузоподъемностью единицы подвижного
состава;
- значительная
экологическая нагрузка на окружающую
среду.
Недостатки:
- низкая производительность
при перевозке массовых грузов;
- высокая себестоимость
перевозок;
- зависимость
работы от состояния дорог;
- высокая капиталоемкость
дорожной сети;
- относительно
малая технологическая универсальность
по габаритам и весам грузов;
3.
Морской транспорт.
- возможность
массовых межконтинентальных перевозок
грузов внешней торговли по оптимальным
маршрутам;
- морские пути
не требуют затрат на их сооружение или
поддержание в эксплуатационном состоянии
(кроме каналов);
- неограниченная
пропускная способность морских транспортных
линий. Ограничение создают только терминалы
морских портов;
- сравнительно
малый расход топлива и низкая себестоимость
перевозок на значительные расстояния;
- ограничение
перевозок периодом навигации;
- необходимость
сложного портового хозяйства, что повышает
себестоимость МТ на коротких расстояниях
и в каботажных перевозках.
- зависимость
перевозок от географических и навигационных
условий, периодичность навигации в замерзающих
портах;
- необходимость
перевалки грузов и создания капиталоемкого
портового хозяйства,
4.
Внутренний водный
транспорт
- большая провозная
способность на глубоководных реках;
- относительно
низкая себестоимость перевозок;
- малый уровень
энергетических затрат;
- сравнительно
малые капитальные затраты, которые в
3-4 раза меньше, чем на постройку автомобильной
дороги с твердым покрытием;
Недостатки:
- сложность
речного фарватера ограничивает прохождение
судов большой грузоподъемности;
- значительная
сезонность перевозок;
- удлинение
маршрутов следования грузов;
- небольшая
по сравнению с другими видами транспорта
скорость доставки грузов;
5.
Воздушный транспорт.
- высокая скорость
и кратчайшие сроки доставки грузов;
- гибкость
в организации воздушных линий, оптимальные
маршруты;
- использование
вертолетов для строительно-монтажных
работ;
- большая беспосадочная
дальность полета;
- малая провозная
способность;
- высокая себестоимость
перевозок.
Недостатки:
- высокая себестоимость
перевозки грузов;
- ограничения
по видам, габаритам и весам перевозимых
грузов;
- зависимость
работы от климатических условий;
- необходимость
взаимодействия с другими видами транспорта
(из-за удаленности аэропортов от грузовладельцев).
6.
Трубопроводный транспорт
- возможность
повсеместной прокладки трубопроводов;
- перекачка
грузов в больших количествах на любые
расстояния (эффективность работы мало
зависит от расстояния);
- низкая себестоимость
транспортировки жидких и газообразных
грузов;
- полная герметизация
груза и автоматизация транспортных операций;
- относительно
низкие показатели капиталоемкости и
металлоемкости;
- непрерывность
процесса транспортировки.
Недостатки:
- узкая специализация
по роду груза;
- значительный
ущерб от аварий.
Вопрос
2. Сфера рационального
использования различных
видов транспорта
- Железнодорожный
транспорт используется для регулярных
перевозок любых грузов на дальние расстояния,
когда невозможно использовать водный
транспорт. Расстояние более 500 км.
- Морской
транспорт используется для межконтинентальных
перевозок массовых грузов международной
торговли и грузов иностранных фрахтователей.
Каботажные перевозки являются вынужденными
в условиях отсутствия сплошной сухопутной
транспортной сети. Перевозки массовых
грузов на большие расстояния (средняя
дальность перевозки 3000 км, минимальная
– 500 км). Незаменимые перевозки в районы
с островным характером в транспортном
отношении; перевозки на маршрутах море-берег;
морской туризм.
- Автомобильный
транспорт: обеспечение доставки грузов
к дверям потребителей в населенных пунктах,
а также к магистральным видам транспорта.
Автомобильный транспорт вне конкуренции
при срочной доставке небольших партий
груза, особенно когда требуется обеспечить
высокую скорость доставки. Межгородское
сообщение на расстояния до 1-2 тыс.км.
- Речной
транспорт предпочтителен для перевозок
малоценных массовых грузов, когда не
ставится задача обеспечить минимальное
время в пути и высокую сохранность перевозимого
груза. Он является незаменимым, когда
отсутствуют другие способы доставки.
- распределение
массовых грузов по пунктам речного бассейна
во взаимодействии с другими видами транспорта;
- транспортные
системы «река-море»;
- перевозка
грузов в районах, где речной транспорт
является единственным;
- интеграция
крупных речных бассейнов, расположенных
на разных континентах;
- Воздушный
транспорт используется для срочной
доставки скоропортящихся, ценных грузов
и почты на большие расстояния, когда поставленных
целей нельзя достичь, используя другие
виды транспорта. Используется в чрезвычайных
обстоятельствах для доставки гуманитарных
грузов и оборудования в труднодоступные
места. регулярные линейные перевозки
грузов и пассажиров; доставка малопартионных,
высокоценных грузов.
- Трубопроводный
транспорт целесообразно использовать
для транспортировки жидких и газообразных
грузов на любые расстояния при массовых
объемах.