Лекции по "Основе логистики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:58, курс лекций

Краткое описание

Транспортировка – физическое перемещение груза во времени и в пространстве.
Перевозка – это процесс включающий начальные операции, движенческую составляющую, конечные операции и является одним из элементов доставки.

Файлы: 1 файл

Лекция_ТЛ 4 курс.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

Лекция  № 1 

      Транспортировка – физическое перемещение груза во времени и в пространстве.

      Перевозка – это процесс включающий начальные операции, движенческую составляющую, конечные операции и является одним из элементов доставки.

     Начальные операции:

     - подача подвижного состава под погрузку (швартовка судна в порту);

     - подготовка подвижного состава  для приема груза;

     - открытие люков, дверей;

     - очистка грузовых помещений;

     - погрузка груза (стивидорные работы  в порту;

     - вывод загруженного состава из  грузового фронта (отшвартовка судна);

     - документарное оформление перевозки;

     - формирование составов ( сборные  поезда или маршрутные отправки  на железной дороге, морские караваны, автомобильные колонны).

     Движенческая  составляющая.

     - перемещение транспортных средств  с грузом или без него по путям сообщения;

     - сортировка подвижного состава;

     - переформирование сборных поездов;

     - смена тяговых устройств;

     - информационное слежение за продвижением  груза и транспортных средств. 

     Конечные  операции.

     - расформирование транспортного маршрута;

     - подача подвижного состава на  грузовой фронт;

     - подготовка транспортных средств  к грузовым работам;

     - разгрузка подвижного состава;

     - проверка качества доставки;

     - документарное оформление перевозки.

           Доставка – обеспечение перемещения грузов от двери отправителя до двери получателя в кратчайшие сроки с минимальными издержками и с гарантированным качеством. В понятие «доставка» включает, кроме транспортировки, погрузо-разгрузочные работы, обеспечение сохранности грузов, перевалка груза с одного вида транспорта на другой, информационное обеспечение грузопотока, таможенное и другое оформление, вручение груза грузополучателю. Иными словами, доставка – это логистическое понятие, состоящее из многих операций. 
 
 

Лекция  № 2 

Грузовая  база перевозок 

     1. Определение

     Планирование  перевозок любого вида начинается с  выявления грузовой базы (грузового  потока), анализа различных условий  внешней и внутренней среды, позволяющих  реализовать грузовую базу (грузовой поток) перевозок в фактический  грузопоток.

     Грузовая база перевозок – это некоторое количество грузов (материальных, товарных ресурсов), перевозимое отдельными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до пункта назначения за определенный период. Она обусловлена взаимными и согласованными интересами грузоотправителей и грузополучателей и предполагает наличие грузов и товаров, в той или иной степени готовых к отправке.

     2. Классификация грузовой  базы:

     1.По уровню достоверности – фактическая и перспективная. Фактическая грузовая база основана на договорных документах. Она может быть заявочной или контрактной. Заявочная ГБ оформляется протоколом о намерениях. Перспективная или ожидаемая грузовая база основана на аналитических прогнозах.

     2.По районам зарождения – местная, региональная, внешнеторговая, транснациональная.

     3.По  видам и родам груза (соответствует транспортной классификации грузов).

     4.По направлениям внешнеэкономической деятельности – экспортная, импортная, транзитная.

     3. Источники формирования  грузовой базы

           1.Месторождения полезных ископаемых и источники сырья.

           2.Производственные  предприятия.

           3.Предприятия торговли  и снабжения.

           4.Внешнеторговые  организации.

           5.Иностранные фрахтователи.

           6.Вооруженные силы.

           7.Районы нового  освоения.

           8.Частные лица.

     4. Характеристики  грузовой  базы:

        1.Номенклатура  грузов в соответствии с действующими  классификаторами.

        2.Объемы  или количество грузов заявленных  для перевозки по каждому разряду  номенклатуры и динамика их  распределения по годам.

        3.Места  зарождения или пункты концентрации  грузов для отправления.

        4.Места  реализации или погашения грузопотоков (пункты назначения).

        5.Возможные  варианты транспортных схем доставки  грузов.

        6.Предполагаемая  партионность, ритмичность и сезонность  поставок.

        7.Транспортные  характеристики грузов (тара, упаковка, средства укрупнения).

        8.Особые  или режимные условия перевозок.

     На  различных этапах формирования грузовой базы и ее трансформации в реальные грузопотоки используют различный  набор характеристик грузовой базы.

1.9. Характеристика различных  видов транспорта

 

      Вопрос 1. Особенности РВТ.

      Каждый  вид транспорта обладает особенностями, которые определяются характеристиками путей сообщений и транспортных средств.

      1. Железнодорожный  транспорт.

    1. устойчивые  транспортные связи между регионами  и регулярность перевозок независимо от времени года, климата и периода суток;
    2. высокая провозная и пропускная способность железных дорог;
    3. возможность проложить пути сообщения на любой территории, под проливами в туннелях и паромных переправ;
    4. связь с большинством крупных предприятий и организаций;
    5. возможность перевозить практически любые виды грузов;
    6. низкая энергоемкость и себестоимость перевозок;

      Недостатки:

    • большие капвложения на сооружение путей и постоянных устройств;
    • различная ширина железнодорожного пути в разных странах;

      2. Автомобильный транспорт.

    1. большая маневренность  и подвижность;
    2. связь со всеми предприятиями (практически все перевозки начинаются и заканчиваются автомобильным транспортом);
    3. возможность перевозки без перегрузки и промежуточного складирования непосредственно из пункта производства в пункт потребления, т.е. «от двери до двери»;
    4. высокая скорость доставки грузов;
    5. возможность доставки грузов малыми партиями в соответствии с потребностями грузополучателя;
    6. сравнительно высокая себестоимость, связанная с малой грузоподъемностью единицы подвижного состава;
    7. значительная экологическая нагрузка на окружающую среду.

Недостатки:

    1. низкая производительность при перевозке массовых грузов;
    2. высокая себестоимость перевозок;
    3. зависимость работы от состояния дорог;
    4. высокая капиталоемкость дорожной сети;
    5. относительно малая технологическая универсальность по габаритам и весам грузов;

      3. Морской транспорт.

    1. возможность массовых межконтинентальных перевозок  грузов внешней торговли по оптимальным  маршрутам;
    2. морские пути не требуют затрат на их сооружение или поддержание в эксплуатационном состоянии (кроме каналов);
    3. неограниченная пропускная способность морских транспортных линий. Ограничение создают только терминалы морских портов;
    4. сравнительно малый расход топлива и низкая себестоимость перевозок на значительные расстояния;
    5. ограничение перевозок периодом навигации;
    6. необходимость сложного портового хозяйства, что повышает себестоимость МТ на коротких расстояниях и в каботажных перевозках.

      Недостатки:

    1. зависимость перевозок от географических и навигационных условий, периодичность навигации в замерзающих портах;
    2. необходимость перевалки грузов и создания капиталоемкого портового хозяйства,
 

4. Внутренний водный  транспорт

    1. большая провозная способность на глубоководных реках;
    2. относительно низкая себестоимость перевозок;
    3. малый уровень энергетических затрат;
    4. сравнительно малые капитальные затраты, которые в 3-4 раза меньше, чем на постройку автомобильной дороги с твердым покрытием;

Недостатки:

    1. сложность речного фарватера ограничивает прохождение судов большой грузоподъемности;
    2. значительная сезонность перевозок;
    3. удлинение маршрутов следования грузов;
    4. небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость доставки грузов;

      5. Воздушный транспорт.

    1. высокая скорость и кратчайшие сроки доставки грузов;
    2. гибкость в организации воздушных линий, оптимальные маршруты;
    3. использование вертолетов для строительно-монтажных работ;
    4. большая беспосадочная дальность полета;
    5. малая провозная способность;
    6. высокая себестоимость перевозок.

Недостатки:

    1. высокая себестоимость перевозки грузов;
    2. ограничения по видам, габаритам и весам перевозимых грузов;
    3. зависимость работы от климатических условий;
    4. необходимость взаимодействия с другими видами транспорта (из-за удаленности аэропортов от грузовладельцев).
 

   6. Трубопроводный транспорт

    1. возможность повсеместной прокладки трубопроводов;
    2. перекачка грузов в больших количествах на любые расстояния (эффективность работы мало зависит от расстояния);
    3. низкая себестоимость транспортировки жидких и газообразных грузов;
    4. полная герметизация груза и автоматизация транспортных операций;
    5. относительно низкие показатели капиталоемкости и металлоемкости;
    6. непрерывность процесса транспортировки.

Недостатки:

    1. узкая специализация по роду груза;
    2. значительный ущерб от аварий.

     Вопрос 2. Сфера рационального  использования различных видов транспорта

  1. Железнодорожный транспорт используется для регулярных перевозок любых грузов на дальние расстояния, когда невозможно использовать водный транспорт. Расстояние более 500 км.
  2. Морской транспорт используется для межконтинентальных перевозок массовых грузов международной торговли и грузов иностранных фрахтователей. Каботажные перевозки являются вынужденными в условиях отсутствия сплошной сухопутной транспортной сети. Перевозки массовых грузов на большие расстояния (средняя дальность перевозки 3000 км, минимальная – 500 км). Незаменимые перевозки в районы с островным характером в транспортном отношении; перевозки на маршрутах море-берег; морской туризм.
  3. Автомобильный транспорт: обеспечение доставки грузов к дверям потребителей в населенных пунктах, а также к магистральным видам транспорта. Автомобильный транспорт вне конкуренции при срочной доставке небольших партий груза, особенно когда требуется обеспечить высокую скорость доставки. Межгородское сообщение на расстояния до 1-2 тыс.км.
  4. Речной транспорт предпочтителен для перевозок малоценных массовых грузов, когда не ставится задача обеспечить минимальное время в пути и высокую сохранность перевозимого груза. Он является незаменимым, когда отсутствуют другие способы доставки.
    1. распределение массовых грузов по пунктам речного бассейна во взаимодействии с другими видами транспорта;
    2. транспортные системы «река-море»;
    3. перевозка грузов в районах, где речной транспорт является единственным;
    4. интеграция крупных речных бассейнов, расположенных на разных континентах;
  5. Воздушный транспорт используется для срочной доставки скоропортящихся, ценных грузов и почты на большие расстояния, когда поставленных целей нельзя достичь, используя другие виды транспорта. Используется в чрезвычайных обстоятельствах для доставки гуманитарных грузов и оборудования в труднодоступные места. регулярные линейные перевозки грузов и пассажиров; доставка малопартионных, высокоценных грузов.
  6. Трубопроводный транспорт целесообразно использовать для транспортировки жидких и газообразных грузов на любые расстояния при массовых объемах.

Информация о работе Лекции по "Основе логистики"