Лекция 
№ 1 
      Транспортировка 
– физическое перемещение груза во времени 
и в пространстве.
      Перевозка 
– это процесс включающий начальные операции, 
движенческую составляющую, конечные 
операции и является одним из элементов 
доставки.
     Начальные 
операции:
     - 
подача подвижного состава под погрузку 
(швартовка судна в порту);
     - 
подготовка подвижного состава 
для приема груза;
     - 
открытие люков, дверей;
     - 
очистка грузовых помещений;
     - 
погрузка груза (стивидорные работы 
в порту;
     - 
вывод загруженного состава из 
грузового фронта (отшвартовка судна);
     - 
документарное оформление перевозки;
     - 
формирование составов ( сборные 
поезда или маршрутные отправки 
на железной дороге, морские караваны, 
автомобильные колонны).
     Движенческая 
составляющая.
     - 
перемещение транспортных средств 
с грузом или без него по путям сообщения;
     - 
сортировка подвижного состава;
     - 
переформирование сборных поездов;
     - 
смена тяговых устройств;
     - 
информационное слежение за продвижением 
груза и транспортных средств. 
     Конечные 
операции.
     - 
расформирование транспортного маршрута; 
     - 
подача подвижного состава на 
грузовой фронт;
     - 
подготовка транспортных средств 
к грузовым работам;
     - 
разгрузка подвижного состава;
     - 
проверка качества доставки;
     - 
документарное оформление перевозки.
           Доставка – обеспечение 
перемещения грузов от двери отправителя 
до двери получателя в кратчайшие сроки 
с минимальными издержками и с гарантированным 
качеством. В понятие «доставка» включает, 
кроме транспортировки, погрузо-разгрузочные 
работы, обеспечение сохранности грузов, 
перевалка груза с одного вида транспорта 
на другой, информационное обеспечение 
грузопотока, таможенное и другое оформление, 
вручение груза грузополучателю. Иными 
словами, доставка – это логистическое 
понятие, состоящее из многих операций. 
 
 
Лекция 
№ 2 
Грузовая 
база перевозок 
     1. 
Определение
     Планирование 
перевозок любого вида начинается с 
выявления грузовой базы (грузового 
потока), анализа различных условий 
внешней и внутренней среды, позволяющих 
реализовать грузовую базу (грузовой 
поток) перевозок в фактический 
грузопоток.
     Грузовая 
база перевозок – это некоторое количество 
грузов (материальных, товарных ресурсов), 
перевозимое отдельными видами транспорта 
в определенном направлении от пункта 
отправления до пункта назначения за определенный 
период. Она обусловлена взаимными и согласованными 
интересами грузоотправителей и грузополучателей 
и предполагает наличие грузов и товаров, 
в той или иной степени готовых к отправке.
     2. 
Классификация грузовой 
базы:
     1.По 
уровню достоверности 
– фактическая и перспективная. Фактическая 
грузовая база основана на договорных 
документах. Она может быть заявочной 
или контрактной. Заявочная ГБ оформляется 
протоколом о намерениях. Перспективная 
или ожидаемая грузовая база основана 
на аналитических прогнозах.
     2.По 
районам зарождения – местная, региональная, 
внешнеторговая, транснациональная.
     3.По 
видам и родам груза (соответствует 
транспортной классификации грузов).
     4.По 
направлениям внешнеэкономической 
деятельности – экспортная, импортная, 
транзитная.
     3. 
Источники формирования 
грузовой базы
           1.Месторождения полезных 
ископаемых и источники сырья.
           2.Производственные 
предприятия.
           3.Предприятия торговли 
и снабжения.
           4.Внешнеторговые 
организации.
           5.Иностранные фрахтователи.
           6.Вооруженные силы.
           7.Районы нового 
освоения.
           8.Частные лица.
     4. 
Характеристики  
грузовой  базы:
     На 
различных этапах формирования грузовой 
базы и ее трансформации в реальные 
грузопотоки используют различный 
набор характеристик грузовой базы.
1.9. 
Характеристика различных 
видов транспорта
 
      Вопрос 
1. Особенности РВТ.
      Каждый 
вид транспорта обладает особенностями, 
которые определяются характеристиками 
путей сообщений и транспортных средств.
      1. 
Железнодорожный 
транспорт.
  - устойчивые 
  транспортные связи между регионами 
  и регулярность перевозок независимо 
  от времени года, климата и периода суток;
 
  - высокая провозная 
  и пропускная способность железных дорог;
 
  - возможность 
  проложить пути сообщения на любой территории, 
  под проливами в туннелях и паромных переправ;
 
  - связь с большинством 
  крупных предприятий и организаций;
 
  - возможность 
  перевозить практически любые виды грузов; 
 
  - низкая энергоемкость 
  и себестоимость перевозок;
 
      Недостатки:
    - большие капвложения 
    на сооружение путей и постоянных устройств;
 
    - различная 
    ширина железнодорожного пути в разных 
    странах;
 
      2. 
Автомобильный транспорт.
  - большая маневренность 
  и подвижность;
 
  - связь со 
  всеми предприятиями (практически все 
  перевозки начинаются и заканчиваются 
  автомобильным транспортом);
 
  - возможность 
  перевозки без перегрузки и промежуточного 
  складирования непосредственно из пункта 
  производства в пункт потребления, т.е. 
  «от двери до двери»;
 
  - высокая скорость 
  доставки грузов;
 
  - возможность 
  доставки грузов малыми партиями в соответствии 
  с потребностями грузополучателя;
 
  - сравнительно 
  высокая себестоимость, связанная с малой 
  грузоподъемностью единицы подвижного 
  состава;
 
  - значительная 
  экологическая нагрузка на окружающую 
  среду. 
 
Недостатки:
  - низкая производительность 
  при перевозке массовых грузов;
 
  - высокая себестоимость 
  перевозок;
 
  - зависимость 
  работы от состояния дорог;
 
  - высокая капиталоемкость 
  дорожной сети;
 
  - относительно 
  малая технологическая универсальность 
  по габаритам и весам грузов;
 
      3. 
Морской транспорт.
  - возможность 
  массовых межконтинентальных перевозок 
  грузов внешней торговли по оптимальным 
  маршрутам;
 
  - морские пути 
  не требуют затрат на их сооружение или 
  поддержание в эксплуатационном состоянии 
  (кроме каналов);
 
  - неограниченная 
  пропускная способность морских транспортных 
  линий. Ограничение создают только терминалы 
  морских портов;
 
  - сравнительно 
  малый расход топлива и низкая себестоимость 
  перевозок на значительные расстояния;
 
  - ограничение 
  перевозок периодом навигации;
 
  - необходимость 
  сложного портового хозяйства, что повышает 
  себестоимость МТ на коротких расстояниях 
  и в каботажных перевозках. 
 
  - зависимость 
  перевозок от географических и навигационных 
  условий, периодичность навигации в замерзающих 
  портах;
 
  - необходимость 
  перевалки грузов и создания капиталоемкого 
  портового хозяйства,
 
 
4. 
Внутренний водный 
транспорт
  - большая провозная 
  способность на глубоководных реках;
 
  - относительно 
  низкая себестоимость перевозок;
 
  - малый уровень 
  энергетических затрат;
 
  - сравнительно 
  малые капитальные затраты, которые в 
  3-4 раза меньше, чем на постройку автомобильной 
  дороги с твердым покрытием;
 
Недостатки:
  - сложность 
  речного фарватера ограничивает прохождение 
  судов большой грузоподъемности;
 
  - значительная 
  сезонность перевозок;
 
  - удлинение 
  маршрутов следования грузов;
 
  - небольшая 
  по сравнению с другими видами транспорта 
  скорость доставки грузов;
 
      5. 
Воздушный транспорт.
  - высокая скорость 
  и кратчайшие сроки доставки грузов;
 
  - гибкость 
  в организации воздушных линий, оптимальные 
  маршруты;
 
  - использование 
  вертолетов для строительно-монтажных 
  работ;
 
  - большая беспосадочная 
  дальность полета;
 
  - малая провозная 
  способность;
 
  - высокая себестоимость 
  перевозок.
 
Недостатки:
  - высокая себестоимость 
  перевозки грузов;
 
  - ограничения 
  по видам, габаритам и весам перевозимых 
  грузов;
 
  - зависимость 
  работы от климатических условий;
 
  - необходимость 
  взаимодействия с другими видами транспорта 
  (из-за удаленности аэропортов от грузовладельцев).
 
 
   6. 
Трубопроводный транспорт
  - возможность 
  повсеместной прокладки трубопроводов;
 
  - перекачка 
  грузов в больших количествах на любые 
  расстояния (эффективность работы мало 
  зависит от расстояния);
 
  - низкая себестоимость 
  транспортировки жидких и газообразных 
  грузов;
 
  - полная герметизация 
  груза и автоматизация транспортных операций;
 
  - относительно 
  низкие показатели капиталоемкости и 
  металлоемкости;
 
  - непрерывность 
  процесса транспортировки.
 
Недостатки:
  - узкая специализация 
  по роду груза;
 
  - значительный 
  ущерб от аварий.
 
     Вопрос 
2. Сфера рационального 
использования различных 
видов транспорта
  - Железнодорожный 
  транспорт используется для регулярных 
  перевозок любых грузов на дальние расстояния, 
  когда невозможно использовать водный 
  транспорт. Расстояние более 500 км.
 
  - Морской 
  транспорт используется для межконтинентальных 
  перевозок массовых грузов международной 
  торговли и грузов иностранных фрахтователей. 
  Каботажные перевозки являются вынужденными 
  в условиях отсутствия сплошной сухопутной 
  транспортной сети. Перевозки массовых 
  грузов на большие расстояния (средняя 
  дальность перевозки 3000 км, минимальная 
  – 500 км). Незаменимые перевозки в районы 
  с островным характером в транспортном 
  отношении; перевозки на маршрутах море-берег; 
  морской туризм.
 
  - Автомобильный 
  транспорт: обеспечение доставки грузов 
  к дверям потребителей в населенных пунктах, 
  а также к магистральным видам транспорта. 
  Автомобильный транспорт вне конкуренции 
  при срочной доставке небольших партий 
  груза, особенно когда требуется обеспечить 
  высокую скорость доставки. Межгородское 
  сообщение на расстояния до 1-2 тыс.км.
 
  - Речной 
  транспорт предпочтителен для перевозок 
  малоценных массовых грузов, когда не 
  ставится задача обеспечить минимальное 
  время в пути и высокую сохранность перевозимого 
  груза. Он является незаменимым, когда 
  отсутствуют другие способы доставки.
 
  
    - распределение 
    массовых грузов по пунктам речного бассейна 
    во взаимодействии с другими видами транспорта;
 
    - транспортные 
    системы «река-море»;
 
    - перевозка 
    грузов в районах, где речной транспорт 
    является единственным;
 
    - интеграция 
    крупных речных бассейнов, расположенных 
    на разных континентах;
 
    
  - Воздушный 
  транспорт используется для срочной 
  доставки скоропортящихся, ценных грузов 
  и почты на большие расстояния, когда поставленных 
  целей нельзя достичь, используя другие 
  виды транспорта. Используется в чрезвычайных 
  обстоятельствах для доставки гуманитарных 
  грузов и оборудования в труднодоступные 
  места. регулярные линейные перевозки 
  грузов и пассажиров; доставка малопартионных, 
  высокоценных грузов.
 
  - Трубопроводный 
  транспорт целесообразно использовать 
  для транспортировки жидких и газообразных 
  грузов на любые расстояния при массовых 
  объемах.