Лекции по "Основе логистики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:58, курс лекций

Краткое описание

Транспортировка – физическое перемещение груза во времени и в пространстве.
Перевозка – это процесс включающий начальные операции, движенческую составляющую, конечные операции и является одним из элементов доставки.

Файлы: 1 файл

Лекция_ТЛ 4 курс.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

      4. Служебно-вспомогательные – суда,  предназначенные для обслуживания транспортного и технического флота.

      - по характеру перевозок:

      1. пассажирские;

      2. грузопассажирские;

      3. грузовые (сухогрузные и наливные).

      - по материалу корпуса:

      1. металлические;

      2. деревянные;

      3. композитные;

      4. железобетонные.

      - по видам двигателя:

      1. теплоходы;

      2. дизель-электроходы;

      3. суда с турбинными двигателями;

      4. суда на воздушной подушке.

      Подвижной состав речного транспорта образует речной флот, который предназначен для перевозок по внутренним водным путям.

      Классификация подвижного состава речного транспорта:

      - по назначению – транспортные, технические, вспомогательные;

      - по составу перевозок – пассажирские. грузопассажирские, грузовые (сухогрузные и наливные);

      - по способу движения – самоходные, несамоходные;

      - по дальности перевозок  и приписке – местные (внутригородские и пригородные);

      - по материалу корпуса – металлические, деревянные, композитные, железобетонные

      - по гидрометеорологическим  районам плавания – «река-море», суда озерного плавания с ограниченным выходом в море, рейдовые, суда для плавания по магистральным рекам и большим протокам, суда облегченного типа для плавания по малым рекам и верховьям крупных рек.

      Подвижной состав воздушного транспорта – самолеты, вертолеты, планеры.

      Подвижной состав трубопроводного транспорта можно считать уникальным, так как совмещают в себе непосредственно путь, транспортное средство и тяговые устройства. Классифицируется трубопроводный транспорт по:

      - направлению перекачки – в ранее обусловленное место;

      - назначению – в зависимости от номенклатуры перекачиваемого груза.

      Тяговые средства – приводят в движение используемый подвижной состав железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта.

      Основные  типы тяговых средств:

    1. Паровой двигатель.
    2. Электрогенератор.
    3. Двигатель внутреннего сгорания (бензин, дизельное топливо, сжиженный газ).
    4. Турбина.
    5. Реактивный двигатель.
    6. Насосы.

     Участники логистического процесса физического продвижения материальных потоков на транспорте:

     1. Грузоотправитель – это физическое или юридическое лицо, действующее от своего имени и выполняющее определенные обязанности, которые обусловлены договором перевозки, в том числе предъявление надлежащим образом упакованного груза перевозчику или его агенту для доставки в место назначения и выдачи грузополучателю.

     2. Грузополучатель – это физическое или юридическое лицо, правомочное принять в месте назначения доставленный перевозчиком груз.

     3. Перевозчик – это физическое или юридическое лицо, использующие собственные или взятые в аренду транспортные средства для транспортировки грузов, пассажиров.

     Состав  перевозчиков:

     - транспортные фирмы универсальной транспортной ориентации, которые принимают различные грузы от всех грузоотправителей по твердым тарифам;

     - специализированные транспортные предприятия, осуществляющие перевозки грузов определенного вида и/или на определенной территории.

     - иные юридические или физические лица при наличии у них специальных разрешений.

      Тара  и упаковка.  Использования данного элемента транспортной логистики позволяет обеспечить сохранность перемещаемых грузов, повышает удобство транспортировки и выполнение логистических операций по переработки грузов.

      Классификация тары:

      - по физическим  свойствам – жесткая (ящики, бочки, бутылки); полужесткой (корзины, картонные ящики); мягкой (мешки, тюки, сетки);

      - по технологическим  свойствам – неразборная, разборная, складная, разборно-складная;

      -  по доступности  к сохраняемой  продукции – открытая, закрытая;

      - по степени закрытости – негерметичная, герметичная (изотермическая – сохраняет заданную температуру, изобарическая – сохраняет заданное давление);

      - по функциональному назначению – транспортная, потребительская;

      - по принадлежности и условиям использования – производственная (для внутри- и межзаводских технологических и логистических операций); инвентарная (оборотная тара, подлежит возврату); складская (для приемки, размещения, хранения и комплектации продукции на складе);

      - по применимости – однократного применения, многократного применения.

      Среди тарного хозяйства выделяют тару-оборудование и контейнеры.

      К таре-оборудованию относят решетчатые стеллажи и поддоны различных типов.

      Контейнер – предмет транспортного оборудования специальной конструкции, позволяющий осуществлять сохранную перевозку одним или несколькими видами транспорта.

      Упаковка  является носителем информации: наименования товара, его изготовителя, штрихового кода, инструкции по эксплуатации, манипуляционных  знаков, маркировки, рекламы и т.п. 

Контейнеризация и пакетирование. 

      Важнейшую роль в рационализации перевалки и оптимизации всего логистического процесса по управлению материальными потоками играет контейнеризация транспортировки и пакетирование грузов.

     Контейнеризация, упаковка и пакетирование являются основной особенностью современной  доставки грузов.

      Предварительная упаковка существенно упрощает переработку  и продвижение материального  потока. Упаковка преобразует грузы  в комплексные единицы, из которых  в случае необходимости можно  комплектовать специфические материальные потоки.

      Преимущества  контейнеризации можно сформулировать следующим образом:

  1. Контейнеры объединяют грузопотоки, превращая в единую отправку то, что раньше представляло собой множество небольших отправок и упаковок.
  2. Объединенный с помощью контейнеров грузопоток перерабатывается быстрее и легче, сокращая погрузочно-разгрузочные работы и другие логистические операции.
  3. Контейнеры снижают требования к упаковке. Более простая упаковка позволяет уместить больше груза, чем при укладке груза с учетом  упаковки повышенного требования.
  4. В контейнерах грузы уложены лучше, чем свободно лежащие отправки.
  5. Контейнеры снижают количество случаев хищения.
  6. В контейнерах перевозка становится экономичнее, поскольку загруженный контейнер рациональнее использует объем грузового пространства на суде, в вагоне или автомашине.
  7. Упрощается учет и процесс оформления документов, при этом сокращается количество ошибок в ходе документоведения.
  8. Снижаются страховые затраты, так как контейнерные отправки не требуют дополнительных мер индивидуальной защиты в связи с тем, что контейнеры обеспечивают достаточную сохранность грузов, заключенных в них.

    Классификация контейнеров:

  1. Универсальные контейнеры – предназначены для перевозки различных видов груза.
  2. Специальные контейнеры – предназначены для перевозки одного вида или группы однородной продукции.

     В зависимости от массы  брутто все контейнеры подразделяют на три группы:

  1. Малотоннажные: масса брутто менее 2,5 т;
  2. Среднетоннажные: масса брутто 2,5 – 10,0 т;
  3. Крупнотоннажные: масса брутто свыше 10,0 т.

     По  конструкции контейнеры подразделяются на следующие виды:

    • С жестким каркасом:
    • Сборно-разборные;
    • Складывающиеся;
    • Решетчатые;
    • Мягкие (изготовленные из мягких или эластичных материалов, например, резиновые, неопреновые и т.п.);
    • Открытого типа;
    • Закрытого типа.
 

     По  форме контейнеры бывают:

    • Прямоугольного сечения;
    • Усеченного конуса;
    • Усеченной пирамиды;
    • Шарообразные;
    • Контейнеры-цистерны.

     В зависимости от применяемого материала  контейнеры могут быть металлические, деревометаллические, пластмассовые, неопреновые и из других полимерных материалов.

     На  практике применяется множество  других типов контейнеров. Основные их них:

  1. Контейнеры, предназначенные для перевозки генеральных грузов. Они имеют прямой доступ внутрь через торцовые двери и в необходимых местах точки для закрепления.
  2. Контейнеры, загружаемые через крышу. Они предназначены для длинных, тяжелых или громоздких грузов. Крышу и верхнюю балку над дверью можно удалить.
  3. Полуконтейнеры. Их используют для перевозки тяжелых, массивных грузов, например, для перевозки металлических труб, швеллеров и т.п.

     4. Контейнеры без боковых стенок.

     Они предназначены для перевозки  безопасных грузов. Контейнеры этого  типа оборудованы жесткой крышей и имеют боковые стороны, забранные  проволочной сеткой.

     5. Контейнеры - платформы.

     Представляют собой раму с настилом, по торцам которой закреплены складные стенки. Эти контейнеры используют для перевозки тяжелых и громоздких грузов. Они имеют устройства для крепления груза на время транспортировки.

     6. Контейнеры для перевозки сыпучих грузов.

     Они предназначены для перевозки гранулированных и порошкообразных грузов. В них имеется три загрузочных люка и разгрузочный люк в торце, который используется для разгрузки контейнера при наклоне его на трейлере-опрокидывателе.

     7. Контейнеры-цистерны.

     Представляют собой цистерну на стандартной раме и по размерам соответствуют стандартному контейнеру.

     8. Куполообразные контейнеры.

     Данный  тип контейнеров специально предназначен для перевозки в самолетах. Они  конструируются согласно размерам самолета. Эти контейнеры не предназначены для перевалки с одного вида транспорта на другой.

     9. Контрейлеры. Это еще одна разновидность крупнотоннажных контейнеров.

     Они представляют собой прицепной кузов  автомобиля, приспособлены для перевозки  вместе с грузом на железнодорожных платформах.     

       Пакетирование грузов при перевозках обеспечивает:

     1. Повышение в 3-4 раза производительность труда на погрузочно – разгрузочных и складских работах.

     2. Снижение в 2-3 раза затрат на выполнение указанных работ.

     3. Сокращение простоя подвижного состава под грузовыми операциями.

     4. Сохранность перевозимых грузов.

     Наиболее  распространенными устройствами, применяемыми при пакетных перевозках, являются основные типы поддонов:

    • Плоские;
    • Стоечные;
    • Ящичные;

     Поддоны, не имеющие надстроек, называются плоскими. Они делятся на одно- и двухнастильные. Однонастильные поддоны состоят из одного настила на брусках или ножках. Двухнастильные  поддоны представляют собой два параллельных настила, раздельные брусками или шашками.

Информация о работе Лекции по "Основе логистики"