Лекции по "Основе логистики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:58, курс лекций

Краткое описание

Транспортировка – физическое перемещение груза во времени и в пространстве.
Перевозка – это процесс включающий начальные операции, движенческую составляющую, конечные операции и является одним из элементов доставки.

Файлы: 1 файл

Лекция_ТЛ 4 курс.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

      Предметом транспортной логистики является решение  совокупности задач, связанных с  оптимизацией потоковых процессов.

      Задачи  транспортной логистики:

    • создание транспортных систем, в том числе транспортных коридоров и транспортных цепей;
    • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
    • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
    • выбор вида транспортного средства;
    • выбор типа транспортного средства;
    • определение рациональных маршрутов доставки и т.п.
 

1.4. Логистический процесс  на транспорте 

      Логистический процесс на транспорте включает следующие  операции, связанные с организацией доставки грузов:

  1. Маркетинговые исследования рынка грузоперевозок, выявление грузовой базы перевозок. Изучение фрахтовых рынков. Организация договорной системы на транспорте.
  2. Анализ навигационных условий и состояния транспортной инфраструктуры в целях разработки безопасных маршрутов.
  3. Построение логистических цепочек на транспорте. Разработка оптимальных маршрутов и экономико-математическое моделирование доставки грузов. Выбор вида транспорта.
  4. Выбор типа подвижного состава и определение необходимого его количества для перевозки грузов в зависимости от рода, объема груза и конкретных условий перевозок.
  5. Организация движения транспортных средств и составление графика (расписания) их движения.
  6. Организация взаимодействия смежных видов транспорта и всех участников доставки.
  7. Обеспечение сохранности грузов и безопасности движения.
  8. Применение антитеррористических мер на транспорте.
 

Лекция  № 3

Организация движения транспортных средств 

     Организация движения на различных видах транспорта имеет некоторые отличия:

     На  железнодорожном транспорте формируются поезда, состоящие их груженных и порожних вагонов. Такие поезда по форме организации движения могут быть сборными и маршрутными.

     Сборные поезда формируются из вагонов, которые идут в адрес различных станций назначения. По прибытии сборного поезда на сортировочную станцию такой состав расформировывается, выделяются вагоны, которые поступают на грузовой фронт станции под разгрузку или идут дальше в другом направлении.  К ним добавляют вагоны и формируют новый состав, идущий на следующую сортировочную станцию.

     Маршрутные  поезда являются неделимыми на всем пути следования. Они формируются на начальной станции отправления и приходят на станцию назначения в таком же виде. Это наиболее прогрессивная форма организации движения подвижного состава на железнодорожном транспорте, так как затраты на начально-конечные операции минимальны, сроки доставки до конечного потребителя резко сокращаются, себестоимость перевозок уменьшается, следовательно, эффективность транспортного процесса значительно возрастает.

     На  морском транспорте организация движения транспортных судов осуществляется на основе оперативных планов морских перевозок, которые определяют количество перевозимых грузов, направление движения и сроки доставки. Основными формами движения транспортных судов являются:

     - линейное плавание – схема движения судов между портами остается неизменной в течение длительного периода времени;

     - рейсовое плавание – используется в трамповом судоходстве при неустойчивых или эпизодических грузопотоках 
 

Характеристика  элементов транспортной логистики 

      Транспортная логистика включает ряд элементов или, иначе говоря, существенных составных частей. Важнейшие из них следующие:

  1. Грузы, образующие соответствующие потоки.
  2. Пути.
  3. Терминал.
  4. Подвижной состав.
  5. Тяговые средства.
  6. Участники логистических процессов.
  7. Тара и упаковка.

      Рассмотрим  их состав, структуру и функциональное назначение.

      Грузы - являются предметом труда на транспорте. Груз — это определенная продукция, а также различное имущество физических и юридических лиц, которое принято к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком.

      Грузы образуют материальные потоки на транспорте — грузовые потоки. Номенклатура грузов очень велика и насчитывает десятки тысяч наименований. Совокупность свойств грузов определяет его транспортабельность, условия перевозки, перевалки и хранения. Данная совокупность называется транспортной характеристикой груза, а в логистике — характеристикой грузового потока.

      Характеристика  грузового потока включает: режим хранения, способ упаковки, перевалки, перевозки, физико-химические свойства, габариты, массу, форму предъявления к перемещению и т. д.

      Перечисленные характеристики определяют способы  транспортировки грузов, погрузочно-разгрузочные технологии, типы и виды транспортных средств, меры техники безопасности и пожарной безопасности.

      Генеральные грузы — это продукция, перевозимая в упакованном и неупакованном виде, поштучно или укрупненными грузовыми местами (например, металлопродукция, железобетонные изделия, контейнеры, лесоматериалы и т. д.).

      Отдельно  выделяют понятие негабаритный груз. Оно относится к грузам, размеры которого не соответствуют габаритам железнодорожного подвижного состава, проему грузового люка судна, загрузочного люка самолета и его грузовых отсеков и т. д. Такой груз может повредить путевые сооружения или создать аварийную обстановку в процессе перевозки (например, буровое оборудование, комбайны, элементы уникальных строительных конструкций и т. д.).

      Как уже отмечалось, в логистике большое  значение придается автоматизации  и компьютеризации логистических  процессов. В связи с этим, чтобы обеспечить единый подход к управлению грузами, во всех транспортных системах необходима единая для всех обобщающая классификация. Такая классификация существует и называется «Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов» (ЕТСНГ).

      ЕТСНГ построена по производственно-отраслевому  принципу – грузы, имеющие примерно одинаковое назначение в производстве и потреблении, объедены в соответствующие  разделы и тарифные группы.

      ЕТСНГ насчитывает 11 разделов и 69 групп и 247 тарифных позиций. В одну тарифную позицию входя грузы, к которым применяются одинаковые тарифы.

      Пути. Путь – это среда, в которой или по которой движется транспортное средство, выполняя свою функцию.

      Классификация путей:

      - по видам:

            1. Естественные – моря, реки, воздушное пространство, пешеходные тропы.

            2. Искусственные – автомобильные и железные дороги, тоннели, канатные дороги.

            3. Улучшенные естественные пути – укрупнение берегов, углубление дна.

      - по принадлежности:

            1. Пути общего  пользования.

            2. Частные пути  – созданы частными лицами или предприятиями для собственных нужд.

            3. Пути сообщения  общего пользования, принадлежащие  частным лицам.

      - по характеру транспортных  средств:

          1. Автомобильные дороги.

          2. Железные дороги.

          3. Речные пути.

          4. Морские пути.

          5. Воздушные пути.

          6. Трубопроводные пути.

      Терминал – представляет собой комплекс устройств, расположенных в начальном, конечном, а также в промежуточном пунктах транспортной сети. Терминалы обеспечивают взаимодействие различных видов транспорта а процессе продвижения материальных или пассажирских потоков.

      Основные  функции терминалов:

      1. Обеспечить доступ к подвижному  составу, обращающемуся на определенном  пути сообщения.

      2. Обеспечить смену подвижного  состава при работе нескольких  видов транспорта.

      3. Облегчить процессы трансформации материальных или пассажирских потоков.

      Основные  характеристики терминалов:

      - месторасположение терминала;

      - наличие складских и перегрузочных  площадей;

      - виды и количество подъемно-транспортного  оборудования.

      По  величине терминалы различают: от простых автобусных остановок до крупных портовых комплексов.

      Портовые  терминала могут рассматриваться  как единый крупный терминал или  композиция терминалов, сгруппированных  таким образом, чтобы обеспечивать удобство, эффективность и экономичность  выполнения логистических операций.

      Терминалы представляют собой пункты, где кончается  одна транспортная сеть и начинается другая.

      Подвижной состав – представляет собой часть транспортной системы, которая перевозит заранее обусловленные грузы или пассажиров.

      Транспортные средства должны удовлетворять требованиям определенного вида транспорта, так как эффективность работы во многом зависит от подвижного состава – от его гибкости и приспособляемости.

      К подвижному составу железнодорожного транспорта относят вагоны пассажирские и грузовые.

      Грузовые  вагоны разделяют на:

      - универсальные – крытые вагоны; полувагоны; ж/д платформы; ж/д цистерны;

      - специализированные – саморазгружающиеся вагоны-рудовозы; вагоны с боковым способом загрузки; вагоны-хоперы; теплоизолированные и рефрижераторные вагоны; вагоны для перевозки автомобилей.

      Подвижной состав автомобильного транспорта – автомобили, тягачи, прицепы, полуприцепы.

      Автомобили  можно классифицировать следующим  образом:

      - автофургоны;

      - грузовые автомобили открытого  типа;

      - самосвалы;

      - автоплатформы;

      - автоцистерны и т.д.

      Подвижной состав морского транспорта образует морской флот, т.е. совокупность судов предназначенных для перевозки грузов и/или пассажиров по морским путям сообщения.

      Классификация подвижного состава морского транспорта:

      - по назначению:

      1. Транспортные – суда, предназначенные  для перевозки грузов /или пассажиров;

      2. Специализированные – контейнеровозы, лихтеровозы, паромы, ледоколы и  т.д.;

      3. Технические – дноуглубительные, дноочистительные суда;

Информация о работе Лекции по "Основе логистики"