Лекции по "Основе логистики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:58, курс лекций

Краткое описание

Транспортировка – физическое перемещение груза во времени и в пространстве.
Перевозка – это процесс включающий начальные операции, движенческую составляющую, конечные операции и является одним из элементов доставки.

Файлы: 1 файл

Лекция_ТЛ 4 курс.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     Характерной особенностью поддонов является минимальная высота, подобранная с таким расчетом, чтобы она обеспечила проем между верхним и нижним настилами, необходимый для ввода вилочного захвата погрузчиков, тележек и других машин.   

      Операции  по пакетированию грузов или формированию пакетов из груза выполняют вручную или с помощью пакетоформирующих машин. Грузы в ящиках, мешках, кипах, картонных коробках, бочках и рулонах, пачках и связках пакетируют на плоских поддонах. Важнейшим условием для формирования пакета на плоском поддоне является однотипность штучного груза по роду тары, массе и размеру. Не запрещается формировать пакет из разнотипных грузов (например, из ящиков различного модуля), но это значительно замедляет работы по укладке пакетов и затрудняет механизацию и автоматизацию этих логистических работ.

      Для пакетирования грузов, которые не допускают сжатия при штабелировании (хрупкие, в недостаточно прочной  таре и др.), или пакетирования  грузов неправильной формы (электродвигатели, генераторы...) применяют стоечные поддоны.

      Мелкоштучные грузы без упаковки или в цеховой (пepвичной) упаковке укладывают в ящичные поддоны. Наибольшее распространение получило пакетирование штучных грузов на плоских поддонах.

      Чтобы сохранить пакеты во время перевозки, особенно смешанном транспортном сообщении, уложенный на поддон груз необходимо скреплять (увязывать, склеивать...).

      Пакет, сформированный вперевязъ, является более устойчивым и его в ряде случаев можно перевозить без скрепления.

      Если  пакет укладывается блочным способом и размеры отдельных мест груза не позволяют формировать пакет вперевязь, то увязка является обязательной.

      Сохранность пакета, сформированного из деревянных ящиков, обеспечивается скреплением  между собой только ящиков верхнего ряда металлической упаковочной  лентой или гвоздями. В том случае, когда требуется более надежное крепление, пакет целиком обвязывают металлической лентой, пропущенной под верхний настил поддона.

      Пакеты  из картонных коробок, мешков, бумажных кулей скрепляют клейкой лентой.

      Чтобы скрепить тарно-штучные грузы, уложенные в пакет, применяют такие пластмассовые термоусадочные пленки, которые надевают в виде чехла на пакет сверху (иногда с боковым обертыванием) при помощи специальных установок Усадка пленки путем ее нагревания осуществляется в специальных печах с помощью рамных нагревателей, излучающих инфракрасные лучи, и тепловых пистолетов.

      Очень удобным способом скрепления пакетов  является применение растягивающейся  пленки. Для нее не требуется нагревательных печей, что значительно сокращает  расходы, время и труд на пакетирование.

      Сохранность пакета из мелкоштучных становых материалов (кирпича) обеспечивается укладкой в  елку.

      Многие  грузы пакетирует без применения поддонов. Так, прокат черных и цветных  металлов (балки, швеллера, уголки, прутья, листы, трубы...), пиломатериалы (доски, бруски...) и ряд других длинномерных грузов пакетируют с использованием металлической проволоки, ленты, полужестких стропов многократного применения. Масса брутто таких пакетов от 1 до 7 тонн, в зависимости от вида пакетируемого груза.

      Все средства крепления грузов в пакеты должны иметь пломбы с наименованиями грузоотправителя, а также контрольные  ленты.

      Вообще  пакетный способ перевозки очень  эффективен. Во многих случаях он устраняет  недостатки, присущие контейнерному  способу (большая металлоемкость, повышенный коэффициент тары и др.). Формирование материальных потоков в пакетированном виде помогает значительно повысить механизацию логистических работ по всей логистической цепи, сократить простои транспортных средств, получить качество учета и т. д.

Лекция  № 4

1.5. Методы и планирование  доставки товаров

 

      Основной  задачей транспортной логистики  является доставка продукции от производителей к потребителям с минимальными совокупными  затратами.

      При этом возникает несколько вопросов: 

  Вопрос 1. Классификация методов доставки товаров.

      1. В зависимости от видов транспорта, участвующих в доставке:

  1. юнимодальные перевозки – одним видом транспорта;
  2. мультимодальные перевозки – смешанные перевозки.

      В юнимодальных перевозках основную роль играет автомобильный транспорт, т.к. только этот вид транспорта способен автономно перевозить грузы без привлечения других видов транспорта.

      В мультимодальных перевозках основное внимание уделяется взаимодействию и координации работы смежных  видов транспорта.

     2. В зависимости от организации товародвижения – складская и транзитная:

     1). Складская форма товародвижения – поставка продукции производится через склады различного назначения.

     Преимущества:

    1. возможность поставки товаров мелкими партиями с удобной для покупателя частотой;
    2. разнообразие ассортимента на складах;
    3. предпродажная подготовка и проверка качества товаров;
    4. производство ряда дополнительных логистических операций с товарами.
 

    2). Транзитная - поставка продукции, минуя склад, что отвечает принципу «точно в срок» с целью минимизации товарных запасов. Виды:

        а) прямая поставка товаров  от производителя в торговую сеть или

        б) поставка товаров  от оптовика в розничную торговлю.

     Транзитная  форма используется для поставки крупных партий товаров, а так  же в том случае, когда не требуется предпродажной подготовки товаров.

     Преимущества:

    1. сокращение времени и расходов на доставку;
    2. ликвидация промежуточных складов и складов временного хранения;
    3. сокращение издержек на хранение и погрузочно-разгрузочные работы;
    4. сокращение материальных запасов в пути и в логистической системе в целом.
 

      3.В  зависимости от способа доставки товаров в сфере розничной торговли:

  1. доставка собственными транспортными подразделения магазинов или курьерами. Доставка через собственную сеть достаточно дорогой вариант и занимает большое количество времени и средств для ее организации. При увеличении продаж возникает необходимость расширения службы доставки магазина, что приводит к увеличению стоимости затрат на доставку и увеличению документооборота.
  2. доставка специализированными развозочными транспортными фирмами (аутсорсинг в доставке) – выполнение заявок магазинов.
  3. доставка транспортно-экспедиторскими компаниями. Используется в том случае, когда возникает сложная транспортная схема с участием различных видов транспорта и когда осуществляется перевозка грузов внешней торговли;
  4. доставка специализированными фирмами ускоренной доставки;
  5. доставка товаров покупателям через Интернет-магазины.
 

  Вопрос 2. Этапы планирования доставки товаров.

    1. Анализ и систематизация заявок клиентов и потребителей продукции, уточнение номенклатуры и объемов перевозимых грузов. Группировка потребителей по направлениям и объему перевозок. (Группировка контейнеров на терминалах по направлениям их дальнейшего следования).
    2. Определение размеров партий поставок или объема ежедневных поставок товаров.
    3. Решение задача МОВ в отношении выбора способа транспортировки.

      Варианты:

      а) использование собственного транспорта. В этом случае решается вопрос о  выборе транспортных средств; 

 
 
 
 
 
 
 

      б) аренда транспортных средств или  передача полномочий на доставку грузов специализированной транспортной компании. В этом случае решается вопрос о выборе перевозчика – кому поручить доставку;

      в) частичное использование собственных  и арендованных транспортных средств. Т.к. любое предприятие имеет свой транспорт.

      Далее рассматривается вариант использования  собственного транспорта.

    1. Составление транспортных схем доставки грузов, включая расположение поставщиков, потребителей, предприятий оптовой и розничной торговли, транспортных предприятий, транспортных магистралей, определение расстояний.
    2. Анализ дорожных условий и навигационных ограничений на маршруте перевозок; состояния и загруженности транспортных коммуникаций и терминалов; узучение условий выполнения погрузочно-разгрузочных работ на терминалах, складах, предприятиях торговли и у клиентов.
    3. Выбор и обоснование типа подвижного состава; определение необходимого его количества; проработка вариантов максимальной загрузки ТС.
    4. Разработка оптимального маршрута – называется маршрутизация перевозок. Заключается в ТЭ обосновании маршрута, которое включает расчет сроков, стоимости перевозок по альтернативным вариантам и выбор оптимального пути.
    5. Составление расписания движения транспортных средств и последовательности объезда пунктов; согласование графиков доставки продукции с потребителями; установление ритмичности поставок продукции.
    6. Выбор системы управления движением и оперативного контроля работы транспортных средств на маршруте (линии).
    7. Решение вопросов обеспечения надежности перевозок: обеспечение сохранности грузов и безопасности движения.
    8. Координация работы всех участников доставки и смежных видов транспорта.

1.10. Выбор вида транспорта 

       Все виды транспорта в технико-экономическом  отношении неравноценны, нет идеального вида транспорта, и поэтому всегда стоит вопрос выбора вида или сочетания нескольких видов транспорта.

       Основные  факторы, влияющие на выбор вида транспорта:

  1. Надежность доставки и регулярность перевозок.
  2. Срок доставки – определяется скоростью перевозки и точностью соблюдения расписания движения подвижного состава.
  3. Транспортный сервис, который определяется частотой отправок. Частота отправок обратно пропорциональна величине партии и является фактором, от которого зависит привлекательность перевозчика для клиента и который влияет на конкурентоспособность перевозчика.
  4. Стоимость доставки.
  5. Территориальная доступность вида транспорта.
  6. Технологическая универсальность вида транспорта по роду груза.
  7. Пропускная или провозная способность.
  8. Маневренность в обеспеченности перевозок.
  9. Размер транспортной партии поставок.
  10. Экономически целесообразная дальность перевозок.
  11. Сезонность эксплуатации.
  12. Фондоемкость вида транспорта определяется капитальными затратами.
 

     Практикуется  оценка видов транспорта с использованием метода экспертных оценок.

     Оценка  различных видов транспорта для  выполнения той или иной доставки грузов может производиться экспертным методом с использованием весовых коэффициентов (табл. 1). Группа квалифицированных экспертов или менеджеров проставляет свои оценки различных видов транспорта по различным факторам. Вместо видов транспорта могут быть различные виды транспортных средств или способы доставки грузов.

     Для оценки транспортного средства может  быть применена, например, пяти балльная система. Каждый вид транспортного средства оценивается баллом, максимальное значение которого показывает наибольший положительный эффект.

     В свою очередь каждый фактор по разному  влияет на конечный результат доставки и поэтому ему присваивается  свой весовой коэффициент, показывающий важность того или иного критерия. Структура весовых коэффициентов представляет основную концепцию, определяющую политику фирмы к процессу перевозки. В одном случае наиболее важными факторами могут быть надежность доставки, частота отправлений, в других случаях главными факторами выступают сроки и стоимость доставки, в третьем случае могут быть провозная способность и транспортная доступность территории.

Информация о работе Лекции по "Основе логистики"