Информационные потоки и информационные системы в логистике предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение информационных потоков и информационных систем в логистики предприятия.
Задачи курсовой работы:
рассмотрение понятия информационной среды;
раскрытие содержания и классификации информационных потоков;
описание информационных потоков в логистике;
рассмотрение принципов построения информационных систем в логистике;
анализ использования информационных технологий в логистике;
раскрытие методов исследования информационных потоков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ 5
1.1 Характеристика информационной среды 5
1.2 Содержание и классификация информационного потока 8
1.3 Описание информационных потоков в логистике 11
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГИСТИКЕ 19
2.1 Принципы построения информационных систем в логистике 19
2.2 Использование информационных технологий в логистике 25
3. Методы исследования информационных потоков 31
3.1 Модуль-метод 31
3.2 Графический метод 31
3.3 Графоаналитический метод исследования потоков информации 33
3.4 Метод функционально-операционного анализа 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Файлы: 1 файл

Курс раб Логистика Информационные потоки в системе мат-техн обеспечения предприятия.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

     Метод основан на построении информационного  графа и анализе его матрицы  смежности. В любой управляющей  системе различаются входы, выходы и внутренняя память. Через входы  управляющая система получает исходные данные из внешней среды, через выходы во внешнюю среду выдаются результаты работы системы, В процессе функционирования управляющей системы появляется промежуточное звено между исходными данными и результатами функционирования. Все три звена вместе образуют компоненты потока информации. Между компонентами потока информации существует упорядоченность. Так, нулевой порядок имеет исходные данные, наивысший - результаты функционирования.

     На  основании такой схемы потоков  информации можно построить граф, вершинами которого служат Xj - компоненты потока информации и которые соединяются дугами в том случае, если переход между ними осуществляется без каких-либо промежуточных результатов (в противном случае не доопределена вершина). Дуги ориентируются в направлении результатов более высокого порядка. Построенный граф называется информационным. Матрица смежности для графа строится следующим образом: элемент (i,j), стоящий на пересечении i-й строки и j-го столбца, равен единице, если из вершины Хi в вершину Xj идет дуга, и равен нулю в противном случае.

     Матрица смежности является компактной моделью  информационного графа. В дальнейшем строится последовательность матриц, представляющих собой матрицу смежности, возведенную в квадрат, третью степень  и т.д. Общее количество матриц равно порядку информационного графа.

     Матричная модель позволяет определить:

  • порядок схемы потока информации;
  • порядок каждой компоненты потока;
  • число компонент, непосредственно участвующих в формировании каждого результата;
  • число результатов, в формировании которых непосредственно участвует каждая компонента;
  • число путей фиксированной длины, связывающих любые две компоненты потока;
  • число возможных путей, связывающих любые две компоненты потока;
  • все результаты, для формирования которых используется каждая компонента, и все компоненты, необходимые для формирования каждого результата;
  • номер такта, после которого может быть погашена во внешней памяти каждая компонента исходных данных и промежуточных результатов;
  • число тактов, в течение которых каждая компонента хранится во внешней памяти.9

     Описание  потоков информации графом типа «дерево» используется в заводоуправлении промышленного  предприятия при организации  системы плановых расчетов. Графы  определяют логические связи между  элементами системы. Например, с помощью дерева можно изобразить движение информации в заводоуправлении при разработке перспективного плана.

     Информационная  модель в виде графа типа «дерево» содержит в себе следующие сведения:

  • наименование и характеристику блоков преобразования информации;
  • последовательность преобразования информации в процессе планирования;
  • наименование и характеристику блоков преобразования информации;
  • источники входной информации;
  • адреса выходной информации.10

     Схема дает обобщенную характеристику функционирования планового органа, указывает типы преобразований информации, их последовательность, направления и адреса потоков информации. Схема может являться первым звеном при разработке сетевой модели организационного проекта. 

     3.4 Метод функционально-операционного анализа 

     Этот  метод предназначен для организации, синтеза и обработки информации, необходимой органам территориального планирования. Кроме того, он применяется  в работе высших функциональных органов  планирования и управления, не связанных  непосредственно с управлением технологическими процессами.

     Существо  метода заключается в следующем: выявляются основные функции территориальных  плановых (или других управляющих) органов; функции расчленяются на элементы; элементы состоят из операций. Для  каждой операции составляется схема, находятся цели, функции и информационные связи; находятся объемы информации, определяется ее характер с помощью составления систем входной и выходной информации в формах документов. Операции планирования объединяются в логическую сеть, на основе которой формируется география потоков объективно необходимой информации.

     Порядок разработки модели. Работа по анализу  и конструированию информационных систем выполняется в следующей  последовательности:

  • разработка научных основ и принципиальной схемы информационной системы;
  • выявление структуры и функций системы;
  • разработка логической схемы моделирования;
  • сбор и анализ алгоритмов и моделей планово-экономических задач;
  • разделение информационной системы на подсистемы, элементы и операции, изучение каждой подсистемы;
  • определение и формализация задач, которые поддаются алгоритмизации, типизации операций;
  • выявление целей, функций и связей каждой операции;
  • составление математических моделей операций;
  • подбор и разработка алгоритмов, их обоснование, выработка рекомендаций по применению;
  • определение объемов и характера информации, построение новой системы документации;
  • разработка алгоритмической схемы обработки информации;
  • построение территориальной информационной системы.11

     Стадии  разработки. Первая стадия моделирования информационной системы включает в себя определение границ этой системы, формулировку исходных предпосылок и определение характера работы по построению системы. Работы подразделяются на титульные, проблемные, подробные и текущие.

     Структура и функции системы выявляются с помощью макромоделей. В случае появления нескольких разнородных функций система считается сложной. Одновременно увязываются операции низового и народнохозяйственного планирования, обеспечивается моделирование основных связей и взаимодействий, возникающих при построении плана.

     Следующим этапом является разбиение системы  на составные части, подсистемы, элементы, операции. Границы системы задаются исследователем. Подсистема, которую  нельзя больше расчленить по определенному  критерию, рассматривается в качестве компоненты, компонента, в свою очередь, делится на операции, для каждой операции выявляются цели, функции и связи, затем составляется их математическое описание и подбирается метод решения модели.

     Задачи, соответствующие определенным операциям, соединяются в группы единой логической схемой. Перечень задач позволяет ориентировочно определить объем информации и способствует эффективной организации процессов моделирования.

     Моделирование операции состоит из:

  • определения целевой функции операции и разработки правил отбора решений;
  • построения иерархии элементов операции;
  • определения входа и выхода операции;
  • определения и измерения информационных связей и потоков;
  • составления системы коммуникаций передачи информации;
  • разработки системы документации;
  • алгоритмизации и последующего составления программы;
  • оценки технических средств.12

     После этого производится расчет ориентировочного объема информации: определяется класс  задач, к которому принадлежит операция, строится логическая схема решения, определяются объемы вводимой, выводимой, хранимой информации, количество арифметических и логических операций по обработке информации, длина массивов информации; на основе этого выводится средний объем ожидаемой информации.

     Следующим этапом будет подбор моделей и  алгоритмов уже известных и применяющихся, а также разработка новых алгоритмов для еще не решавшихся задач. Б этом случае привлекаются новые методы, например эвристические. Средством взаимоувязки операций может служить сетевая модель, определяющая размещение потоков информации и порядок выполнения операций. В результате моделируется весь информационный процесс, выявляются его звенья, конструируются новые необходимые потоки информации.

     Следующим этапом является разработка алгоритмической  схемы обработки информации, составляются математические программы; производится оценка технических средств. Заключительный этап – имитация информационных систем с помощью вычислительной техники и системы динамических моделей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Информация  сегодня превратилась в важнейший ресурс социально-экономического, технического, технологического развития любой организации, она является как бы катализатором научно-технического прогресса. Известное изречение «кто владеет информацией, тот владеет миром» приобретает все более глубокий смысл. Особенностями информации как ресурса являются ее неисчерпаемость, сохраняемость, возможность параллельного использования, легкость передачи.

     Использование информационной логистики позволило наладить эффективную связь между участниками процесса управления, хотя это повлекло за собой некоторые проблемы, например, недостаток в получении и обработке данных, проблема исследования операций в управлении материальными и информационными потоками, проблема управления поставками и т.д.

     Для управления информационными потоками и организации электронной передачи данных между предприятиями нужно, прежде всего, достичь совместимости аппаратного оборудования и программного обеспечения.

     Правильность  действий руководителя зависит от того, располагает ли он достаточно полной информацией об управляемом объекте, и чем сложнее объект, тем больший объем информации ему необходим для управления. Быстрое получение всех видов информации является одной из предпосылок ускорения развития производства. Но одновременно при этом возрастает и роль самого менеджера, призванного на основе получаемой информации своевременно принимать ответственные решения в быстроменяющейся обстановке.

     В настоящее время эти проблемы находятся на стадии решения, так  как роль информационного обеспечения  логистического управления возрастает с каждым днем, приобретая массовые масштабы, тем самым ускоряет процесс формирования информационных технологий в логистике.

     Что касается конкретно автоматизированных систем, то конечно без них не обойтись, если мы хотим ускорить и облегчить связи между партнерами вдоль логистических цепочек, так как, каждое движение материалов связано с передачей информации.

     Основными критериями успеха в бизнесе стали  профессиональное управление, умение обеспечить эффективную работу персонала, правильно идентифицировать, проектировать, реализовывать и совершенствовать бизнес-процессы, эффективно вести организационно-административную и хозяйственную деятельность. В этих условиях современные информационные технологии и создаваемые на их основе интегрированные информационные системы становятся незаменимым инструментом в обеспечении достижения стратегических целей и устойчивого развития компаний и организаций.

     Можно сделать выводы о том, что в  современных условиях предприятие  или организация без хорошего информационного обеспечения и мощных ЭВМ, становится просто не конкурентоспособной на рынке предоставляемой продукции или услуг.

     Поэтому очень важно, чтобы менеджер получал  относительно систематизированную  информацию, которая бы помогала в  совершенствовании его управленческой деятельности.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Аникин  Ю.А. Логистика: Учебное пособие / под  ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 327 с.
  2. Веснин В.Р. Информационное обеспечение управления. – Москва: Гном-пресс, 2010. – 440 с.
  3. Гаджинский А.М. Логистика. – М.: Маркетинг, 2010. – 228 с.
  4. Глущенко В.В. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов./ В.В. Глущенко, И.И. Глущенко. – М.: Крылья, 2010. – 365 с.
  5. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие. – Саратов: СГТУ, 2005. – 167 с.
  6. Логистика: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, Проспект, 2010. – 520 с.
  7. Миротин Л.Б. Основы логистики: Учеб. пособие/ под ред. Л.Б. Миротина, В.И. Сергеева. — М.:ИНФРА-М, 2010. –  200 с.
  8. Нагина Е.К. Информационная логистика:Теория и практика/ Е.К. Нагина, В.А. Ищенко. – М.: Проспект, 2011. –  287 с.
  9. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ, 2011. – 325 с.
  10. Новиков О.А., Нос В.А., Рейфе М.Е., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие - СПб.: СЗПИ, 2009. – 214 с.
  11. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Экономика, 2010. – 615 с.
  12. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: учебник для вузов – СПб: Союз, 2008. – 544 с.

 

Приложение

Функциональная  специализация команды менеджеров

Этап  принятия решения Ответственный менеджер Действия
1.Прогнозирование  поведения внешней среды Экономист-исследователь Мониторинг  и статистический анализ основных характеристик  поведения конкурентов, потребителей; подготовка предложений по изменению  поведения предприятия
2.Прогнозирование  поведения предприятия Менеджер-технолог Мониторинг  и статистический анализ основных характеристик  деятельности предприятия;

подготовка  предложений по изменению поведения  предприятия

3.Формирование  цели, которую необходимо достигнуть Главный менеджер Признание необходимости  принятия конкретного решения; согласование стратегических и тактических целей; выделение возможных ресурсов (финансовых, материальных, людских); установление ограничений (временных, экономических, экологических, социальных)
4.Измерение  текущего и планируемого конечного  состояния системы Менеджер-технолог Выбор контролируемых параметров состояния системы;

разработка  методики измерения системы;

 фиксация  результатов измерения

5.Целенаправленный  сбор информации, влияющей на принятие решения Менеджер-юрист Формализация  целевой ситуации;

выявление множества систем, управляющих предприятием в этой ситуации;

классификация этих систем по степени их прав в  отношении предприятия; поиск, приобретение и переработка обучающих информационных потоков;

поиск, приобретение и переработка управляющих информационных потоков

6.Выработка  вариантов решения Экономист-конструктор Логическое  конструирование возможных вариантов;

мозговой  штурм для выработки оригинальных вариантов

7.Выбор  критериев сравнения вариантов Главный менеджер Формулировка  критериев (экономических, экологических, технических, социальных, нравственных);

установление  приоритетов критериев

8.Сравнение  вариантов Экономист-конструктор Математическое  моделирование;

проведение  экспертной оценки;

приведение  вариантов к единой базе

9.Выбор  по критериям одного рационального  варианта Экономист-конструктор Придание выбранному варианту статуса окончательного управленческого  решения
10.Воплощение  в жизнь Менеджер-технолог Построение  дерева решений для функциональных подразделений;

согласование  сроков выполнения отдельных этапов;

распределение ресурсов

11.Оценка  результата достижения цели Менеджер-технолог Оперативный контроль за ходом реализации;

своевременная корректировка управленческого решения;

переход к началу цикла выработки очередного решения

Информация о работе Информационные потоки и информационные системы в логистике предприятия