Информационные потоки и информационные системы в логистике предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение информационных потоков и информационных систем в логистики предприятия.
Задачи курсовой работы:
рассмотрение понятия информационной среды;
раскрытие содержания и классификации информационных потоков;
описание информационных потоков в логистике;
рассмотрение принципов построения информационных систем в логистике;
анализ использования информационных технологий в логистике;
раскрытие методов исследования информационных потоков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ 5
1.1 Характеристика информационной среды 5
1.2 Содержание и классификация информационного потока 8
1.3 Описание информационных потоков в логистике 11
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГИСТИКЕ 19
2.1 Принципы построения информационных систем в логистике 19
2.2 Использование информационных технологий в логистике 25
3. Методы исследования информационных потоков 31
3.1 Модуль-метод 31
3.2 Графический метод 31
3.3 Графоаналитический метод исследования потоков информации 33
3.4 Метод функционально-операционного анализа 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Файлы: 1 файл

Курс раб Логистика Информационные потоки в системе мат-техн обеспечения предприятия.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ 5

1.1 Характеристика информационной среды 5

1.2 Содержание и классификация информационного потока 8

1.3 Описание информационных потоков в логистике 11

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГИСТИКЕ 19

2.1 Принципы построения информационных систем в логистике 19

2.2 Использование информационных технологий в логистике 25

3. Методы исследования  информационных потоков 31

3.1 Модуль-метод 31

3.2 Графический метод 31

3.3 Графоаналитический метод исследования потоков информации 33

3.4 Метод функционально-операционного анализа 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 42 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Современное состояние логистики много в  чем определяется бурным развитием  и внедрением во все сферы информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций и систем была бы невозможной без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения.

     Значение  информационного обеспечения логистического процесса настолько велико, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, которая имеет самостоятельное  значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами. Эту функциональную область логистики часто называют компьютерной.

     Информационная  логистика организовывает поток  данных, которые сопровождают материальный поток, и является тем существенным для предприятия звеном, которое  связывает снабжение, производство и сбыт. Она охватывает управление всеми процессами перемещения и складирования реальных товаров на предприятии, позволяя обеспечивать своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, комплектации, качестве с точки их возникновения в точку потребления с минимальными расходами и оптимальным сервисом.

     Информация  выступает двигателем деятельности логистической системы и держит ее открытой – способной приспосабливаться  к новым условиям.

     Информация  – универсальная общенаучная  категория. С одной стороны, она является субстанциональной основой существующей экономической реальности. Именно это единое общее основание, которое на субстанциональном уровне представляет собой информационное взаимодействие, делает различные экономические явления качественно однородными и сопоставимыми друг с другом. Иными словами, все существующие социально-экономические явления имеют общий субстрат, представляющий собой устойчивую информационную структуру.

     Информация  нужна всем: управляющим структурам, коллективам предприятий, общественным организациям, всем работающим. Невозможно опираться только на интуицию, на свой жизненный и практический опыт, необходимо получать и осваивать все расширяющуюся информацию, помогающую решать возникающие вопросы. Информация выступает сегодня как один из первостепенных ресурсов, значение, которого не меньше, чем значение материальных, сырьевых и других ресурсов.

     Кстати, использование последних в значительной степени зависит именно от состояния  и использования информации. В  отличие от большинства ресурсов, которые способны истощаться, информационный потенциал может использоваться многократно как коллективами, так и индивидуальными работниками. При этом он постоянно увеличивается и обогащается.

     В связи с этим одним из ключевых понятий логистики выступает понятие информационного потока.

     Целью курсовой работы является изучение информационных потоков и информационных систем в логистики предприятия.

     Задачи  курсовой работы:

  • рассмотрение понятия информационной среды;
  • раскрытие содержания и классификации информационных потоков;
  • описание информационных потоков в логистике;
  • рассмотрение принципов построения информационных систем в логистике;
  • анализ использования информационных технологий в логистике;
  • раскрытие методов исследования информационных потоков.
 

 

      1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ 

     1.1 Характеристика информационной  среды 

     Процесс управления невозможно осуществлять без  обладания широкой информацией  об организации в целом, внешнем  окружении, помехах на пути ее функционирования и развития и т.п., то есть о наиболее существенных моментах, влияющих на принятие решения.

     Сначала такая информация существует как  массив несистематизированных сведений, которые могут быть документальными (анкеты, опросные листы, отчеты, справки) или устными (выступления, интервью, беседы, ответы на вопросы и пр). Лишь в результате обработки, группировки, анализа эти сведения превращаются в информацию, которую уже можно использовать в процессе управления.

     У информации могут быть как внутренние, так и внешние источники. К внутренним относится бухгалтерская и статистическая отчетность, текущие наблюдения, специальные обследования, как плановые, так и проводимые по особому решению руководства.

     Внешние источники более многочисленны  и разнообразны. Прежде всего, здесь  нужно выделить представителей организации (руководители и специалисты подразделений снабжения, сбыта, маркетинга, информационных служб, участники различного ряда деловых встреч и переговоров). В рамках служебных контактов, бесед, дискуссий, и т.п. они имеют возможность «между делом» осуществлять как общий, так и целенаправленный сбор сведений об интересующих организацию объектах и процессах, протекающих за ее пределами.

     Другим  источником данных служат лица, не принадлежащие  к организации. Это могут быть посредники и партнеры – покупатели, продавцы, работники финансовых, кредитных, страховых учреждений, отставные государственные чиновники, бывшие служащие конкурентов, профсоюзные активисты и представители предпринимательских объединений. Одни из них, например, посредники, сами с готовностью делятся информацией, ибо успех их партнера – их успех. У других (служащие конкурентов) информация часто покупается.1

     Обширным  источником деловой информации являются публикации в книгах, каталогах, справочниках, журналах, газетах (особенно местных и многотиражках предприятий), рекламных проспектах, бюллетенях и пр. Через какое бы «сито» публикуемые в них сведения ни процеживались, за всем уследить невозможно, и многие данные, которые организации хотели бы по тем или иным причинам утаить, все равно «всплывают» на поверхность.

     Ряд материалов публикуется в открытой печати в соответствии с требованиями законодательства. Это касается, например, бухгалтерских балансов, отчетов  о проведении годичных собраний в  крупнейших акционерных обществах и т.п. Конечно, детальной информации в них не содержится, но и даже сведений общего характера бывает достаточно? Чтобы подтвердить или опровергнуть уже имеющуюся информацию.

     Сегодня ситуация в деловой сфере, и прежде всего на рынке, меняется столь стремительно, что общих наблюдений и просто накопление сведений может быть и недостаточно для каких-то определенных выводов. В связи с этим возникает необходимость в целенаправленном систематическом сборе информации о научно-техническом, производственном, экономическом и ином потенциале конкурентов, а так же о личных особенностях, склонностях и даже пороках их руководства. Такая деятельность, получившая название промышленной разведки, позволяет предугадать их будущую политику и соответственным образом приспособиться к ней.

     Процесс промышленной разведки включает в себя такие этапы, как определение  потребностей в конфиденциальных сведениях, организация необходимых условий  для их получения, целенаправленный сбор, анализ и обработка полученных данных, выделение необходимой информации, ее обобщение и передача заинтересованным лицам, совершенствование методики работы.

     Нужно иметь в виду, что вопреки устоявшемуся мнению, большая часть такого рода работы не связана с прямой кражей секретных материалов, и лишь в  отдельных случаях применяются приемы, связанные с нарушением законов.

     Сегодня источники информации настолько  многочисленны, а сама она так  разнопланова, что определенная ее часть может быть не вполне достоверной. Поэтому данные должны проверяться  и перепроверяться при помощи различных источников, для чего в крупных организациях создаются специальные подразделения. Они занимаются планированием потребности в информации, ее сбором, обработкой, анализом, оценкой, составлением, рекомендаций для руководства, а так же созданием базы стратегических данных. Такая база состоит обычно из трех разделов.

     В первом характеризуется производственный, технологический, научный, трудовой потенциал  организации, проводимая ею научно-техническая  политика, взаимоотношения в коллективе, предпочтения руководства.

     Во  втором разделе дается описание внешнего окружения, которое, как уже говорилось, состоит из фонового и делового. Первое формируется независимо от организации, и влиять на него целенаправленно  она не в состоянии, но знать его  с целью успешного приспособления к нему необходимо. Важнейшими элементами фонового окружения являются партнеры и конкуренты. О последних, например, собираются сведения, характеризующие степень их активности, склонности к риску, преимуществах и возможных стратегиях.

     Кроме того, собирается информация о репутации  фирмы и ее продукта, реальных и  потенциальных потребителях и тенденциях потребления, о направлениях в государственном  регулировании. Она позволяет определить будущие направления развития организации, осуществить выбор продукта и рынка.

     В третьем разделе раскрываются главные  препятствия и возможные помехи в деятельности организации, которые, как и окружение, могут быть внутренними  и внешними. К внутренним относятся  недостаток опыта и знаний руководства  и исполнителей, слабое управление в целом, постоянные служебные конфликты. Внешними помехами являются: негативное воздействие окружения, неудовлетворительная репутация, слабые рыночные позиции, несоответствие результатов деятельности общественным потребностям. 

     1.2 Содержание и классификация информационных потоков 

     В общем виде информационный поток  является перемещением в некоторой  среде данных, выраженных в структурированном  виде. С точки зрения логистики информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля за логистическими операциями.

     Увеличение  роли информационных потоков в современной  логистике обусловлено такими основными  причинами:

  • для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т.п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса;
  • с позиции управления запасами в логистической цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности спроса;
  • информация увеличивает гибкость логистической системы относительно того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.

     В логистике выделяют такие виды информационных потоков.

     1. В зависимости от вида систем, которые связываются потоком:

  • горизонтальный, которой принадлежит одному уровню иерархии логистической системы;
  • вертикальный – от верхнего уровня логистической системы до нижнего.

     2. В зависимости от места прохождения:

  • внешний, который циркулирует между логистической системой и внешней средой;
  • внутренний, который циркулирует внутри логистической системы или ее отдельного элемента.

     3. В зависимости от направления по отношению к логистической системе: входящий, выходящий.

     4. По виду носителя информации: на бумажных носителях, на электронных носителях и т.д.

     5. В зависимости от назначения:

  • директивные (управляющие);
  • нормативно-справочные;
  • учетно-аналитические;
  • вспомогательные.

     Взаимосвязь материального и информационного  потоков является очевидной, однако соответствие одного потока другому  является условным. Собственно говоря, содержание материального потока, как  правило, отображают данные информационного  потока, но по временным параметрам они могут не совпадать.

Информация о работе Информационные потоки и информационные системы в логистике предприятия