Грузоведение, основные положения, правила перевозки грузов, пример расчета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Перевозка грузов водным транспортом известна еще давно. Об этом можно судить, посмотрев старый фильм или сказку, где вся торговля осуществлялась с помощью кораблей, которые доставляли из других городов провизию и продукты. Перевозка водным транспортом развита еще больше и в наше время. Перевозка водным транспортом играет роль в развитии экономики страны.

Оглавление

Введение. 3
1. Предмет изучения науки «Грузоведение» и её значение для перевозчика. 4
2. Нормативные акты, регулирующие транспортные отношения на внутреннем водном транспорте, их состав, характеристика. 5
3. Физико-химические свойства, объемно – массовые характеристики груза, их влияние на его качество за период транспортировки. 9
4. Естественная убыль массы грузов, условия её определения. 19
5. Транспортные документы на отправку груза, порядок их формирования, схема прохождения. 21
6. Способы определения массы груза на внутреннем водном транспорте. 24
7. Транспортная характеристика и условия перевозки угля. 27
8. Определение степени ответственности перевозчика за недостачу массы груза в пункте назначения. 37
9. Выводы и предложения по повышению качества перевозок, улучшению обслуживания грузовладельцев. 38
Список литературы. 39

Файлы: 1 файл

Курсовая груз.docx

— 93.26 Кб (Скачать)

Навалочные грузы перевозятся  без тары - навалом. Они состоят  из большого числа однородных частиц, например сахар, или частиц груза  разного размеры - каменный уголь, щебень и пр. Для их перевозки используют целое грузовое судно или отдельные  трюмы.

Укрупненные грузовые единицы - это контейнеры, трейлеры, флоты, пакеты и так далее. Укрупнение грузовых мест позволяет механизировать процесс обработки груза и увеличить целесообразность работы торгового флота.

Наливные грузы в  себя включают сырую нефть, нефтепродукты, растительные масла, спирт, химические материалы и сжиженный природный  газ.

 

Физико-химические свойства:

• Гигроскопичность – способность груза поглощать или выделять влагу под воздействием внешних факторов (ветер, влажность, температура). Гигроскопические грузы в процесс поглощения или выделения влаги изменяют свою массу.

• Влажность – содержание влаги в массе вещества в процентах.

• Слеживаемость – свойство зерновых и порошкообразных грузов при хранении уплотнятся, связываться частицами между собой, образуя монолитную массу (соль, удобрения, сахарный песок…).

• Сыпучесть – свойство навалочных и насыпных грузов при наличии свободной поверхности иметь подвижность частиц груза под внешним воздействием. Сыпучесть зависит от формы, размеров, однородности и шероховатости частиц, влажности грузов.

• Угол естественного откоса – угол между образующей штабели и поверхностью, на которой он находится.

• Разжижаемость груза, или тиксотропность – способность груза под воздействие влажности и динамических нагрузок переходить в разжиженное состояние.

• Смерзаемость – свойство грузов при отрицательной температуре превращаться в монолит.

• Морозостойкость – способность груза после воздействия низких температур сохранять первоначальные качества.

• Теплостойкость – способность груза не изменять качественных характеристик после воздействия повышенных температур.

• Огнестойкость – способность груза не изменять своих качественных характеристик при соприкосновении с огнем.

• Самосогревание – способность грузов под воздействием внешней среды (температура, влажность) увеличивать собственную температуру. Самосогревание может привести к самовозгоранию.

• Самовозгорание – способность грузов при повышении собственной температуры загораться.

• Взрывчатость – способность груза или его частиц под воздействием внешней среды образовывать взрывчатые смеси.

• Вредность – свойство груза оказывать вредное влияние на организм.

• Распыляемость – способность груза длительное время находится во взвешенном состоянии.

• Коррозия – способность груза под воздействием внешней среды (влажность) коррозировать или вызывать коррозию метала.

• Хрупкость – неспособность груза противостоять ударам, нагрузкам.

• Дыхание – способность груза соединяться с кислородом, воздухом.

• Дозревание – свойственно сельхоз продукции.

• Прорастание – происходит при повышенной влажности и соответствующей температуры, сопровождается усиленным дыханием.

• Автолиз – способность грузов при повышенной температуре и влажности разлагаться.

 

В зависимости от влияния  на грузы внешней среды, т. е. температуры  и влажности их принято разделять  на не режимные и режимные. К нережимным относятся такие грузы, у которых действия агрессивных факторов, возникающих в процессе морской перевозки, не вызывают изменения их физико-химических свойств и ухудшения качества. Они не требуют создания особых условий при их транспортировке. К режимным относятся такие грузы, которые требуют создания в трюмах определенных температурно-влажностных условий. Без соблюдения этих условий транспортировка режимных грузов невозможна или возможна только в течение ограниченного времени. Некоторые грузы требуют выполнения особых карантинных режимов перевозки.

Грузы обладают чрезвычайно  разнообразными физико-химическими  свойствами. Часто это приводит к  тому, что совместная их перевозка  в одном помещении невозможна. Нарушение этого ограничения  может привести к полной порче  груза или частичной потере товарных качеств груза. Для решения вопросов совместимости перевозимых грузов надо знать не только свойства груза, но и возможность их проявления в зависимости от тары и упаковки. Для определения возможности совместной перевозки грузов, их, прежде всего, делят на три группы: обладающие агрессивными свойствами, подверженные воздействию агрессивных факторов, нейтральные по отношению к другим грузам.

Грузы, обладающие агрессивными свойствами, разделяются на группы: тепловыделяющие, влаговыделяющие, газовыделяющие, выделяющие запахи, ядовитые, пылящие, самовозгорающиеся, носители карантинных  объектов.

Грузы, подверженные воздействию  агрессивных факторов, разделяются  на группы: портящиеся под воздействием влаги, тепла, пыли, подверженные воздействию  ядовитых веществ и карантинных объектов, воспринимающие запахи. В соответствии с этим все грузы разделены на четыре вида: смещающиеся (СГ, режимные (РГ), опасные (ОГ), наливные (НГ). В свою очередь тип груза делится на классы и группы грузов.

Грузы, опасные возможностью смещения:

Класс А. Незерновые навалочные грузы: Группы: 1.1. Грузы, опасные возможностью разжижения; 1.2. Сыпучие грузы, опасные  возможностью смещения в сухом состоянии;1.3. Грузы, смещающиеся и разжижающиеся; 1.4. Грузы, слабо смещающиеся; 1.5. Навалочные опасные грузы.

Класс Б. Зерновые грузы.

Класс В. Генеральные грузы: Группы: 3.1. Металлопродукция; 3.2. Подвижная  техника; 3.3. Строительные железобетонные изделия и конструкции; 3.4. Контейнеры; 3.5. Пакетированные и мешкованные  грузы; З.6. Грузы в ящичной и картонной таре; 3.7. Грузы цилиндрической и конической формы; 3.8. Тяжеловесные и крупногабаритные грузы; 3.9. Прочие грузы.

Класс Г. Лесные грузы: Группы: 4.1. Круглый лес россыпью: 4.2. Круглый  лес в пакетах: 4.3. Пиломатериалы  россыпью; 4.4. Пиломатериалы в пакетах; 4.5. Щепа.

 

Режимные грузы:

Класс А. Скоропортящиеся  грузы: Группы: 1.1. Замороженные грузы; 1.2. Охлажденные грузы животного  происхождения; 1.3. Охлаждаемые грузы (плодоовощные).

Класс Б. Нескоропортящиеся  грузы, требующие регулировании  влажностного и вентиляционного режимов.

 

Опасные грузы:

Классы:

А. Взрывчатые вещества (ВВ);

Б. Газы сжатые, сжиженные  и растворенные под давлением (ГС);

В. Легковоспламеняющиеся  жидкости (ЛВЖ);

Г. Воспламеняющиеся твердые  вещества;

Д. Окисляющие вещества и  органические перекиси (ОВ и ОП);

Е. Ядовитые вещества (ЯВ);

Ж. Радиоактивные и инфекционные вещества (РВ и ИВ);

З. Едкие и коррозийные  вещества (ЕК);

И. Прочие опасные грузы.

 

Наливные грузы:

Классы:

А. Нефтепродукты;

Б. Пищевые грузы (растительные масла, вино, меласса и др.);

В. Химические грузы;

Г. Сжиженные газы.

 

Транспортные характеристики грузов:

Совокупность свойств груза, определяющих условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, называется транспортной характеристикой груза. По своим физико-химическим свойствам грузы разделяют на две основные группы: скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся. Грузы можно также разделить на группы по степени огнеопасности, ядовитости, радиоактивности, обладанию определенными агрессивными свойствами - пылящие, выделяющие газы и запахи, грузы, обладающие гигроскопичностью, и так далее. Кроме того, почти все грузы обладают специфическими, присущими им свойствами, определяющими требования, которые необходимо выполнять в процессе их морской перевозки. К основным свойствам навалочных грузов относятся следующие:

Угол естественного  откоса, или угол покоя. Это угол между плоскостью основания штабеля  и образующей, который зависит  от рода и кондиционного состояния  груза. Рыхлые и пористые навалочные грузы имеют больший угол покоя, чем твердые кусковые грузы. С  увеличением влажности угол покоя  растет. При длительном хранении многих навалочных грузов угол покоя за счет уплотнения и слеживаемости возрастает. Различают угол естественного откоса в покое и в движении. В покое  угол естественного откоса на 10-18° больше, чем в движении (например, на ленте транспортера).

Гранулометрический состав для навалочных грузов указывается  в запродажных контрактах и перевозочных документах. Ряд рудных грузов и  углей делится на классы в зависимости  от гранулометрического состава. Гранулометрический состав груза определяет возможность  применения различных схем механизации  погрузочно-разгрузочных работ. Усадка - уплотнение навалочных грузов вследствие перераспределения частиц груза  в массе насыпи и сдавливания  нижних слоев верхними. На усадку грузов оказывают влияние свойства груза, способ нагрузки, встряхивание судна на волне, вибрация корпуса судна, длительность и условия плавания. Усадка зерна в рейсе происходит от 2,5 и 8%, но иногда достигает 11%.

Сыпучесть свойства навалочных грузов, которые при наличии свободной  поверхности под воздействием качки  пересыпаются с одного борта на другой. В результате этого грузовое судно  может получить опасный крен и  перевернуться. Проведенные опыты  показали, что пересыпание грузов происходит по законам, отличным от законов  перетекания жидкости. В начальный  момент крена в результате действия сил сцепления частиц поверхность  груза остается неподвижной, но если крен достигает такого значения, при  котором угол между поверхностью насыпки и горизонтом будет больше угла покоя на 8-10°, то масса груза  быстро перемещается в сторону крена.

Обратного перемещения может не быть, так как крен в противоположную сторону уменьшается за счет смещения центра тяжести судна в сторону пересыпающегося груза.

Погрузочный объем - объем, занимаемый 1 тонн груза в грузовом помещении. При морской перевозке зерновых грузов погрузочный объем является критерием, по которому грузы делятся на «тяжелые» - рожь, ячмень, пшеница, горох, рис и «легкие» - овес, арахис, льняное семя и подсолнух.

Влажность - важнейший  показатель состояния груза, поскольку  от нее зависит самонагревание, возможность  и вероятность разжижения. Влажность  гигроскопических грузов находится  в прямой зависимости от относительной  влажности воздуха. Повышенная влажность  навалочных грузов приводит к потере провозной способности флота из-за увеличения их массы, а при перевозке зерна - к его порче.

Нормальная влажность экспортного зерна - 11-14%. Зерно с влажностью 16% принимать к перевозке запрещено.

Самонагревание грузов растительного происхождения резко  ухудшает их качество и, как правило, вызывается тремя причинами: биологическим  процессом «дыхания», жизнедеятельностью микроорганизмов и вредителей. При  перевозке зерна и ряда других продуктов сельского хозяйства (хлопка, льна, сена) температура груза в  результате самонагревания может достигать 85-90 °С, что приводит к потере товарных качеств груза.

Самовозгорание - действие внутренних источников тепла (биологических  и химических процессов), которые  протекают в грузе. Самовозгоранию подвержены многие грузы растительного  происхождения, зерновые, волокнистые, жиры, торф, каменные и бурые угли, древесный уголь, а также некоторые  руды и рудные концентраты. При «дыхании»  зерна, семян, овощей и фруктов поглощается  кислород и выделяется углекислый газ. Энергия «дыхания» зависит от свойства груза, но особенно увеличивается  с ростом температуры и влажности. Повышение температуры и влажности  способствует развитию бактерий, а  наличие бактерий в растительных грузах вызывает не только самонагревание, но и самовозгорание. Жизнедеятельность  микроорганизмов приводит к дальнейшему  нагреванию груза. Если груз обладает малой теплопроводностью, то выделяющаяся теплота накапливается и температура  повышается. Микроорганизмы гибнут при  температуре груза 70° и выше, но химические реакции между кислородом, воздухом и разлагающимися растительными  грузами продолжаются. Это приводит к самовозгоранию или обугливанию  груза. Для предотвращения самовозгорания зерновых грузов следует удалять  выделяющиеся газы и тепло, что достигается  постоянной вентиляцией трюмов. В  процессе хранения и перевозки ископаемых углей происходит постоянное окисление  углерода, что приводит к потере качества и уменьшению количества груза. Величина этих потерь зависит от марки, сорта угля и температуры хранения.

Самовозгоранию углей  способствует аэрация штабеля, наличие  внешних источников тепла, таких  как солнечная радиация, нагревающиеся  переборки и трубы, наличие посторонних примесей, смешение разных марок, сортов и партий груза. Очень малая и чрезмерно высокая влажность углей снижает их способность к самовозгоранию. В практике морских перевозок температура углей 40-45 °С считается уже опасной.

Слеживаемость - характеризуется  прочным сцеплением частиц груза  и максимальной плотностью. Это приводит к потере грузом свойств сыпучести. Слеживаемости подвержены в наибольшей мере концентраты руд, руды, селитра, соль поваренная, калийные и азотные  удобрения, сульфат. Причинами слеживаемости  являются: сцепление частиц груза  от сдавливания при большой высоте укладки; кристаллизация солей из растворов  и переход соединений вещества из одних модификаций в другие; химические реакции в грузах.

Информация о работе Грузоведение, основные положения, правила перевозки грузов, пример расчета