Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа
А особенно преданные его поэзии носили с собой томики стихов и даже фотографии этого узколицего с белокурыми кудрями человека в черной блузе с белоснежным отложным воротничком. Первая книга Блока, которая увидела свет, — «Стихи о Прекрасной Даме» (1904). Она была написана в подмосковном имении деда поэта — Шахматове, где Александр Блок обычно проводил лето, приезжая сюда из Петербурга. В следующем цикле — «Пузыри земли» (1904— 1905) — поэт обратился к русской сказке, создавая мир добродушных бессловесных существ, рожденных пробудившейся землей. Вехой в духовном, творческом развитии Блока стала революция 1905 г. Поэт как бы сходит с неба на землю и вместо воспевания храмов и соборов пишет о чердаках, где ютятся беднота, нищие, просящие хлеба.
Введение...................................................................................................................2
Биография Александра Александровича Блока
Детство и юношество..................................................................................4
Революционные годы................................................................................12
Болезнь и смерть.......................................................................................16
Творчество Блока
Период мистической «тезы»....................................................................18
Период «скептической антитезы»...........................................................22
Зрелое творчество Блока. Период синтеза..............................................33
Блок - редактор
Редакционно-издательская деятельность...............................................45
Работа Блока над сборником сочинений Лермонтова...........................47
Заключение.............................................................................................................49
Библиография.........................................................................................................51
Заключение
Александр Блок был величайшим поэтом-символистом своего времени. Он писал стихотворения на протяжение всей своей жизни, «чуть ли не с пяти лет» и до самой смерти. Ко времени выхода книги Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1905) им было написано около 800 стихотворений, среди которых лишь 93 вошли в сборник. Произведения молодого поэта казались непонятными, однако В. Иванов отмечал: «Что ни стихотворение, – из тех, где отсветился лик Прекрасной Дамы, – то мелодический вздох, полузабытая песня за холмом зеленым, – и в сладостной муке прислушивается к ней сердце, сжимаясь родной тоской». С каждым поэтическим циклом («Город», «Страшный мир», «Ямбы», «Родина») голос Блока все больше становился голосом поколения.
Вот что рассказывает Константин Бальмонт после смерти Блока: «По прихоти обстоятельств жизни, и его и моей, мы встретились всего лишь раз пять, и только три из этих немногих встреч запали мне в сердце, и запали неизгладимо. <…> эти встречи живут во мне ярко, - и с четкостью, с яркостью лучистой, как это бывает в красивом или жутком или жутко-красивым сне, я вижу сейчас красивое, мужественное лицо Блока, его глубокие умные глаза, слышу его голос, полный скрытого значения, я ощущаю тишину Блока. В моей душе, дрогнув от соприкосновения с зорким духом, воцаряется ее собственная, ей свойственная, с нею содружная тишина, и я снова и снова чувствую боль и нежность, беспричинную любовь к братской душе, которая идет неизъяснимо-трудным путем, но не скажет, никому не скажет о своих великих трудностях, о своем неизбежном одиночестве, и вот сейчас уйдет, чтобы безгласно и глубоко говорить с далью, и с ветром, и с мерцанием снега, и с звездой в холодной выси. <…> вторая встреча, когда он сидел в углу молча, и мы обменялись двумя-тремя словами, всего красноречивее сейчас поет в моей памяти. Я никогда не видел, чтобы человек умел так красиво и так выразительно молчать. Это молчание говорило больше, чем скажешь какими-бы то ни было словами. И когда я ушел из комнаты, а близкая мне женщина, бывшая в той же комнате, еще оставалась там около часу. Блок продолжал сидеть и молчать, – и вот, чуть не через 10 лет после того дня, вспоминая о то же встрече, эта женщина говорит, что уйдя, она отдала себе отчет, что Блок ничего не говорил, но что это молчание было так проникновенно, оно было такое, что ей казалось, будто все время между ею и им был неизъяснимо-значительный глубокий разговор. <…> Блок мне казался таким дорогим и близким, как соловей в весеннем кусте, который поет мне песню, но улетит, если я подойду к нему, и как свежевыпавший снег, которого не нужно касаться даже прикосновением поцелуя» (К. Бальмонт «Три встречи с Блоком»).
Библиография