Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:04, курсовая работа
Цель моей работы – дать общую характеристику творчества современных авторов, и разобрать его основные черты на примере творчества одной из поэтесс нашего времени – Нины Демичевой.
Задачи:
1. изучить развитие поэзии, от эпохи зарождения ритмического слога и первых силлабических виршей к современному творчеству поэтов 21 века;
2. выявить основные характеристики творчества современных поэтов и темы лирики на примере творчества Нины Демичевой;
3. проанализировать стихотворение Нины Демичевой «Подозрение».
Введение 3
Глава i. история развития русской поэзии
История зарождения литературы в древнерусском государстве 6
Стихотворчество XVII века 9
Пути развития русской поэзии в XVIII веке 13
«Золотой век» русской поэзии 17
Особенности поэзии «Серебряного века» 19
глава ii. Творчество "неизвестных" поэтов
Современная русская поэзия 21
Творчество поэтов-современников вблизи 24
Творчество Нины Демичевой: основные темы и черты 24
Заключение 29
Литература 30
Явлением в русской поэзии на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий был символизм. Он не охватывал всего поэтического творчества в стране, но обозначил собой особый, характерный для своего времени этап литературной жизни. Веяния символизма чувствовались уже в последние десятилетия девятнадцатого века. Система эстетики символистов, их философские устремления вызревали в годы политической реакции, наступившей после разгрома революционного народничества. Это была эпоха общественного застоя, эпоха торжества обывательщины – смутное, тревожное безвременье.
Тягостная тень реакции легла и на русскую поэзию, переживавшую упадок, почти болезнь. В восьмидесятые – девяностые годы русская поэзия утратила свою былую высоту, былую напряженность и силу, она выцветала и блекла. Сама стихотворная техника лишилась истинно творческого начала и энергии. Великое новаторское слово Некрасова в ней стало только преданием. Большие таланты в поэзии будто вымерли навсегда. Лишь словно бы по инерции писали эпигоны гражданственной некрасовской школы, лишенные глубины и яркости. “Поэтов нет...(Не стало светлых песен,)Будивших мир, как предрассветный звон”,– жаловался в девяностых годах Н. Минский. Мотивы усталости, опустошенности, глубокого уныния пронизывали все, что появлялось в поэзии тех лет.
Движение
символистов возникло как протест
против оскудения русской поэзии,
как стремление сказать в ней
свежее слово, вернуть ей жизненную
силу. Одновременно оно несло в
себе и отрицательную реакцию
на позитивистские, материалистические
воззрения русской критики, начиная
с имен Белинского, Добролюбова, Чернышевского
и кончая Н. Михайловским, а позднее
противостояло и критикам-
На первых порах, в девяностые годы, стихи символистов, с их непривычными для публики словосочетаниями и образами, часто подвергались насмешкам и даже глумлению. К поэтам-символистам прилагали название декадентов, подразумевая под этим термином упаднические настроения безнадежности, чувство неприятия жизни, резко выраженный индивидуализм.
Историческое
значение русского символизма велико.
Символисты чутко уловили и выразили
тревожные, трагические предощущения
социальных катастроф и потрясений
начала нашего столетия. В их стихах
запечатлен романтический порыв
к миропорядку, где царили бы духовная
свобода и единение людей.
Так что же нам осталось от поэзии, пережившей столько политических, моральных и эстетических переломов? Исчерпался ли творческий дух, потонул ли он в пучине вседозволенности и неверия? Выяснить это и есть основная цель нашей работы.
1990-е
годы вошли в историю русской
литературы как особый период
смены эстетических, идеологических,
нравственных парадигм, как глубоко
перепаханное пространство
1990-е
год подвергли реализм
Поэзия несет на себе груз времени, черты смятенной и разбросанной эпохи, стремления войти в специфические зоны творчества. Поэзия более болезненно, чем проза, ощущает утрату читательского внимания, собственной роли быть эмоциональным возбудителем общества. Она все более тяготеет к элитарности, в том числе и в выборе своих учителей и кумиров от модерна и декаданса Серебряного века до растущего год от года авторитета Иосифа Бродского. Более чем другие роды и виды литературы демонстрирует тезис о том, что в русской культурной ментальности исчезло само понятие всенародной литературы.
Постмодернизм
– это нетрадиционная, неклассическая
эстетическая система конца века,
закономерный этап в развитии литературы
и искусства переходного
Цель новой поэтической стратегии – выбраться из постмодернистского тупика, преодолеть невозможность «своего» слова. Поиски такого пути, работа в этом направлении проявляются в текстах почти всех поэтов 90-х (Вера Павлова, Дмитрий Воденников – наиболее яркие поэты), в том числе и в новых, изданных уже в начале XXI столетия поэтических книгах некоторых «отцов»-концептуалистов ( например, Михаила Айзенберга или Тимура Кибирова).
После
ананимности концептуальной поэзии,
авторского неприсутствия в поэтическом
тексте во весь рост, часто в нарочито
гиперболизированном виде, играя
в собственную
Поэт больше не прячется за башней, построенной из кубиков обломков до него созданной культуры, не скрывается за «чужими» словами и центонными текстами, как это было в концептуализме. Поэт прорывается изнутри этой расподающейся башни и оплакивает не столько ее кончину, сколько собственное идиотское положение на ее обломках, он паясничает и кривляется, швыряет в зрительный зал кубики, шокирует окружающих показной искренностью и открытостью, обнаженностью души и тела, от которых читатель успел давно отвыкнуть. Но именно в этом и состоит основной принцип существования сегодняшнего поэта – репрезентанция уникальности и трагичности существования собственного поэтического «Я», личности поэта, явленного читателю и слушателю во всех мелочах и подробностях.
Полная ликвидация цензуры, раскрыла новые темы, новые возможности, определила новые тенденции в развитии поэзии, и со временем, открыло настолько необъятные возможности, что поэты скорее потерялись в пространстве вновь открытой культуры, чем смогли ей вполне воспользоваться. Появилось новое разнообразное течение авангарда.
Состояние
современной авангардной
Ситуация в русской поэзии конца 1990-х – начала 2000-х годов характеризуется размыванием самого понятия авангарда. Если в начале XX столетия возможно было четко вычленить авангардные новации на разных уровнях: метрическом, лексическом, синтаксическом и т.п., то через 100 лет сделать это оказывается значительно труднее. Во-первых, нет того фонда традиций Золотого века, на который проецировались произведения авангардистов в 1900 – 1920 года. Во-вторых, отсутствуют более или менее серьезные литературные объединения с выраженной и четко сформулированной эстетической программой. В-третьих, сегодня затруднено само определение критериев авангардности: многие приемы, воспринимающиеся таковыми, на самом деле – в неизменном или трансформированном виде – заимствованы и оригинальными не являются.
Именно
поэтому изучение взаимодействия современной
поэзии с русским авангардом начала
XX века особенно важно и значимо. Что же
касается выраженных литературно эстетических
предпочтений, то в настоящее время их
роль отчасти играет участие в различных
литературных конкурсных процессах. Именно
поэтому в качестве репрезентативных
для современного литературного авангарда
авторов были избраны участники шорт-листов
премии Андрея Белого последних лет –
единственной литературной премии, впрямую
ориентированной на авангардное творчество.
В наше время пишет практически каждый второй, если не каждый. Хоть какие-то стихопробы лежат в каждом столе под слоем пыли, забытые и ненужные. Хотя не такие уж они и ненужные. Если человек пишет, то это значит что он хочет что то сказать, а стихи – чаще всего речь на публику. Так значит каждому из нас есть что сказать, есть чем поделиться, есть о чем прокричать.. не всегда и не все нас согласны слушать и слышать, но тем не менее стихотворчество – это важно. Это важно в первую очередь для самого поэта.
Итак тема нашей работы – творчество «неизвестных» поэтов. И даже скорее творчество малоизвестных поэтов, так как хоть кто-то да был посвящен в творчество каждого – родственники, друзья, любимый человек. Иначе мы бы никогда и не узнали о том, что хранит душа современного человека. Одни ли это пороки и слабости, или все-таки есть еще глубокие и светлые мыли и чувства.
Более изветсны современному читателю такие имена как Василий Филиппов, Александр Анашевич, Владимир Кучерявкин, Михаил Айзенберг.
Для нашей работы мы попытаемся разобрать творчество Нины Демичевой – юной девушки, нашей современницы, пишущей здесь и сейчас, находящейся в том же обществе, почерпывающей мотивы для творчества в повседневной жизни и исторических событиях – на примере стихотворения «Подозрение».
Творчество Нины Демичевой: основные темы и черты.
Творчество молодой поэтессы насквозь пропитано религиозными мотивами – это и новые восточные веяния («Индейское лето», «Экзотика: лето»), и православная традиция, и собственно борьба веры и неверия («Атеист»), а так же ярким особняком стоит тема славянского и скандинавского язычества («Английский парк, впадая в ересь…»).
Важной чертой ее творчества является «индустриальная абстракция» - изображение предметов современной цивилизации, ее характерных признаков и определяющих событий в абстрактно-ироничной форме. Вообще практически произведения Нины Демичевой наполнены легкой иронией, остротами, колким сарказмом. Как поэт она иронизирует по поводу сложившейся жизненной ситуацией, общественным порядком, особенностями современной цивилизации (ярчайший пример – «Лимерики», «Мышиное метро»), и смеется над собой («Всю ночь из розеток ползут провода…»).
В творчестве Нины Демичевой особую значимость имеют темы жизни, ее смысла, распорядка, принципов и смерти («Такая осень…», «Арабеска», «Котик на столбе», «Иероглифы», «Рынок»). Стихотворение «Котик на столбе» наиболее полно выражает поэтическую скорбь о человеке – слишком он жалок и беспомощен, чтобы быть венцом природы, и принадлежать человеческой расе – значит быть слабым. Стихотворение «Война» раскрывает нам тему противостоящих мироощущений на примере художественного «боя» двух школьников. Каждый из них по своему ощущает мир, и различие автор выделяет по возрастному и половому признаку – подростковый мальчишеский разум представляет мир как жестокую войну, где каждый сам за себя, наг и беспринципен, а детский девичий разум верит в доброту, которая в итоге побеждает скепсис.
Рассуждает автор и о смысле стихотворчества, о его этических правилах и «бумагомарательстве» («Бумага»).
Интересно то, что поэтесса в столь юном возрасте, так мрачно воспринимает жизнь, скептически и плачевно. Важными строками на мой взгляд являются строки из стихотворения «Дума»