Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:04, курсовая работа
Цель моей работы – дать общую характеристику творчества современных авторов, и разобрать его основные черты на примере творчества одной из поэтесс нашего времени – Нины Демичевой.
Задачи:
1. изучить развитие поэзии, от эпохи зарождения ритмического слога и первых силлабических виршей к современному творчеству поэтов 21 века;
2. выявить основные характеристики творчества современных поэтов и темы лирики на примере творчества Нины Демичевой;
3. проанализировать стихотворение Нины Демичевой «Подозрение».
Введение 3
Глава i. история развития русской поэзии
История зарождения литературы в древнерусском государстве 6
Стихотворчество XVII века 9
Пути развития русской поэзии в XVIII веке 13
«Золотой век» русской поэзии 17
Особенности поэзии «Серебряного века» 19
глава ii. Творчество "неизвестных" поэтов
Современная русская поэзия 21
Творчество поэтов-современников вблизи 24
Творчество Нины Демичевой: основные темы и черты 24
Заключение 29
Литература 30
Несколько столетий в России литературным языком был церковнославянский. На основе глубокого изучения живой разговорной речи Ломоносов создает первое научное описание русского языка, устанавливает систему его грамматических норм («Российская грамматика», 1757). Более того — он осуществляет реформу и определяет пути сложения литературного языка, он узаконивает использование
живого русского языка, который должен быть обогащен всем лучшим, что дал церковнославянский язык за свою многовековую историю, открывает в просторечии источник его постоянного обновления. Языковая реформа Ломоносова открывала широкие возможности для быстрого и успешного развития русской литературы — и поэзии и прозы.
Творческая
работа многих талантливых поэтов —
от Кантемира до Сумарокова и его
школы — сделала русскую
В
течение четырех десятилетий
классицизм был господствующим литературным
направлением. С середины 1760-х годов
положение начало меняться. Нараставшие
из десятилетия в десятилетие
социальные противоречия крепостнической
России крайне обострились после
прихода к власти Екатерины II (1762).
Закипавшая общественная борьба ставила
перед поэтами-классицистами
В
России сентиментализм стал складываться
в 1770-е годы, в пору начавшегося
кризиса классицизма. Характерно, что
первыми сентименталистами
Общий
смысл начавшейся «литературной
революции» определялся сближением
литературы с действительностью. Преодоление
эстетических канонов классицизма
осуществлялось не вдруг, но мучительно
и долго, в напряженных исканиях,
и не всегда успешно. В то же время
эти искания не оставались безрезультатными
и часто приводили к
Пушкин
выступил наследником и продолжателем
«литературной революции» XVIII —
начала XIX века, собирателем опыта
своих предшественников, как первых
реалистов — «поэтов
Жанр оды был введен еще Симеоном Полоцким, и получил развитие в творчестве М.В.Ломоносова, В.К.Тредиаковского, Г.Р.Державина, придававших этому жанру особое воспитательное и поучительное значение.
Первые элегии в русской поэзии появились в 1735 году, и принадлежали они нововводителю Тредиаковскому. Он же определил этот жанр как «стих плачевный и печальный», указав на необходимость различия двух главных его мотивов — смерть близкого человека и «не зазорная любовь, но законная»; в обоих случаях чувства изображаются поэтом «всегда плачевною и печальною речью».1 В 1747 году в «Эпистоле о стихотворстве» Сумароков также описал признаки элегии и сформулировал правила ее написания.
Потребность
же в поэтическом выражении
Значительным
и своеобразным явлением русской
поэзии XVIII века были переводы из античных
авторов. Первым был переведен Эзоп.
Книга «Притчи Эзоповы...» в
переводе Ильи Копиевского вышла
на русском и латинском языках
в 1700 году в Амстердаме. В России
систематически переводы греческих
и римских поэтов стали печататься
в 1740-е годы. В 1744 году была опубликована
книга «Квинта Горация Флакка
десять писем», переведенная Кантемиром
(имя переводчика не было указано).
Тогда же им завершенный и посланный
в Петербург перевод 55 од Анакреона
издан не был. В 1747 году вышел новый
сборник басен Эзопа (переводчик
Сергей Волчков), который трижды переиздавался
в XVIII столетии. В следующем году
читатель познакомился с переводами
Ломоносова — в состав «Риторики»
он включил оду («басню») Анакреона
«Ночною темнотою...» и
С тех пор каждое десятилетие, до конца века, регулярно выходили новые переводы. Русский читатель имел возможность познакомиться с творчеством греческих поэтов Гомера, Эзопа, Анакреона, Сафо и римских — Горация, Вергилия, Федра, Овидия, Ювенала. Два поэта — Анакреон и Гораций — получили наибольшую популярность, к их произведениям обращалось несколько поколений переводчиков, они оказали наибольшее влияние на русскую поэзию века.
Золотой век русской поэзии в основном совпадает с эпохой расцвета романтической поэзии в Западной Европе. Но его поэзия — не романтизм. Она более формальна, действенна, избирательна, классична, чем всякая иная поэзия (или во всяком случае поэтическая школа) девятнадцатого столетия. В каком-то смысле она, позднее дитя XVIII века, отставала от времени. По тону и атмосфере Пушкина сравнивали с Моцартом. Поэты Западной Европы, всего ближе стоящие по тону и чувству к нашим поэтам Золотого века, — это Бернс, Шенье, Парни. Что особенно важно — техника поэтов Золотого века никогда не отстает от вдохновения. Их поэзия совершенна, даже когда это малые поэты; когда же речь идет о великих, то это безоговорчно великая поэзия. Техническое совершенство отличает поэзию двадцатых годов и от примитивной грубости державинской эры, и от выродившейся «расхлябанности» позднего XIX века.
Поэзия Золотого века была оригинальна, тогда как предшествующие эпохи только заимствовали, но при этом она была прямым продолжением карамзинского направления, его главным оправданием и лучшим плодом. Как продолжение его она была ”французской”, причем ”французской” XVIII века, ибо была враждебна французскому романтизму. С 1820 г. и далее движение называет себя романтическим и открыто восстает против правил французского классицизма. Оно хочет большей свободы и новизны форм; оно любит оригинальность и живописность. Оно восхищается Шекспиром за широту его замысла и глубокое понимание человеческого сердца и Байроном — за могучее красноречие и действенные повествовательные приемы.
По сравнению с эпохой классицизма здесь произошло возрождение чувств и ощущений, но сама чувствительность поэтов Золотого века была чисто классической; только немногие были заражены ”новой чувствительностью”, да и то лишь в ее самых ранних формах. Точно так же не было никакого ”возврата к природе”. Даже символизм природы, присущий оссиановской школе, отсутствует у Пушкина и его современников. Романтический пантеизм и романтический анимизм появляются в русской литературе лишь после 1830 года.
Еще более подчеркивает связь Золотого века с восемнадцатым его четкая социальная окраска. Это было движение внутридворянское, движение джентльменов. Отсюда преобладание в его начальный период легких, светских стихотворений на анакреонтические сюжеты и темы; культ дружбы, веселого застолья и вина. Социально пушкинская пора — апогей литературной гегемонии дворянства. Высокая литература была полностью монополизирована представителями этого класса. В то же время печать почти полностью находилась в руках не-дворян — педантов, литературных поденщиков и торгашей. Классовые противоречия между ними совершенно ясны. Дворяне, к какой бы партии они ни принадлежали, в своем презрении к плебеям выступали единым фронтом. В тридцатые годы плебеи взяли реванш.
Можно
сказать, что Золотой век начался
тогда, когда поэзия стала подниматься
выше добродушных пустячков
К 1820 г. движение стало серьезнее. После 1821 года на пять лет воцарилось влияние Байрона. Главной поэтической формой выражения становится стихотворная повесть. Назло консерваторам арзамасцы вызывающе принимают модный лозунг: романтизм. Одно за другим появляются произведения Пушкина; они имеют шумный успех; с ними соперничают произведения Жуковского, Баратынского, Козлова. Поэзия почти монополизирует книжный рынок. Дворянская партия становится единственным арбитром литературного вкуса. Но эта эпоха оказалась непродолжительной, и вскоре над ней стали собираться первые тучи. Подавление декабристского мятежа Николаем I (1825—1826) было роковым ударом для интеллектуальной дворянской элиты. В то же время чистая атмосфера XVIII века была отравлена: молодые люди следующего поколения занесли в Россию первые ростки германского идеализма. Журналисты, принадлежавшие к низшим классам, но с большими литературными претензиями и более прогрессивных взглядов, чем прежние, берут в свои руки печать и завоевывают популярность у читателя. Французский романтизм с его ничем не обузданным дурным вкусом отравляет воздух. Романы после толчка, который дал Вальтер Скотт, начиная с 1829 г. продаются лучше, чем поэзия. Дельвиг, центр дружеского поэтического кружка, умирает в 1831 г. В том же году Пушкин женится и становится лидером консервативной литературной аристократии. Молодые уже немолоды, лето Золотого века миновало. После 1831 г. литературную сцену занимают в Петербурге — толпа вульгаризаторов и шарлатанов, а в Москве — Адамы новой интеллигенции, которые уважают в Пушкине почтенный реликт прошлого, но отвергают его традиции, презирают его друзей и отказываются читать его новые произведения. В 1834 г. появляется первая статья Белинского — манифест новой эры русской цивилизации. В 1837 г., когда умирает Пушкин, Россия уже далеко ушла по новому пути. Пережившие Пушкина Жуковский, Баратынский, Языков, Вяземский — маленькая изолированная группа, забытая в чуждом, неприязненном мире.
Так
же важно, что именно в этот период
развития русской поэзии, выделилась
каста поэтов, добровольно покинувших
двор, либо изгнанных за «свободомыслие»,
«инакомыслие». это были первые революционеры,
выделившийся слой «свободной интеллигенции»,
недовольной правительством, и считавших
себя самих виновниками бедствий
крестьянства, ибо просвещение не дало
плодов, и теперь появилась необходимость
физического устранения самодержавия.
И лучше умы XIX века выступили
первыми идейными революционерами, «приравнявшими
перо к оружию».
Лирика
серебряного века многообразна и
очень музыкальна. Сам эпитет “серебряный
век” звучит как колокольчик. Серебряный
век подарил нам целое
В
начале XX века существовало множество
литературных направлений. Это и
символизм, и футуризм, и даже эгофутуризм
Игоря Северянина. Все эти направления
очень разные, имеют разные идеалы,
преследуют разные цели, но сходятся в
одном: необходимо исступленно работать
над ритмом, словом, чтобы довести
манипулирование звуками до совершенства.
Футуризм напрочь отказался от старых
литературных традиций, “старого языка”,
“старых слов”, провозгласив основой
стихосложения поиск новой
С психологической точки зрения, на рубеже XIX – XX веков были сделаны открытия, опровергнувшие все ранее существовавшие представления о мире и обществе, о самой жизни. И морально-психологические давления продолжаются и до сих пор, мир открывается с новых сторон, и люди каждый раз выстраивают жизненную концепцию заново, все более и более разочаровываясь в ней. Начинается глобальный «кризис правды». Она практически перестает существовать, и творчество становиться все более свободным и раскованным, особенно после революции, ощутив прилив новых сил и спад цензуры. Но ликование свободы было недолгим, очень скоро богемная интеллигенция осознала что попала в еще более стягивающий стальной обруч цензуры. Теперь не только нельзя было задевать какие то темы, но и в общем круг тем сузился в рамках государственной необходимости, в целях укрепления новой «религии» социализма.