Творчество "неизвестных" поэтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – дать общую характеристику творчества современных авторов, и разобрать его основные черты на примере творчества одной из поэтесс нашего времени – Нины Демичевой.
Задачи:
1. изучить развитие поэзии, от эпохи зарождения ритмического слога и первых силлабических виршей к современному творчеству поэтов 21 века;
2. выявить основные характеристики творчества современных поэтов и темы лирики на примере творчества Нины Демичевой;
3. проанализировать стихотворение Нины Демичевой «Подозрение».

Оглавление

Введение 3
Глава i. история развития русской поэзии
История зарождения литературы в древнерусском государстве 6
Стихотворчество XVII века 9
Пути развития русской поэзии в XVIII веке 13
«Золотой век» русской поэзии 17
Особенности поэзии «Серебряного века» 19
глава ii. Творчество "неизвестных" поэтов
Современная русская поэзия 21
Творчество поэтов-современников вблизи 24
Творчество Нины Демичевой: основные темы и черты 24
Заключение 29
Литература 30

Файлы: 1 файл

курсовая литера.docx

— 73.13 Кб (Скачать)

     Известные имена литераторов XV – XVII веков Максим Грек, митрополит Даниил, Иван Пересветов, Андрей Курбский. 
 
 
 

Стихотворчество XVII века

     Становление и развитие русского речевого стиха

     Одним из важных факторов истории русской  литературы XVII века было появление  и развитие речевого стиха. Вопрос об его истоках занимал и занимает многих исследователей. В XIX веке сложились две точки зрения. Академик А.Соболевский считал что силлабические стихи – вирши возникли под влиянием украинской и польской поэзии. Л.Майков выдвинул противоположную точку зрения – «первые опыты рифмованных стихов явились, так сказать, сами собою и, во всяком случае, не как подражание западноевропейским силлабическим стихам с рифмами». Большинство исследователей советского периода склонны поддерживать теорию Майкова, к этому мнению присоединимся и мы.

     Первой, длительное время единственной, стихотворной системой у нас было народное тоническое стихосложение. Русский речевой  стих берет свое начало от творчества скоморохов, использовавших народное стихосложение. Другим источником речевого стиха явилась эмоционально приподнятая  речь прозаических произведений древней  Руси, когда писатели, стремясь подчеркнуть  эмоциональное значение слова, прибегали  к ритмизации речи ( «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Моление»  Даниила Заточника, уже упомянутые нами «Слово о полку Игореве», «Задонщина»). В период борьбы русского народа с  польской интервенцией, в связи с  усилением в литературе эмоционально-публицистического  элемента, появляются первые попытки дать образцы стихотворной речи. Рифмованными виршами завершается повествование в «Летописной книге», приписываемой Катыреву Ростовскому. Как отмечает Л.И.Тимофеев, стих в этих произведениях целиком основан на средствах речевой выразительности и не обращается к каким-либо элементам музыкальности. Однако речевая структура давала некоторую возможность передать внутреннее состояние человека, его индивидуальные переживания. Стих еще не был упорядочен в ритмическом отношении: количество слогов в строке свободно менялось, на чередование ударений внимания не обращалось, рифма употреблялась преимущественно глагольная, мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая. Эти так называемые досиллабические вирши начинают приобретать все большую популярность в связи с дифференциацией человеческой личности.

     В первой четверти XVII века речевой стих проникает в повествовательную литературу: бытовую и сатирическую повесть, им подписываются лубочные картинки.

     Развитие  досиллабических виршей подготовило  появление равносложного упорядоченного силлабического стиха. А.В.Позднеев в  своей работе «Рукописные песенники XVII – XVIII веков» доказал, что сначала 50-х годов XVII века в нашей литературе складывается определенная поэтическая  традиция: создаются силлабические  книжные песни, как духовные, так  и светские (акростихи Германа, стихи  поэтов Никоновской школы).

     Большое значение в развитии силлабической  поэзии имело творчество Симеона Полоцкого (1629 -1680). Начало его литературной деятельности относиться ко времени его пребывания в Киево-Могилянской академии, поэтическим творчеством он продолжает заниматься и в Полоцке, но наивысшего рассвета оно достигает в Москве, где, как пишет его ученик Сильвестр Медведев, Симеон Полоцкий «нВ всякий же день имея залог писати в полдесть и полутетради, а писание его было зело мелко и уписисто».

     Силлабический стих Полоцкого формировался под  воздействием украинского и польского  стиха. Однако возможность использования  в русском стихосложении одиннадцати- и тринадцатисложного силлабического стиха с обязательной парной женской рифмой была подготовлена длительным историческим развитием выразительных средств, органически присущих русскомукнижному языку. Силлабический стих Полоцкого был тесно связан со строением книжного русского языка, которым он писал свои произведения.

     Он  придавал своим поэтическим произведениям  большое просветительное и воспитательное значение. Высокое призвание Симеон Полоцкий видел в его способности  привлекать «слухи сердца» людей. Могучее  оружие поэзии, считал он, должно быть использовано для распространения  просвещения, правильных нравственных понятий. Кроме того вриши должны служить образцом для всех пишущих  на «словенстием книжном языце».

     Симеон  Полоцкий выступает в качестве первого  придворного поэта, создателя панегирических торжественных стихов, явившихся прообразом хвалебной оды. Очевидно с этого времени, поэты всегда были значимы при дворе, и первоначально (в эпоху классицизма) отображали в своем творчестве государственные идеи, являлись в некотором смысле связью государственного аппарата с гражданами. Этим же приемом воспользовались и революционеры, так как доверие к поэтам всегда было на более высоком уровне, чем к официальным государственным лицам.

     В центре панегирических виршей стоял  образ идеального просвещенного  самодержца. Он является олицетворением и символом Российской державы, живым  воплощением ее политического могущества и славы. Таково, например, стихотворение  «Орел российский», где поэт перечисляет  те полдожительные качества которыми должен обладать царь: он должен посвятить  свою жизнь благу государства, благу  своих подданных, заботиться об их «гражданской потребе» и их просещении; он строг  и милостив и в то же время точный исполнитель существующих законов.

     Основным  средством панегирического прославления является гипербола и метафора, что  особенно важно, Полоцкий впервые вводит античные мифологические образы для  возвеличения воспеваемого лица. Все  панегирические вирши (800 стихотворений), стихи на различные случаи придворной жизни были объединены С.Полоцким в  сборник, который он назвал «Рифмологион» (1679 -1680).

     Сборник 1677 – 1678 годов «Ветроград многоцветный»  объединяет вирши на самые разнообразные  темы, различных жанров («подобия», «образы», «присловия», «толкования», «епитафия» и прочие). Сам поэт считает  себя носителем и хранителем высших религиозно-нравственных ценностей  и стремится внушить их читателю. В виршах Полоцкий ставит вопросы  моральные, стараясь дать обобщенные образы, рассматривает вопросы «женитьбы», «достоинства», «чести» и т.п. вместе с тем поэт касается и вопросов общественно-политических. Основой  общества поэт считает труд и первейшей  обязанностью человека – трудиться  на благо общества. Впервые намечена поэтом тема, которая займет видное место в русской классицистической литературе, тема противопоставления идеальному правителю, просвещенному монарху – тирана жестокого, своевольного, немилостивого и несправедливого.

     Философский вопрос о смысле человеческой жизни  поднимает С.Полоцкий в стихотворении  «достоинство». Истинное блаженство поэт видит не в погоне за почестями, чинами, знатностью, а в возможности человека заниматься своим любимым делом.

     Важным  разделом поэзии Полоцкого является сатира «обличения». Большинство его  сатирических произведений носит общественно-моралистический, абстрактный характер. Лучшие сатирические произведения – «Купецтво» и «Монах». В сатире «Купецтво» поэт перечисляет  восемь смертных «грехов роду купецкого»

      Во-первых, всякий купец усердно желает,

      Малоценно да купит, драго да продаст.

      Второй  грех в купцех часто есть лживое слово

      Еже ближнего в вещех прелстити готово… 

     Учениками и последователями Симеона Полоцкого  были поэты Сильвестр Медведев и  Карион Истомин. Медведев как поэт мало оригинален. Он многое заимствовал  из панегирических стихов своего учителя, но в отличае от него, избегал  в своих виршах употреблять аллегорические и мифологические образы. Более талантливым  и плодовитым учеником Симоена Полоцкого  был Карион Истомин. Так же как и учитель, Истомин использует поэзию в качестве важного средства борьбы за просвещение.

     Благодаря деятельности Симеона Полоцкого  и его ближайших учеников силлабический  стих начинает широко применяться в  литературе. Возникает новый поэтический  род – лирика, появление которой  – яркое свидетельство начала дифференциации личности. Принципы силлабического стихосложения, разработанные во второй половине XVII века, получили дальнейшее развитие в творчестве поэтов-силлабиков в первой трети XVIII столетия: Петра Буслаева, Феофана Прокоповича.

     Однако  силлабический стих не вытеснил полностью  досиллабического, который даже пережил  его и закрепился в позднейшем раешном стихе, в то время как  на смену силлабике пришла силлабо-тоническая система русского стихосложения, разработанная  В.К.Тредиаковским и М.В.Ломоносовым. 

Пути  развития русской  поэзии в XVIII веке

    «..«Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии», — писал Пушкин, отлично зная при этом, что ее истоки уходят в  глубокую древность. Своим утверждением поэт стремился подчеркнуть те качественные изменения, которые определились именно в XVIII веке, когда сформировалась новая  русская литература. Понятием «наша  словесность» связывались два века — XIX и XVIII, — то, что начиналось в  эпоху Ломоносова, получило продолжение  в эпоху Пушкина.

    Обращает  внимание в суждении Пушкина слово  «вдруг» — в нем выражен  особый, беспримерно динамичный характер развития России в ту пору. Литература, связанная со своим временем, обусловленная  им, стремительно прошла путь от младенчества к зрелости, поистине «вдруг» —  за несколько десятилетий — добилась таких успехов, которые в других странах, в иных условиях завоевывались веками». (Г. Макогоненко)

    Эпоха русского Просвещения связана с  деятельностью целой плеяды писателей, ученых и публицистов. В 1760—1770-х  годах на общественной арене выступили: журналист, издатель и писатель Николай  Новиков, драматург и прозаик  Денис Фонвизин, драматург и поэт Яков Княжнин, философ Яков Козельский. Наряду с ними активно работали ученые С. Десницкий, Д. Аничков и популяризатор  просветительской идеологии профессор  Н. Курганов. В 1780-е годы Новиков создал в Москве, на базе арендованной им типографии Московского университета, крупнейший просветительский центр, объединивший сотню переводчиков, писателей, ученых и распространителей книг.

    Просвещение в последнюю треть XVIII века оказывало  глубокое влияние на всю идейную  жизнь общества, и прежде всего  на развитие литературы и искусства. Даже те крупные дворянские писатели, которые не принимали главного —  социальной программы просветителей, — испытывали влияние просветительской философии с ее культом свободного человека. На этом теоретическом фундаменте формировались их эстетические убеждения.

    Новая русская литература началась не с  прозы, а с поэзии, она утверждала свое историческое бытие в поэтических  жанрах, заговорила с читателем языком стиха. Час прозы еще не пробил, и первые опыты прозаиков многие десятилетия находились на периферии  литературы.

    Опережающее развитие поэзии было исторически обусловленным  явлением. Европеизация, настойчиво проводившаяся  Петром, подготовила условия для  существования России как мировой  державы. Возникала острая необходимость  создания национальной литературы, которая  была бы способна выражать национальную жизнь России в ее новом качестве. Конечно, она формировалась не на пустом месте. Предшествовавшая литературная традиция давала себя знать и в  первые десятилетия века и позже, когда разными путями произведения прошлых эпох оказывали влияние на литературный процесс. И все же литература, возникавшая в послепетровскую эпоху, была принципиально новым явлением.

    В XVIII веке с особой обостренностью русские  люди почувствовали себя наследниками всего мира. Процесс осознания  новой исторической судьбы России не мог быть запечатлен в старых формах, на основе художественных принципов  древнерусской литературы. Должно было наследовать не только национальные традиции, но и художественный опыт человечества.

    Русский классицизм был явлением глубоко  прогрессивным. Он помог создать  национальную литературу, способствовал  выработке идеалов гражданственности, сформировал представление о  героическом характере, высоко поднял поэтическую культуру, включил в  национальную литературу художественный опыт античного и европейского искусства, открыл поэзии возможность аналитического раскрытия нравственного мира человека. Усилиями Тредиаковского и Ломоносова была осуществлена реформа русского стихосложения. Отказавшись от чуждого  строю русского языка силлабического стихосложения, они ввели силлабо-тоническое (основанное на чередовании ударных  и безударных слогов), открывая тем  самым возможность использования  интонационного богатства русского языка, который отличается многоакцентностью  и подвижностью ударений в словах. Русская поэзия тем самым прочно вставала на национальную почву. Жизненность  реформы подтвердила вся, более  чем двухвековая, практика русских  поэтов.

Информация о работе Творчество "неизвестных" поэтов