Стилистические особенности перевода публицистического текста с английского языка на русский язык

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена высокой социокультурной значимостью газетно-информационных материалов. На постоянные перемены в английской культуре чутко реагирует язык и речь, и прежде всего – в средствах массовой информации. Особый интерес представляет перевод заголовков в материалах англоязычной прессы.
Актуальность проблемы определили цели исследования:
1) выявить языковые особенности публицистики;
2) определить выразительные средства языка англоязычной прессы;
3)систематизировать способы передачи и перевода языка средств публицистических текстов.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………... 3
1. Проблема перевода реалий в текстах публицистического стиля ……... 5
1.1.Особенности текстов публицистического стиля в русском и английском языках …………………………………………………………………………… 5
1.2. Способы передачи реалий при переводе публицистических текстов … 10
2. Основные стилистические особенности перевода публицистического текста с английского языка на русский ……………………………………… 21
2.1. Характерные особенности публицистики английского языка ……… 21
2.2. Языковые особенности англоязычной прессы ……………………… 24
3. Перевод элемента публицистического текста …………………………… 30
Заключение …………………………………………………………………….. 34
Список использованной литературы ……………………………………… 36

Файлы: 1 файл

ПУБЛИЦИСТЧ2003.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Институт экономики, управления и права г. Казань

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: «Стилистические особенности перевода публицистического   текста с английского языка на русский язык»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  группы

 

Проверил:

 

 

 

Казань 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………...   3

1. Проблема перевода  реалий в текстах публицистического  стиля ……...       5

1.1.Особенности текстов публицистического стиля в русском и английском языках ……………………………………………………………………………  5

1.2. Способы передачи реалий при переводе публицистических текстов …  10

2. Основные стилистические  особенности перевода публицистического  текста с английского языка  на русский ………………………………………  21

2.1. Характерные особенности публицистики английского языка ………      21

2.2.  Языковые особенности англоязычной прессы ………………………      24

3. Перевод элемента публицистического текста ……………………………   30

Заключение ……………………………………………………………………..  34

Список использованной литературы ………………………………………      36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная курсовая работа состоит из оглавления, введения, трёх глав и заключения. После каждой главы идут заключительные выводы, кратко подводя итог всему сказанному выше.  
Предметом исследования данной курсовой работы является перевод публицистического текста с английского языка на русский.  
Объектом исследования являются стилистические особенности языка публицистических текстов.

Актуальность  исследования обусловлена высокой социокультурной значимостью газетно-информационных материалов. На постоянные перемены в английской культуре чутко реагирует язык и речь, и прежде всего – в средствах массовой информации. Особый интерес представляет перевод заголовков в материалах англоязычной прессы.  
Актуальность проблемы определили цели исследования:  
1) выявить языковые особенности публицистики;  
2) определить выразительные средства языка англоязычной прессы;  
3)систематизировать способы передачи  и перевода языка средств публицистических  текстов. 
           В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:  
1) рассмотрение функциональных стилей английского языка;  
2) определение роли и места публицистического стиля в функционально-стилистической дифференциации языка;  
3)изучение лингвистической природы публицистики;  
4) анализ некоторых особенностей перевода публицистического стиля речи; 
5) систематизация отдельных средств, используемых при переводе публицистических текстов.  
           Исходя из задач настоящей работы, выбраны следующие методы исследования: аналитическое описание текстов, метод сравнения, метод обобщения, лингвистический анализ текста.  
В первой главе определяется роль и место публицистического стиля в функционально-стилистической системе языка.  
Вторая глава посвящена описанию основных общих особенностей и специфических черты публицистических текстов в английском языке. Вторая часть данной главы описывает специфику перевода публицистических текстов с английского языка на русский язык. 
В третьей главе проводится анализ отдельных средств, используемых при переводе газетно-публицистических текстов на материалах англоязычной прессы.  
          Заключение обобщает результаты работы, содержит основные выводы.  
В качестве материала для исследования используются статьи британских и американских газет и журналов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблема  перевода реалий в текстах  публицистического стиля

1.1.Особенности текстов публицистического стиля в русском и английском языках

 

Существующие  в публицистике жанры принято  делить три группы: информационные; аналитические; художественно-публицистические. В качестве основания деления при этом выступает степень выражения индивидуального авторского стиля, отношение автора к описываемому явлению. Так, если в произведениях информационного жанра автор лишь сообщает о некотором событии, процессе, явлении и т.п., то в аналитических он дополняет такое сообщение анализом, осмыслением, оценкой того, о чем идет речь. Третья разновидность жанров – художественно-публицистический – носит смешанный характер, в нем сочетаются элементы художественного и публицистического стиля, причем авторская позиция выражена максимально.

Тексты публицистического  стиля выполняют множество функций: информационную, воспитательную, воздействующую, пропагандистскую или агитационнопропагандистскую, просветительскую, популяризаторскую, организаторскую, гедонистическую (развлекательную) и др. Важнейшими и них являются функция воздействия и коммуникативно-информационная функция – сообщение новостей. Она воплощается в стремлении любого периодического издания, любого органа СМИ в кратчайший срок сообщить о свежих новостях.

Именно эти  две функции являются стилеобразующими. Их реализация находит свое конкретное выражение в стиле и языке  публицистических произведений, определяет особенности лексики, синтаксиса и структуры публицистических документов, состав жанров публицистики.

Среди собственно языковых и стилевых особенностей языка  текстов публицистического стиля, совокупность которых отличает его  от языка других функциональных стилей, можно назвать:

• Высокую степень  стандартизации используемых средств: большой процент устойчивых и  клишированных выражений, различные  журналистские штампы, лексикализованные  метафоры, стандартные термины и  названия и т.п. (эта особенность  прежде всего характерна для новостных материалов и отражает стремление их авторов создать впечатление абсолютной объективности и беспристрастности).

• Экспрессивность  языка как способ привлечения  внимания читателя, выражения отношения  к передаваемой информации, расстановки  оценочных акцентов и т.п. (среди экспрессивных, т.е. обладающих особыми коннотациями выражений, можно также встретить речевые клише и штампы); наличие оценочных эпитетов; прямых обращений к читателю (эти особенности чаще всего характеризуют авторские, подписные материалы).

• Насыщенность самыми разнообразными реалиями (общественной, политической и культурной жизни), аллюзиями (к литературе, истории, кино и т.п.) и цитатами (реалии характерны как  для «анонимных», в том числе  новостных материалов, так и для  авторских, аллюзии и особенно цитаты – прежде всего для авторской журналистики).

• Использование  разговорной, сниженной, сленговой  и ненормативной лексики (последняя  более характерна для письменных текстов российских СМИ и используется с целью выражения определенного отношения, например иронического, автора материала, создания определенного образа и стилистического (например, юмористического) эффекта, а в так называемой «бульварной прессе» – еще и для эпатажа аудитории и/или привлечения определенной категории читателей).

• Широкое использование  образной фразеологии и идиоматической лексики (как литературной, так и  разговорной и просторечной), в  том числе «деформированных»  идиом, игры слов, каламбуров, пословиц и поговорок (часто также в  «деформированном» виде) (характеризует как подписную, так и «анонимную» журналистику).

• Широкое использование  иных стилистических средств, приемов  и фигур речи – таких как  гиперболы, литоты, образные сравнения, метафоры (в том числе развернутые  и «застывшие», лексикализованные), метонимия, паронимическая аттракция (особенно в рекламных текстах), иносказания, эвфемизмы и др. (чаще характеризует авторские материалы, комментарии, статьи и заметки на различные темы и т.п.).

• Особая черта  письменных текстов СМИ (и особая переводческая проблема) – газетные и журнальные заголовки, построенные на игре слов, на каламбурах, цитатах, аллюзиях и деформированных идиомах.

Очевидно, что  такие заголовки нельзя переводить буквально. В качестве переводческого «ответа» на каламбур в исходном тексте в идеале хотелось бы видеть значимый каламбур в тексте перевода. Иногда достичь этого удается. Если подобного решения проблемы найти не удается (что бывает довольно часто), лучше изменить заглавие полностью, сделав его нейтральным, но зато понятным по смыслу и связанным с темой текста.

Если в переводимом  тексте превалируют клишированные  сочетания нейтрального характера, то аналогичные языковые средства следует  использовать и в переводе [2, c. 54-58]. Тем более что для многих журналистских клише, используемых, в англоязычной прессе нетрудно подыскать смысловые и стилистические соответствия среди такого же рода выражений русского языка, например: a significant event – знаменательное событие, as follows from reliable sources – как следует из компетентных источников, restricted information – информация для служебного пользования/секретная информация и т.п. Там, где «готовых» соответствий на языковом уровне нет, смысл нужно передавать иными средствами, не нарушая при этом жанрового, стилистического и коммуникативного характера текста.

Иную проблему представляет высокая аллюзивность публицистического текста [5, c. 124-125]. Часто журналисты выстраивают свой текст из того, что уже известно читателю: фрагменты известных музыкальных произведений, книг, рекламы, кинофильмов. Данная информация достаточно сложна для перевода, и среди переводчиков до сих пор идут споры о том, стоит ли передавать эту информацию и ее комментировать, если широкий читатель не владеет контекстом. Особо сложные случаи переводчик может откомментировать в сносках или пользуясь добавлением. Именно аллюзивность часто может привести к тому, что текст будет являться непереводимым или сложно переводимым.

Кроме фразеологизмов, клише или скрытых цитат в  публицистическом тексте очень важны  синтаксические компоненты. Например, чередование длинных и коротких фраз делают текст более динамичным, одни длинные предложения, наоборот заставляют текст «тянуться» и т.д. Так же короткие предложения среди длинных или средних по длине могут быть средством выделить чтото важное. Кроме того, часто используется инверсия или парцелляция (отделение части предложения).

Так же особую роль в тексте играют «модные слова», которые часто являются словами  иностранного происхождения. Иногда так  же в тексте могут появиться старые слова, которые вдруг начали сочетаться с другими словами. Модные слова повышают доверие читателя и подчеркивают актуальность информации. Однако, при переводе «модность» слова теряется, поэтому переводчику нужно лексически компенсировать потерю «модности», перенеся ее на другую лексему т.е. заменяя по контексту слова на модные для языка перевода.

Кроме того стоит  обратить внимание на скрытый комизм, который часто базируется, например, на использовании лексики высокого стиля рядом с нейтральной  лексикой. Это может компенсироваться только подходящими вариантными соответствиями.

Этот же принцип  по возможности следует применять  и при переводе образных, идиоматических выражений и прочих экспрессивных  элементов текста. Так, если есть возможность  адекватно передать идиому в исходном тексте с помощью идиомы на языке перевода (аналогичной по структуре/лексическому составу или же по той коммуникативной функции, которую она выполняет), нет причины этого не сделать – но только в том случае, если идиомы соответствуют друг другу не только по смыслу, но и по стилистическим и иным параметрам. Например: to follow in somebody 's footsteps – пойти по чьим-то стопам; to put the cart before the horse – ставить телегу впереди лошади. Опять же, при отсутствии близких соответствий на фразеологическом уровне, перевод должен осуществляться иными средствами – с соблюдением всех параметров эквивалентности.

Что касается реалий, названий организаций, должностей и  т.п., здесь простора для творчества у переводчика нет или очень  мало. Названия международных организаций, принятые обозначения важных исторических и политических событий, географические названия и ряд других реалий – то, что любой переводчик, работающий в сфере массовой коммуникации, просто обязан знать. Поэтому в большинстве подобных случаев выбора эквивалентов у него либо нет вообще, либо он ограничен двумя-тремя альтернативными вариантами. Так, единственно возможный эквивалент для UN Security Council –Совет Безопасности ООН; для the Cuban missile crisis – Карибский кризис (реже Кубинский кризис), для the House of Commons – Палата Общин. Именно из-за отсутствия у многих молодых переводчиков необходимых знаний, не говоря уже об общей эрудиции и кругозоре, в русский язык проникают обозначения, не соответствующие традиционным русскоязычным названиям. Это знание не мешало им передавать реалии в переводе именно так, как они обозначаются по-русски.

Таким образом, адекватный перевод текста публицистического  стиля подразумевает верную передачу средствами другого языка не только фактического и сугубо информативного содержания текста, но и его коммуникативной/функциональной направленности. Иначе говоря, коммуникативно-функциональная эквивалентность перевода текстов публицистического стиля не менее важна, чем его семантическая эквивалентность.

1.2. Способы передачи реалий при переводе публицистических текстов

 

Проблема перевода реалий в публицистических текстах  как одна из наиболее трудных задач, стоящих перед переводчиком, привлекает внимание многих лингвистов и теоретиков перевода. Среди трудностей, возникающих при переводе реалий можно выделить следующие:

1) отсутствие  в переводящем языке соответствия (эквивалента) из-за отсутствия у носителей этого языка обозначаемого реалией объекта (референта);

2) необходимость,  наряду с предметным значением  (семантикой) реалии, передать колорит (коннотацию), а также ее национальную и историческую окраску.

При выборе наиболее подходящего приема перевода необходимо учитывать способ подачи реалии автором  текста оригинала и средства, используемые им, чтобы довести до сознания читателя ее семантическое и коннотативное содержание.

В теории и практике перевода широко известны следующие  приемы перевода реалий:

1. Транслитерация  и транскрипция.

Транслитерация – это передача средствами графического (буквенного) состава слова, а транскрипция – это передача звуковой формы буквами. Эти способы широко применяются при передаче иноязычных имен собственных, географических наименований и названий разного рода компаний, фирм, пароходов, гостиниц, газет, журналов и пр.

Информация о работе Стилистические особенности перевода публицистического текста с английского языка на русский язык