Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:26, диссертация
Международный туризм играет все более заметную роль в мировой экономике. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли. Статистика свидетельствует об устойчивых темпах развития туризма. В 1950 г. общее число туристов составляло 25 млн, а поступления от туризма - 2,1 млрд долларов США; в 1987 г., по данным ВТО, эти показатели составили соответственно 363 млн и 150 млрд. В 2000 г. число путешествующих достигло 698 млн, поступления от туризма - более 476 млрд долларов США. В 2002 г. число туристов составило 702 млн, валютные поступления от международного туризма достигли 474 млрд долларов США.
Введение
Глава 1. Эволюция туризма. Классификация туризма
Глава 2. Религиозный туризм
2.1. Определение и разновидности религиозного туризма
2.2. Паломнический туризм
2.3. Виды и особенности паломничества
2.4. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
2.5. Индустрия религиозного туризма
2.6. Структура религии
2.7. Типология современных религий
Глава 3. Религиозный туризм в христианстве
3.1. Основы вероучения христианства
3.2. Православная церковь
3.3. Православное паломничество. Религиозные центры в России и странах СНГ
3.4. Наиболее известные монастыри Русской православной церкви в России и на Украине
3.5. Зарубежные православные центры, монастыри и храмы РПЦ
3.6. Христианские святыни и Святая земля
Глава 4. Религиозный туризм в исламе
4.1. История возникновения и основы вероучения ислама
4.2. Догматы ислама
4.3. Территория распространения ислама
4.4. Хадж в Мекку
Глава 5. Религиозный туризм в буддизме
5.1. Возникновение и основы вероучения буддизма
5.2. Буддийские праздники и церемонии
5.3. Буддизм в России
5.4. Особенности и история паломничества в буддизме
5.5. Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
5.6. Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
5.7. Паломнические центры буддизма в Тибете
5.8. Другие паломнические центры буддизма
Глава 6. Деловой туризм
6.1. География бизнес поездок
6.2. Конгрессно выставочный туризм
6.3. Инсентив туризм
Глава 7. Лечебно оздоровительный туризм
7.1. Наука курортология
7.2. Зарождение и развитие курортов
7.3. История развития санаторно курортного дела в России
7.4. Курорты и их типология
7.5. Всемирно известные лечебные курорты
7.6. Основные методы лечения и оздоровления, применяемые на современных европейских курортах (на примере Италии)
7.7. Общие принципы организации лечения и оздоровления на курортах
7.8. Примеры оздоровительных программ, предлагаемых на курортах
Глава 8. Экологический туризм
8.1. Предпосылки зарождения экологического туризма
8.2. Воздействие туризма на природные комплексы
8.3. Определение экологического туризма
8.4. Признаки экологического туризма
8.5. Виды экологического туризма
8.6. Национальные парки, заповедники и резервации
8.7. Средства размещения и экологический туризм
Глава 9. Событийный туризм
Глава 10. Горнолыжный туризм
10.1. История развития горнолыжного туризма
10.2. Популярные мировые горнолыжные курорты
10.3. Особенности климата, которые необходимо учитывать при выборе горнолыжного курорта
Глава 11. Экстремальный туризм
11.1. Понятие об экстремальном туризме
11.2. Водные виды экстремального туризма
11.3. Наземные виды экстремального туризма
11.4. Горные виды экстремального туризма
11.5. Воздушные виды экстремального туризма
11.6. Экзотические виды экстремального туризма
Глава 12. Круизный туризм
12.1. Морские круизы
12.2. Речные круизы
Приложения
Приложение 1. Принципы Глобального этического кодекса туризма (Приняты Генеральной ассамблеей ВТО (Сантьяго) 1 октября 1999 г.)
Приложение 2. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Приложение 3. Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах"
Приложение 4. Сообщение МИД России от 01.07.2000 г. О новых правилах совершения малого (умры) и большого хаджа в Королевство Саудовская Аравия (КСА)
Приложение 5. Основные положения проекта Федерального закона "О социальном туризме"
Литература
5. Паломничество - «хадж». По меньшей мере один раз в жизни мусульманин должен отправиться в паломничество в Мекку, к Каабе.
В исламе отсутствуют таинства, характерные для христианства. Чтобы стать мусульманином, достаточно произнести в присутствии уважаемых людей исламский символ веры. В исламе отсутствует институт священства, поэтому духовенство и миряне не противопоставляются друг другу. Стать имамом, т. е. «производящим молитву», может любой уважаемый человек, хорошо разбирающийся в Коране и ритуальной практике. На молитву верующие должны надевать чистую одежду, совершив омовение. Во время молитвы верующие обращаются лицом в сторону Мекки. Направление на Мекку указывает михраб - ниша в стене мечети. В Коране четко говорится о необходимости пожертвований. Поэтому в исламе проповедуется подаяние нищим, больным, забота о своих семьях и нуждающихся в помощи. Требуется также уплата милостыни (2,5 %) от всего нажитого человеком в пользу бедных. В девятый месяц лунного календаря рамадан мусульманам предписан пост. Наиболее важной заповедью является хадж. Паломничество совершается в строго определенное время - в месяц зуль-хиджа, четвертый после рамадана.
В исламе самыми большими праздниками считаются два: Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) - праздник разговения после строгого поста в месяц рамадан и Ид аль-Адха (Курбан-байрам) - праздник жертвоприношения, совершаемого во время хаджа. Мусульмане также с большими почестями и глубоким уважением отмечают день рождения Пророка Мухаммеда, ночь его вознесения, ночь заповеди и ночь могущества.
В исламе существуют два основных течения - суннизм и шиизм. Они расходятся в вопросах преемственности духовной власти. Суннизмбазируется на Коране и Сунне (деяния, поступки и слова Мухаммеда) и признает принцип выборности халифов (преемников Мухаммеда). Шиизмопирается на Коран и хадисы (предания), принадлежащие Али и его потомкам. Али - четвертый халиф, муж дочери Мухаммеда Фатимы. Шиизм признает 12 имамов, прямых потомков Али. Приверженцы этого течения также верят в приход в мир незадолго до Страшного суда тайного имама - Махди, который установит равенство и справедливость.
В исламе существует также мистическое течение - суфизм,здесь делаются акценты на эмоциональной и интуитивной стороне религиозного опыта. Основными целями суфизма являются: полное растворение человеческого сознания в сознании Бога, непосредственное эмоциональное переживание опыта общения с Богом, поиски внутренней духовной жизни.
В мире насчитывается примерно 1 млрд 126 млн приверженцев ислама, что составляет примерно 19 % населения Земли.
В Россиинасчитывается более 20 млн мусульман. В современной России имеется примерно 3,5 тыс. мечетей, действует около 30 духовных управлений, в том числе Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России. Функционируют исламские вузы и медресе, действуют исламские партии.
В Азии:
в Индонезии проживает 177 млн приверженцев ислама, в Бангладеш - 101 млн, в Индии - 99 млн, в Иране - 18 млн, в Турции - 55 млн, в Китае - 27 млн, в Ираке - 18 млн, в Афганистане - 16 млн, в Саудовской Аравии - 13 млн.
В африканских странах:
в Египте насчитывается более 46 млн мусульман, в Алжире - 25 млн, в Марокко - 25 млн, в Судане - 18 млн, в Эфиопии - 16 млн.
В СШАпроживает около 6 млн мусульман.
4.4. Религиозные объекты ислама
Как уже отмечалось, паломничеством в исламе считается посещение двух священных городов - Мекки и Медины, находящихся в Саудовской Аравии.
Эти паломничества подразделяются на две категории:
1) хадж (большое паломничество);
2) умра (малое паломничество).
Мекку и Медину ежегодно посещают около 2 млн паломников. Здесь построена одна из самых больших мечетей в мире - Харам бейт-Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба. Название «Кааба» происходит от формы здания, похожего на куб, но в действительности прямоугольного, размером приблизительно 10×12 м, высотой 15 м. Кааба построена из серого камня с окрестных гор, основание из мраморного фундамента высотой 25 см. Ее четыре угла называются - красный, сирийский, йеменский и черный (так как около него находится «черный камень», к которому паломники стремятся прикоснуться и поцеловать его). Снаружи святилище Кааба покрыто черным покрывалом (кисеей). Этот покрывало ежегодно изготавливается в Египте. Незадолго до прибытия паломников черное покрывало заменяют на белый чехол. В конце паломнического месяца ее снова облачают в новое черное покрывало, а старое разрезают на куски и продают паломникам, как реликвию. Дверь Каабы находится на высоте 2 м от земли, к ней поднимают лестницу. Внутри три деревянные колонны поддерживают кровлю, множество ламп с надписями, пол выложен мраморными плитами. Камень, на который по преданию становился Авраам, находится во дворе, в небольшом строении.
Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой расстояние 300 км. Это расстояние паломники обычно преодолевают на самолете или автомобиле. Мечеть в Медине меньше, чем в Мекке. В ней похоронен Пророк Мухаммед. В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал-Нур, чтобы посетить пещеру, где великому Пророку Мухаммеду было ниспослано первое видение, на гору Джабал ат-Таур, где он скрывался от преследователей. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети.
Кроме паломнических центров в Мекке и Медине, исламские паломники посещают и другие религиозные объекты в других странах мира. В Иерусалиме находится одна из важнейших святынь ислама - мечеть халифа Омара («Купол скалы»). Она находится на горе Мориа, на месте бывшего храма царя Соломона. Это место священно для христиан, иудеев и мусульман, поскольку здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Для мусульман это место важно тем, что отсюда пророк Мухаммед совершил свое ночное путешествие на небеса.
Некоторые другие важные мусульманские паломнические святыни:
- в Стамбуле находится Голубая мечеть (бывший Софийский собор);
- в Дамаске - мечеть Омейядов;
- в Багдаде - Золотая мечеть;
- в Каире - мечеть Ибн-Тулуна и султана Хасана;
- в Дели - минарет Кутб-Минар и мечеть Кувват уль-Ислам.
Паломничество в Мекку считается хаджем, если оно закончилось в праздник Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и человек совершил все необходимые ритуалы в течение 10 дней. Паломничество, менее продолжительное по срокам и закончившееся в другой день, называется умра. Во время хаджа мусульманам необходимо выполнить четыре условия:
1) облачиться в белое одеяние - ихрам;
2) совершить обход вокруг Каабы (таваф);
3) совершить предстояние в долине Арафат (вукуф);
4) вновь совершить обход вокруг Каабы после возвращения из долины Арафат.
При въезде в Мекку верующий добровольно принимает на себя особые ограничения (ихрам). Смысл ихрама заключается во всеобщем очищении, равенстве, единоустремлении и самопожертвовании. Все люди, независимо от их сословия и благосостояния, одеваются в одинаковые одежды и предстают перед Богом равными. В знак смирения мужчины не носят головных уборов, хотя зонтики от солнца разрешены. Женщины не должны скрывать свое лицо для утверждения атмосферы доверия и чистоты. Паломники должны держать свой ум в состоянии покоя, не допускать раздражения, ссор, обид. Проявление похоти или интимные отношения делают хадж недействительным. Во время хаджа нельзя свататься или вступать в брак.
Итак, хадж начался в тот момент, когда люди вошли в ихрам. Во время проведения паломничества специальная полиция отслеживает соблюдение организационных моментов, следит за порядком проведения мероприятий, наблюдает за порядком проведения ритуала. Следует отметить, что законодательство Саудовской Аравии очень строгое.
1. Седьмого числа месяца зуль-хиджа - проповедь в мечети Каабы. Паломники семь раз обходят Каабу против часовой стрелки. В тот же вечер или на следующее утро паломникам показывают Мекку. Семь раз совершают ритуальный бег между холмами Сафа и Марва. Посещают святой источник Зам-зам. На этом малое паломничество может закончиться, и тогда оно будет считаться паломничеством умра.
2. На восьмой день процессия паломников совершает полное омовение и следует к долине Мира в 10 км от Каабы. Затем отправляется к горе Арафат, которая расположена в 24 км от Мекки.
3. Девятого числа начинается предстояние перед Богом на горе Милости. Паломники стоят с полудня до наступления сумерек (мужчины с непокрытой головой) и совершают молитвы.
4. Десятого числа паломники отправляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных ранее, в столб, символизирующий дьявола (Иблиса). Этот ритуал носит название «побивание камнями дьявола». Затем закалывают жертвенное животное (овцу, козу или верблюда). Мясо раздается бедным. Затем паломники обривают себе волосы на голове и подстригают ногти (обрезанные волосы и ногти зарываются в землю). По возвращении в Мекку паломники вновь обходят Каабу. После чего паломничество Хадж считается завершенным. Паломник-мужчина, совершивший хадж, называется хаджи, женщина - хаджа.
Очень часто с паломничеством в Мекку принято совмещать посещение могилы великого Пророка Мухаммеада в Медине. Иногда в довершение хаджа совершается путешествие-паломничество в Иерусалим на гору Пророков.
Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 325 млн приверженцев буддизма. Эта цифра не учитывает тех верующих, которые одновременно являются последователями и буддизма, и других конфессий. По другим статистическим данным, буддистов в современном мире около 500 млн. В Азии проживает около 320 млн, в Америке примерно 1,5 млн, в Европе - 1,6 млн, в Африке около 38 тыс. В разных странах буддистов насчитывается: в Японии - 72 млн человек, в Таиланде - 52 млн, в Мьянме - 37 млн, во Вьетнаме - 35 млн, в Китае - 34 млн, на Шри-Ланке - 12 млн, в Корее - 12 млн, в Камбодже - 7 млн, в Индии - 82 млн, в Лаосе - 2,4 млн, в Непале - 1,3 млн, в Малайзии - 3 млн.
У царя Шуддходаны родился сын Сиддхартха Гаутама. И было предсказано, что он станет величайшим духовным учителем. В 29 лет принц, очутившись за пределами дворца, имел несколько (по преданию, четыре встречи, которые в корне изменили его жизнь. Он увидел:
1) старость;
2) болезнь;
3) смерть.
Принц был поражен увиденным. Реальная жизнь предстала перед ним. Во время четвертой встречи он со своей колесницы обратил внимание на странного человека. Слуга объяснил, что это странствующий отшельник, который совершенствует свой дух, чтобы освободиться от череды рождений. Потрясенный увиденным, Сиддхартха покидает дворец. Принц странствовал шесть лет и изнурял себя аскетическими практиками, общаясь со многими духовными учителями. Он пытался понять, можно ли жить без страданий. Однажды, когда он сидел под деревом, на него снизошло просветление. Это дерево называется деревом Бодхи. И принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой, т. е. пробужденным. Огромное, безбрежное сострадание, которое Будда испытал ко всем живым существам, подвигло его на путь служения.
Во время своей первой проповеди он изложил четыре благородных истины:
1) «О страдании» - «Рождение - есть страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, желание - есть страдание»;
2) «О причине страдания» - это жажда, из которой происходит череда рождений, сопровождаемых чувственным наслаждением и вожделением;
3) «О прекращении страдания» - это высвобождение от жажды и полное искоренение страсти, что достигается отречением от них»;
4) «О пути прекращения страданий» - это благородный Восьмеричный путь, состоящий в правильном осуществлении воззрений, размышлений, речей, действий, способа поддержания жизни, памяти и сосредоточения.
Главная цель буддизма - нирвана (просветление). С достижением нирваны прекращается действие закона кармы, и верующий освобождается от колеса перерождений.
Будда ушел из жизни в возрасте 80 лет. Перед своей смертью он сказал: «Борьба с горем и страданием, уничтожение горя и страдания - это все, чему я учу». После смерти Будды состоялись три буддийских собора. На первом соборе ученики Будды передавали из уст в уста то, что поведал им учитель. Учение было записано лишь в I в. н. э.
Буддийский канонназывается Трипитака(три корзины мудрости):
1) Виная-питака - тексты по монашеской дисциплине и правильному нравственному воспитанию;
2) Сутра-питака - тексты проповедей Будды;
3) Абхидхарма-питака - систематическое изложение закона. Существует три вредных наклонности - страсть, ненависть и невежество. Противопоставить этим трем вредным привязанностям стоит «тройную драгоценность»: Будда - дхарма (долг, закон) - сангха (монашеская община).
Буддизм наряду с индуизмом базируется на концепции реинкарнации,т. е. перерождения. Согласно этой концепции благие поступки ведут к хорошей карме, дурные - к плохой. Но буддийская трактовка отличается отрицанием вечности души. Потому что цикл перерождений, связанных со страданием, завершается достижением нирваны. Во Вселенной нет ничего постоянного и даже боги подвержены закону кармы и тоже могут переродиться на более низких уровнях. Личность как устойчивое образование - иллюзия.
В буддизме существует концепция шести миров - шести царств:
1) мир богов (дэвов);
2) мир демонов (асуров);
3) мир людей;
4) мир животных;
5) мир голодных духов;
6) мир ада.
Все они составляют колесо сансары (страданий), и люди могут воплощаться в разных мирах. Лишь просветление (нирвана) способно вывести из этого колеса страданий.
Со временем в буддизме выделились три основных направления: Хинаяна (малая колесница), Махаяна (большая колесница) и Ваджраяна (алмазная колесница).
1. Хинаяна(малая колесница, узкий путь) - это узкий путь спасения и достижения нирваны. В основном спастись могут монахи. В настоящее время хинаяна представлена школой тхеравада (учение старейших).
2. Махаяна(великая колесница, широкий путь) - широкий путь спасения от колеса страданий, который предусматривает, что спастись могут и монахи, и миряне. Доктрина великой колесницы делает основной упор на учение о небесных и земных бодхисатвах (просветленных существах).
3. Ваджраяна(алмазная колесница, алмазный путь, несокрушимая колесница) - здесь духовное и текстовое наследие Хинаяны и Махаяны дополнилось новыми методами, практиками, текстами, именуемыми тантрами («ткани закона»), мифологией и ритуалами.