Специальные виды туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:26, диссертация

Краткое описание

Международный туризм играет все более заметную роль в мировой экономике. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли. Статистика свидетельствует об устойчивых темпах развития туризма. В 1950 г. общее число туристов составляло 25 млн, а поступления от туризма - 2,1 млрд долларов США; в 1987 г., по данным ВТО, эти показатели составили соответственно 363 млн и 150 млрд. В 2000 г. число путешествующих достигло 698 млн, поступления от туризма - более 476 млрд долларов США. В 2002 г. число туристов составило 702 млн, валютные поступления от международного туризма достигли 474 млрд долларов США.

Оглавление

Введение
Глава 1. Эволюция туризма. Классификация туризма
Глава 2. Религиозный туризм
2.1. Определение и разновидности религиозного туризма
2.2. Паломнический туризм
2.3. Виды и особенности паломничества
2.4. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
2.5. Индустрия религиозного туризма
2.6. Структура религии
2.7. Типология современных религий
Глава 3. Религиозный туризм в христианстве
3.1. Основы вероучения христианства
3.2. Православная церковь
3.3. Православное паломничество. Религиозные центры в России и странах СНГ
3.4. Наиболее известные монастыри Русской православной церкви в России и на Украине
3.5. Зарубежные православные центры, монастыри и храмы РПЦ
3.6. Христианские святыни и Святая земля
Глава 4. Религиозный туризм в исламе
4.1. История возникновения и основы вероучения ислама
4.2. Догматы ислама
4.3. Территория распространения ислама
4.4. Хадж в Мекку
Глава 5. Религиозный туризм в буддизме
5.1. Возникновение и основы вероучения буддизма
5.2. Буддийские праздники и церемонии
5.3. Буддизм в России
5.4. Особенности и история паломничества в буддизме
5.5. Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
5.6. Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
5.7. Паломнические центры буддизма в Тибете
5.8. Другие паломнические центры буддизма
Глава 6. Деловой туризм
6.1. География бизнес поездок
6.2. Конгрессно выставочный туризм
6.3. Инсентив туризм
Глава 7. Лечебно оздоровительный туризм
7.1. Наука курортология
7.2. Зарождение и развитие курортов
7.3. История развития санаторно курортного дела в России
7.4. Курорты и их типология
7.5. Всемирно известные лечебные курорты
7.6. Основные методы лечения и оздоровления, применяемые на современных европейских курортах (на примере Италии)
7.7. Общие принципы организации лечения и оздоровления на курортах
7.8. Примеры оздоровительных программ, предлагаемых на курортах
Глава 8. Экологический туризм
8.1. Предпосылки зарождения экологического туризма
8.2. Воздействие туризма на природные комплексы
8.3. Определение экологического туризма
8.4. Признаки экологического туризма
8.5. Виды экологического туризма
8.6. Национальные парки, заповедники и резервации
8.7. Средства размещения и экологический туризм
Глава 9. Событийный туризм
Глава 10. Горнолыжный туризм
10.1. История развития горнолыжного туризма
10.2. Популярные мировые горнолыжные курорты
10.3. Особенности климата, которые необходимо учитывать при выборе горнолыжного курорта
Глава 11. Экстремальный туризм
11.1. Понятие об экстремальном туризме
11.2. Водные виды экстремального туризма
11.3. Наземные виды экстремального туризма
11.4. Горные виды экстремального туризма
11.5. Воздушные виды экстремального туризма
11.6. Экзотические виды экстремального туризма
Глава 12. Круизный туризм
12.1. Морские круизы
12.2. Речные круизы
Приложения
Приложение 1. Принципы Глобального этического кодекса туризма (Приняты Генеральной ассамблеей ВТО (Сантьяго) 1 октября 1999 г.)
Приложение 2. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Приложение 3. Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах"
Приложение 4. Сообщение МИД России от 01.07.2000 г. О новых правилах совершения малого (умры) и большого хаджа в Королевство Саудовская Аравия (КСА)
Приложение 5. Основные положения проекта Федерального закона "О социальном туризме"
Литература

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

Объекты посещения православных паломников: храм; монастырь; нетленные мощи; святые источники.

Решение о паломничестве принимается  по благословению духовного отца и самостоятельно. Основные объекты  паломничества - монастыри. В России 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ. В странах СНГ насчитывается еще 183 православных монастыря РПЦ.

В России находится 8 мест упокоения  святых угодников:

1) Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (преподобный Серафим Саровский) в Нижегородской области;

2) Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) в Ленинградской области;

3) Задонский Богородицкий монастырь (св. Тихон Задонский) в г. Задонске, Липецкой области;

4) часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская) на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге;

5) Свято-Троицкая Сергиева лавра (преподобный Сергий Радонежский) в г. Сергиевом Посаде Московской области;

6) Свято-Введенская Оптина пустынь (преподобный Амвросий Оптинский) в г. Козельске Калужской области;

7) Покровский кафедральный собор (св. Митрофан) в г. Воронеже;

8) Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадский) в Санкт-Петербурге.

В практике паломнического туризма  принята классификация монастырей по следующим признакам:

1) по страновой принадлежности;

2) по месторасположению с точки зрения транспортной доступности;

3) по составу несущих монашеские обеты;

4) по возрасту монастыря.

Следует выделить некоторые особенности  приема паломников в разных монастырях:

1) монастыри, принимающие паломников только по предварительной договоренности или благословению настоятеля;

2) монастыри, принимающие паломников на ограниченное время или на неограниченное время проживания;

3) монастыри, предоставляющие возможность проживания с питанием или не предоставляющие таких услуг;

4) монастыри, принимающие только мужчин или паломников обоих полов;

5) монастыри, которые взимают плату за предоставление проживания и питания или не взимающие плату;

6) монастыри, на территории которых располагаются музеи, библиотеки или не имеющие таких объектов;

7) монастыри, на территории которых организованы православные воскресные школы, епархиальные училища, детские приюты, богадельни или не имеющие таких социальных объектов.

3.4. Наиболее известные монастыри  Русской православной церкви  в России и на Украине

 

1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Основана Сергием Радонежским в 1337 г. (Московская область).

2. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Дивееве (Нижегородская область), основан в XVIII в. В монастыре покоятся мощи Серафима Саровского, который служил в нем.

3. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, основан в XV в. (Соловецкие острова).

4. Свято-Боголюбский мужской монастырь, основан в 1155 г. князем Андреем Боголюбским (Владимирская область). Один из старейших монастырей России.

5. Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь (Карелия). После своего возрождения в 1989 г. обитель живет по Валаамскому уставу.

6. Свято-Введенская Оптина пустынь, ставропигиальный мужской монастырь, где покоятся святые мощи оптинских старцев (г. Козельск Калужской области).

7. Кирилло-Белозерский мужской монастырь (Вологодская область).

8. Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, ставропигиальный мужской монастырь (Украина, Киев).

3.5. Зарубежные православные центры, монастыри и храмы РПЦ

 

Греция:

-  Святая гора Афон на полуострове Халкидики, здесь расположены пять главенствующих монастырей: лавра Св. Афанасия, Ватопеди, Иверон (Иверский), Хилендари (Хиландар) и Св. Дионисия. На Святой горе расположен монастырь Св. великомученика Пантелеймона, принадлежащий РПЦ. Этот монастырь занимает 19-е место в иерархии святогорских монастырей. В конце XIX в. в монастыре жили более 1000 монахов, сейчас - около 50;

-  г. Патры, здесь покоятся нетленные мощи св. Андрея Первозванного;

-  остров Эвия (Эвбея), где покоятся мощи св. Иоанна Русского Священника.

Остров Кипр:

-  храм Лазаря с гробницей и святыми мощами; - колонна Бичевания апостола Павла; - катакомбный храм Св. Соломонии.

Сербия и  Черногория:

-  церковь Николая Чудотворца (XII в.); - монастырь Студеница (XII в.); - церковь Св. Петра (XII в.).

Болгария:

-  церковь Св. Софии;

-  собор Александра Невского;

-  церковь Св. Пантелеймона.

Италия:

-  в г. Бари находится русский храм, где покоятся мощи Николая Чудотворца;

-  в г. Амальфи покоятся мощи св. апостола Андрея.

Франция:

-  в г. Сен-Дени покоятся мощи св. Дионисия;

-  в г. Туре покоятся мощи преподобного Мартина Турского;

-  в г. Эльзасе покоятся мощи св. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии.

Культовые места на территории современного Египта:

-  на Синайском полуострове находится монастырь Св. Екатерины, где покоятся ее нетленные мощи.

3.6. Христианские святыни и Святая  земля

 

Центрами православного христианства являются Иерусалим, Вифлеем, Назарет  и Вифания. Вифлеем расположен в  нескольких километрах южнее Иерусалима, Вифания - восточнее. Назарет находится в 100 км к северу от Иерусалима, недалеко от знаменитого Галилейского моря. Паломники, прибывающие в Святую землю, вначале направляются в Вифлеем, где посещают храм Рождества Христова. В стене храма устроена ниша, выложенная мрамором, в которой находятся ясли, где по преданию лежал младенец Иисус. В Вифании для посещения туристов открыты фундамент дома и надгробная плита могилы Лазаря, воскрешенного Иисусом. Духовная значимость паломничества в Назарет заключается в посещении того места, где Иисус рос и позже обрел учеников среди рыбаков.

Безусловно, центром привлечения  паломников является Иерусалим. В Иерусалиме расположен ряд объектов культа, имеющих  огромное значение. Прежде всего, это  Гефсиманский сад, который явился свидетелем душевных мук Иисуса Христа. В Гефсиманском саду растут восемь старых оливковых деревьев, посаженных еще во времена Иисуса. Здесь же расположена базилика Страстей Господних, внутри которой - скала Страстей Господних. Обычно паломники простираются ниц перед этой скалой, молятся и вспоминают страсти Господа перед тем, как его схватили римские стражники.

Все паломники, прибывающие в Иерусалим, проходят по Пути Скорби 14 остановок, связанных  с последними часами жизни Иисуса:

-  Иисус приговорен к смерти;

-  Иисус берет свой крест;

-  Спаситель падает в первый раз;

-  Иисус встречает свою Мать;

-  Симон Киринейский помогает Иисусу нести крест;

-  Вероника утирает платком лик Христа;

-  Иисус падает во второй раз;

-  Спаситель проповедует женщинам Иерусалима;

-  Иисус падает в третий раз;

-  с Христа снимают одежды;

-  пригвождение к кресту;

-  Иисус Христос умирает на кресте;

-  тело Спасителя снимают с креста;

-  тело Иисуса Христа кладут во гроб.

На каждой из 14 остановок паломники останавливаются для молитв и размышлений. В конце Крестного пути находится Храм Гроба Господня. Это уникальное сооружение стоит там, где имели место события, связанные с распятием, погребением и воскресением Иисуса Христа. Храм Гроба Господня посещают паломники-христиане всех направлений - католики, православные, монофизиты, ариане, несториане, протестанты, копты.

Христианский паломнический туризм имеет особое значение в жизни  общества:

1) духовно-просветительская роль (во время поездки паломники узнают об истории мест, которые они посещают, их роли в духовной жизни России; знакомятся с особенностью проведения богослужения, наследием святых, старцев);

2) Общеобразовательная роль (монастыри являлись и являются культурными историческими центрами, на территории многих расположены музеи, отражающие жизнь и обычаи различных исторических эпох);

3) миссионерская роль (поездки по святым местам способствуют воцерквлению многих ранее нерелигиозных людей);

4) благотворительная роль (во время паломнических туров паломниками осуществляется благотворительная материальная помощь и денежные пожертвования).

Специализированные туристские фирмы  предлагают различные паломнические  туры. Особой популярностью и спросом  пользуются туры в Израиль.

Программа паломнического тура в Израиль, 8 дней/7 ночей

 

1-й день - Прибытие в а/п им. Бен-Гуриона. Встреча. Яффа. Русский монастырь Св. Петра. Могила Св. Тавифы. Лидда. Греческий православный храм Св. Георгия Победоносца. Переезд в Иерусалим. Размещение в гостинице. Ужин.

2-й день - Иерусалим. Завтрак. Поклонение Гробу Господню. Русское подворье. Русская духовная миссия в Иерусалиме. Храм Святой Троицы. Ужин. В 24:00 - Божественная литургия в Храме Гроба Господня (с субботы на воскресенье).

3-й день - Иерусалим. Завтрак. Гора Сион. Гробница царя Давида. Горница Тайной вечери. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Храмовая гора. Крестный путь. Храм Гроба Господня. Голгофа. Камень миропомазания. Гроб Господень. Место обретения Животворящего Креста. Ужин.

4-й день - Иерусалим. Завтрак. Эйн-Карем. Место Рождества Иоанна Предтечи. Источник Пресвятой Богородицы. Горненский православный женский монастырь. Монастырь «Посещения» (место жилища праведных Елисаветы и Захария). Вифлеемское поле. Церковь пастушков. Вифлеем. Храм Рождества Христова. Греческий православный монастырь Святого Креста. Ужин.

5-й день - Иерусалим. Завтрак. Елеонская гора. Спасо-Возне-сенский монастырь Русской зарубежной православной церкви. Место обретения Главы Иоанна Предтечи. Гефсимания. Гробница Пресвятой Богородицы. Гефсиманский сад. Русский монастырь Св. равноап. Марии Магдалины, поклонение мощам Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Ужин.

6-й день - Иерусалим. Завтрак. Выезд из гостиницы. Иудейская пустыня. Монастырь Св. Георгия Хозевита. Монастырь Герасима Иорданского. Переезд в Галилею по долине реки Иордан. Омовение в священных водах реки Иордан. Размещение в гостинице в Тиверии. Ужин.

7-й день - Тиверия. Завтрак. Назарет. Церковь Архангела Гавриила при источнике Девы Марии. Церковь Благовещения. Кана Галилейская. Церковь в честь первого чудотворения на брачном пиру. Галилейское море. Табха. Церковь Чуда умножения хлебов и рыб. Капернаум. Монастырь Двенадцати апостолов. Гора Блаженств. Церковь Нагорной проповеди. Магдала. Русский храм Марии Магдалины. Ужин в гостинице.

8-й день - Тиверия. Завтрак. Гора Фавор. Храм Преображения Господня. Переезд в аэропорт. Вылет в Москву.

 

 

Глава 4

Религиозный туризм в исламе

 

Религиозный туризм мусульман имеет  ярко выраженную паломническую составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города - Мекку и Медину. Характерная черта - резкий всплеск числа паломников-мусульман именно во время хаджа, который бывает раз в году, с меняющимися в зависимости от лунного календаря датами. Эти города разрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскурсионную составляющую, поскольку экскурсанты - представители других религий не могут посетить главные святыни ислама.

4.1. История возникновения и основы вероучения ислама

 

Ислам является самой молодой религией из существующих трех конфессий. В исламе суннитского толка (этого направления  придерживаются большинство мусульман) отсутствует культ святых. Ничто  не должно нарушать принципы верховности  и единства Бога и отвлекать верующих от поклонения Аллаху. Поэтому в исламе запрещены изображения Бога, людей, животных. Соответственно в исламе отсутствует иконография.

Отсутствие культа святых, чудотворных  икон, монастырей - все это приводит к тому, что в исламе значительно меньше, чем в христианстве, священных мест, привлекающих туристов-паломников.

Ислам зародился в VII в. н. э. в Западной Аравии среди арабов. Слово «ислам» можно перевести как «покорность богу».

Примерно в 570 г. н. э. в Мекке родился основатель ислама Пророк Мухаммед. В 610 г. в пещере горы Хира ему явился архангел Джибраил (Гавриил), который указал ему на слово Бога (Аллаха). Мухаммед (значение имени - «восхваляющий») не умел писать, поэтому декламировал эти откровения, словно стихи Бога. Эта ночь откровения известна как «ночь славы». После этого события на протяжении более 20 лет у Мухаммеда случались озарения, как в присутствии людей, так и когда он был в одиночестве. Проповеди Мухаммеда встречали сопротивление значительной части населения Мекки, поэтому в 622 г. состоялась хиджра - переселение Пророка в Медину. С этого года начинается отсчет мусульманского календаря. В 629 г. Мухаммед совершил свое первое и последнее паломничество в Мекку, где разрушил племенных идолов в святилище Каабе. 8 июля 632 г. Пророк Мухаммед умер в Медине в возрасте 63 лет.

4.2. Догматы ислама

 

1. Вера в Аллаха(т. е. вера в Бога). Бог в исламе един, превосходящ, вне времени, милостив и милосерден.

2. Вера в священные книги.С каждым из посланников Всевышний посылал людям Книгу откровений. Тору через Моисея, Евангелие через Иисуса, Коран через Мухаммеда.

3. Вера в ангелов, дьявола и джиннов.Ангелы, сотворенные из света, служат проводниками и помощниками Бога. Джинны, созданные из огня, населявшие землю до человека, могут быть как добрыми, так и злыми. Дьявол (шайтан, иблис) - падший ангел, возглавивший враждебные человеку силы.

4. Вера в пророков.До прихода Мухаммеда было 124 тысячи пророков. В Коране записано 26 пророчеств. Мухаммед считается последним посланником, печатью пророков.

5. Вера в рай и ад.

6. Вера в предопределение (аль-кадр).Аллаху известно все, все происходящее имеет свой смысл и является выражением его воли.

7. Вера в жизнь после смерти (ахира) и в бессмертие души (рух).

Исламский символ веры звучит так: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк его».

Ислам основан  на пяти заповедях:

1. Свидетельство - «шахада». Сущностью ислама является покорность богу и признание того, что Мухаммед - его посланник.

2. Молитва - «салат». Выражает преклонение перед богом и благодарность ему. Молитва совершается пять раз в день - на восходе, в полдень, после обеда, на закате и вечером.

3. Милостыня - «закят». Своего рода налог в пользу нуждающихся мусульман. Раз в год мусульманин выплачивает 2,5 % своего капитала в качестве милостыни нуждающимся.

4. Пост - «саум». Мусульмане постятся в течение всего месяца рамадан.

Информация о работе Специальные виды туризма