Специальные виды туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:26, диссертация

Краткое описание

Международный туризм играет все более заметную роль в мировой экономике. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли. Статистика свидетельствует об устойчивых темпах развития туризма. В 1950 г. общее число туристов составляло 25 млн, а поступления от туризма - 2,1 млрд долларов США; в 1987 г., по данным ВТО, эти показатели составили соответственно 363 млн и 150 млрд. В 2000 г. число путешествующих достигло 698 млн, поступления от туризма - более 476 млрд долларов США. В 2002 г. число туристов составило 702 млн, валютные поступления от международного туризма достигли 474 млрд долларов США.

Оглавление

Введение
Глава 1. Эволюция туризма. Классификация туризма
Глава 2. Религиозный туризм
2.1. Определение и разновидности религиозного туризма
2.2. Паломнический туризм
2.3. Виды и особенности паломничества
2.4. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
2.5. Индустрия религиозного туризма
2.6. Структура религии
2.7. Типология современных религий
Глава 3. Религиозный туризм в христианстве
3.1. Основы вероучения христианства
3.2. Православная церковь
3.3. Православное паломничество. Религиозные центры в России и странах СНГ
3.4. Наиболее известные монастыри Русской православной церкви в России и на Украине
3.5. Зарубежные православные центры, монастыри и храмы РПЦ
3.6. Христианские святыни и Святая земля
Глава 4. Религиозный туризм в исламе
4.1. История возникновения и основы вероучения ислама
4.2. Догматы ислама
4.3. Территория распространения ислама
4.4. Хадж в Мекку
Глава 5. Религиозный туризм в буддизме
5.1. Возникновение и основы вероучения буддизма
5.2. Буддийские праздники и церемонии
5.3. Буддизм в России
5.4. Особенности и история паломничества в буддизме
5.5. Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
5.6. Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
5.7. Паломнические центры буддизма в Тибете
5.8. Другие паломнические центры буддизма
Глава 6. Деловой туризм
6.1. География бизнес поездок
6.2. Конгрессно выставочный туризм
6.3. Инсентив туризм
Глава 7. Лечебно оздоровительный туризм
7.1. Наука курортология
7.2. Зарождение и развитие курортов
7.3. История развития санаторно курортного дела в России
7.4. Курорты и их типология
7.5. Всемирно известные лечебные курорты
7.6. Основные методы лечения и оздоровления, применяемые на современных европейских курортах (на примере Италии)
7.7. Общие принципы организации лечения и оздоровления на курортах
7.8. Примеры оздоровительных программ, предлагаемых на курортах
Глава 8. Экологический туризм
8.1. Предпосылки зарождения экологического туризма
8.2. Воздействие туризма на природные комплексы
8.3. Определение экологического туризма
8.4. Признаки экологического туризма
8.5. Виды экологического туризма
8.6. Национальные парки, заповедники и резервации
8.7. Средства размещения и экологический туризм
Глава 9. Событийный туризм
Глава 10. Горнолыжный туризм
10.1. История развития горнолыжного туризма
10.2. Популярные мировые горнолыжные курорты
10.3. Особенности климата, которые необходимо учитывать при выборе горнолыжного курорта
Глава 11. Экстремальный туризм
11.1. Понятие об экстремальном туризме
11.2. Водные виды экстремального туризма
11.3. Наземные виды экстремального туризма
11.4. Горные виды экстремального туризма
11.5. Воздушные виды экстремального туризма
11.6. Экзотические виды экстремального туризма
Глава 12. Круизный туризм
12.1. Морские круизы
12.2. Речные круизы
Приложения
Приложение 1. Принципы Глобального этического кодекса туризма (Приняты Генеральной ассамблеей ВТО (Сантьяго) 1 октября 1999 г.)
Приложение 2. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Приложение 3. Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах"
Приложение 4. Сообщение МИД России от 01.07.2000 г. О новых правилах совершения малого (умры) и большого хаджа в Королевство Саудовская Аравия (КСА)
Приложение 5. Основные положения проекта Федерального закона "О социальном туризме"
Литература

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

К специальным, наиболее распространенным видам туризма,которые отвечают вышеперечисленным требованиям, можно отнести следующие:

1) религиозный туризм;

2) деловой туризм:

-  конгрессно-выставочный туризм; - инсентив-туризм;

3) лечебно-оздоровительный туризм;

4) экологический туризм;

5) событийный туризм;

6) горнолыжный туризм;

7) экстремальный туризм;

8) круизный туризм.

Категории и количество специальных  видов туризма не являются раз  и навсегда заданными. С изменением потребностей туристов могут появляться новые специальные виды, и в то же время ряд специальных видов туризма постепенно может переходить в разряд ординарных и привычных.

Контрольные вопросы  к главе 1

1. По каким признакам разработаны определения понятия «туризм»?

2. Дайте определение понятия «туризм».

3. Перечислите основные мотивы и цели туризма.

4. Каковы основные этапы развития туризма?

5. Что такое конвейерный и дифференцированный туризм?

6. Назовите основные классификационные признаки туристской деятельности.

7. Что такое специальные виды туризма?

8. Охарактеризуйте наиболее распространенные специальные виды туризма.

9. Назовите наиболее массовые виды международного туризма.

10. Какие разновидности туризма относятся к деловому туризму?

11. Что такое транзитный туризм? Приведите примеры.

12. Перечислите основные виды туризма по цели поездки.

Литература к главе 1

 

1. Александрова А.Ю.Экономика и территориальная организация международного туризма. - М., 1996.

2. Биржаков М.Б.Введение в туризм. - СПб., 2001.

3. Волков Ю.Ф.Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

4. Сенин В.С.Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Соколова М.В.История туризма. - М.: Академия, 2004.

6. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005.

Глава 2

Религиозный туризм

2.1. Определение и разновидности  религиозного туризма

 

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмомследует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

-  паломнический туризм;

-  религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

В паломническом туризме выделяется духовно-паломнический туризм.

2.2. Паломнический туризм

 

Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам.

Среди причин для совершения паломничества  можно выделить следующие:

-  желание исцелиться от душевных и физических недугов;

-  помолиться за родных и близких;

-  обрести благодать;

-  выполнить богоугодную работу;

-  отмолить грехи;

-  выразить благодарность за блага посланные свыше;

-  проявить преданность вере;

-  стремление к подвижничеству во имя веры;

-  обрести смысл жизни.

 

Паломничество предполагает определенное отношение  человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.

Термин  «паломничество», как полагают филологи, происходит от слова «пальма» - ветви именно этого дерева привозили первые паломники-христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника «Вход Господень в Иерусалим». Во время триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим верующие усыпали его путь ветвями пальмы. В России этот праздник получил наименование «Вербное воскресенье». Традиции паломничества уходят корнями в глубокую древность. В Индии люди с древних времен совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции паломники из разных уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний. В Средние века паломничество получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н. э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты, или «дорожники», от берегов Роны до реки Иордан. Однако самые первые путеводители для паломников, или «итенирарии», были написаны на греческом языке в Византии еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди пилигримов пользовался итенирарий «Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины», написанный византийцем Иоанном Фокой в XII в. Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю. По данным ВТО, ежегодно совершают паломничество более 200 млн человек.

2.3. Виды и особенности паломничества

 

В науке обычно выделяют несколько  видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:

1) по числу участников и семейной принадлежности - индивидуальные, семейные и групповые паломничества;

2) по продолжительности - длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней);

3) по сезонности - круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;

4) по объектам посещения - посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ);

5) по местоположению объекта паломничества - внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;

6) по признаку обязательности - добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного).

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются  на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии - вегетарианская.

Духовно-паломнический туризмимеет узкую социально-психологическую базу и географическую направленность. Под духовно-паломническим туризмом понимаются поездки туристов из Северной и Южной Америки, Европы и России в различные центры духовной практики в странах Востока, в первую очередь в Индию, Тибет, Китай, Непал, Японию. Духовно-паломнический туризм тесно связан с лечебно-оздоровительным туризмом. Например, многие духовные центры в Индии являются центрами аюрведического лечения. В Индии аюрведа - это комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний, которые возникают как следствие нарушения гармонии между энергией человека и Вселенной. Всевозможные практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах, а также в Золотом Городе, часто выходят за рамки религий или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальность для людей различных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких практик - помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.

Следует отметить близость духовно-паломнического туризма и других видов туризма. Например, ежегодно многие туристы посещают Китай для занятий цигун. Цигун - это комплекс двигательных и дыхательных упражнений. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил, или энергии ци, как полагают китайцы. Так что такая поездка содержит элементы религиозного, спортивного и лечебно-оздоровительного туризма.

Основные регионы паломнического туризма:

-  православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдова;

-  зарубежная Европа с доминирующим католицизмом и протестантизмом (включая его многочисленные течения);

-  Северная Америка с доминирующим положением христианства;

-  Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;

-  Северная Африка с преобладанием ислама;

-  Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;

-  Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;

-  Южная Азия с распространением индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма, а также ислама;

-  Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама и анклавами индуизма;

-  Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства и синтоизма;

-  Средняя Азия (Тибет), где доминируют ислам и ламаизм, религия бон;

-  Центральная Азия с преобладанием буддизма и отдельными анклавами ислама.

2.4. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности

 

Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Этот вид туризма тесно взаимосвязан с научным туризмом религиозной направленности.Ученые посещают центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие - рукописи, различные культовые предметы, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. На Западе и в России имеется интерес к странам Востока - Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий - Египет, Месопотамия, Греция, Италия и Центральная Америка.

2.5. Индустрия религиозного туризма

 

Индустрия регигиозного туризма является составной частью всей туристской индустрии.

В ней можно  выделить следующие четыре сегмента:

• предприятия размещения - совокупность специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий);

• предприятия питания - совокупность специализированных предприятий общественного питания;

• транспортные предприятия;

• религиозные объекты показа:

-  культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни и т. д.);

-  природные объекты культа (святые источники, рощи, реки, озера, пруды и т. д.);

-  объекты культа малых форм (придорожные кресты, алтари, капища и т. д.).

В индустрии  религиозного туризма выделяют культовые  центры и религиозные центры. Культовый центр - это место, имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр - более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций. Например, старейший монастырь Москвы, Свято-Данилов, является религиозным центром для паломников. Здесь помимо объектов культа находится резиденция Патриарха и Священного синода. Дать четкие определения этим понятиям, учитывая особенности всех религий, невозможно. Например, понятие культового центра для ислама практически неактуально, как и нахождение какого-либо священного предмета в религиозном центре. Определение культового центра и религиозного центра подходят только для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

2.6. Структура религии

 

Любая религия представляет собой  единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций. Религиозное сознаниеимеет два уровня: религиозная доктрина и религиозная психология людей. Религиозный культпредставляет собой отношение людей к высшим неземным силам и проявляется через богослужения, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества. В религиозном культе объектом культовой деятельностивыступает высшая сила, предметом культастановится эта сила, воплощенная в религиозных образах. Субъектом культавыступает религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в культевыступает потребность в духовном освобождении, преодолении страданий, удовлетворении религиозных чаяний. В качестве средств культавыступают храмы, мечети, святилища, различные культовые предметы, церковная утварь, предметы религиозного искусства (архитектура, скульптура, живопись). Способы культовой деятельности - это определенная система и последовательность проведения религиозных мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельного человека в храме, церкви, дома или в культовом месте. Способы культовой деятельности зависят прежде всего от религиозного сознания людей.

Религиозные организации - очень сложные образования. Они могут занимать господствующее положение в определенной стране или конфессии, играть второстепенную роль или вообще подвергаться гонениям. Религиозные организации могут со временем оформиться в самостоятельные религии, могут образовывать альянсы, входить в объединения, советы и т. д.

Информация о работе Специальные виды туризма