Соцолингвистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:59, реферат

Краткое описание

Социолингвистика, отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования. Под социальными условиями имеется в виду комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей, использующих данный язык, социальная структура этого общества, различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, уровне культуры и образования, месте проживания, а также различия в их речевом поведении в зависимости от ситуации общения.

Файлы: 1 файл

Социолингвистика.docx

— 56.96 Кб (Скачать)

Правда, история науки  знает случаи и не столь громоздкой организации социолингвистических экспериментов. Как полушутя-полусерьезно рассказывает в своей книге Социолингвистика Р.Белл, одним из первых социолингвистов-экспериментаторов  можно считать древнего военачальника  Иефтая, принадлежавшего к племени  галаадитян. Чтобы предотвратить  проникновение в его вооруженные  силы вражеской "пятой колонны" - представителей племени ефремлян, Иефтай приказывал каждому воину, приходившему к переправе через реку Иордан: "Скажи шибболет". Шибболет на иврите означает 'поток'. Такой приказ на берегу реки был вполне уместным. Дело, однако, заключалось в том, что представители племени галаадитян легко произносили звук [ ], а ефремляне  не умели это делать. Результат  эксперимента был кровавым: "каждого, кто не умел произнести шибболет на галаадитский манер, они взяли и  заклали... и пало в то время ефремлян сорок две тысячи" (Книга Судей).  

Многие науки, помимо теоретической разработки стоящих  перед ними задач, решают задачи, связанные  с практикой; обычно направления, занимающиеся этим, называются прикладными. Существует и прикладная социолингвистика. Какого же рода проблемы она решает?  

Это, например, проблемы обучения родному и иностранным  языкам. Традиционная методика преподавания языков базируется на словарях и грамматиках, которые фиксируют главным образом  внутриструктурные свойства языка  и обусловленные самой его  системой правила использования  слов и синтаксических конструкций. Между тем реальное употребление языка регулируется еще по крайней  мере двумя классами переменных - социальными  характеристиками говорящих и обстоятельствами, в которых происходит речевое  общение. Следовательно, обучение языку  наиболее эффективно тогда, когда в  методике его преподавания, в учебной  литературе учитываются не только собственно лингвистические правила и рекомендации, но и разного рода "внешние" факторы.  

Социолингвистическая  информация важна при разработке проблем и практических мер, составляющих языковую политику государства. Языковая политика требует особой гибкости и  учета множества факторов в условиях полиэтнических и многоязычных стран, где вопросы соотношения языков по их коммуникативным функциям, по использованию в различных сферах социальной жизни тесно связаны  с механизмами политического  управления, национального согласия и социальной стабильности. Одним  из инструментов языковой политики являются законы о языках. Хотя их разработка в целом - компетенция юристов: именно они должны четко и непротиворечиво  формулировать положения, касающиеся, например, статуса государственного языка, его функций, защиты монопольного использования государственного языка  в наиболее важных социальных сферах, регламентации применения "местных" языков и т.п., - очевидно, что создание лингвистически грамотных законов  о языке возможно лишь на основе всестороннего знания функциональных свойств языка, степени разработанности  в нем тех или иных систем (например, системы специальных терминологий, научного языка, языка дипломатических  документов, стиля официально-делового общения и т.п.), более или менее  детального представления о том, "что может" и "чего не может" данный язык в разнообразных социальных и ситуативных условиях его применения.  

Сферы приложения социолингвистической теории и результатов социолингвистических исследований к решению задач  общественной практики нередко зависят  от характера языковой ситуации в  той или иной стране. В многоязычных странах - одни проблемы, в моноязычных - совсем иные. В условиях многоязычия  остро стоят вопросы выбора одного языка-макропосредника, который служил бы средством общения для всех нацияй, населяющих страну, и, возможно, обладал бы статусом государственного языка; в условиях языковой однородности актуальны проблемы нормирования и  кодификации литературного языка, его отношений с другими подсистемами национального языка. Отсюда - разные акценты в разработке социолингвистических проблем, в ориентации прикладных направлений  социолингвистики.  

Список литературы 

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.rusword.com.ua/

Информация о работе Соцолингвистика