Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:59, реферат
Социолингвистика, отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования. Под социальными условиями имеется в виду комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей, использующих данный язык, социальная структура этого общества, различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, уровне культуры и образования, месте проживания, а также различия в их речевом поведении в зависимости от ситуации общения.
В работах Е.Д.Поливанова
(1920-е годы) была впервые высказана
мысль о том, что влияние общества
на язык происходит не непосредственно,
что изменения в социальной жизни
могут ускорять или замедлять
ход языковой эволюции, но не могут
влиять на ее характер и направление
(что определяется внутренними законами
языка). Развивая концепцию Е.Д.Поливанова,
М.В.Панов в 1960-х годах предложил
теорию языковых антиномий - постоянно
действующих противоположных
Антиномии - наиболее
общие закономерности языкового
развития. Разумеется, они не отменяют
действия конкретных социальных факторов,
формирующих своеобразный контекст
эволюции каждого языка. Однако они
не являются и чем-то отдельным от
социальных факторов: тесное взаимодействие
тех и других, "наложение" определенных
социальных условий на действие каждой
из антиномий и составляет специфику
развития языка на разных этапах его
истории.
В отличие от антиномий,
охватывающих своим действием языковую
систему в целом, социальные факторы
не одинаковы по силе и диапазону
своего влияния на язык. Они имеют
разную лингвистическую значимость:
одни из них, глобальные, действуют
на все уровни языковой структуры, другие,
частные, в той или иной мере обусловливают
развитие лишь некоторых уровней. Примеры
глобальных социальных факторов: изменение
круга носителей языка; распространение
просвещения; территориальные перемещения
людей (миграция); создание новой государственности,
по-новому влияющей на некоторые сферы
языка; развитие науки; крупные технические
новшества и изобретения (никто
не станет спорить, например, с тем,
что изобретение
Пример частного
социального фактора - изменение
традиций усвоения литературного языка.
В 19 - начале 20 в. в дворянско-интеллигентской
среде преобладала устная традиция:
язык усваивался во внутрисемейном общении,
путем передачи произносительных и
иных образцов речи от старшего поколения
к младшим. В связи с процессами
демократизации состава носителей
литературного языка стала
Социолингвистика
изучает также проблемы, связанные
с социальным аспектом владения языком,
социальной регуляцией речевого поведения,
со сложным комплексом вопросов, относящихся
к смешению языков и образованию
в результате этого процесса "промежуточных"
языковых идиомов - пиджинов и креольских
языков. Проблемы двуязычия и процессы
взаимодействия и взаимовлияния
языков, обусловленные наличием двух
или нескольких языков в одном
обществе, - также сфера компетенции
социолингвистики. Наконец, социолингвистика
призвана принимать участие в
решении вопросов языковой политики
и языкового планирования - например,
в многоязычных регионах, в ситуациях
выбора одного из языков в качестве
государственного, при разработке алфавитов
и письменностей для
Методы социолингвистики.
Методы, специфические для
В первой группе преобладают
методы, заимствованные из социологии,
социальной психологии и отчасти
из диалектологии, во второй и третьей
значительное место занимают методы
математической статистики. Есть своя
специфика и в представлении
социолингвистических материалов. Кроме
того, полученный, обработанный и оцененный
с помощью статистических критериев
материал нуждается в
Наряду с обычным
наблюдением социолингвисты нередко
применяют метод включенного
наблюдения. Этот способ изучения поведения
людей заключается в том, что
сам исследователь становится членом
наблюдаемой им группы. Естественно,
что включенным наблюдение может
быть тогда, когда ничто не мешает
исследователю отождествить себя с
членами наблюдаемой социальной
группы - по национальным, языковым, поведенческим
и иным признакам. Европейцу, например,
трудно осуществлять включенное наблюдение
в группах китайцев или негров;
взрослый исследователь никак не
может быть полностью ассимилированным
в группе изучаемых им подростков;
горожанин-диалектолог всегда воспринимается
жителями деревни как человек
не из их среды и т.д.
Если же подобных
препятствий нет и наблюдатель
способен внедриться в группу, сделавшись
"таким же, как все", он может
успешно скрывать свои исследовательские
намерения, а затем и действия.
"Разоблачение" же приводит к неудаче,
а в некоторых ситуациях опасно
для жизни наблюдателя. Так, два
этнографа-европейца изучали
Как при внешнем,
так и при включенном наблюдении
исследователь должен фиксировать
наблюдаемый речевой материал. Фиксация
может осуществляться двумя основными
способами: вручную и инструментально.
Записи от руки удобны
тем, что к ним не надо специально
готовиться: если у вас есть карандаш
и бумага, а ваше ухо "настроено"
на восприятие определенных фактов речи,
то при условии, что наблюдаемый
объект (человек или группа людей)
не знает о ваших намерениях или,
зная, не протестует против них, записи
могут быть осуществлены относительно
легко и успешно. Особенно эффективны
записи от руки при наблюдении за случайными,
редко появляющимися в речевом
потоке единицами языка - словами, словоформами,
синтаксическими конструкциями. Если
же стоит задача исследовать не отдельные
факты, а, например, связную речь, характер
диалогического взаимодействия людей
в процессе общения, особенности
произношения, интонации и речевого
поведения в целом, то записи от руки
малопродуктивны: наблюдатель успевает
фиксировать лишь отдельные звенья
речевой цепи, и выбор этих звеньев
всегда субъективен.
Поэтому для большей
части задач, решаемых современной
социолингвистикой при
Широко применяются
в социолингвистике письменное анкетирование,
устные интервью, тесты и некоторые
другие методические приемы сбора данных,
направленные на то, чтобы выявлять
определенные закономерности во владении
языком и в использовании его
говорящими в тех или иных коммуникативных
условиях.
Собранные данные сводятся
в таблицы и подвергаются обработке
- ручной, если этих данных немного, или
механизированной, которая применяется
при массовых социолингвистических
обследованиях. Затем следуют математико-
Направления социолингвистики.
Выделяют синхроническую социолингвистику,
которая занимается изучением преимущественно
отношений между языком и социальными
институтами, и социолингвистику диахроническую,
которая изучает
В зависимости от
того, на что направлены социолингвистические
исследования, - на разработку общих
проблем, связанных с отношением
"язык - общество", или на экспериментальную
проверку теоретических гипотез, различают
теоретическую и
- выявление наиболее
существенных закономерностей
- исследование социальной
обусловленности
- анализ процессов
речевого общения, в которых
определяющее значение имеют
такие факторы, как набор
- изучение взаимодействия
и взаимовлияния языков в
Теоретики социолингвистики
достаточно рано осознали необходимость
подкреплять общие положения
о зависимости языка от социальных
факторов массовым эмпирическим материалом
(то, что этот материал должен был
быть массовым, вполне естественно, поскольку
требуется доказать социальные, групповые,
а не индивидуальные связи носителей
языка с характером использования
ими языковых средств). М.В.Панов
в России и У.Лабов в США
были, по-видимому, первыми социолингвистами,
которые в начале 1960-х годов
независимо друг от друга обратились
к эксперименту как необходимому
этапу в социолингвистических исследованиях
и способу доказательства определенных
теоретических построений.
Так был дан толчок
развитию экспериментальной
Современный социолингвистический
эксперимент - дело весьма трудоемкое,
требующее больших