Соцолингвистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:59, реферат

Краткое описание

Социолингвистика, отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования. Под социальными условиями имеется в виду комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей, использующих данный язык, социальная структура этого общества, различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, уровне культуры и образования, месте проживания, а также различия в их речевом поведении в зависимости от ситуации общения.

Файлы: 1 файл

Социолингвистика.docx

— 56.96 Кб (Скачать)

В современной социолингвистике койне понимается как такое средство повседневного общения, которое  связывает людей, говорящих на разных региональных или социальных вариантах  данного языка. В роли койне могут  выступать наддиалектные формы  языка - своеобразные интердиалекты, объединяющие в себе черты разных территориальных  диалектов, - или один из языков, функционирующих  в данном ареале.  

Понятие "койне" особенно актуально для языковой жизни больших городов, в которых  перемешиваются массы людей с  разными речевыми навыками. Межгрупповое общение в условиях города требует  выработки такого средства коммуникации, которое было бы понятно всем. Так  появляются городские койне, обслуживающие  нужды повседневного, главным образом  устного общения разных групп  городского населения.  

Помимо городских  койне выделяют койне ареала, т.е. определенной территории, на которой  распространен данный язык (или языки). Так, в многоязычной республике Мали (Африка) в качестве койне используется язык бамана, имеющий наддиалектную  форму. Понятие "койне" иногда применяется  и к письменным формам языка - например, к латыни, использовавшейся в качестве языка науки в средневековой  Европе.  

Диглосс я и двуязычие. Описанные выше термины, обозначающие разного рода подсистемы национального  языка, свидетельствуют о том, что  естественные языки принципиально  неоднородны: они существуют во многих своих разновидностях, формирование и функционирование которых обусловлено  определенной социальной дифференцированностью  общества и разнообразием его  коммуникативных потребностей.  

Некоторые из этих разновидностей имеют своих носителей, т.е. совокупности говорящих, которые владеют только данной подсистемой национального  языка (территориальным диалектом, просторечием). Другие разновидности  служат не единственным, а дополнительным средством общения: например, студент  пользуется студенческим жаргоном главным  образом в "своей" среде, в общении  с себе подобными, а в остальных  ситуациях прибегает к средствам  литературного языка. То же верно  в отношении профессиональных жаргонов: программисты и операторы ЭВМ  используют компьютерный жаргон в непринужденном общении на профессиональные темы, а выходя за пределы своей профессиональной среды, они употребляют слова  и конструкции общелитературного  языка.  

Подобное владение разными подсистемами одного национального  языка и использование их в  зависимости от ситуации или сферы  общения называется внутриязыковой диглоссией (от греч. 'дву-' и 'язык'; буквально - 'двуязычие').  

Помимо этого термин "диглоссия" может обозначать и владение разными языками и  попеременное их использование в  зависимости от ситуации общения; в  этом случае термин употребляется без  определения "внутриязыковая".  

Понятие диглоссии  ввел в научный оборот американский исследователь Ч.Фергюсон в 1959. До этого  в лингвистике использовался (и  продолжает использоваться сейчас) термин "двуязычие" - как русский перевод  интернационального термина "билингвизм". А для ситуаций, в которых возможно функционирование нескольких языков, принят термин "многоязычие" (англ. multilingualism, франц. plurilinguisme).  

Двуязычие и многоязычие, как следует из буквального значения этих терминов, - это наличие и  функционирование в пределах одного общества (обычно - государства) двух или  нескольких языков. Многие современные  страны дву- или многоязычны: Россия (ср. существование на ее территории, наряду с русским, таких языков, как  башкирский, татарский, якутский, бурятский, осетинский и мн. др.), страны Африки, юго-восточной Азии, Индия и др.  

О двуязычии и  многоязычии можно говорить также  применительно к одному человеку, если он владеет не одним, а несколькими  языками.  

В отличие от двуязычия  и многоязычия, диглоссия обозначает такую форму владения двумя самостоятельными языками или подсистемами одного языка, при которой эти языки  и подсистемы функционально распределены: например, в официальных ситуациях - законотворчестве, делопроизводстве, переписке между государственными учреждениями и т.п. - используется официальный (или государственный) язык, если речь идет о многоязычном обществе, или  литературная форма национального  языка (в одноязычных обществах), а в ситуациях бытовых, повседневных, в семейном общении - другие языки, не имеющие статуса официальных  или государственных, иные языковые подсистемы - диалект, просторечие, жаргон.  

Важным условием при диглоссии является то обстоятельство, что говорящие делают сознательный выбор между разными коммуникативными средствами и используют то из них, которое наилучшим образом способно обеспечить успех коммуникации.  

Сфера использования  языка - еще один термин, распространенный в социолингвистике. Под этим термином понимается область внеязыковой  действительности, характеризующаяся  относительной однородностью коммуникативных  потребностей, для удовлетворения которых  говорящие осуществляют определенный отбор языковых средств и правил их сочетания друг с другом.  

В результате подобного  отбора языковых средств и правил их сочетания формируется более  или менее устойчивая (для данного  языкового сообщества) традиция, соотносящая  определенную сферу человеческой деятельности с определенным языковым кодом (субкодом) - самостоятельным языком или подсистемой  национального языка. Так, в средневековой  Европе латынь была коммуникативным  средством, использовавшимся при богослужении, а также в науке, другие же сферы  деятельности обслуживались соответствующими национальными языками и их подсистемами. В России роль культового коммуникативного средства долгое время принадлежала церковнославянскому языку.  

Распределение языков или их подсистем по сферам деятельности может быть нежестким: один из языков или одна из подсистем могут преобладать  в данной сфере, но допускается использование  элементов и других языков (подсистем). Так, в семейном общении жителей  современной русской деревни  преобладает местный диалект, он же используется ими и при производстве сельскохозяйственных работ. Однако в  современных условиях чистый диалект - редкость, он сохраняется лишь у  некоторых представителей старшего поколения сельских жителей, в речи же большинства сильно "разбавлен" элементами литературного языка  и просторечия. Современная Белоруссия в сфере гуманитарного образования  использует белорусский язык, но здесь  можно встретить и элементы близкородственного русского языка. В сфере производства, несмотря на государственную поддержку  родного языка, преобладает русский  язык (в специальной терминологии, в технической документации, в  профессиональном общении специалистов), однако использование белорусского, естественно, не возбраняется.  

Речевая и неречевая  коммуникация. Термин "коммуникация" многозначен: он употребляется, например, в сочетании "средства массовой коммуникации" (имеются в виду пресса, радио, телевидение), в технике его используют для  обозначения линий связи и  т.п. В социолингвистике "коммуникация" - это синоним "общения". Иноязычный термин в данном случае более удобен, так как легко образует производные, а они необходимы для обозначения  разных сторон общения: "коммуникативная  ситуация", "коммуниканты" (= участники  коммуникативной ситуации) и некоторые  другие.  

Коммуникация может  быть речевой и неречевой (или, в  иной терминологии, вербальной и невербальной - от лат. verbum 'слово'). Например, общение  людей в ряде спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол) не обязательно включает вербальный компонент или включает его минимально - в виде возгласов: - Пас! - Беру! и под. Не всякая физическая работа требует словесного общения: например, в цехах с высоким  уровнем шума - штамповочном, кузнечном, литейном - приходится обходиться без  слов, но общение людей, работающих в таких цехах, все же происходит (например, с помощью жестов).  

Значительно большая  часть видов человеческой коммуникации происходит с помощью речи (ведь и язык-то предназначен главным образом  для общения). Эти виды коммуникации в первую очередь и интересуют социолингвистов. Речевая коммуникация происходит в рамках коммуникативной  ситуации.  

Коммуникативная ситуация - это ситуация речевого общения  двух и более людей. Коммуникативная  ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов:  

1) говорящий (адресант); 2) слушающий (адресат); 3) отношения  между говорящим и слушающим  и связанная с этим 4) тональность  общения (официальная - нейтральная  - дружеская); 5) цель; 6) средство общения  (язык или его подсистема - диалект,  стиль, а также паралингвистические  средства - жесты, мимика); 7) способ  общения (устный/письменный, контактный/дистантный); 8) место общения.  

Это - ситуативные  переменные. Изменение значений каждой из этих переменных ведет к изменению  коммуникативной ситуации и, следовательно, к варьированию средств, используемых участниками ситуации, и их коммуникативного поведения в целом.  

Так, общение судьи  и свидетеля в зале судебных заседаний  отличается большей официальностью используемых обеими сторонами языковых средств, нежели общение этих же лиц  не во время судебного заседания: меняется место, но социальные роли (см. об этом понятии ниже), как и все другие ситуативные переменные, сохраняются неизменными.  

Обращение судьи  к свидетелю с целью выяснения  биографических данных с необходимостью предполагает вопросно-ответную форму  общения с соответствующими синтаксическими  свойствами диалога (эллиптичность  высказываний, повтор отвечающим некоторых  элементов вопроса и т.п.). Обращение  судьи к свидетелю с целью  воспроизвести показания последнего на предварительном следствии предполагает преобладание монолога судьи и лишь подтверждающую или отрицающую реакцию  свидетеля (меняется цель общения, с  сохранением всех других ситуативных  переменных).  

Выходя из своей  служебной роли, судья перестает  находиться со свидетелем в тех отношениях, которые предписывают им обоим определенное речевое поведение. Скажем, в "транспортной" ситуации - если и тот и другой едут в автобусе - при ролях "пассажир - пассажир" их речь, разумеется, менее  официальна.  

Если судья и  свидетель знакомы друг с другом, то тем не менее обстановка судебного  заседания и их роли предписывают им обоим официальную тональность  общения; вне этой обстановки, при "возврате" к ролевым отношениям "знакомый - знакомый" (а может быть и "приятель - приятель") тональность общения  может меняться на неофициальную, даже фамильярную, с использованием средств  разговорного языка, просторечия, жаргонов.  

Общение судьи и  свидетеля на приеме у судьи (вне  судебного заседания), когда общение  контактно и устно, допускает  эллиптированные формы речи; собственноручные же письменные показания свидетеля (дистантность и письменная форма  общения) требуют эксплицитных, синтаксически  законченных форм выражения.  

Заметим, что в  действительности, в реальном общении  ситуативные переменные взаимодействуют  друг с другом и каждая из них  приобретает определенные значения вкупе с другими: например, если меняется место общения, то это часто означает одновременно и изменение цели его, а также отношений между коммуникантами и тональности общения; контактность взаимодействия говорящего и слушающего обычно связана с использованием устно-разговорных форм речи, а дистантность - с использованием речи письменной (ср., однако, общение по телефону) и  т.д.  

Речевое общение, речевое  поведение, речевой акт. Все три  термина имеют непосредственное отношение к речевой коммуникации. Первый - синоним термина "речевая  коммуникация". Важно подчеркнуть, что оба синонима обозначают двусторонний процесс, взаимодействие людей в  ходе общения. В отличие от этого, в термине "речевое поведение" акцентирована односторонность  процесса: им обозначают те свойства и особенности, которыми характеризуются речь и речевые реакции одного из участников коммуникативной ситуации - или говорящего (адресанта), или слушающего (адресата). Термин "речевое поведение" удобен при описании монологических форм речи - например, коммуникативных ситуаций лекции, выступления на собрании, на митинге и т.п. Однако он недостаточен при анализе диалога: в этом случае важно вскрыть механизмы взаимных речевых действий, а не только речевое поведение каждой из общающихся сторон. Таким образом, понятие "речевое общение" включает в себя понятие "речевое поведение".  

Термин "речевой  акт" обозначает конкретные речевые  действия говорящего в рамках той  или иной коммуникативной ситуации. Например, в ситуации покупки товара на рынке между покупателем и  продавцом возможен диалог, включающий разные речевые акты: запрос об информации (- Сколько стоит эта вещь? Кто  производитель? Из какого она материала?), сообщение (- Две тысячи; Южная Корея; Натуральная кожа), просьбу (- Отложите, пожалуйста, я сбегаю за деньгами), обвинение (- Вы мне сдачу неправильно дали!), угрозу (- Сейчас милицию вызову!) и  др.  

В середине 20 в. английский философ Дж.Остин, а вслед за ним  американские ученые Дж.Сёрль и Г.Грайс  разработали теорию речевых актов, в которой выявили ряд закономерностей, характерных для процесса речевой  коммуникации, и сформулировали принципы и постулаты, следование которым  обеспечивает успех тому или иному  речевому акту и в целом речевой  коммуникации: например, "выражайся  ясно", "будь искренен", "будь краток", "избегай непонятных выражений" и др.  

Информация о работе Соцолингвистика