Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 23:42, реферат
Главные герои «Слова...» князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы».
В основе «Слова о полку Игореве»
лежат исторические события: поход
на половцев в 1185 г. новгород-северского
князя Игоря Святославича, его
брата Всеволода и сына Владимира.
Главные герои «Слова...» князья Игорь
и Всеволод изображены в традициях эпического
летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный
поход, автор тем не менее создает его
образ как воплощение княжеских доблестей.
Игорь мужествен, исполнен «ратного духа»,
его чувство воинской чести и желание
«испить шеломом Дону Великого» не может
поколебать даже страшное предзнаменование
— солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод
не уступает ему в доблести, его воины
«под трубами повиты, под шеломы взлелеяны,
с конца копья вскормлены», ищут «себе
чести, а князю славы».
Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение
лирического, женственного начала. С ней
связаны мир, семейные узы и любовь.
Подчеркивая обобщающий характер этого
образа, автор использует фольклорный
жанр — плач. Ярославна обращается к силам
природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает
их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны
сопоставляется с образом кукушки. «Полечу,
— говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу
шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю
кровавые его раны на могучем его теле».
Своеобразным выражением авторской мысли
об объединении Руси является образ киевского
князя Святослава, двоюродного брата Игоря
и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое
слово» можно назвать композиционным
центром «Слова...». Святослав изображен
могущественным, грозным и мудрым: «О мои
дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь
кровь поганую пролили... Но вот зло — князья
мне не в помощь: худо времена обернулись».
Основной в «Слове...» является патриотическая
идея. Она воплощается в двух аспектах.
Во-первых, в эпичности и масштабности
изображения Русской земли — от Новгорода
на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги
на Востоке до Угорских гор на Западе.
Русская природа в изображении автора
представляет собой необыкновенно широкий
фон, на котором происходит действие, и
одновременно является действующим лицом
«Слова...». Деревья роняют листву от печали,
звери и птицы предупреждают Игори об
опасности, природа скорбит, когда Игорь
терпит поражение, и радуется, когда он
бежит из плена. Но Русская земля для автора
не только природа, но и народ, ее населяющий:
жены воинов, князья, пахари. Русь изображается
как огромное живое существо.
Во-вторых, патриотическая идея «Слова...»
определяет сам замысел произведения.
Автор ставил своей задачей не воспроизвести
исторические события, а дать им оценку.
Битва Игоря с половцами и его поражение
— это повод изобразить положение Русской
земли, раздираемой междоусобными распрями
князей. Автор выражает мысль о необходимости
единения, воскрешения старых идеалов
«братолюбия».
Князья Игорь и Всеволод.Автор воспевает их мужество и храбрость. Игорь
стремится вселить ратный дух и в свою дружину.Он обращается к ней с
вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:"Лучше нам
убитыми быть,чем пленными!"
"Буй Тур"Всеволод - идеал воина. Куда не поскачет он,там лежат "поганые
головы половецкие".В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих
ранах, об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.
Автор С. уподобляет князей "солнцу","свету ","соколам", а врагов-половцев
- "тьме","тучам","черным
воронам"."Тьма свет покрыла",
северского и курского князей были разбиты на реке Каяле.Но автор С. и
осуждает братьев за стремление к личной славе.Они не дождались
объединенного выступления русских князей против половцев,кот. хотел
предпринять Святослав.Игорь и Всеволод сказали"...прошлую славу похитим,
будущую между собою поделим".В рез. - поражение.Погублено войско.Усилились
междоусобицы князей, "тоска разлилась по Русской земле"
Поражение на Каяле "открыло ворота половцам" на Русь.
Автор С. подчеркивает ,что нельзя личную княжескую честь и славу ставить
выше чести и славы Русской земли.Поэтому в С.(вопреки ист. факту)бежавший
из плена Игорь едет в Киев(стол.Руси),признавая этим свою вину перед
Русской землей.
Киевский князь Святослав - идеал мудрого и могущественного правителя
Русской земли.Он
скорбит о потерпевших
упрекает русских князей за то ,что они ему "не в помощь" в правлении Русью,
сохранении ее
единства и могущества.
Ярославна - лирический образ русской женщины. Это верная и преданная
подруга мужа, горячо любящая своего "ладу".Силой своей любви она помогает
Игорю вернуться из плена.В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не
только мужа , но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря - скорбь всех
русских жен
и матерей.
Образ русской земли - центральный в С.Рассказывая о неудачном походе на
половцев "Игорева храброго войска", автор охватывает события русской жизни
за полтора
столетия,сопоставляя прошлые
автора введены огр. геогр. пространства.К происходящим на Русской земле
событиям прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы, греки и
моравы. Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью
действия в разных частях страны:"Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в
Путивле","девицы поют на Дунае,вьются (их) голоса через море до Киева".
Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые
тучи, в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по
ночам и галочий крик утром , море, овраги, реки - это огромный, широкий фон
и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении.Вся русская
природа принимет участие в радостях и печалях русского народа."Солнце...
тьмою путь заслоняет" князю - предупреждает его об опасности. После
поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом:"Никнет трава от
жалости,а дерево с печалью к земле приклонилось".Донец стелет бегущему из
плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом
Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и
точен в деталях.Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и
нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей.Героем С.становится
вся Русская
земля.
Образ автора
Авторские отступления - выражение авторского отнош. к событиям и
размышление над случивш.О широте кругозора Автора свидетельствуют его
знания о родной истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах.
Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места - мы не
знаем, но он сумел осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и
подняться до общерусской т.зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей
Русской земле в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого
необходима сильная централизованная княж. власть. Все князья должны
выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем.Такова
осн. идея автора.
Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности, ораторского
искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны автору для
наиболее точного
выражения своих чувств, мыслей,
отношения к происходящему.
В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра
воинских повестей) "вступить в стремень" - выступить в поход, "копьё
преломити" - одержать победу.При помощи военной терминалогии даётся оценка
нравственныхкачеств героев: Игорь "стянул ум крепостью своею и поострил
сердце свое мужеством, исполнился ратного духа". Воины Всеволода,куряне
"под трубами
спеленуты, под шлемами
С ораторским
искусством связаны такие
риторические вопросы, повторы - всё это призвано привлечь внимание
слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах ,
переживаниях
С традициями устного нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных
эпитетов, как "борзые кони","чистое поле","мечи булатные". В нём
используется и песенная символика: князья - "солнце", Ярославна плачет на
городской стене одинокой "кукушкой".Олицетворяются и одушевляются
отвлечённые понятия: обида -Дева Обида,Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли
по Русской земле. С песенной нар.трад.связаны сравнения:"кричат телеги в
полуночи, словно лебеди распуганные".Ярославна, следуя древним нар.
верованиям,обращается за помощью к силам природы - Солнцу, Ветру, Днепру.
Многие метафоры С. связаны с древнейшем занятием русичей - земледелием.
Посев - "черная земля под копытами костьмы былапосеяна, а кровию полита,
печалью взошли они по Русской земле". Молотьба - "на Немиге снопы стелют
головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от
тела". Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда
- основы жизни
русского народа.
Автор создаёт
яркие и живые картины,
зелёное дерево"," черные тучи","серебряные струны", "синее море","кони
ржут", "лисицы лают на красные щиты","трубы трубят", "скрипят телеги". С
помощью аллитерации передаётся, например, стремительный бег
конницы:"Спозаранок в пятницу растоптали поганые полки половецкие". В С.
ощущаетсяобщая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя
повторы, кот. роднят его с песней.Например,"О русская земля, ты уже за
холмом!"
сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность
повествования.
Но главное,
что делает С. поэтическим
взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его
эмоциональный заряд.
Информация о работе «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма