«Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 23:42, реферат

Краткое описание

Главные герои «Слова...» князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы».

Файлы: 1 файл

«Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма..doc

— 43.50 Кб (Скачать)

«Слово  о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма.

 
 
    В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход  на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича, его  брата Всеволода и сына Владимира. 
     
     Главные герои «Слова...» князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы». 
     
     Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. 
     
     Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле». 
     
     Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным центром «Слова...». Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь кровь поганую пролили... Но вот зло — князья мне не в помощь: худо времена обернулись». 
     
     Основной в «Слове...» является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова...». Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо. 
     
     Во-вторых, патриотическая идея «Слова...» определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».
 

Князья  Игорь и Всеволод.Автор воспевает их мужество и храбрость. Игорь

стремится вселить  ратный дух и в свою дружину.Он обращается к ней с

вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:"Лучше нам

убитыми быть,чем  пленными!"

"Буй Тур"Всеволод - идеал воина. Куда не поскачет он,там лежат "поганые

головы половецкие".В  пылу сражения Всеволод забывает обо  всем: о своих

ранах, об отцовском  княжеском престоле в Чернигове  и о своей молодой жене.

 Автор С. уподобляет князей "солнцу","свету ","соколам", а врагов-половцев

- "тьме","тучам","черным  воронам"."Тьма свет покрыла",когда  войска

северского и  курского князей были разбиты на реке Каяле.Но автор С. и

осуждает братьев  за стремление к личной славе.Они не дождались

объединенного выступления русских князей против половцев,кот. хотел

предпринять Святослав.Игорь  и Всеволод сказали"...прошлую  славу похитим,

будущую между  собою поделим".В рез. - поражение.Погублено  войско.Усилились

междоусобицы  князей, "тоска разлилась по Русской земле"

Поражение на Каяле "открыло ворота половцам" на Русь.

Автор С. подчеркивает ,что нельзя личную княжескую честь  и славу ставить

выше чести  и славы Русской земли.Поэтому  в С.(вопреки ист. факту)бежавший

из плена Игорь  едет в Киев(стол.Руси),признавая этим свою вину перед

Русской землей. 
 

Киевский князь  Святослав - идеал мудрого и могущественного правителя

Русской земли.Он скорбит о потерпевших поражение  Игоре  и Всеволоде и

упрекает русских  князей за то ,что они ему "не в  помощь" в правлении Русью,

сохранении ее единства и могущества. 

 Ярославна - лирический образ русской женщины. Это верная и преданная

подруга мужа, горячо любящая своего "ладу".Силой  своей любви она помогает

Игорю вернуться  из плена.В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не

только мужа , но и его воинов. Ее скорбь о поражении  Игоря - скорбь всех

русских жен  и матерей. 

 Образ русской  земли - центральный в С.Рассказывая  о неудачном походе на

половцев "Игорева  храброго войска", автор охватывает события русской жизни

за полтора  столетия,сопоставляя прошлые времена  с наст.В круг повеств.

автора введены  огр. геогр. пространства.К происходящим на Русской земле

событиям прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы, греки  и

моравы. Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью

действия в  разных частях страны:"Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в

Путивле","девицы поют на Дунае,вьются (их) голоса через  море до Киева".

Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые

тучи, в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот  соловьиный по

ночам и галочий  крик утром , море, овраги, реки - это  огромный, широкий фон

и в то же время  конкретный пейзаж, взятый как бы в движении.Вся  русская

природа принимет участие в радостях и печалях  русского народа."Солнце...

тьмою путь заслоняет" князю - предупреждает его об опасности. После

поражения Игоря  природа скорбит вместе с русским  народом:"Никнет трава от

жалости,а дерево с печалью к земле приклонилось".Донец стелет бегущему из

плена Игорю  постель на зеленом берегу, одевает  его теплым туманом

Охватывая все  пространство Русской земли, автор  тем не менеенаблюдателен и

точен в деталях.Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и

нападения, деталях  вооружения, о пведении птиц и зверей.Героем С.становится

вся Русская  земля. 

 Образ автора

Авторские отступления - выражение авторского отнош. к событиям и

размышление над  случивш.О широте кругозора Автора свидетельствуют его

знания о родной истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах.

Был ли Автор  из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места - мы не

знаем, но он сумел  осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и

подняться до общерусской  т.зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей

Русской земле  в целом. Для процветания Русской  земли нужен мир, а для этого

необходима сильная  централизованная княж. власть. Все  князья должны

выполнять свой долг и перед своими землями, и  перед киевским князем.Такова

осн. идея автора. 

Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности, ораторского

искусства и  народная поэтичекая традиция. Эти  худ. приемы нужны автору для

наиболее точного  выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему. 

В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра

воинских повестей) "вступить в стремень" - выступить  в поход, "копьё

преломити" - одержать победу.При помощи военной  терминалогии даётся оценка

нравственныхкачеств героев: Игорь "стянул ум крепостью своею и поострил

сердце свое мужеством, исполнился ратного духа". Воины Всеволода,куряне

"под трубами  спеленуты, под шлемами взлелеяны,  с конца копья вскормлены".

 С ораторским  искусством связаны такие приёмы, как обращение "братие",

риторические вопросы, повторы - всё это призвано привлечь внимание

слушателей, заострить  его на наиболее важных событиях, проблемах ,

переживаниях

С традициями устного  нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных

эпитетов, как "борзые кони","чистое поле","мечи булатные". В нём

используется  и песенная символика: князья - "солнце", Ярославна плачет на

городской стене  одинокой "кукушкой".Олицетворяются  и одушевляются

отвлечённые понятия: обида -Дева Обида,Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли

по Русской  земле. С песенной нар.трад.связаны сравнения:"кричат телеги в

полуночи, словно лебеди распуганные".Ярославна, следуя древним нар.

верованиям,обращается за помощью к силам природы - Солнцу, Ветру, Днепру.

Многие метафоры С. связаны с древнейшем занятием русичей - земледелием.

Посев - "черная земля под копытами костьмы былапосеяна, а кровию полита,

печалью взошли они по Русской земле". Молотьба - "на Немиге снопы стелют

головами, молотят  цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от

тела". Даже в  рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда

- основы жизни  русского народа. 

 Автор создаёт  яркие и живые картины, наполняя  их цветами и звуками :"

зелёное дерево"," черные тучи","серебряные струны", "синее море","кони

ржут", "лисицы лают на красные щиты","трубы трубят", "скрипят телеги". С

помощью аллитерации  передаётся, например, стремительный  бег

конницы:"Спозаранок в пятницу растоптали поганые  полки половецкие". В С.

ощущаетсяобщая  музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя

повторы, кот. роднят его с песней.Например,"О русская земля, ты уже за

холмом!"

сопровождает  описание движения русских войск  и усиливает напряженность

повествования.

 Но главное,  что делает С. поэтическим произведением,- это лирическая

взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его

эмоциональный заряд.

Информация о работе «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма