Сон как художественный прием в "Слове о полку Игореве"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 05:27, научная работа

Краткое описание

«Слово о полку Игореве» - гениальное произведение, в котором неизвестный автор выступил как новатор: его произведение проникнуто особым лиризмом, стоит на грани литературы и фольклора, считается внетрадиционным жанром, государственная тема стала личной, а историческое повествование – народно-поэтическим. В частности он впервые в русской литературе использовал сон как художественный прием.

Файлы: 1 файл

8.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

В В Е Д Е Н  И Е 

    «Слово  о полку Игореве» - гениальное произведение, в котором неизвестный автор  выступил как новатор: его произведение проникнуто особым лиризмом, стоит  на грани литературы и фольклора, считается внетрадиционным жанром1, государственная тема стала личной, а историческое повествование – народно-поэтическим2. В частности он впервые в русской литературе использовал сон как художественный прием.

    Автор «пошел» против устоявшихся норм (литературный этикет), присущих древнерусской  литературы, не стремящихся поразить читателя своей новизной. Напротив – литературные произведения стремились успокоить и «заворожить» его привычностью. Составляя свое произведение, автор как бы совершает некий обряд, участвует в ритуале. Он обо всем рассказывает в подобающих рассказываемому церемониальных формах. Он восхваляет или порицает то, что принято восхвалять или порицать, и всему своему своесловию или хуле придает приличествующие формы. Поэтому текст литературных произведений – это текст в основном лишенный художественных неожиданностей. Эти неожиданности так же нежелательны, как нежелательны они в любых церемония, в любых обрядах. Все эти традиции, сложившиеся в древнерусской литературе, можно объединить одним понятием – литературный этикет древнерусской литературы3.

    «Слово  о полку игореве» - жанр эпидиктического  красноречия, в жанровую систему  которого входило слово. Все произведения торжественного красноречия, в том  числе и слово, за редкими исключениями, как правило, в композиционном отношении  делились на три части: вступление, часть повествовательную и заключение. Также произведения имели одни и те же стилистические приемы, ритмический стиль речи. Торжественная речь или слово (в древнерусском языке именно этот термин употреблялся для обозначения торжественной речи) должна была быть посвящена какому-либо злободневному4 вопросу текущей современности, требовала постановки проблем общественно-политического или философско-богословского охвата. Характер этих произведений проникнут чувством патриотизма. Во все древнерусских книгах портрет главного героя, преимущественно это были святые или князья, идеальный5.

    Во  всех древнерусских книгах, где авторы вводили сон, это был всего  лишь композиционный элемент, благодаря  которому развивалось действие. Самый  простой пример этому – видение6 Пелугия в «Житии Александра Невского», где герою привиделось, что он видел на корабле живых Бориса и Глеба, описывая этот эпизод, автор действительно верит, что так оно и было.

    Интерес писателей к использованию сна, как художественного приема появился в литературе XVIII века и пик его использования пришелся на XX век. Сон использовали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой,  Н.В. Гоголь и многие другие писатели7.

    Сон – один из приемов в литературе, с помощью которого писатель раскрывает характеры героев, события, свое отношение к миру8. В.А. Жуковский в балладе «Светлана» использует сон не как бегство от действительности, а художественный прием заострения ситуации, раскрытия характера в необычных положениях. В сне отражение жизни романтической души. Светлана – романтическая душа. Она боится за жениха. Этот страх – лишь ее сон. Выход из любой ситуации – вера в Провидение, в Бога, вера в то, что хорошее всегда побеждает. Даже рок, судьбу с Божьей помощью побеждает любовь9.

    У И.А. Гончарова в романе «Обломов» сон использован как ключ к русской сказке, а значит, и к русской душе. В нем открываются коренные, исконные черты русского характера. Значит Обломов – не просто сатирический тип, это образ, символизирующий глубочайшие противоречия русского человека – его величие и его слабость.10

    У А.С. Пушкина в «Капитанской дочке» сон Гринева – чрезвычайно  важный в общей структуре повести  эпизод. В нем завязываются и предсказываются  многие сюжетные линии, а также впервые  обозначается неоднозначность оценки персонажа (Пугачева). Кроме того, именно здесь закладываются основы важнейшей проблемы, поднятой в повести, - проблемы возможности и необходимости установления нормальных человеческих отношений между людьми несмотря ни на какие разделяющие их преграды11.

    Это всего лишь три примера использования  сна в русской литературе, на самом  деле их во много раз больше.

    Но  давайте вернемся к тому, как писались произведения древнерусской литературы. У древнерусского писателя – своеобразное представление о художественности.

    Литература  Древней Руси носила ярко выраженный исторический характер и не допускала  художественного вымысла. Долгое время  частный человек с его радостями  и горестями оставался за пределами  литературного интереса. Исторические события государственного масштаба: военные походы князей, феодальные съезды, нашествие кочевых народов, восстания смердов, борьба за великокняжеский стол, строительство монастырей, основание городов – вот что находилось в центре внимания древнерусского книжника. Героями его произведений становились лица, исторически реальные и исторически значимые. Это князья, бояре, воеводы и митрополиты, а народ выступает как безмолвный свидетель или участник их деяний12.

    В литературе древней Руси существовала иная система художественных ценностей – господствовала эстетика подобия, а не эстетика неповторимости (именно поэтому «Слово о полку Игореве» так похоже на «Задонщина»). Литература дорожила общим, повторяющимся, легко узнаваемым13.

    Символизм – тоже своеобразное представление  о художественности древнерусского писателя - свойственный древнерусской литературе очень специфичен. Литература древней Руси в основном базировалась на системе религиозных представлений о мире, в основе ее лежал религиозно-символический метод познания и отражения действительности. Мир в сознании древнерусского человека как бы раздваивался: с одной стороны, это реальная, земная жизнь человека, общества и природы, с помощью чувств, то есть «телесныма очима». С другой стороны – это религиозно-мифологический, «горний» мир, который открывается избранным, угодным Богу людям в минуты духовного откровения14.

    В угоду средневековой символике  писатель подчас отступал от исторического  факта. В «Повести об убиении Андрея Боголюбского» рассказывалось, как  один из заговорщиков отрубил князю руку, что противоречит данным научных исследований. Нарушение исторической правды объясняется тем, сто меч- символ княжеской власти – держала правая рука (десница), а не левая (шуица).15

    Что же мы видим в «Слове…», автор  пользуется художественным вымыслом, так, например, образ Бояна, который воспевал славу князьям,

    Анализ  научных публикаций выделил основные направления изучения «Слова…»: проблема авторства, сюжет («пир не кровавый, а  свадебный»), поэтика произведения, отдельный анализ сложных для понимания слов и так далее16.

    Также анализ научных публикаций позволил сделать вывод, что сон – один из самых загадочных эпизодов17 в книге, его изучением как самостоятельной темой для научно-исследовательской работы никто не занимался. Многие исследователи занимались изучением сна, как второстепенной темой: рассматривали схожесть сна со снами в других произведениях18, как интерпретация сна влияет на идею всего произведения19, как слова, составляющие образ сна влияют на его интерпретацию20.

    Как мы уже сказали сон Святослава - впервые использованный в русской литературе художественный прием. В связи с этим возникает множество вопросов: цель сна, смысл деталей, границы, функция этого композиционного элемента и прочее.

ЦЕЛЬ  И ЗАДАЧИ

    Цель: доказать, что сон Святослава – первый в древнерусской и русской литературе сон, использованный как художественный прием. 

ЗАДАЧИ  И ВЫВОДЫ

    № 1

    Опираясь  на различные толкования слов во сне  Святослава можно прийти к выводу, что все рассмотренные слова  имеют символическое значение, что было свойственно древнерусской литературе (традиция), и благодаря этому создается мрачное апокалипсическое настроение (новаторство).

    № 2

    Проанализировав композиционную функцию сна Святослава, мы приходим к выводу: впервые в  древнерусской литературе и русской литературе сон представлен как внефабульный элемент композиции, использован прием ретардации – действия сознательно замедляется.

    № 3

    Изучение  цветовой символики сна и в  целом «Слова, мы приходим к выводу, что цветовая характеристика оказывалась  необходимой только там, где она выступала в символическом значении.

    № 4

    Опираясь  на толкования некоторых слов во сне, можно прийти к выводу, что сон  Святослава насыщен недобрыми предзнаменованиями – символами похоронного обряда. Это указывает нам на то, что  сон Святослава – пророческий сон, и впервые в древнерусской и русской литературе лирическая наполненность сна

    № 5

    Рассмотрев  глаголы в «Слове…», употребленные  в прошедшем завершенном времени  мы видим границы этого эпизода 
 
 
 

    О С Н О В Н  А Я   Ч А  С Т Ь 

    Сон Святослава – относительно небольшой эпизод, заслуживающий отдельного изучения, ведь, читая произведение непонятно сон это или реальность, также непонятно место действия и многие другие элементы.

    Начнем  с толкования сна, которое строится, как известно, на совпадении по времени того, что приснилось, с реальной действительностью, а процесс истолкования, включая предсказание, на анализе иносказательного, «сновиденческого» языка. Сон можно считать одной из систем иносказания, которая, следовательно, имеет историческую и национальную специфику. Осмысление последствий разгрома войск Игоря начинается на княжеском уровне с «темного сна» Святослава, который он видел «в Киеве, на горах».

    И все же смысл многих слов изучаемые  нами могут употребляться в «Слове…» в разных значениях. В связи с этим многие переводчики по-разному переводят данный эпизод, и у него появляется разный смысл. В некоторых случаях меняется место действия, в других – смысл древнерусских слов и тому подобное. Например слово тисовый, при неустойчивости древнерусского правописания, многие интерпретируют его по-своему.

    Карл  Менгес, занимавшийся происхождением слов, но не переводивший «Слово о полку  Игореве», в своей  работе о происхождении  и смысле слов, затронул и слово  тисовый. По его мнению, это слово пришло в древнерусский язык путем влияния урало-алтайских языков. Также исследователь сравнивает это слово с латинским этимоном taxux - тис и греческим этимоном τόξου – лук. Но все же автор делает ставку на то, что этимон слова тисовый крайне не устойчив даже внутри славянских языков, что затрудняет его изучение. Под этимон тисовый, как утверждает Менгес, следует понимать любой род хвойных растений. Но если быть поточнее - можжевельник, тис, лиственницу, то есть любой вид хвойного дерева21.

    Один  из самых известных исследователей древнерусской  литературы - Дмитрий Сергеевич Лихачев считает, что под этим определением нужно понимать тисовый род хвойного растения, так как, во-первых, красная древесина этого рода хвойных растений очень ценилась и ценится в мебельной отрасли своим качеством и, во-вторых, все растения этого рода ядовиты, и это показывает более мрачную атмосферу сна Святослава, что как раз и следовало неизвестному автору показать во сне Святослава22.

    Но  многие переводчики «Слова…» не соглашаются  с аргументированной точкой зрения Дмитрия Сергеевича Лихачева, так как считают, что при неустойчивости правописания автор мог и иметь ввиду тесовую кровать, ведь тес – тонкие доски, получаемые путем продольной распиловки бревен, следовательно, что такой метод изготовления кровати обходился дешевле, ведь тис прорастает только на Дальнем Востоке и в Северной Америке. А так как дипломатические связи с государствами на Дальнем Востоке были развиты плохо, а об Америке еще известно не было, то эксплуатация в Древнюю Русь этого рода хвойного растения была практически невозможна. Поэтому, если автор и использовал в своем произведение слово тисовая, то явно в метафоричном смысле23.

    Таким же многозначным словом является определение  бусые. В книге посвященной 800 –  летию «Слова…» в отношении этого определения высказывает свою позицию Н.В. Шарлемань24.

Информация о работе Сон как художественный прием в "Слове о полку Игореве"